Тест по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
тест по литературе (8 класс) на тему

Дрожжина Светлана Викторовна

Работа содержит 11 тестовых заданий и 2 задания, которые требуют краткого ответа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy_po_kapitan.dochke.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

            А.С.ПУШКИН, «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

                                              1 вариант

  1. В каком веке происходит действие повести «Капитанская дочка»?

              А. В XVII веке

              Б. В XVIII веке

              В. В XVI веке

              Г. В начале XIX века

  1. Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».

             А. Москва

             Б. Санкт-Петербург

             В. Нижнеозёрская крепость

             Г. Белогорская крепость

             Д. Оренбург

             Е.  Белгородская крепость

  1. Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести

            А. Пугачёв

            Б.  граф Минин

            В.  князь  Голицын

            Г.  Григорий Орлов

            Д. Екатерина I

            Е.  Екатерина II

  1. Назвать узловые моменты повести

            А. Буран

            Б. Детство Гринёва

            В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва

            Г. Разговоры Гринёва и Савельича

            Д. Поездка Гринёва к Пугачёву, освобождение Маши

            Е. Встреча Маши и Екатерины II

  1. Соотнести высказывания с произносившими их персонажами повести

             «Я так и обмерла, - сказала она, - когда сказали нам,

                  что вы намерены биться на шпагах. Как мужчины

                  странны! За одно слово, о котором через неделю                                Пугачёв

                 верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать

                 не только жизнию, но и совестию, и благополучием тех,

                 которые… Нет, я уверена, что вы не зачинщик ссоры.                          Гринёв

                 Верно виноват Алексей Иваныч

                 - Нет, - отвечал я с твёрдостию, - Я природный дворянин;

                 я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.

                 Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня                Марья Ивановна

                 в Оренбург

                 - Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты,

                 признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на                     Швабрин

                 шею? Я чаю, небо в овчинку показалось…

                Извините меня, - сказал он мне по-французски, - что я без                    Зурин

                церемонии прихожу с вами познакомиться. Вчера узнал я

                о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое                       Василиса Ивановна

                лицо так овладело мною, что я не вытерпел. Вы это поймёте,

                когда проживёте здесь ещё несколько времени

  1. Отметить верные суждения.

                  А. «Капитанская дочка» - историческая повесть.

                  Б. «Капитанская дочка» - мемуары.

                  В. «Капитанская дочка» - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

  1. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

            А. Автора.

            Б. Молодого Петра Андреевича Гринёва.

            В. Старого Петра Андреевича Гринёва.

            Г. Рассказчика П.А.Гринёва в разные периоды жизни.

  1. По какой причине А.С.Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?

            А. Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны.

            Б.  Мировоззрения автора и Гринёва совпадают.

            В.  Молодость Гринёва позволяет ему забыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом.

  1. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание в повести.

                   А.  Эпиграф раскрывает содержание главы.

                   Б.  Эпиграф предваряет появление героя.

                   В.  Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.

                   Г.  Эпиграф иронически трактует последующие события.

  1. Отметить, в чём выражается принцип зеркальности композиции в приведённых отрывках.

               Все обходились между собою как товарищи и не                               Прошу ко мне пожаловать на чашку чая: с

                    оказывали никакого особенного предпочтения своему                     сегодня у меня будет военный совет…

                    предводителю. Разговор шёл об утреннем приступе,                        Мнение моё было принято чиновниками с.

                    об успехе возмущения и о будущих действиях.                                 явной неблагосклонностью. Они видели в        

                                                                                                                                     нём опрометчивость и дерзость молодого

                    Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно                        человека. Поднялся ропот, и я услышал

                    оспаривал Пугачёва. И на сем-то странном военном                        явственное слово: молокосос,      

                    решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое,                        произнесённое вполголоса.  Старичок в  

                    и которое чуть было не увенчалось бедственным                             глазетовом кафтане поспешно допил

                   успехом!                                                                                                  третью свою чашку значительно  

                                                                                                                                    разбавленную ромом, и отвечал генералу:  

                                                                                                                                    «Я думаю, ваше превосходительство, что

                                                                                                                                    должно действовать ни наступательно, ни                      

                                                                                                                                    оборонительно»

                          А.  Противопоставление армий Пугачёва и императорской.

                    Б.  Превосходство Пугачёва-полководца над генералами.

                    В.  Выражение авторской позиции.

  1. Отметить верное суждение.

А.  Образ Пугачёва является центральным образом повести.

Б.  Образ Пугачева не является центральным, но важен для авторского замысла – изображения русского бунта.

  1. Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

Ум, сметливость                                              Освобождение Гринёва

Широта натуры                                               Буран

Чувство благодарности                                  Освобождение Маши Мироновой

Смелость, отвага                                             Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в мятежной слободе

Наивность, слабость к лести                          Взятие Белогорской крепости

Свободолюбие                                                Сказка старой калмычки

Жестокость                                                      Сцена суда Пугачёва

  1. Отметить верное суждение о роли вставных элементов.

         А.  Они помогают раскрыть характеры героев.

         Б.   Они предопределяют участь героев.

         В.   Они стилизуют повесть под документ XVIII века.

         Г.   Они придают занимательность сюжету.

  1. Соотнести качества характера с персонажами повести

                 Честность

                       Смелость

                       Трусость                                               Гринёв

                       Прямота

                       Коварство

                      Жестокость                                            Швабрин

                      Чувство долга и чести

                      Эгоизм

                 

  1. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

               А.  Екатерина  -  Маша Миронова

               Б.   Пугачёв  - Гринёв

               В.   Пугачёв  -  Гринев; Екатерина  -  Маша Миронова

  1. Отметить верное суждение.

               А.  Повесть является изложением реальных событий.

               Б.  Повесть – плод авторского вымысла.

               В.  Повесть основана на историческом материале, дополненном художественным вымыслом.

  1. Отметить верное суждение.

                А.  Литературный характер – это образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени.

                Б.   Литературный характер – это художественное изображение человека.

                В.   Литературный характер – это персональные черты, присущие герою.

  1. Соотнести основные сказочные мотивы с сюжетными линиями повести.

          Путешествие героя                                               Буран

             Встреча с «чудесными помощниками»              Освобождение Маши Мироновой

             Сказочные превращения                                      Отъезд Гринёва в армию

             Наказание отрицательного героя                       Женитьба Гринёва

            Свадьба                                                                 Сцена казни в Белогорской крепости и диалог Пугачёва и Гринёва

  1.  Указать, какие жанры устного народного творчества использует в повести А.С.Пушкин и почему.

       20.  Подчеркнуть элементы стихосложения, характерные для поэзии XVIII века, использованные в

              стихотворении Гринёва.

                         Мысль любовну истребляя,

                                 Тщусь прекрасную забыть,

                                 И ах, Машу избегая,

                                 Мышлю вольность получить

                                 Но глаза, что мя пленили,

                                 Всеминутно предо мной;

                                 Они дух во мне смутили,

                                 Сокрушили мой покой

                                 Ты, узнав мои напасти,

                                 Сжалься, Маша, надо мной,

                                 Зря меня в сей лютой части,

                                 И что я пленён тобой.

  1. А.С.Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёвского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачёва. Объяснить, почему в повести нет таких описаний.

                                                       Вариант  2

  1. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»

                       А. В начале XVIII века

                       Б.  В середине XVIII века

                       В.  В начале XIX века.

                       Г.  В конце XVIII века

  1. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

               А.  Оренбургская губерния.

               Б.   Санкт-Петербург.

               В.   Белогорская крепость.

               Г.   Москва.

               Д.   Белгородская крепость.

  1. Соотнести имена и отчества  так, чтобы получились верные сочетания для персонажей повести.

                       Василиса                                        Андреевич

                       Мария                                             Кузьмич

                       Иван                                               Егоровна

                       Пётр                                                Ивановна

                      Алексей                                           Игнатьевич

                                                                               Иванович

  1. Отметить воинское звание Гринёва.

           А.  Корнет.

           Б.   Прапорщик.

           В.   Поручик.

           Г.   Рядовой.

  1. Соотнести описания персонажей с их именами.

                   На другой день поутру я только что стал

                         одеваться, как дверь отворилась, и ко мне

                        вошёл молодой офицер невысокого роста, с                   Марья Ивановна

                        лицом смуглым и отменно некрасивым, но

                        чрезвычайно живым.

                         Тут вошла девушка лет осьмнадцати,

                        круглолицая, румяная, с светло-русыми

                        волосами, гладко зачёсанными за уши,                           капитан Миронов

                        которые у ней так и горели. С первого

                        взгляда она не очень мне понравилась.

                         У окна сидела старушка в телогрейке и с                      Зурин

                       платком на голове. Она разматывала нитки,

                       которые держал, распялив на руках, кривой

                       старичок в офицерском мундире.                                    Пугачёв

                       Наружность его показалась мне замечательна:

                      он был лет сорока, росту среднего, худощав и                Швабрин

                      широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась

                      проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо

                      его имело выражение довольно приятное, но                  Василиса Егоровна

                      плутовское.

  1. Отметить верное суждение.

                   А. В центре повести «Капитанская дочка» - судьба героев в трагическое время Пугачёвского бунта.

                   Б. В центре повести «Капитанская дочка» - история жизни Петра Гринёва.

  1. Повесть «Капитанская дочка» написана в форме:

                    А.  Рассказа Петра Гринёва автору.

                    Б.   Мемуаров Петра Гринёва.

                    В.   Рассказа Марьи Ивановны.

  1. Соотнести утверждения с элементами повести.

                  В эпизодах сна Гринёва, песни казаков,

                        старой калмыцкой сказки

                                                                                                       Авторская позиция не совпадает

                        В использовании антитезы в композиции          с позицией рассказчика

                        В авторских отступлениях

                        В портретах персонажей                                     Авторская позиция выражается

                       В использовании оценочных эпитетов

  1. Записать эпиграф к повести и отметить его роль.

                    А.  Эпиграф раскрывает идею повести.

                    Б.   Эпиграф отражает авторскую позицию.

                    В.   Эпиграф раскрывает содержание повести.

                    Г.   Эпиграф служит для раскрытия характера героев.

  1. Отметить в каких эпизодах проявляется зеркальность композиции повести.

                    А.  Портреты Пугачёва и Екатерины.

                    Б.   Письмо Гринёва отцу и его ответ.

                    В.   Сцена пытки башкирца – сцена казни в Белогорской крепости.

                    Г.   Отношение к Гринёву Пугачёва и милость Екатерины.

  1. Отметить приоритет появления темы русского бунта в повестях.

                     А. «Капитанская дочка»

                     Б.  «Дубровский»

  1. Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

                    Свободолюбие                                  Взятие е                  Чувство благодарности                   Сказка старой калмычки

                    Наивность, слабость к лести           Вторая встреча с Гринёвым

                    Смелость, отвага                              Буран

                    Жестокость                                       Сцена разговора в мятежной слободе

  1. Отметить вставные элементы в повести.

                       А. Сон Гринёва.

                       Б.  Встреча Гринёва и Пугачёва в степи.

                       В.  Стихи Гринёва.

                       Г.  Допрос башкирца.

                       Д.  Сказка старой калмычки.

  1. Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым.

                                                                                 Трусость

                                                                                 Страх

                       Гринёв                                              Честность

                                                                                  Коварство

                                                                                  Презрение

                       Швабрин                                           Уважение

                                                                                  Необходимость

                                                                                  Честь

  1. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

                            А.  Пугачёв  -  Гринёв

                            Б.   Гринёв  -  Швабрин

                            В.   Екатерина  -  Маша Миронова

  1. Отметить верное суждение.

                  А.  История Маши Мироновой действительно произошла в XVIII веке.

                  Б.   История Гринёва и Маши Мироновой – плод авторской фантазии.

                  Г.   Встреча Пугачёва с Гринёвым была на самом деле.

  1. Отметить, характеры каких персонажей удалось раскрыть А.С.Пушкину.

                     А.  Екатерины

                     Б.   Гринёва

                     В.   Маши Мироновой

                     Г.   Капитана Миронова

                     Д.  Швабрина

                     Е.   Савельича

  1. Отметить элементы повести, в которых появляются фольклорные мотивы.

                       А.  Эпиграфы

                       Б.   Речь Гринёва и Маши Мироновой

                       В.   Речь Пугачёва

                       Г.   Вставные элементы

                       Д.  Сюжет

  1. Указать, как в повести сочетаются сказочные мотивы и фольклорные тексты.

  1. Подчеркнуть элементы в стихотворении Гринёва, характеризующие его возраст и наивность.

                                    Мысль любовну истребляя,

                                    Тщусь прекрасную забыть,

                                    И ах, Машу избегая,

                                    Мышлю вольность получить

                                    Но глаза, что мя пленили,

                                    Всеминутно предо мной;

                                    Они дух во мне смутили,

                                    Сокрушили мой покой

                                    Ты, узнав мои напасти,

                                    Сжалься, Маша, надо мной,

                                    Зря меня в сей лютой части,

                                    И что я пленён тобой

  1. А.С.Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёвского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачёва. Объяснить, что изменилось бы в повести, войди туда описания злодеяний Пугачёва и его войска.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по произведению А. С. Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс.

Тест проводится на заключительном этапе изучения произведения А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Тест в двух вариантах....

Тест по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Тест по литературе. 8 класс, "Капитанская дочка"...

Тест по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Тест по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

Тест по произведению А.С.Пушкина «Каританская дочка» 8 класс

Тест по произведению А.С.Пушкина «Каританская дочка» 8 класс...

Тест по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка", 8 класс

Вопросы, ответы, таблица для ответов учащихся, критерии оценивания....

Тест по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Тест по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

Тест по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тест в форме презентации для проверки знаний произведения "Капитанская дочка"...