РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ И ВНУТРИКУРСОВЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по английскому языку на тему

Шадрина Анна Павловна

Л.В. Морозова, Е.А.Шумова

Учителя английского языка ГБОУ «Школа №2000» (г.Москва)

 

Аннотация: в данной статье дается описание работы учителей английского языка над педагогическим проектом -  технологической картой учебного занятия по теме: «Страноведение», с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей. Основная цель проекта - повышение качества обученности учащихся при прохождении итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС.

Список ключевых слов: государственная итоговая аттестация, технологическая карта урока, повышение качества обученности, внутрикурсовые и межпредметные связи, универсальные учебные действия (УУД), коммуникативная компетенция, проектная деятельность учащихся

В 2009 году были разработаны стандарты нового поколения — Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [1]. При этом важно, что в условиях реализации ФГОС Единый государственный экзамен по иностранному языку станет для школьников обязательным с 2020 года, когда повсеместно будет введен в действие новый ФГОС, утвержденный накануне Министерством образования и науки. Новый ФГОС предполагает, что ученик, сдавая обязательный экзамен по иностранному языку в форме ЕГЭ, сможет сам выбрать уровень: базовый или углубленный.

Следует отметить, что основной парадигмой нового Государственного Стандарта стала идея перехода от  пассивной образовательной стратегии (учитель дает знания, а ученик слушает) к интерактивной (учитель создает условия для самостоятельного получения знаний и развития универсальных учебных умений учащихся). В корне изменилось «представление об образовательных результатах: новые стандарты ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты» [1]. Исходя из этих требований, были составлены основные образовательные программы и примерная программа по иностранным языкам, нацеленная на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе английскому).

Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения Мачехиной О.Н., к.п.н., доцента кафедры ООТ МИОО, которая представляет интерактивную стратегию преподавания как основную при системно-деятельностном подходе в условиях реализации ФГОС.  «При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее задания и вопросы), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации – книги, словари, энциклопедии, сборники законов. Они также обращаются к социальному опыту – своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. В образовательный процесс вовлечены все учащиеся» [3].

В ходе работы над первым этапом данного проекта, и в принципе нашей профессиональной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС, нами были выявлены противоречия  и обозначена актуальность проблемы: с одной стороны - сокращение часов по предмету в начальной школе (с 3 до 2 часов), и недостаточное количество часов в базисном учебном плане для изучения страноведения. С другой стороны,  контрольно-измерительные материалы итоговой аттестации, в которых появляется все большее количество заданий с использованием аутентичных текстов по страноведению с ярко выраженными межпредметными связями. Как мы видим, в решении данной проблемы может помочь создание элективных курсов по страноведению, проектная и внеурочная деятельность учащихся. Таким образом, мы пришли к идее разработки внеклассного мероприятия и составления его технологической карты с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей.

Мы предположили, что в случае разработки технологической карты внеклассного мероприятия  (интеллектуальной игры) по теме: «Историко-культурные ценности англо-говорящих стран», включив интерактивные приемы активизации познавательной деятельности учащихся, повысится мотивация к изучению тем по страноведению, расширится кругозор обучающихся, что приведет к повышению качества обученности при прохождении ГИА.

Как указывалось ранее, целью нашего проекта стало создание условий для повышение качества обученности учащихся, посредством разработки технологической карты внеклассного мероприятия с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей. В связи с этим, в ходе работы над проектом мы решали сопутствующие задачи:

1. Проанализировать, выявить и описать межпредметные и внутрикурсовые связи в УТП для 8 класса по УМК “Spotlight” изд. «Просвещение» и «Express Publishing» Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс «Английский в фокусе» [7].

2. Составить сценарий внеклассного мероприятия (интеллектуальной игры) по теме: «Историко-культурные ценности англо-говорящих стран» на основании выявленных проблемных межпредметных тем по страноведению.

3. Провести внеклассное учебное занятие (интеллектуальную игру для старшеклассников) по теме: «Историко-культурные ценности англо-говорящих стран» в рамках недели иностранного языка. Эта игра проводилась 28 января 2015года в ГБОУ «Школе №2000» среди учащихся 9,10,11 классов. На занятии присутствовало 24 учащихся, среди них 10 мальчиков и 14 девочек [Приложение 1].

4. Выявить проблемные темы по страноведению путем проведения диагностической работы с последующим ее анализом. В связи с этим мы проводили анкетирование. [Приложение 2] Мы предлагали учащимся 9,10-11 классов ответить на 6 вопросов по страноведению [Приложение 3]. Анкетирование показало, что в основном учащиеся хорошо знают реалии англоговорящих стран, но необходимо продолжать работу в этом направлении. На диаграмме видно, что большая часть учащихся ответили на большинство вопросов, однако есть и те, кто испытывал трудности при ответе на большинство вопросов или ответил, но не верно [Приложение 4].

5. Определить пути коррекции знаний учащихся на основании анализа специальных источников и практического опыта:

·        Составить банк заданий и рекомендаций для отработки навыка использования знаний по страноведению для успешного решения заданий ГИА;

·        Разработать программу элективного курса по страноведению « По англоговорящим странам»;

·        Составить алгоритм сопровождения индивидуальной проектно-исследовательской деятельности учащихся.

6. Разработать технологическую карту внеклассного мероприятия (интеллектуальной игры) по теме: «Историко-культурные ценности англоговорящих стран». Это - внеклассное мероприятие (интеллектуальная игра) Тип урока -         обобщение и систематизация знаний. Стратегия взаимодействия -  интерактивная.

Цель учебного занятия (для учителя):    Создать условия для расширения кругозора учащихся и повышения качества обученности через знакомство с историей и культурой англоговорящих стран.

У учащихся такой вид учебного занятия вызвал огромный интерес и мотивацию к дальнейшему изучению тем по страноведению и составление учебных проектов по этой теме. А результаты диагностической работы, которая  проводилась спустя некоторое время  показала повышение качества обученности на 12%.

Итогом нашей работы над проектом является создание технологической карты внеклассного мероприятия (интеллектуальной игры) по теме: «Историко-культурные ценности англоговорящих стран», написание данной статьи, организация работы дискуссионных площадок на педагогическом совете по теме: «Освоение учителем навыка интеграции предметного содержания школьных курсов для трансляции передового педагогического опыта в столичном образовательном сообществе» и публикация всех вышеуказанных материалов для обсуждения в педагогическом сообществе. Итогом нашего выступления на педагогическом совете было создание ментальной карты по теме: «Что дает учителю интеграция предметного содержания школьных курсов?». В ходе обсуждения с коллегами мы пришли к выводу, что, прежде всего главными ожидаемыми результатами для учащихся являются: повышение качества образования при прохождении итоговой аттестации, актуализация имеющихся предметных результатов, совершенствование общекультурной компетенции учащихся, мотивация к проектной и исследовательской деятельности, расширение спектра выбираемых олимпиад, ранняя профориентация, опора на жизненный опыт.  Для учителей – это четкое определение целей и задач, распределение акцентов  с учетом интеграции предметного содержания, сокращение учебного времени на объяснение и увеличение времени на закрепление, а также углубление и расширение при объяснении более сложных тем,  соответствие высоким нормам профессионального стандарта, возможность трансляции педагогического опыта.

Следует отметить, что в связи с краткосрочностью проекта мы не можем проанализировать заранее результаты повышения качества учащихся при прохождении итоговой аттестации, поэтому планируем провести промежуточный срез знаний по данной теме.

В заключении хотелось бы отметить, что школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. И мы, учителя, можем превратить учение в процесс развития познавательных стремлений. Следует отметить, что не сумма знаний, а развитие способностей – главная цель учителя. Наше призвание – открывать мир, и в этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга. Обучение существует там, где у школьников живой интерес к познанию окружающего мира.

В конце хотелось бы процитировать слова великого мыслителя Конфуция «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь», которые стали особенно актуальны в рамках реализации нового Федерального Государственного Стандарта, основной парадигмой которого является системно-деятельностный подход. [12].

 

«Литература»

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Текст]: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-- [утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897]

2.Мачехина О.Н. Технологическая карта урока. Выбор стратегии взаимодействия учителя и учеников для эффективного обучения.   [Текст] / О.Н. Мачехина//Вестник московского образования. – 2014. - № 20. – С. 245-253.

3.Мачехина О.Н.   О готовности учителя к использованию образовательных технологий. [Текст] / О.Н. Мачехина // Наша будущая школа. Модернизация образования: технологии, практики, опыт ведущих школ России: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург-Волгоград, 6-8 февраля 2014 года/ Волгоград, 2013. – 267 с. Стр. 148-151.

4.Иоффе А.Н. Методика гражданского образования: теоретические аспекты и практические рекомендации. (Серия: Активный класс). - Брянск: Курсив, 2007. - 168 с.

5.Мачехина О.Н. Ресурсно-контекстный подход  к разработке программы развития школы. [Текст] / О.Н. Мачехина // Коллективная монография «Инновационная деятельность в системе образования», часть V, Москва, 2012г. 572 стр.

6. Мачехина О.Н. Организационные условия эффективной инновационной деятельности  учителя в условиях столичного многопрофильного образовательного комплекса. [Текст] / О.Н. Мачехина // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: сб. материалов V Международной научно-практической конференции, Москва, 27-28 ноября 2014 г.  / МГГУ им. М.А. Шолохова. – Москва, 2014.  С. 113-115.

7. Мачехина О.Н. Использование потенциала современных образовательных технологий  для реализации основных принципов духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. . [Текст] / О.Н. Мачехина // Ценности и смыслы современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Академика РАО З.И. Васильевой, Санкт-Петербург,  9 октября 2014 г. /ФГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб, 2014.  С. 97 -102.

8.Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностр. яз. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.

9.Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.

10.Казакова, Е.В. Речевые коммуникативные упражнения на уроках иностранного языка в среднем звене. http://www.openclass.ru/lessons/81294

 11.Ваулина, Ю.Е., Дули, Дж., Подоляко, О.Е., Эванс, В. УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight-8”). — М.: Просвещение, Express Publishing, 2010

12.Конфуций. Изречения  [Текст]: худ. Лит. Издание / Конфуций - Харьков: Фолио, 2010.- 368с.

Список  использованных интернет-ресурсов:

11.«Федеральный институт педагогических измерений»

http://www.fipi.ru/

12.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

13.Фильмы на английском языке с английскими и русскими субтитрами онлайн бесплатно. Окно в Британию. Часть 1

http://onlinenglish.ru/film.html

14.Интеллект карты на уроках английского языка

http://time4english.ucoz.ru/index/mind_map_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/0-2

 

Приложения

Приложение 1

 

 

Приложение 2

Анкета по страноведению

Quiz on English speaking countries

1.     What do you know about Great Britain?

2.     What do you know about the USA?

3.     What do you know about the political system of Great Britain?

4.     What do you know about the political system of the USA?

5.     What do you know about the Houses of Parliament?

6.     What do you know about the White House?

 

 

 

Приложение 3

 

Приложение 4

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Презентация по теме "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"...

«Реализация ФГОС второго поколения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности на первой ступени обучения »

Важным вопросом для учителя- предметника сегодня является вопрос эффективного включения в реализацию ФГОС второго поколения на ступени начального образования.  Деятельностный характер предмета &l...

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...

Загорская М.В.Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в 5-8 классах по теме «Праздники в англоговорящих странах ».

Данная статья посвящена проектной деятельности в школе как на уроках английского языка,так и во время внеурочной деятельности.На примере темы  "Праздники в англоговорящих странах" автор...

«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»

Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы...