Проект «Дорогами А. С. Пушкина…»
проект по музыке по теме

Шведова Елена Эдуардовна

Представленный материал является результатом проектной деятельности учащихся  4 класса по учебным предметам «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство». 

К сценарию мероприятия прилагается презентация (21 слайд).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._konkyrs_pyshkin13.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Международный конкурс для педагогов

 «Внеклассное мероприятие»

ВНЕУРОЧНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ

«ДОРОГАМИ А. ПУШКИНА…»

Шведова Елена Эдуардовна,

учитель музыки

ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2082»

город  Москва

«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин…»

А. Блок

Звучит музыка Г. Свиридова «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».                                                                         Слайд 2

Ведущий 1:                         Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь возлюбленный поэт!

                                                        А. Плещеев «Памяти Пушкина»

Ведущий 2:        Есть в России такой поэт, который своим творчеством сумел затронуть душу каждого человека – это Александр Сергеевич Пушкин.                                Слайд 3

Ведущий 1:        Когда впервые каждый из нас услышал это имя?

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». И хотя прошло более  214 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.

Ведущий 2:                        Благословен и день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

Г. Гоц

Выходит ученик в образе кучера  пушкинской эпохи.

Кучер:         Давайте вместе пройдем дорогами  жизни поэта, дорогами его творчества. Отправляемся в путешествие  по пушкинским местам.  ( Ученик показывает маршрутный лист путешествия, на котором нанесены названия пунктов, связанных с именем А. С. Пушкина)                                                                                  Слайд 4

Ведущий 1:        Как во времена Пушкина мы  будем  передвигаться   на тройке с бубенцами.

Именно так и путешествовал  поэт и его современники.         

Учащиеся заходят в класс, размещаются на  местах, расположенных в виде  кареты.

 Кучер  – впереди. Раздается звук бубенцов, стук копыт.                         Слайд  5

Девочка 1 из группы «Биографы»  (в образе дамы):        Дороги  Пушкина…. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле,  весенние  –  больше похожие на реки.  Проселочные дороги, пыльные  летом и размытые осенью.  Дороги вечного странника, вечного путника…

Девочка 2  из группы «Биографы»  (в образе дамы):         Мы сейчас проезжаем по Немецкой улице города Москвы, мимо  дома, в котором 6 июня 1799 года в небогатой дворянской  семье  родился Александр Сергеевич Пушкин.                                         Слайд  6

В родительском доме он видел многих известных в ту пору поэтов: Карамзина, Жуковского, Дмитриева, своего дядюшку Василия Львовича, – с волнением слушал их споры о литературе, о бурных исторических событиях, происходивших тогда в Европе, о непрерывных войнах Наполеона Бонапарта. Слышал он рассказы и о предках своих – непокорных Пушкиных, о знаменитом прадеде своём, арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале. Имена многих предков Пушкина были тесно связаны с русской историей, и история была для него как бы "семейной хроникой". 

        Ученик из группы «Биографы»  (в образе кавалера): Получив   дома начальное образование, в  12 лет  Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся  учебное заведение  -  Царскосельский Лицей под Петербургом.

Кучер:    Первая наша станция  Царское Село                                          Слайд 7-8

Ученик из группы «Биографы»:  Здесь прошла   юность поэта. Царскосельский императорский лицей был открыт 19 октября 1811 года для подготовки дворянских детей к государственной службе.  Именно тут  Александр  провел 6  лет  в атмосфере дружбы, творчества и свободомыслия.

Ученик из группы «Искусствоведы»:  Шесть лет, проведенных в лицее, стали для Пушкина, как и для многих других лицеистов первого выпуска,  годами нравственного воспитания, школой чести, уважения к человеческой личности, сострадания и веры в силу добра.

Поиск истины и смысла жизни рождался в спорах и диспутах.  

Выходят два мальчика, играющие роль лицеистов.

1 лицеист:                        Меж ими все рождало споры

И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые….

2  лицеист:                        Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Ученик из группы «Искусствоведы»:  Здесь  юный Александр  нашел верных друзей:  И.И. Пущина и А.П. Дельвига,  А.М. Горчакова и В. К. Кюхельбекера. Эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. В эти годы стал быстро развиваться поэтический дар Пушкина. Лицей стал в его сознании  идеальным царством дружбы.  Лицейские друзья, восхищаясь им, верили в его блистательную будущность, и он горячо любил своих друзей.                                                          Слайд 9

Ученик из группы «Театралы»  читает стихотворение « И. И. Пущину»

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

 Кучер:         Милостивые государи и государыни! Время пребывания  в Царском Селе закончилось. Пора отправляться в путь.     Раздается звук бубенцов, стук копыт.

Кучер:         Село  Михайловское                                        Слайд 10-11

Ученик из группы «Театралы»  читает отрывок  из стихотворения «Домовому»

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!...

Ученик из группы «Биографы»:      Впервые юный поэт побывал  в имении своей матери  летом 1817 года и, как сам писал он, был очарован «сельской жизнью…».  А  1824 году сюда  он был выслан в ссылку  и провёл там два года (до сентября 1826 г.).  В этот непростой  момент жизни рядом с ним  была его няня Арина Родионовна  Яковлева, крепостная, простая русская женщина, мастерица народной речи.                                         Слайд 12

Ученик из группы «Биографы»:      С раннего детства   любимая няня  напевала песни маленькому Саше, рассказывала необычные истории и сказки.  Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Большую часть народных былин, песен, сказок, услышанных от своей няни,  поэт  затем использовал в своих произведениях.

Ученик из группы «Театралы»:  Это о ней и таких же талантливых людях из народа писал позднее Пушкин:

Мастерица ведь была…

И откуда что брала.

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!

 Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы и не ел,

Всё бы слушал да сидел.

        Звучит музыка «Сказочные фанфары», извещающие о начале  музыкально-театральной композиции по сказке А. С. Пушкина  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Ученики  из группы «Театралы»  инсценируют фрагмент сказки.                Слайд  13

Сказочник:        Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

1 девица:        "Кабы я была царица,-                                

Сказочник:        Говорит одна девица, -

1 девица:        То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир".
        

2 девица:"        «Кабы я была царица, -                                

Сказочник:        Говорит её сестрица,                                                

2 девица:        То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".-

1 девица:        "Кабы я была царица, -

Сказочник:        Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".

Сказочник:                Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

Царь  Салтан:        "Здравствуй, красная девица,

Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха".

Сказочник:        В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.

Сказочник:        Много приключений ждет наших героев впереди, но как водится в сказках - добро побеждает зло.

        Исполняется  финальная танцевальная композиция: выход  молодого царевича  Гвидона и его прекрасной  царевны Лебедь, музыка Н. Римского-Корсакова  из оперы «Сказка о царе Салтане…», народная мелодия.  

Сказочник:                    Здесь, как о будущем рассказ,

Живет поэзия повсюду.

И Пушкин – с нами, Пушкин -  в нас,

И мы  уже причастны к чуду ….

М. Дудин «В Михайловском»

Кучер:        Господа! А нам пора в путь!  Раздается звук бубенцов, стук копыт.

                Объявляет:   Имение Болдино.                                Слайд 14

Ученик из группы «Биографы»:         В жизни А. С. Пушкина   была  особенная осень, - осень 1830 года, которую он провел в деревне Болдино.  Местные  крестьяне рассказывали своим потомкам о поэте так: «Кучерявый барин» ходил в лес подслушивать,  «о чём  птицы поют»…  А он действительно слушал  целыми часами шум ветра, шум  дубрав,  ощущал музыкальность  окружающей  природы, вслушивался в её голоса.

        Учащиеся  исполняют романс Ц. Кюи на стихи А. Плещеева  «Осень».  Слайд 15

Ученик из группы «Биографы»:                 Сам   Пушкин в те дни писал в письме своему другу и издателю: «Ах, мой милый, что за прелесть здешняя деревня. Вообрази: степь да степь, соседей  ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается – никто не помешает! Уж я тебе наготовлю…и прозы, и стихов».   Эти  впечатления  поэт передавал в своем творчестве.  Все,  что написано  в этот период    принесло  ему всемирную славу.

Ведущий:   Для вас звучит романс Г. Струве  на стихи А. Пушкина  «Уж небо осенью дышало..».       Учащиеся  исполняют романс.

Ученик из группы «Искусствоведы»:          Какой она была та  осень? Сейчас мы, его потомки  поэта, прочитав его стихи, услышав музыку пушкинской эпохи, можем передать Болдинскую     осень в своих рисунках и художественных образах.

        Давайте  представим  осень, которая так вдохновила поэта на творчество. А помогут в этом нам  работы  наших  юных художников.

Ученики  из группы «Художники»    представляют  свои рисунки под музыку П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года»

Ученик из группы «Искусствоведы»»: Когда современный поэт Виктор Боков, посетил эти места, то  в память об этом посещении посадил деревце – подарок поэту и этим  местам, а композитор  Георгий Струве написал песню на эти стихи «Березка в Болдино».

Учащиеся   исполняют песню-романс.

Кучер:        Пора возвращаться  в  Санкт-Петербург,  в пушкинскую эпоху.

 Раздается звук бубенцов, стук копыт.                                Слайд 16

Ученик из группы «Биографы»:                 Санкт-Петербург вновь закружил поэта  бурной светской жизнью: театры,  музыкальные вечера, общение с лучшими людьми, балы.

Ученик:                 Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма……

Увы, на разные  забавы

Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я  балы б до сих пор любил.

                                                «Евгений Онегин»

Ведущий 1:        Отправимся и мы на бал в дом  графине Наталье Николаевне.

Звучит музыка. Учащиеся исполняют танец Полонез из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки

Учащиеся из группы «Театралы»  разыгрывают сцены на балу.

Диалог 1

- Вы  были вчера на обеде у графини    Марии? Там Пушкин  был, он читал  свои удивительные стихи. Все были в восторге.

- Везде  все  только о Пушкине и говорят. Какой он? Вы знаете его стихи?

- Посмотрите, в этом альбоме он написал мне свои стихи:

Я помню море пред грозою:

             Как я завидовал волнам,

             Бегущим  бурной  чередою

             С любовью лечь к ее ногам!

Диалог 2                                                                        Слайд 17

- Вы были вчера в  музыкальной гостиной  у  княгини  Юлии?

- Нет, я  посетила музыкальный салон.

- А жаль! Там выступала музыкальная знаменитость  Михаил Глинка.

- Вы  слышали, его называют «Пушкиным  русской музыки».

- И что же он сочиняет?

- У него  много разных произведений. Вот послушайте один из его романсов «Жаворонок»

 Учащиеся исполняют романс  «Жаворонок» М. Глинки на стихи Н. Кукольника.

Диалог 3

-  Глинка и Пушкин так дружны, уже более десяти лет!  Они познакомились  ещё в Санкт-Петербурге, где Михаил Иванович учился в Благородном пансионе вместе с Лёвушкой Пушкиным,  братом поэта.

- Да, все знают, что Глинка написал много музыки на стихи  и поэмы Пушкина.

- Вы помните его «Вальс-фантазию»?

- Да, эта музыка навеяна проникновенными строками  о любви, посвященными   Анне Петровне Керн.

Мальчик читает на фоне музыки М. И. Глинки  «Вальс-фантазия»  фрагмент  стихотворения А. С. Пушкина  « Я помню чудное мгновенье…»                Слайд  18

Мальчик:        Скажите, сударыня, можно ли мне  надеяться на тур вальса  с вами?

Девочка  (в роли дамы):        Мне  будет приятно принять ваше приглашение.

Ученик из группы «Театралы»:  

                        …Однообразный и безумный,

                        Как  вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за  четой….

Учащиеся исполняют  танец Вальс из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».

Ученик из группы «Театралы»:   Затихает музыка, гаснут свечи, заканчивается бал…

Как сказал великий поэт: «…Веселый  вечер в жизни нашей

Запомним, юные  друзья…»

Кучер:        Нам пора возвращаться в Москву. Наше путешествие завершается.

Учащиеся размещаются на  местах, расположенных в виде  кареты.

Девочка 1 из группы «Биографы»  (в образе дамы):         Куда  бы ни  приводила Пушкина его непростая судьба, везде помнят о нем.  Стали  пророческими сроки  его стихотворения:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…

Смотрите, мы проезжаем самый  известный в Москве бронзовый   памятник  великому поэту, созданный  архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. У памятника всегда цветы.                                                                         Слайд 19

Ведущий 2:        Особенно их много в его  день рождения  6 июня. Этот день  стал Пушкинским праздником.  

                        Дни славы Пушкина – желанный

И светлый праздник. Сколько раз

Его мечты во мгле туманной

Как солнце радовали нас!

И. Бунин

Ведущий 1:                 Вот и закончилось наше путешествие пушкинскими маршрутами. Всё это время с нами были  стихи поэта, мелодии  композиторов, написанные на эти волшебные  стихи, музыка, которую слушал сам Пушкин.  За время работы над проектом  мы открыли для себя  новую  страницу русского искусства 1 половины 19 века.                Слайд 20

Ведущий 2:                                Мы Пушкину наш праздник посвятили,

Наполнив зал чудесными стихами.

О Пушкине сегодня говорили

Поэзии волшебными устами.

Ведущий 1:                                  Мой Пушкин!

Ты мне дорог с малых лет,

Твои стихи я слышу с колыбели.

Я сказками волшебными согрет,

Что музыкой в душе моей звенели.

                                                 «Посвящение Пушкину»  И. Мирошниченко

Литература

1.        А.С. Пушкин  Сочинения в 3 томах /  Москва, «Художественная литература», 1986

лирика, сказки,  поэма «Евгений  Онегин»   (фрагменты), поэма «Руслан и Людмила»

2.        Авенариус, В.П.    «Отроческие годы Пушкина»  / М.,   «Новелла», 1993

3.         Авенариус, В.П         «Пушкин»  / М., 2012

4.         «Ай-да Пушкин,…»,  сборник / М., «Молодая гвардия», 1999

5.        Гроссман, Л.П.    «Пушкин»  / М., 2012

6.        Мерзлякова, С. И., Струве, Г. А.   «Встречи у портрета А. С. Пушкина»  музыкально-литературный материал / М., Владос,  1999

7.        Поляновский, Г. А. «Глинка и Пушкин» / М., «Знание», 1957

8.         Шаймарданов, И.Д.  Азбука Пушкиногорья  / Красный пароход, 2012

9.        Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...