Сочинение 2015
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) по теме

Пельменева Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

Направления итогового сочинения

Перечень на 2015-2016 учебный год. 

1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 

2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. 

3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 

4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 

5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. 



Предварительный просмотр:

Уважаемые выпускники, учитывая, что на сайте размещено очень много материалов, самые важные для вас собрали в один документ.

Памятка выпускнику по написанию выпускного сочинения

                                       Требования к сочинению

1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1  «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

 «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

 «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

5.Структура сочинения:

  -во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)

    -первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     -второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

     -вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе  панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее  250слов.  Рекомендуемое количество слов – 350.

 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс)

Подготовка к сочинению При написании сочинения по литературе следует помнить: • объем сочинения 4-5 страниц; • суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения; • почерк должен быть разборчивым; • соблюдать поля; • писать желательно синей или фиолетовой пастой; • на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения; • выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков; • на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика; • строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис; • не сбиваться на пересказ текста; • не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения; • не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой; • если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен); • если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.); • то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.; • главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По • моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения; • удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов; • привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять; • рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста разделить сочинение на абзацы. В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом. Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение. В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества. Подготовка к сочинению по темам, предполагающим истолкование стихотворения поэта 19 или 20 века. Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуем только ученикам, имеющим положительный опыт такой работы. Главное в такого рода сочинении не сбиться на перечисление художественных приемов тропов, фигур речи, формальных признаков поэтического текста. Стихотворение должно быть интерпретировано по-своему, обратим внимание, что в скобках после темы указан ключ к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Обращаем учеников кконспектам уроков, на которых рассматривались поэтические произведения. Напомним, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, с разделением строк значком «/»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными цитатами. Напомним о возможности и желательности сопоставлений при анализе поэтического текста (место произведения в контексте эпохи, в контексте творчества автора, в наше время, личное восприятие). Основное, на что следует обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, это формулировка темы. Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении. Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с данным произведением, хорошего ^сочинения с грамотным анализом стихотворения не получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится. Так же немаловажно разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного исследования содержательной стороны сочинения. Чтобы понять проблему работы вы можете действовать по следующим пунктам: 1) «просто» проанализировать стихотворение; 2) сопоставить его с каким либо другим стихотворением (этого или другого автора); 3) проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора; 4) объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов в стихотворении). Основная трудность состоит в том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить типового плана. Как правило, для последовательного рассуждения выделяют следующие элементы: 1) время и место создания произведения, история написания, связь с остальным творчеством автора; 2) предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная мысль (идея) произведения; 3) образы произведения и средства (тропы) их создания; 4) композиция стихотворения. Последовательность изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разные подходы к одной общей идее (например, тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова). Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.

Читать далее: http://sochinenie11.ru/podgotovka/101-metodicheskie-rekomendacii-k-napisaniyu-ekzamenacionnogo-sochineniya-po-literature-11-klass.html



Предварительный просмотр:

Примерные темы выпускных сочинений по направлениям

Предлагаем вам примерные темы выпускных сочинений по направлениям. Готовы выслушать Ваши предложения по дополнению списка.

1.Время:

Проблемы века

Время поиска

Время рассказать о человеке…

Человек и время

Общество и эпоха

Время мужания

Время испытаний

Пора взросления

Время, вперед!

Герой(и) нашего времени

«О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон)

История - ключ к пониманию народа

Писатель – судья своего времени

"Время разбрасывать камни и время собирать камни" (Из Библии.)

«Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С.Кушнер)

«В наши подлые времена человеку совесть нужна» (Н.Коржавин)

 2.Дом:

 Дом  – центр мира для человека

Дом-основа человеческого бытия

Дом  – хранитель православных ценностей

Дом  – прекрасная мечта о счастье

Дом  – жилище, местообитание семьи

Дом  – островок, крепость в хаосе революционных, военных  событий

Дом  – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.

Дом  – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.

Дом  – утверждение вечности, красоты и прочности жизни.

Дом – портрет души семьи.

Дом  – памятник человеку

Дом  – хоромина для души и тела.

Потеря дома – крушение нравственных идеалов. ( О затоплении деревень в 70-80 годы 20 века.)

Дом  – разлад с собой и миром. 

Дом  – совесть для человека

Дом  – тревога

Дом  – судьба

Дом  – возрождение идеалов.

Дом – Россия

Дом – это место, где тебя всегда ждут

«Родительский дом- начало начал»

3.Путь:

Ах, дорожка, фронтовая…

Долгий путь домой…

Жизненный путь

Путь познания

Путь в вечность (Человек родом из вечности.)

Дорога в никуда…

Дорога чести

Тип «русского скитальца» в литературе

«Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)

Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)

Путь к себе...

4.Любовь:

Любовь на века

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Любовь сильнее смерти…

Любовь и война…

Любовь и разлука…

Любовь есть духовное возрождение...

Лики любви...

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви?»

«От любви к женщине родилось все прекрасное на земле» (А.М.Горький)

Лицемерная любовь хуже ненависти.

5. Год литературы в России:

«Моя любимая книга»

 «Роль книги  в моей жизни»

«Кто для Вас идеальный герой литературы?»

 «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?»

«Можно ли обойтись без книг?»

«Можно ли испытать радость, читая книгу?»

«Какие вопросы задает человеку литература?» 

Литература - это исповедь или проповедь?

Какие мысли и чувства вызывают финальные сцены любимых книг?

«Самые яркие персонажи в литературе - неудавшиеся отрицательные герои. Самые тусклые - неудавшиеся положительные». (С.Д.Довлтов)

«Поэт в России - больше, чем поэт»

«Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.»(Ф.Абрамов)

«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Ф.Бэкон)

 Юбилейные даты «Года литературы в России»: 

«Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом ( А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня?»

 «А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте»



Предварительный просмотр:

Список литературы по пяти направлениям Подготовка к сочинению Время • И.С. Тургенев "Отцы и дети" • А.П. Чехов "Вишнёвый сад" • А.М. Горький "Старуха Изергиль" • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" • С. Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") • Л.Н. Толстой "Война и мир" Дом • Н.В. Гоголь "Мёртвые души" • И.А. Гончаров "Обломов" • Л.Н. Толстой "Война и мир" • А.И. Солженицын "Матрёнин двор" Любовь • А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка" • А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся" • И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар" • И.С. Тургенев "Отцы и дети" • А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" • М. Горький "Старуха Изергиль" • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" • С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") • Л.Н. Толстой "Война и мир" • М.А. Шолохов "Тихий Дон" • Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" • А.Н. Островский "Гроза" • Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" • И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" • И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" • В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в штанах" • Л. Улицкая "Доч Бухары" • А. Платонов "Дерево Родины" • Э.М. Ремарк "Три товарища" • В. Шекспир "Ромео и Джульетта" • Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" • В. Гюго "Собор Парижской богоматери", Человек,который смеется" • Колин Маккалоу "Поющие в терновнике" Путь • М.Ю. Лермонтов "Мцыри", "Герой нашего времени" • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" • А.П. Чехов "Ионыч" • М.А. Шолохов "Тихий Дон" • Л. Н. Толстой "Война и мир" • Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты" • Янн Мартел "Жизнь Пи" Год литературы в России • Д.И. Фонвизин "Недоросль" (270 лет со дня рождения) • А.С. Грибоедов "Горе от ума" (220 лет со дня рождения) • Джек Лондон "Мартин Иден"

Читать далее: http://sochinenie11.ru/podgotovka/312-spisok-literatury-po-pyati-napravleniyam.html



Предварительный просмотр:

6 тем по направлению "Время"

Общие материалы

1. «Крутые у них времена».

2. «Воистину железный век».

3. «Какое, милые, тысячелетье на дворе?».

4. «Время-это простор для развития способностей».

5. «Время не любит, когда его тратят впустую».

6. «Время – самое драгоценное из всех средств».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение 2015

Тематические направления итогового сочинения по литературе для выпускников 2015...

Презентация Направления и темы сочинения 2015 Тазиева Л.Ш.

В презентации размещены направления и возможные темы по ним, а такжетаблица критериев оценки и список произведений...

Программа курса "Подготовка учителей литературы к проведению итогового сочинения -2015"

Программа курса "Подготовка учителей литературы к проведению итогового сочинения-2015" содержит Тематически и Учебно-тематический планы. Кроме этого в помощь учителю литературы дана оценка одного из с...

Подготовка к сочинению 2015

Подготовка к сочинению 2015...

Сочинение - 2015 - год литературы в России

Презентация "Сочинение - 2015" содержит материалы для подготовки выпускников к сочинению по направлению "Год литературы в России"....

Сочинение 2015 - ВРЕМЯ

Презентация "Сочинение 2015" содержит материал для подготовки выпускников к сочинению по направлению "Время". Также в презентации содержатся примерные темы сочинений по этому напра...

Памятка по структуре выпускного сочинения 2015-2016 г.

Основные требования к выпускному сочинению 2015-2016 г....