Проблема использования межпредметных связей на уроках литературы
статья по литературе на тему
Главная общая цель изучения литературы в школе может быть определена следующим образом: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать правильное понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру. Речь, таким образом, идёт о воспитании читателя. Важно, чтобы читатель-школьник превратился из случайного потребителя культуры в ответственного участника диалога «Я - художественное произведение»; он вовсе не должен механически запоминать набор разрозненных историко-литературных фактов и бездумно редуцировать их в устных ответах и сочинениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема использования межпредметных связей на уроках литературы | 101.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема использования межпредметных связей на уроках литературы.
Литература как искусство словесного образа- особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в нашей школе содействует воспитанию разносторонне развитой, гармоничной личности. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей- необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и всесторонне развитого, способного критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто ка факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как диалог с писателями разных стран и исторических эпох. Это приобщение е общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской мировой культуры и обладающем национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии мировой художественной культуры.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается не только эмоционально, но и интеллектуально. Поэтому изучение литературы нельзя представить без соотнесения ее с другими предметами: родным языком, историей, обществознанием, иностранными языком, музыкой, изобразительным искусством и даже философией и психологией.
Главная общая цель изучения литературы в школе может быть определена следующим образом: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать правильное понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру. Речь, таким образом, идёт о воспитании читателя. Важно, чтобы читатель-школьник превратился из случайного потребителя культуры в ответственного участника диалога «Я - художественное произведение»; он вовсе не должен механически запоминать набор разрозненных историко-литературных фактов и бездумно редуцировать их в устных ответах и сочинениях.
Главная задача современного филолога-педагога - помочь школьнику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными голосами отдельных произведений, фиксируя в сознании многообразие художественных принципов и форм изображения мира. При этом учитель литературы должен помнить, что само искусство слова - выработанный веками культурной жизни человечества мощнейший механизм органического, ненасильственного становления личности путем ее целостного духовного самоопределения, направляемого текстом, - обладает наибольшим воздействием в совокупности с другими видами искусств. Никакому самому квалифицированному и талантливому учителю не сравниться по силе своего намеренного, спланированного педагогического воздействия со спонтанным формирующим действием искусства на открывшуюся художественным впечатлениям душу. Учителю здесь достаточно оставаться помощником, проницательно облегчающим неопытному читателю встречу с шедевром.
Принимая во внимание все вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин. Сейчас уже не редкость урок, на котором происходит объединение разных предметов; появились уроки, которые совместно проводят учителя-предметники. Цель таких уроков- приобретение системы знаний и ценностей, «Погружение» в определенную культурную эпоху, диалог с ней, постижение ее картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.
Интерес к межпредметной интеграции на уроке литературы всегда был высок, а на данном этапе развития общества межпредметное и внутрипредметное взаимодействие становится особенно актуальным: межпредметные связи помогают формировать целостное представление о литературном процессе, авторской художественной системе. Хочется подчеркнуть, что интеграция предполагает не механическое совмещение в рамках одного урока различных учебных предметов, но их системное объединение в содержательную общность нового качественного характера, когда каждая составляющая системы испытывает «силовое притяжение» смежных областей, что помогает увидеть ее по-новому.
Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
Педагогическая проблема межпредметных связей особую актуальность в свете задач всестороннего развития личности школьника.
Выдающийся славянский педагог Ян Амос Каменский в своей «Великой дидактике» писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Использование межпредметных связей облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей к установлению и усвоению связей между отдельными элементами универсальных знаний и умений из различных учебных предметов. В настоящее время, когда поставлен фундамент теории развивающего обучения, разработана теоретическая модель интегральной личностно-ориентированной педагогической системы, в основание которой положен принцип развивающего обучения, появилась возможность раскрыть теоретическую роль межпредметных связей в конкретной педагогической системе.
Появление принципа межпредметных связей должно привести к организованному, целевому совершенствованию методики формирования у учащихся единого комплекса УУД.
Можно выделить несколько направлений влияния принципа межпредметных связей на педагогический процесс:
- Увеличение информационной емкости формируемого понятия;
- Углубление сущности стороны формируемого понятия;
- Совершенствование последовательности развития понятия;
- Совершенствование методики формирования понятий, реализация преемственности в их развитии;
- Осознание учебного предмета в общей системе других наук;
- Осознание системности знаний;
- Развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний;
- Формирование УУД.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организаций обучения, обеспечивает единство учебно-воспитательного процесса.
Как один из важнейших учебных предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с различными дисциплинами:
- Русским языком;
- Историей;
- Обществознанием;
- Географией;
- Иностранным языком;
- Изобразительным искусством;
- Музыкой.
Установление органических взаимосвязей литературы с этими учебными предметами не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.
Стремление к эффективности учебного процесса заставляет учителя-словесника преодолевать случайность в установлении межпредметных связей, предпочитая ей систематическое использование таких сведений и фактов из других дисциплин, включение которых в уроки литературы благотворно сказывается на гуманитарном образовании в целом.
Все вышеизложенное определило тему моего проекта «Проблема интегрированного подхода к обучению литературе в системе современного образования».
Цели исследования:
- Показать, какую роль использование межпредметных связей играет в активизации учебного процесса школьников, в увеличении объема используемого материала, в расширении возможностей применения дифференцированного подхода в обучении, в повышении эффективности урока;
- Проанализировать степень воздействия межпредметных связей на различные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроят на работу;
- Продемонстрировать значение межпредметных связей в поиске новых форм ученического соавторства и их реализации в практической деятельности;
- Проследить, как уроки с использованием межпредметных связей влияют на непосредственное общение с произведениями искусства, создают целостное, глубоко эмоциональное впечатление от него, затрагивающее личностные переживания, развивает культуру художественного восприятия, воспитывает культуру эстетических и нравственных чувств, влияющих на формирование мировоззрения учащихся;
- Выявить разнообразные формы работы в интегрированном подходе к изучению литературы.
Задачи исследования:
- Определить основные аспекты в привлечении сведений смежных учебных предметов на уроке литературы;
- Наметить пути практического решения актуальной методической проблемы.
В методической науке единодушно отмечается, что межпредметные связи способствуют глубине и прочности знаний, гибкости их применения, расширяют кругозор учащихся, содействуют воспитанию у них устойчивых познавательных интересов. Однако признается и тот факт, что не установлена вся система этих связей, что они в отдельных школьных предметах не выявлены, неясна структура, не определены их особенности, что многие, пусть даже интересные, наблюдения фрагментарны.
Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности учащихся, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, похода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории « межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Специфика межпредметных связей литературы почти во всех работах определяется в том, что они разнокачественные и могут быть выражены в таких группах:
- Литература- русский язык;
- Литература- иностранные языки;
- Литература- история;
- Литература- естествознание;
- Литература- искусство;
- Литература- театр.
Активизация учебного процесса- это, пожалуй, самое верное средство увлечь подростков учебой. Но легко сказать ребятам, да коллегам: «Давайте начнем работать интенсивнее!» Нет, сначала мы, учителя, обязаны многому научиться: овладеть новыми технологиями обучения; изменить у детей психологический настрой к уроку; существенно расширить круг собственных интересов. Дать учащимся научную картину мира, сформировать качества личности, позволяющие успешно адаптироваться в обществе- эти задачи в значительной мере обеспечиваются межпредметными связями в преподавании русского языка и литературы.
Я выделяю четыре критерия отбора межпредметных связей, отбора фактов, явлений. К первым трем относятся те факты и явления, без которых невозможно изучить предмет (например, для повести Пушкина «Капитанская дочка» это история пугачевского восстания); те, которые поясняют, иллюстрируют материал ( знакомясь с классицизмом, учащиеся обращаются не только к произведениям литературы, но и к живописи, скульптуре, архитектуре и т.д.); те, которые оказывают эмоциональное воздействие
( знакомство с повестью В. Богомолова « Иван» начинается с кадров фильма Тарковского
«Иваново детство»: они способствуют более глубокому пониманию трагедии целого поколения, лишенного детства, более сильному воздействию на читателя).
Четвертый критерий- это использование приемов учебно-продуктивной деятельности и навыков, сформированных на уроках по другим предметам.
Межпредметные связи реализуются по двум основным направлениям: содержание образования и организация учебно-познавательного процесса.
В своей работе я активно использую я использую оба направления, которые реализуются в различных формах:
- Сравнение произведения словесного творчества и его музыкального воплощения;
- Подбор к художественному тексту музыкальных иллюстраций;
- Сопоставление художественного произведения и иллюстрации к нему;
- Подбор цветовых гамм для характеристики персонажа или целого художественного произведения;
- Определение принадлежности произведения живописи к направлению в искусстве, обучение словесному рисованию
И это неполный перечень форм деятельности, которые открываются перед учителем с использованием межпредметных связей. Плодотворность такой деятельности сказывается в существенном повышении интереса учащихся к литературе как учебному предмету.
Место, которое занимает сегодня литература в учебно-познавательном процессе можно показать на схеме:
Рассмотрим подробнее данную схему и в первую очередь обратимся к расшифровке понятий «филологические науки», «естественные науки», «физико-математические науки», «общественные науки», «другие виды искусства».
- 1. Филологические науки и смежные с ними:
- Литература;
- Лингвистика;
- Современный русский язык;
- Иностранные языки;
- Риторика;
- Этика;
- Эстетика;
- Логика;
- 2. Естественные науки:
- Биология;
- Химия;
- География;
- 3. Физико-математические науки:
- Математика;
- Физика;
- Информатика;
- 4. Общественные науки:
- История;
- Обществознание;
- Основы религиозного воспитания;
- Краеведение;
- 5. Другие виды искусства:
- Живопись;
- Музыка;
- Театр;
- Кино;
При подробном и тщательном рассмотрении данной схемы мы увидим, что изучение литературы, по-разному, но связано, со всеми школьными предметами и даже выходит за грань общеобразовательной программы. Теперь нужно обратить внимание на содержательную сторону этих групп: как вы понимаете, она различна:
- В первом случае связь выступает как первоэлемент для изучения литературы;
- Во втором и третьем- связи носят сопоставительный характер;
- В четвертом- связи выражаются в использовании материала того или иного предмета для развития речи и кругозора учащихся;
- В пятом- обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки, живописи, помогают развивать творческие способности учащихся.
Следует отметить, что рассмотренные выше связи функционируют в процессе обучения как существенный фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, который качественно преобразует все её компоненты.
Самым важным моментом в использовании межпредметных связей на уроках литературы является мысль о том, что обобщенные понятия и действия не должны утрачивать своего предметного смысл, иначе они превращаются в пустые абстракции, малопродуктивные в познании. Обобщенность знаний и способов действий, повышая активность и успешность деятельности, усиливает и её познавательную мотивацию, особенно при решении творческих , нестандартных задач. У ученика возрастает интерес к собственному процессу мышления, к его операционной стороне. «Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В связи с этим повышается и ценность нового «межпредметного» вида познавательной деятельности, укрепляется потребность в ней. Выдвижение перед учащимися учебных и познавательных задач при установлении межпредметных связей значительно активизирует познание. Ученик должен установить связь между элементами, относящимися к разным предметным системам знаний. Это требует активной умственной деятельности, напряжения его памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развития воображения и речи.
Нельзя не отметить и такой важный момент, что в качестве структурных элементов педагогической интеграции выступают общие для нескольких предметов материальные и духовные объекты изучения, общие структурные элементы содержания образования (факты, понятия, идеи, законы, теории, концепции, образы мира), комплексные проблемы и методологические науки.
При интеграции гуманитарных предметов такими ведущими, сквозными идеями и концепциями являются философские, религиозные, социально-политические, нравственно-эстетические, связанные с жизненными ценностями, идеалами, смыслом жизни, представлениями о мире и смысле человеческого существования.
Применительно к литературе мы будем говорить о таком типе интеграции, где литературные произведения представлены в сопровождении разнообразных явлений художественной жизни, позволяющих установить взаимосвязь искусств: литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, которые в синтезе дают учащимся представление о разных способах изображения в искусстве человека и мира, расширяют знания о художественных школах и направлениях. Вместе с тем прием сравнительного использования разных видов искусств позволяет выделить, подчеркнуть своеобразие и особенности каждого из них и сопоставить читательские интерпретации литературного произведения с интерпретациями зрителя и слушателя, овладеть приемами анализа различных видов искусств.
В качестве примера хочу привести один из интегрированных уроков, объединяющих литературу, историю, изобразительное искусство, музыку, краеведение. Основная цель его- дать возможность учащимся в процессе изучения литературного произведения приобщиться к восприятию и пониманию разных реалий и фактов культуры русского народа, проживающего на территории Воронежской области. Это был урок внеклассного чтения в 6 классе, «Урок-исследование по творчеству А. В. Кольцова «Воронеж-край песенный!» Главной задачей данного урока было создание у учеников наиболее полного представления о жизни, творчестве и художественных особенностях поэзии нашего великого земляка, а также определение основных тем творчества А. В. Кольцова. Перед учащимися была поставлена и важная исследовательская задача- объяснить, в чем секрет необыкновенной певучести стихотворений поэта.
Погружение в атмосферу песенной культуры Воронежского края происходило с первых секунд урока, ведь он проходил в уникальном школьном музее «Русская песня» имени
М. Е. Пятницкого (к слову сказать, школа, в которой мне посчастливилось начать свой профессиональный путь и продолжать его по сей день, носит имя этого выдающегося человека, основателя первого народного хора в нашей стране).
Описание урока не входит в планы моего исследования, но мне хотелось бы отметить ту работу, которые провели учащиеся во время подготовки к нему. Класс изначально был поделен на группы, каждая получила свое задание: первая- изучала биографию поэта, составляла альбом портретов окружения А. В. Кольцова; вторая- готовила иллюстрации к его стихотворениям, третья- создала музыкальных альманах из романсов, написанных на стихи поэта; четвертая –проводила самое серьезное и сложное исследование- составляла карту Кольцовских мест; индивидуальное задание самым скрупулезным исследователям- составить небольшой словарь к стихотворениям поэта. Урок строился как защита проектов каждой из групп учащихся и сопровождался песнями в исполнении школьного ансамбля русской песни «Желанушка», в состав которого входили многие ученики этого класса.
План урока, анализ заданий, полученных учащимися, позволяют понять, что достижение задач, поставленных учителем, было возможно только в процессе интеграции литературы, истории, краеведения, музыки, изобразительного искусства и даже географии, которые помогли учащимся ответить на вопросы, поставленные перед ними в начале урока: «В чем секрет необычайной напевности стихотворений А.В.Кольцова? Где он черпал вдохновение? Что помогало ему создавать столь неповторимые и самобытные образы и помогло стать поистине народным поэтом?» Ответ, сформулированный учащимися был логичен и очевиден- это любовь к родному краю, его неповторимой культуре, талантливому народу.
Целенаправленное и постоянное использование уроков такого типа приведет к созданию стройной и действенной системы, способной помочь учащимся в работе над более сложными исследовательскими проектами. Вот, например, название одного проекта, защита которого состоялась в рамках урока литературы в 10 классе (урок, посвященный творчеству А. В. Кольцова и урок, о котором пойдет речь ниже, проводились в том же классе с разницей в 4 года), - «Дом Островского в провинции». Как вы уже поняли, урок был посвящен творчеству великого русского драматурга А. Н. Островского. Это был интегрированный урок, в основу которого был положен синтез нескольких учебных предметов и видов искусств: истории, географии, краеведения, музыки, живописи, театра. Ребята получили задания для работы в группах: одна работала над биографией драматурга, составляя хронологическую таблицу важных в жизни писателя дат; другие–составляли карту географических названий, которые упоминались в пьесах А. Н. Островского; третьи готовили презентацию, рассказывающую об актерах, первых исполнителях ролей из самых известных пьес драматурга. Группа ребят, занимающаяся в драмкружке, репетировала отрывок из пьесы «Свои люди-сочтемся». В ходе подготовки к этому уроку ребята очень заинтересовались историей взаимоотношений А. Н. Островского и Воронежского драматического тетра. Изыскания ребят привели их в Воронежский Академический театр им. А. В. Кольцова. Документы, хранящиеся в архиве тетра, а также в Областной библиотеке им. И. С. Никитина, позволили ребятам сделать очень интересные выводы, вылившиеся в интересное и емкое исследование, которое они назвали «Дом Островского в провинции». Именно так называл Воронежский театр приятель драматурга еще в пору их совместной работы в редакции «Москвитянина» Иван Колюбанин. Факты, открывшиеся ребятам, конечно, были известны, но только узкому кругу краеведов и филологов, интересовавшихся творческими связями А. Н. Островского. Для ребят же информация о том, что между выдающимся русским драматургом и провинциальным театром была тесная дружба, была настоящим открытием. Оказывается, история развития Воронежского драматического театра неразрывно связана с именем Островского с 1856 года. Многие интересные факты из жизни писателя и театра открылись в результате кропотливых поисков неутомимых юных исследователей: они узнали, что связывает наш город с именами выдающихся русских актеров В. Комиссаржевской и А. Остужевым и почему их именами названы улицы а нашем городе…. Так, благодаря умелой и систематизированной интеграции, стало возможно на уроке литературы погрузиться в историю родного города и познакомиться со славными вехами в развитии одного из старейших театров России.
Типы интеграционных связей на уроках литературы.
В своей педагогической практике на уроках словесности я использую несколько типов интеграционных связей. Простейшим из них является последовательный тип интеграции. На таком уроке материал, относящийся к разным предметам и видам искусства, организован в своеобразные блоки. Например, блок 1-литература, блок 2- музыка, блок 3- изобразительное искусство, блок 4- литературы, блок 5- история и т.д.
На практике нередко такой урок могут вести два педагога-предметника (бинарный урок), что значительно повышает содержательный и операционный уровень урока. Но какая бы форма урока ни была выбрана, он должен иметь стройную методическую концепцию, а все его блоки должны связываться между собой общими темами, идеями, проблемами и т. д.
Приведу пример урока с использованием последовательного типа интеграции: последовательное обращение к стихотворениям Ф. И. Тютчева и музыке А. Вивальди. Это урок в 7 классе «Музыка и краски в поэзии певца природы Ф. И. Тютчева». Его целью было раскрыть высокую человеческую значимость лирических чувств поэта, их красоту и обаяние; научить некоторым приемам анализа лирического произведения, проследить, как «певец природы Ф. И. Тютчев» через обращение к образам пейзажной лирики раскрывает сложный и противоречивый мир человеческой души; проследить, какое впечатление складывается от поэзии по воздействием классической музыки, как они реализуются ребятами в словесном и живописном творчестве, выявить степень преломления в сознании учащихся разных видов искусства. Представленный урок-это урок-мастерская с коммуникативно-групповой формой работы. Знакомство с творчеством поэта на этом уроке идет нетрадиционно: класс поделен на творческие группы- рассказчики-теоретики, чтецы-исполнители, художники и поэты. Рассказчики выполняют роль ведущих- они, используя презентацию, знакомят учащихся с биографией поэта, рассказывают о его малой родине, селе Овстуг, об его уникальной природе, так вдохновлявших поэта. Рассказ теоретиков, перемежается с декламацией стихов Ф. И. Тютчева, которое сопровождается изумительной по красоте музыкой А. Вивальди из цикла «Времена года». Четыре стихотворения- четыре музыкальные фразы великого итальянского композитора. Теперь следует перейти к ключевому моменту урока: в дело вступают художники и поэты - их задачи самые сложные: они должны выразить свои впечатления от музыки и стихов, используя все доступные им изобразительно –выразительные средства, создать небольшие живописные и словесные полотна, отражающие основные темы пейзажной лирики Ф. И. Тютчева. Благодаря синтезу трех видов искусства на уроке создана камерная обстановка, благотворно сказывающаяся на творчестве учащихся. В заключение урока, сравнивая работы, выполненные в разных группах, замечаю, что живописные зарисовки сюжетно дублируют стихотворения поэта, но богаче и красочнее передают настроение. Задаю вопрос тем, кто выполнял эти работы: «В чем причина такого несоответствия?» И получаю ответ: «Музыка, сопровождавшая чтение стихов, помогла ярче, глубже понять художественный образ, созданный автором». Как видите, методологическая стройность, грамотно подобранный материал, соответствующая продуманная подготовка и вопросы, обращенные к учащимся, позволяют понять, как один вид искусства дополняет другой, преломляется в нем.
Второй тип интеграционных связей на уроках литературы- параллельная связь литературы и других видов искусств (учебных предметов), которые изучаются синхронно на каждом этапе урока. По своей структуре такой урок значительно сложнее предыдущего, так как требует более высокого уровня синтеза. На нем разные виды искусства (учебные предметы), взаимодополняя друг друга, создают целостное представление о художественном явлении, времени, эпохе. Данный тип интеграции особенно эффективен на вводных, заключительных уроках, а также на уроках внеклассного чтения.
Рассмотрим урок внеклассного чтения «У войны не детское лицо» по повести В. Богомолова «Иван». Урок строился на сопоставлении повести и ее киноверсии- фильма Андрея Тарковского «Иваново детство». В центре урока- параллельное обращение к эпизодам, сценам повести и фильма и беседа по вопросам, которые требовали от учащихся выявления авторской позиции в повести и в кинофильме, а также «исследование» режиссерских приемов перевода языка книги на язык кино.
Представим схематически такой тип интеграционных связей на уроках литературы, где Э1, Э2, Э3- этапы урока, на которых синхронно с изучением литературного текста обращаемся к разным видам искусства (учебным предметам)
Литература
Кино
Следующий тип интеграционных связей – смешанный. Урок с таким типом интеграционных связей характеризуется тем, что может включать в себя как последовательную, так и параллельную интеграционную связь литературы, истории, краеведения, музыки и т.д. Смешанный тип интеграции чаще всего распространен на практике, так как он обладает более гибкой структурой и позволяет комплексно привлекать разные виды искусств, выходит к концепциям, идеям, понятиям других учебных предметов, сохраняя при этом автономность литературы как учебного предмета. Такой тип урока используется как в ходе анализа художественного текста, так и при изучении основ теории и истории литературы, но чаще всего на вводных, заключительных этапах изучения литературной темы и особенно на уроках внеклассного чтения, а также в ходе различных внеклассных мероприятий. Я использую такой тип интеграции на особых уроках, в моей практике они носят название «Уроки милосердия и доброты».
Для меня в работе педагога самое важное - это научить детей видеть, понимать, чувствовать других людей, считаться с их интересами, болеть их радостями и горестями, жить для них и строже спрашивать с себя. И здесь особо велика роль искусства, которое вводит ребенка во взрослый мир, раскрывает перед ним глобальные проблемы современности, к нелегким перипетиям повседневной жизни. В сопричастности, сострадании, соприкосновении, соразмышлении, сочувствии, сопереживании- суть общения человека с искусством. Но путь к этой сопричастности лежит через сопричастность самого человека к художественному произведению. А эта сопричастность всегда глубоко личностна.
Одна из важнейших задач формирования мировоззрения, воспитания нравственной личности состоит в преодолении отрыва абстрактных жизненных исканий от реального жизненного опыта. «Почему,- как-то спросили меня на родительском собрании,- гуманизм, доброта, сострадание, о которых так хорошо и правильно пишут наши дети в своих сочинениях, не распространяются на собственных бабушку и дедушку? Почему, плача на спектакле «Белый Бим Черное ухо», они, не задумываясь, пинают домашних питомцев?» К сожалению, у меня нет ответов. В этом случае мы имеем дело с вопросами риторическими! И потому так важно учить ребят видеть, как макрокосм человеческого бытия преломляется и в мельчайших клеточках микромира человеческих отношений. Учить видеть и постигать бытие не только в предельных его проявлениях, но и в привычных явлениях быта.
Итак, «Урок милосердия и доброты»…Интересна его предыстория. Мы с ребятами смотрели спектакль Воронежского тетра кукол «Шут» по сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц». Замечательный, трогательный спектакль очень понравился ребятам, но, отвечая на мои конкретные вопросы о его содержании, они больше отмалчивались. На мой прямой вопрос, в чем все-таки смысл этой сказки, ребята ответили тоже честно: «Мы не совсем поняли». А я для себя решила: будем развираться. Так появилась идея проведения урока-спектакля «Земля- наш общий дом». Этот урок- синтез нескольких учебных предметов и разных видов искусств. Идея состояла в том, чтобы показать хрупкость и уязвимость всего, что существует на Земле и самой Земли как «планеты людей». Процессы интеграции проявились во всех составляющих этого урока: форме проведения- урок-спектакль; в отборе материала- литературную основу составляла сказка Сент-Экзюпери, но, наряду с ней, были стихотворения В. Маяковского «О чем плачут лошади», С. Есенина «Песня о собаке», отрывки из произведений И. Шмелева «Лето господне» и Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» и Л. Андреева «Кусака»; в музыкальном оформлении- это и музыка П. И. Чайковского, А. Рыбникова, Т. Альбинони, песня А. Пугачевой «Птицы». Да и подход к самой теме, выбранной для этого урока, был не только межпредметным, но и метапредметным: мы рассматривали проблему ответственности человека за Землю, за те процессы, которые с нашей планетой происходят, и сточки зрения нравственности человеческих поступков, и с точки зрения науки (экологии, геологии, биологии).
Вот схематическое изображение урока со смешанным типом интеграции:
Другие виды искусства
Литература
Другие учебные предметы
Мы рассмотрели три вида интеграционных связей. В современной практике они встречаются на уроках литературы довольно часто, осуществляясь как на уровне содержания, так и форм и способов деятельности.
Значительно реже встречается опоясывающий тип интеграционных связей. На таком уроке при изучении конкретного произведения или темы привлекаются сведения из многих учебных предметов, которые дополняют, уточняют, развивают литературный материал, преломляют его в новых идеях, образах, понятиях, картинах. Структура такого урока напоминает «ромашку», в центре которой литературный текст, а ее «лепестки»- материал других предметов, объединенный на уровне содержания, способов и форм деятельности.
Приведу пример такого урока, который проводился мною в преддверие празднования 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Это был урок- литературная гостиная «И в даль грядущую, закрытую пред нами, духовный взор его смотрел…». Данный урок был разработан для учащихся 6-8 классов; он знакомил ребят с основными этапами жизни и творчества поэта. Важнейшей задачей данного урока можно считать формирование эмоционального восприятия художественных произведений поэта, которое происходит посредством художественно-творческой деятельности учащихся; воспитание чувства любви и уважения к литературе и ценностям русской культуры- через игровой и познавательный дополнительный материал о поэте. Развитие же творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материалов уроков литературы, истории, иностранного языка, музыки, краеведения, изобразительного искусства, через использование самой формы урока- литературная гостиная.
Урок состоял из нескольких содержательных блоков, рассказывающих о судьбе поэта и знакомящих учащихся с его творчеством:
- «Ребенка милого рожденье…» - детство поэта;
- «Синие горы Кавказа, Приветствую вас!» - Кавказ и его место в жизни поэта;
- «Москва- моя родина!» - Москва и первые самостоятельные шаги;
- «Я жить хочу! Хочу печали!» - Петербург и светское общество;
- «Правда всегда была моей святыней!» - последние годы жизни поэта.
Как мы видим центром урока становится изучение биографии поэта, в качестве литературного обрамления звучали стихотворения М. Ю. Лермонтова, написанные в тот или иной период его жизни. Всего в ходе урока ребята продекламировали 20 стихотворений.
На уроке использовался частично-поисковый метод (анализ информации и поиск ответов на вопросы: как отразилась судьба Лермонтова в его произведениях, в чем причина противоречивости его личности), репродуктивный метод (восприятие сообщений учеников, визуальное восприятие изображений на слайдах- на уроке использовались две презентации: одна была посвящена жизни поэта, а другая содержала галерею его живописных работ). В ходе гостиной были задействованы разные виды искусства:
- Музыка: звучали романсы на стихи М. Ю. Лермонтова, «Кавказская колыбельная» и «Выхожу один я на дорогу», в исполнении учащихся; под музыкальное сопровождение исполнялись некоторые стихотворения поэта (под музыку Т. Альбинони, С. Рахманинова,П. И. Чайковского); звучала музыка из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, романс на стихи Н. Гумилева «Однообразные мелькают все с той же болью дни мои»;
- Танец и музыка: учащиеся исполняли вальс к драме «Маскарад» на музыку А. Хачатуряна;
- Живопись: выполнялись иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова, презентация с живописными работами поэта; показывались портреты поэта, выполненные разными художниками, иллюстрации к его произведениям;
- Театр: инсценирована сцена вызова Мартыновым Лермонтова на дуэль.
Данный урок-гостиная – яркий пример опоясывающего типа интеграции, где материал из других предметов призван помогать выполнению основных задач, поставленных на уроке. Так, на цитируемом мною уроке были привлечены сведения из смежных учебных предметов:
- История: анализ исторической эпохи, в которую жил и творил М. Ю. Лермонтов, галерея исторических личностей так или иначе сыгравших роль в судьбе поэта, рассмотрение жизни поэта в контексте конкретных исторических событий;
- Краеведение: составление карты «Лермонтов и Воронеж»: места в Воронежской области, которые посещал поэт, и поиск имен наших земляков, каким-либо образом связанных с поэтом;
- Иностранный язык: известно, что М. Ю. Лермонтов в совершенстве владел несколькими иностранными языками: заинтересовавшись творчеством английского поэта Д. Г. Байрона, он в подлиннике прочитал историю его жизни, написанную «Томасом Муром», находил много общего между своей судьбой и судьбой великого английского поэта, поэтому логично, что на уроке прозвучат его стихи на языке оригинала (на уроке звучало стихотворение Байрона «Сумерки»); вольный же перевод стихотворения «Ночная песнь странника» немецкого поэта Гете стал настоящей жемчужиной в творчестве
М. Ю. Лермонтова- оба стихотворения звучат на языке оригинала, что, безусловно, стимулирует интерес учащихся к изучению иностранных языков.
И в заключении урока сцена вызова на дуэль Лермонтова разыгрывается на французском языке, что позволят учащимся глубже почувствовать атмосферу напряженности, царившую вокруг поэта.
Эффективность такого урока прежде всего направлена на стимулирования интереса учащихся к учебной деятельности. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта и явления, к овладению тем или иным видом деятельности.
Проблеме возвращения интереса к художественному слову, воспитанию любви к чтению посвящена деятельность педагога, ищущего новые подходы к изучению литературы как учебного предмета. И эта проблема не сводится только к вопросу о создании хорошего эмоционального фона на уроке; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.
В триединой задаче- обучение, умственное развитие и воспитание личности- интерес является связующим звеном, благодаря которому как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Именно этому и призваны служить интегрированные уроки.
Как видно из приведенного выше материала, изучение литературы в школе предусматривает использование широкой интеграции. Это способствует не только совершенствованию УУД, но и способствует развитию творческой личности, способной самостоятельно формулировать собственное отношение к художественным произведениям и давать им собственную интерпретацию.
Подводя итог своим размышлениям, я могу с уверенностью сказать, что в сложном деле поиска путей модернизации преподавания литературы одно остается неизменным- урок должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным, изобразительно- выразительным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно- психологической. И поэтому активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активной жизненной позицией.
В выполнении же поставленных целей все более важное значение приобретает дальнейшее углубление системы многосторонних интеграционных связей, которое предполагает совершенствование путей их реализации: планирование этой работы на базе всего учебного заведения, координацию деятельности всех участников педагогического процесса; проведение межпредметных семинаров, экскурсий, конференций; расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и видов искусств.
В заключение хотелось бы сказать, что только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятельность, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение и бескорыстная любовь к художественной литературе, совместное постижение ее вечных вопросов, загадок и нравственных уроков помогут в современном мире возродить интерес к искусству слова, приобщить учеников к прекрасному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...
Использование межпредметных связей на уроках английского языка.
Использование межпредметных связей на уроках английского языка....
Сообщение "Использование межпредметных связей на уроках физики"
Реализация межпредметных связей на уроках физики...
Использование межпредметных связей на уроках сельскохозяйственного труда в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Одним из условий решения задач совершенствования процесса обучения в специальной(коррекционной) школе является формирование знаний на межпредметной основе. Реализация межпредметных связей на уроках се...
Использование межпредметных связей на уроках биологии с использованием заданий экологической направленности
Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить основы экологической этики ещё в дошкольном возрас...
Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики
Библиографическое описание: Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики [Текст] / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. — 2013. — №4. ...
Курсовой проект "Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы"
Курсовой проект представлен в форме презентации, в котором раскрываются вопросы актуальности темы, роли межпредметных связей в обучении...