Межпредметные и интегративные связи на уроках литературы
статья по литературе на тему

Сапрыкина Елена Анатольевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saprykina_elena_anatolevna.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

           Межпредметные и интегративные связи на уроках литературы.                                                                                                                                                                

                         

Межпредметные и интегративные связи на уроках литературы предполагают установление тесных отношений между несколькими предметами и целостное представление о мире,культуре,человеке. Одна из целей литературы (эстетическое воспитание) может быть реализована именно через интеграцию и межпредметные связи.

Эстетическое воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности. Видеть в окружающем мире красоту - значит самому уметь творить прекрасное в окружающем мире, изменяя его. Искусство духовно возвышает человека. Но подобное возможно лишь тогда, когда человек достаточно образован эстетически. Чтобы воспринимать музыку, изобразительное искусство, получать эстетическое наслаждение, необходимо иметь соответствующую подготовку. Задача школы создать условия для того, чтобы мир искусства стал для ребенка средством познания окружающего мира, научить чувствовать красоту и гармонию произведения искусства.

Для раскрытия великой силы искусства целесообразно использовать интегрированные уроки и разнообразные методы и формы работы. Подобные уроки позволяют реализовать ряд задач, которые трудно воплотить в жизнь в рамках обычного урока:

1.развитие различных мыслительных операций (сравнение и т.д.)

2.развитие речи учащихся.

3. использование межпредметных связей и  информации из разных предметных областей (что особенно актуально в рамках введения ФГОС)

4.повышение мотивации  учащихся за счет необычной, интересной формы.

Итак, тип интеграции: литература-искусство.

Такой предмет, как литература, создает благоприятную основу для использования интегрированных уроков и эстетического воспитания личности. Вот, например, возможные варианты  интеграции литературы и искусства:

I.Литература- живопись.

1.Стихотворения русских поэтов о природе- А.Саврасов «Ранняя весна», И. Шишкин «Золотая осень», А.Куинджи «Солнечные пятна на инее».

2.М.ВолОшин «Владимирская Богоматерь», Н.Гумилев «Андрей Рублев»- икона «Владимирская Богоматерь», иконы А.Рублева.

3.К.Паустовский «Мещерская сторона»- И.Левитан «Луг на опушке леса».

4.М.Лермонтов «Бородино»- Ф.Рубо «Бородинская панорама».

5.Л.Толстой «Кавказский пленник»- Ф.Рубо «Казаки у горной речки»

6.Творчество А.Ахматовой- Н.Альтман «А.Ахматова».

7.Творчество В.Жуковского- П.Соколов «В.Жуковский»

8.Русский фольклор - Б.Кустодиев «Масленица»,В.Суриков «Взятие снежного городка»,В Васнецов «Иван Царевич на Сером волке».

9.М.Булгаков «Мастер и Маргарита»- А.Мыльников «Распятие», Н.Ге «Что есть истина? Христос и Пилат».

II.Литература- музыка.

1.Стихотворения русских поэтов о природе - П.Чайковский «Времена года», Вивальди « Времена года».

2.Н. Гоголь «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки» - М.Мусоргский «Ночь на Лысой горе».

3.Творчество А.Пушкина- оперы «Евгений Онегин», « Пиковая дама»; «Борис Годунов» М. Мусоргского.

Особо хотелось обратить внимание на «Картинки с выставки» М. Мусоргского. По этим музыкальным зарисовкам можно запланировать целую серию замечательных уроков по развитию речи. Чего стоят эти зарисовки реальных жизненных сцен в звуках: «Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» и другие. Если привлечь еще и  сам источник вдохновения («Картинки с выставки» В.Гартмана), получится замечательный курс по развитию речи. Итогом серии уроков может быть, например, создание журнала.

III. Литература-балет.

1.Сказки Гофмана- балет «Щелкунчик».

2.А.Пушкин «Евгений Онегин»- балет «Онегин»

IV. Литература- скульптура.

1.Творчество Н.Гоголя- скульптуры Асанбаева по мотивам произведений (Гжель).

2.Древнерусская литература- М. Антокольский «Нестор-летописец».

Следует уточнить, что акцент на уроке должен быть сделан учителем именно на эмоциональное восприятие произведения искусства и его связь с произведением литературы.

В заключение хотелось бы предложить разработку урока подобного типа по творчеству Р.Брэдбери «Мир фантастики» в 7 классе по рассказу «Улыбка».

Цели урока:  

-формирование  умений обучающихся  анализировать литературное произведение, выделять  художественные средства, выражать свое отношение к прочитанному, давать оценку произведениям искусства.

-развитие речи, художественного вкуса.

-воспитание бережного отношения к  культурным ценностям, ответственности за свои поступки, толерантности.

Тип урока: интегрированный (литература, МХК)

Форма работы - групповая

Методы:

- творческое чтение

-исследовательский

-наглядный

Виды деятельности обучающихся:

- сопоставительный анализ

-иллюстрирование

-анализ произведений искусства

Оборудование: медиапроектор, презентация.

Предварительная работа:

-прочитать рассказ Р.Брэдбери «Улыбка»

- 1 группе создать иллюстрации, изображающие будущее (в соответствии с деталями, описанными в рассказе)

-2 группе подобрать репродукции, изображающие праздники, дать художественное толкование.

-3 группе подобрать произведения искусства, которые могут  олицетворять человеческую цивилизацию, обосновать свой выбор.

- 4 группе подобрать музыку, которая могла бы сопровождать «чудесную улыбку» и крики толпы.

-  краткое сообщение о картине «Мона Лиза» (индивидуальное задание)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с миром фантастики Рэя Брэдбери.  А что такое фантастика? Какими чертами она обладает?(слайд №….)

Почему вы решили, что рассказ Брэдбери- фантастика? Итак, какое же будущее создал писатель?  

  1. 1 группа представляет свои работы. Задача учащихся: найти в тексте рассказа цитаты, соответствующие иллюстрациям.

Сделайте вывод: как живут люди, каковы взаимоотношения в семье, между людьми и государством, властью?

  1. Что является отдушиной для этих людей?  

С чем у вас ассоциируется слово «праздник»? Какие праздники вы знаете?  Какие праздники нашли отражение в произведениях живописи?  (2 группа представляет свои работы). Слайды № ,,,,,,,

А каковы же праздники будущего (привести цитаты из текста).

На какой праздник собрались они сейчас?

      V.      Что же представляет из себя картина, которую увидел Том?

Слайд №……..  . Рассказ учащегося о работе Леонардо да Винчи.

VI.    Работа с текстом. 

В тексте подчеркните глаголы, передающие поведение толпы, когда она понеслась к картине.

Что представляет из себя толпа? Как ведет себя Том? Почему?

Вывод: толпа уничтожает картину как символ прошлой цивилизации. А какие еще произведения искусства могли  бы символизировать наш мир?

       VII. 3 группа представляет свои работы. (произведения искусства, олицетворяющие человеческую цивилизацию,слайды №………………).

       VIII.  Прослушивание  аудиозаписи с финалом рассказа. Какие чувства вызывает финал?

4 группа представляет музыку, подобранную к слову «улыбка»

Задание классу: подобрать эпитеты к этому слову.

IX. Обобщение. По вариантам:

1вариант - написать SMS Тому.

2 вариант - написать SMS людям на площади.

Проверка работы.

Вывод: зачем Брэдбери написал подобный рассказ? Что нужно сделать ,чтобы такое будущее осталось лишь на бумаге?

Список литературы:

1.Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Вологда, 1988,-202 с.

2.Грищенко Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. -1995.- №11.-С. 21-28

3.  Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система// Педагогика. .-1997. -С. 24-28

4. Коложвари И., Сеченникова Л. Как организовать интегрированный урок. // Народное образование. –1996г.- №1. -С.87-89.

5.Ятайкина А.А.Об интегрированном подходе в обучении//Школьные технологии.-2001.-№6.-С.10-15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема использования межпредметных связей на уроках литературы

Главная общая цель изучения литературы в школе может быть определена следующим образом: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к дух...

Осуществление межпредметных связей на уроках литературы в 5-8 классах. Из опыта работы Атарщиковой Н.В.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ Нежинской СОШ Атарщиковой Н.В.  . Литература - предмет, обладающий широкими возможностями интеграции с другими предметами. Многообразны фо...

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ И ВНУТРИКУРСОВЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.В. Морозова, Е.А.ШумоваУчителя английского языка ГБОУ «Школа №2000» (г.Москва) Аннотация: в данной статье дается описание работы учителей английского языка над педагогическим проектом -  т...

Статья "Использование внутрипредметных связей на уроках литературы"

В статье обозначена роль внутрипредметных связей в учебном процессе. Как и в каких произведениях мы с ними встречаемся.Примеры взяты из личного опыта....

Моя семья (Module 4, Extensive Reading, межпредметные связи с уроком литературы)

УМК: Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В.    Эванс]. – 4-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение...

Технологическая карта урока английского языка. Through the Looking Glass (В Зазеркалье) Межпредметные связи с уроком Литературы. 6 класс

Технологическая карта урока Предмет Английский языкУМК «Английский в фокусе» (Ваулина Ю., Эванс В.) Тема: Extensive Reading. Across the Curriculum: Literature. Through the L...