Организация проектной деятельности в профильном обучении
статья по литературе на тему

Организация проектной деятельности в профильном обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Казанцева К.С., учитель русского языка и литературы

Тема «Организация проектной деятельности в профильном обучении»  

Тезисы ( из опыта работы)

Технологии в профильном обучении ( технология или метод учебных проектов)

Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения является технология проектов. В силу своей дидактической сущности позволяет решать (на примере обучения русскому языку) задачи формирования и развития интеллектуальных, речемыслительных, коммуникативных умений. Технология проектов направлена индивидуальное развитие личности, развитие творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении, в повседневной жизни.

Технология проектов направлена на формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связях.

Учебный проект – это результат деятельности учащихся в рамках исследовательской деятельности, интегративное дидактическое средство развития, обучения, воспитания учащихся, которое позволяет развивать универсальные умения и навыки, учить:

  • исследованию (рассмотрению проблемного поля, формулированию ведущей проблемы, задач, вытекающих из проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии создания продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах (компьютерной, театрализации, видео-аудио-сценических представлений).

Интеллектуальные умения, которые можно развить  в учебной деятельности по русскому языку, организованной  по методу проектов:

- аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, явлений;

- ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями;

- логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, принимаемых для решения проблемы.

Технология проектов позволяет актуализировать важнейшие речевые умения, включать учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование; чтение, письмо), совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей и типов речи в процессе информационно-смысловой переработки текста.

 Использование технологии проектов в деятельности учителя.

  • Система уроков в проектной деятельности в рамках программы профильного курса по русскому языку:

- «Введение в проектную деятельность»;

- исследовательский проект «Великий лексикограф земли русской» (В.И. Даль)

 Проблема: почему датчанин по происхождению, В.И. Даль, человек энциклопедически образованный, разносторонне одарённый, проявивший себя во многих областях знания, знаменит прежде всего своим Толковым словарём живого великорусского языка? Заслонил ли словарь известного писателя, человека разнообразных талантов, с богатой интересной судьбой? Опровергните или подтвердите формулу «Даль есть Словарь»)

- информационный проект «Современные заимствования степень их освоенности в русском языке» (Цель работы: определить тематические группы заимствованных слов и их семантическую  освоенность. Гипотеза: - современные заимствованные слова делятся на три группы: варваризмы, лексически освоенные, экзотизмы; - заимствованные слова можно разделить на тематические группы в зависимости от сфер употребления.)

  • Система учебных проектов при изучении литературы в старшей школе: (продукты – информационные и исследовательские рефераты, презентации):

-  Сатира в творчестве М.М. Зощенко;

-  Жанр психологической драмы в творчестве А.Н. Островского ( на примере пьесы «Бесприданница»;

-  Тема любви в лирике А.А. Ахматовой;

- Новаторство М.А. Булгакова- сатирика в повести «Собачье сердце»;

- Система образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Разработка элективного курса для реализации в профильном обучении «Журналистика -профессия, увлечение, хобби». Фрагмент из  программы курса:

Программа  элективного курса «Журналист – профессия, увлечение, хобби?» рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся старших классов филологического, гуманитарного, социально-гуманитарного профилей.

Педагогическая цель: совершенствование речевой компетентности учащихся через   знакомство с основами профессии журналиста.

Практическая цель: овладение способами работы журналиста через создание  творческих проб, пополнение портфеля творческих достижений учащихся.

Задачи:

  • Обучающая: формирование  знаний о журналистике и её роли в жизни современного общества;
  • Развивающая: развитие творческого мышления, диалогового общения;
  • Воспитательная: формирование этических норм старшеклассников через ознакомление с профессиональными качествами журналиста;
  • Профориентационная: формирование умений создания журналистского текста,  вёрстки газеты.                                      

Особенность данного курса заключается в его направленности на ознакомление с основами журналистской деятельности и формирование речевой компетенции в их единстве и взаимосвязи. Курс сопряжён с программами по литературе и русскому языку, интегрирует в себе материал этих учебных дисциплин в аспекте развития речи. Новизна курса заключается в программировании получения продукта (номера газеты) как результата проектной деятельности.

По результатам выполнения проектов проводится  мониторинг,

для чего составлены  уровневые таблицы  формирования проектной компетенции учащихся  с  учётом критериев Д.А. Иванова

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Чётко понимает сформулированные преподавателем идею и цель проекта

Обосновывает идею и цель проекта

Анализирует свои возможности, си

льные и слабые стороны в реализации проектной идеи, соотнося их с внешней ситуацией

Находит своё место в разработке и реализации проекта

Анализирует ситуацию

Разрабатывает проект в соответствии с общей схемой проектирования, руководит  его реализацией или участвует в его реализации, решая частную задачу

Формулирует цель проекта и понимает, чем цель отличается от задачи

Формулирует

  • Задачи и определяет действия по их реализации;
  • Критерии и показатели эффективности реализации проекта и достижения требуемых результатов

Подводит итоги реализации проекта и представляет их в публичном выступлении

На основе  уровневых таблиц  фиксируются достижения учащихся  через осуществление групповой и индивидуальной деятельности над разработкой и реализацией  конкретного коллективного проекта; проводится рефлексия деятельно

Рефлексия деятельности групп

Группы

Цель

Задачи

План действий

Распределение ролей

Защита проекта

Продукт

В. Брюсов

Н. Гумилёв и А. Ахматова

И. Северянин

В.Маяковский

С. Есенин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении биологии.

     Среди множества образовательных технологий я поделюсь опытом использования в своей практике проектной и исследовательской деятельности в профильном обучении биологии. ...

11 класс. Профильное обществознание. Организация проектной деятельности учащихся.

Разработка тематической проектной деятельности в процессе изучения профильного обществознания в старшей школе....

11 класс. Профильное обществознание. Организация проектной деятельности учащихся.

Разработка тематической проектной деятельности в процессе изучения профильного обществознания в старшей школе....

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Выступление на ШМО "Организация проектной деятельности учащихся в обучении английскому языку"

В данном выступлении представлены основные цели и преимущества организации проектной деятельности на уроках английского языка на примере собственного опыта( на примерах курсов "Enjoy English", "Happy ...

К вопросу успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики через организацию проектной деятельности в трудовом обучении (учитель технологии МОУ « СОШ № 14» Бикметова В.Н.)

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед шко...

Программа "Организация проектной деятельности в процессе обучения английскому языку"

Программа по социализации обучающихся в процессе обучения английскому языку...