Научно-практическое исследование на тему «Осознание неизбежного конца – толчок к переоценке собственной жизни» (По роману Пауло Коэльо «Вероника решает умереть»).
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Елена Александровна Кирикова

Научная работа, выполнена в рамках проведения НОУ в школе и подготовке к районной научно-исследовательской конференции. Автор работы - ученица 10 класса МКОУ СОШ №9 г Аши Степанова Дарья, руководитель - учитель русского языка и литературы, Кирикова Елена Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

АШИНСКАЯ РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Секция: Литературоведение

«Осознание неизбежного конца – толчок к переоценке собственной жизни»

(По роману Пауло Коэльо «Вероника решает умереть»).

Автор: Степанова Дарья

МКОУ СОШ №9, 10 класс, г.Аша

Научный руководитель:

Кирикова Елена Александровна

Учитель русского языка

и литературы, МКОУ СОШ №9

Аша, 2012/2013 учебный год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………………..4

Исследовательская часть………………………………………………………..9

Выводы и предложения…………………………………………………………16

Список литературы…………………………..……………………………….....17

Приложения…………………………………………………………………...…18

Введение

Пауло Коэльо – популярнейший писатель современности. У него своя собственная манера написания, отличающаяся от большинства писателей нашего времени. Его творчество пестрит философскими размышлениями, абстрактными понятиями. Но одно из его произведений, самое необычное непохожее на остальные – роман «Вероника решает умереть», мы и решили проанализировать в нашей работе.

Цель нашей работы

Доказать, что произведение Пауло Коэльо «Вероника решает умереть», имеет позитивную направленность, так как помогает найти выход людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Выведены следующие задачи:

  1. Прочитать и проанализировать произведение Пауло Коэльо, где рассматривается проблема «боязни быть другим».
  2. Изучить статистику самоубийств, депрессии и их причины.
  3. Провести исследование, с целью выявления отношения школьников к проблеме одиночества.

В своей работе мы применяли следующие методы:

  1. тестирование;
  2. психологическая диагностика;
  3. художественный анализ текста.

Основная часть

Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро 24 августа 1947 года в семье инженера. С детства он мечтал стать писателем. Но в 60-е годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой. Беспокоясь о будущем сына и пытаясь оградить его от преследований властей, родители отправляют 17 летнего Пауло в психиатрическую больницу. Выйдя из больницы, Коэльо становится хиппи. Затем, основывает подпольный журнал "2001", в котором обсуждаются проблемы духовности. Помимо этого Пауло пишет тексты анархических песен. Звезда, бразильский Джим Моррисон, сделал их такими популярными, что Коэльо в одночасье становится богатым и знаменитым. Он продолжает искать себя: работает журналистом в газете, пытается реализоваться в театральной режиссуре и драматургии. Но вскоре темы его стихов привлекли внимание властей. Коэльо обвиняют в подрывной антиправительственной деятельности, за что трижды арестовывают и подвергают пыткам. Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время остепениться и стать нормальным человеком. Но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений.

И тогда он решает отправиться путешествовать. Случайная встреча в Амстердаме приводит его в католический орден RAM, созданный в 1492 г. Здесь Пауло научился понимать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на нашем пути. Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое путешествие в Сантьяго де Компостелла. Преодолев 80 километров по легендарной тропе паломников, Коэльо описал это путешествие в своей первой книге "Паломничество", изданной в 1987 году.

Вскоре за ней последовала и вторая - "Алхимик", принесшая автору мировую известность: бурный интерес к роману сохраняется вот уже несколько лет. История о молодом пастухе Сантьяго, отказавшемся от выбранной его родителями для него судьбы священника в пользу странствий и поисков сокровищ, рассказанная Коэльо в «Алхимике», на самом деле является лишь верхушкой айсберга. В «Алхимике» автор затрагивает тему целеполагания. Повествуя нам о том, как простой пастушок поступил наперекор своим родителям потому, что его цели и желания оказались достаточно сильными, Коэльо намекает на то, что каждый человек может прийти к успеху, но только при условии, что он четко определит для себя то, каким он, этот успех, должен быть.

В «Алхимике» Коэльо не стремится рассказать интересную и увлекательную историю, он желает донести до читателя мысль, скрытую в ней, ее мораль, а это требует вдумчивости и неспешности.

О личности и творчестве Коэльо ведется множество споров. Но все — и его недруги, и его почитатели — сходятся в одном: бразильский автор каким-то непостижимым образом умеет затронуть самые тонкие и самые сокровенные струны души, так, что каждый читатель находит в его книгах отголоски собственных сомнений и переживаний.

Пауло Коэльо о своем романе «Вероника решает умереть» [1]

Моя новая книга "Вероника решает умереть" - история о молодой девушке, которая неудачно пытается покончить с собой и попадает в психиатрическую лечебницу, где, пережив драматический опыт, все же находит в себе силы жить дальше.

Эта история основана на моем личном опыте. Когда мне было 17 лет, меня трижды помещали в санаторий в Рио-де-Жанейро по причине того, что, как сказал моим родителям психиатр, "пациент очень плохо проявляет себя в школе, не слушается родителей и не в состоянии адаптироваться к общественным правилам поведения".

1966 год был самым тяжелым годом военной диктатуры в Бразилии (1964-1989). Внешние репрессии стали постепенно отражаться и на внутреннем уровне. Дело дошло до того, что добропорядочные представители среднего класса считали неприемлемым, что их дети или внуки хотят стать "художниками". Когда мне исполнилось 18 лет, я полагал, что мой внутренний мир может сосуществовать с миром моих родителей. Я изо всех сил старался получать хорошие оценки в иезуитской школе, где тогда учился, каждый день работал, а ночью воплощал свою мечту стать "художником". Не зная точно, с чего начать, я вошел в труппу любительского театра. Хотя я не собирался становиться профессиональным актером, я, по крайней мере, находился среди людей, с которыми у меня было нечто общее. К сожалению, мои родители не разделяли моих взглядов.

Однажды вечером я пришел домой пьяным, и наутро меня разбудили два здоровых санитара. - Ты пойдешь с нами, - сказал один из них. Моя мать плакала, а отец изо всех сил старался скрыть свои чувства.- Это для твоего же блага, - сказал он. - Мы только собираемся сделать кое-какие анализы. Так началось мое путешествие по психиатрическим лечебницам... Меня поместили в больницу, где лечили всеми возможными способами, но при первой же возможности я сбежал; я побродил по округе, сколько смог, потом вернулся домой. Но через некоторое время я снова попал в "плохую компанию", как это называли в моей семье, и санитары появились вновь.

В жизни бывают такие ситуации, в которых может быть только два исхода: либо вы сломаетесь, либо станете сильными. Психиатрическая лечебница стала для меня одной из них. Однажды ночью я сказал одному пациенту: - Знаешь, я думаю, почти каждый когда-нибудь мечтал стать президентом республики. А у нас с тобой такой возможности нет, потому что нам будут мешать наши медицинские заключения. - Значит, нам нечего терять, - ответил он, - и мы можем делать все, что хотим.

Мне показалось, что он прав. Ситуация, в которой я оказался, была настолько странной, настолько исключительной, что она давала нечто беспрецедентное - абсолютную свободу. Все попытки моей семьи сделать меня похожим на остальных привели к прямо противоположному результату - я стал совершенно не похож на своих ровесников. В ту ночь я размышлял о своем будущем. Один из возможных вариантов - стать писателем; другой, казавшийся более реалистичным, - превратиться в настоящего сумасшедшего. Меня будет содержать государство, мне никогда не придется работать или брать на себя ответственность. Конечно, придется немало времени проводить в больницах, но я по собственному опыту знал, что пациенты ведут себя не так, как психи из голливудских фильмов. За исключением нескольких патологических случаев кататонии и шизофрении, все пациенты прекрасно могли беседовать о жизни и имели свои собственные оригинальные суждения. Временами у них случались приступы страха, депрессии или агрессивности, но это продолжалось недолго.

Самый большой риск, которому я подвергался в больнице, состоял в том, что я мог принять данную ситуацию как нормальную. Когда я вышел из лечебницы в третий раз, после обычного цикла: побег, хождение по округе, возвращение домой, жизнь с родителями, плохая компания, возвращение в лечебницу, мне было почти 20, и я уже привык к такому ритму жизни. Но на этот раз что-то изменилось. Хотя я снова оказался в "плохой компании", мои родители уже не спешили помещать меня в лечебницу. Я не знал, что к тому времени они были убеждены, что мой случай безнадежен, и решили держать меня при себе и обеспечивать до конца жизни.

Я вел себя все хуже и хуже, я стал более агрессивным, но они даже не упоминали о лечебнице. Это был очень счастливый период, потому что я пытался реализовывать на практике свою так называемую свободу и, в конце концов, начал жить "богемной жизнью". Я бросил новую работу, которую нашли для меня родители, оставил учебу и посвятил все свое время исключительно театру и посещению баров, где собиралась интеллигенция. Целый долгий год я жил так, как мне хотелось, но потом театральная труппа была распущена политической полицией, бары наводнили шпионы, и ни один издатель не брал мои рассказы, а знакомые девушки не хотели общаться со мной, потому что я был человеком без будущего, без карьеры и даже никогда не учился в университете. Поэтому однажды я решил разгромить свою спальню. Это было способом сказать без слов: "Посмотрите, я не могу жить в реальном мире. Я не могу найти работу, я не могу воплотить свою мечту. Я думаю, вы совершенно правы: я псих, и я хочу вернуться в сумасшедший дом".

Но судьба сыграла со мной шутку. Закончив громить комнату и увидев, что мои родители звонят в психиатрическую лечебницу, я почувствовал облегчение. Но врач, который обычно занимался мной, оказался в отпуске. Санитары приехали в сопровождении молодого врача.

Он посмотрел на меня, сидящего среди разбросанных книг, сломанных пластинок и рваных занавесок и попросил родственников и санитаров выйти из комнаты.- Что происходит? - спросил он. Я не ответил. Сумасшедший всегда должен вести себя, как человек не от мира сего.- Перестань играть, - сказал он. - Я прочитал твою историю болезни. Ты не сумасшедший, и я не буду помещать тебя в больницу. Он вышел из комнаты, выписал рецепт на какие-то транквилизаторы и сказал родителям, что у меня "синдром пребывания в больнице". Бывают случаи, когда нормальные люди, оказавшись в ненормальной ситуации, такой как депрессия, паника и т.п., используют болезнь как альтернативу жизни. Они предпочитают болеть, потому что быть здоровым слишком трудно. Врач посоветовал моим родителям оставить меня в покое. Родители послушались его совета и никогда больше не отправляли меня в психиатрическую лечебницу.

Теперь я больше не мог находить утешение в безумии. Я должен был зализывать свои раны в одиночестве, я должен был проигрывать и побеждать. Мне часто приходилось откладывать свои неосуществимые мечты и работать в офисах, пока однажды я не бросил все в очередной раз и не отправился в паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Там я осознал, что не могу больше закрывать глаза на то, что моя судьба - быть "художником", что в моем случае означало быть писателем. Так, в 38 лет я решил написать свою первую книгу и рискнуть ввязаться в битву, которой я всегда подсознательно боялся, - битву за мечту.

Я нашел издателя, и первая книга "Паломничество" (об опыте, который я пережил на Пути в Сантьяго) привела меня к "Алхимику", за которым последовали другие книги, их переводы, а затем - лекции и конференции по всему миру. До этого я долго откладывал свою мечту, но теперь я осознал, что дальше так продолжаться не может, и что Вселенная всегда предпочитает тех, кто борется за свои мечты.

В 1997 году, после утомительного рекламного тура по трем континентам, я начал замечать очень странное явление: очень многие люди хотят того же, чего я хотел в тот день, когда разгромил свою спальню. Люди предпочитают жить в огромном сумасшедшем доме, с религиозным рвением следуя неизвестно кем написанным правилам, чем бороться за свое право быть непохожими на других. По пути в Токио мое внимание привлекла статья следующего содержания: "Согласно канадской статистике, 40% людей в возрасте от 15 до 35, 33% людей в возрасте от 35 до 54 и 20% людей в возрасте от 55 до 64 в той или иной форме страдают душевными болезнями. Считается, что каждый пятый человек имеет какое-нибудь психическое расстройство". - В Канаде никогда не было военной диктатуры, - подумал я, - и считается, что там самый высокий в мире уровень жизни, тогда почему там так много сумасшедших? И почему они не в психиатрических лечебницах?

За этим вопросом возник другой: что же такое на самом деле безумие? Я нашел ответы на оба вопроса. Во-первых, таких людей не помещают в лечебницы, потому что они продолжают приносить пользу обществу. Если вы в состоянии приходить на работу к 9 часам утра и оставаться там до 5 часов вечера, общество не считает вас недееспособным. Пока вы можете работать и хоть что-то делать для общества, вы не представляете угрозы. Вы становитесь опасны, только когда чаша вашего терпения переполняется.

А безумие? Безумие - это неспособность общаться.
Между ненормальностью и безумием, которые, по сути, являются одним и тем же, существует промежуточная стадия. Она называется "быть другим". И люди все больше и больше боятся "быть другими". В Японии я долго размышлял над статьей, прочитанной в самолете, и решил, что должен написать книгу, основанную на моем личном опыте. Я написал "Вероника решает умереть" от третьего лица, потому что главной темой книги был не столько мой личный опыт пребывания в психиатрической больнице, сколько риск, которому мы подвергаемся, становясь не такими, как все, и боязнь быть такими, как все.

"Вероника решает умереть" вышла в Бразилии в августе 1998. К сентябрю я получил более 1200 писем, в которых рассказывалось о похожем опыте. А в октябре прошел семинар по темам, затронутым в книге: депрессия, приступы панического страха, самоубийство. 22 января 1999 года сенатор Эдуардо Суплиси читал перед собравшимися сенаторами отрывки из моей книги и добился одобрения закона о запрете на произвольное помещение в психиатрические лечебницы, который вот уже десять лет пытались провести в Бразильском Конгрессе. 

Исследовательская часть

Несмотря на многообразие социальных сетей, проблема одиночества довольно актуальна в наше время. И зачастую одиночество приводит к непоправимым последствиям, оно может вылиться в кратковременную депрессию, а может привести и к самоубийству. Поэтому объектом нашего исследования стала книга Пауло Коэльо «Вероника решает умереть», так как в ней достаточно хорошо описана интересующая нас проблема.

Композиция произведения необычна. В книге мы узнаем истории ещё нескольких больных, помимо Вероники.  Автор разбивает его на так называемые главы, которые он не нумерует и не дает им названия. Всего в книге двадцать девять глав, все они небольшие. К первой главе дается предисловие, из которого мы узнаем, что одиннадцатого ноября тысяча девятьсот девяносто седьмого года, Вероника окончательно решила свести счеты с жизнью, на этот момент ей было двадцать четыре года. В первой главе рассказывается о том, как она готовится уйти из жизни и описываются причины её решения, они таковы:

1.Жизнь утратила краски.

2.Она чувствовала себя никому не нужной и бесполезной.

Здесь же мы узнаем, что это происходит в Словении (маленькое государство, образовавшееся после распада Югославии), а точнее в её столице – Любляне. Веронике  к тому же стало обидно и странно,    что никто не знает, где находится Словения, и как следствие из этого - такая странная предсмертная записка. Каждая глава как отдельная история.  Мы решили взять на себя смелость дать названия самым значимым на наш взгляд главам, так как этого не сделал автор:

1-я. «Уйти из жизни».

2-я. «Пробуждение». Первыми словами, которые она услышала стали: «Ты в аду, здесь Виллете». Виллете – это знаменитый приют для душевнобольных. Он существовал с 1991 года, находился в бывших казармах и  пользовался недоброй славой. Но, несмотря на все бытовые проблемы, пациенты этой клиники не хотели выписываться, а врачи на это закрывали глаза, потому что им нужна была наполняемость.

3-я. «Отступление». В этой главе описывается происхождение данной истории.  Именно здесь Пауло Коэльо рассказывает о том, откуда он узнал о странном поступке. А узнал   от своей приятельницы Вероники, дочери главного врача клиники для душевнобольных.

4-я. «Жива». Героиню посещают мысли о том, что всё вернется обратно, и снова поглотит рутина жизни.

5-я.  «Лечащий врач». Она знакомится с  врачом Игорем, который ставит её в тупик, сообщая диагноз: «Некроз желудочка сердца»,- следствие большой дозы снотворного. Сообщает, что скоро её сердце остановится, и ей осталось жить всего пять дней, от силы неделю. На впоследствии выясняется, что на самом деле она здорова, а все это - особый метод доктора Игоря, о котором Вероника даже не догадывается.  

6-я. «Страх». Вероника ощутила ужас перед смертью, ей захотелось выбраться из больницы. Постепенно героиня знакомится со всеми обитателями больницы. Первой  собеседницей становится Зедка, она попала в клинику по личным мотивам: не смогла отыскать свою »особенную» любовь.  Она рассказывает на первый взгляд странную притчу о короле: «Могущественный колдун, желая уничтожить королевство, вылил в источник, из которого пили все жители, отвар волшебного зелья. Стоило кому-нибудь глотнуть этой воды – и он сходил с ума. Наутро все жители напились этой воды, и все до одного сошли с ума, кроме короля, у которого был свой личный колодец для него и для его семьи, и находился этот колодец там, куда колдун добраться не мог. Встревоженный король попытался призвать к порядку подданных, издав ряд указов о мерах безопасности и здравоохранения, но полицейские и инспектора успели выпить отравленную воду и сочли королевские решения абсурдом, а потому решили ни за что их не выполнять. Когда в стране узнали о королевских указах, то все решили, что их властитель сошел с ума и теперь отдает бессмысленные приказы. С криками они пришли к замку и стали требовать, чтобы король отрекся от престола. В отчаянии король уже собирался сложить с себя корону, когда его остановила королева, которая сказала: «Давай пойдем к тому источнику и тоже выпьем из него. Тогда мы станем такими же, как они». Так они и сделали. Король и королева выпили воды из источника безумия и тут же понесли околесицу. В тот же час их подданные отказались от своих требований: если теперь король проявляет такую мудрость, то почему бы не позволить ему и дальше править страной? В стране воцарилось спокойствие, несмотря на то, что ее жители вели себя совсем не так, как их соседи. И король смог править до конца своих дней». И еще Зедка поведала о существовании некоего братства в приюте. Это общество тех, кто не хочет покидать клинику. Самая главная причина, по которой пациенты  хотят остаться – возможность говорить и делать то, что им хочется, не опасаясь вызвать чьё-либо недовольство или критику. А когда появлялась инспекция, они притворялись больными. Главной в этом братстве была  Мари,  попавшая в клинику из-за нервного срыва, после него у неё в душе поселилась паника. Она была адвокатом и дала себе слово, что если выйдет из Виллете, то никогда больше не станет работать на правосудие.

Постепенно происходит перелом в душевном состоянии Вероники, так как жить ей осталось всего несколько дней. Девушка тоже здесь находит для себя  любимое занятие. Она играет по ночам на пианино, и это дает ей силы.

В беседе с Эдуардом, а он  попадает в клинику из-за непонимания своих родителей - дипломатов, желавших, чтобы он продолжил их дело, вопреки его желанию стать художником, Вероника сказала: «…Я снова наслаждаюсь солнцем, горами и даже житейскими проблемами…Я начала понимать, что отсутствие смысла жизни – это только моя вина и у меня появилась мечта выбраться отсюда…».

7-я. «Всего двадцать четыре часа». Доктор Игорь говорит, что ей осталось жить максимум сутки.  Вероника и Эдуард решают уйти и начать жить заново. Когда утром Игорю сообщают о том, что пропали два пациента: девушка с больным сердцем и сын посла, врач улыбнулся: «Это сработало». И только теперь читатель узнает о  методе, про который он пишет диссертацию, главный тезис этой работы: «Осознание смерти дает нам силы жить дальше». Игорь взвесил все «за и против» и понял, что теперь Вероника будет считать каждый день чудом, а ведь так оно и есть.

Как не парадоксально, но позитив в данной книге есть, и как нам кажется,  очень значительный. И заключается он вот в чем: многих в Виллете испугало осознание медленной и неизбежной смерти,  вынужденные думать об этом, они смогли переоценить свою жизнь. Даже Мари, так не хотевшая уходить из больницы, приходит к доктору Игорю с просьбой о своей выписке. Она решила начать жить заново. Другие пациенты, в свою очередь, обратились с просьбой о пересмотре своего диагноза. А ведь все они до этого не хотели возвращаться, в

мир, где их не поняли, предали. В мир, где нужно жить «по правилам», а не так как хочется.

Вот так достаточно ярко в книге описана ситуация, произошедшая с Вероникой, работницей библиотеки из маленького государства Словении, расположенного в Восточной Европе. Казалось бы, это ведь художественное произведение, а что же говорят факты.

Рассмотрим и проанализируем официальную статистику суицидов по всему миру. Цифры говорят о том, что в четверти случаев всех самоубийств суицидентами становятся жители Китая. На втором месте списка самых активных самоубийц – жители Российской Федерации. По официальным данным ежегодно в России 50 тысяч человек решается на самоубийство. На третьем месте по численности случаев суицида во всем мире – жители Соединенных Штатов Америки, потому что ежегодно на самоубийство там решается более 30 тысяч граждан. В Японии это число составляет 25 тысяч человек. Среди европейцев наиболее склонны к самоубийствам жители Франции. Среди них 20 тысяч человек ежегодно стремится свести счеты с жизнью.

 Как складывается жизнь людей, выживших вследствие суицида, рассказывают российские психологи. Они утверждают, что 60% людей, ранее покушавшихся на свою жизнь, повторяют эту попытку. Это свидетельствует о том, что они не получают квалифицированно психологической помощи и не освобождаются от своих трудностей. Только каждый четвертый суицидент, выживший вследствие самоубийства, сотрудничает с психологами и старается помогать другим личностям, которые имеют такие же мысли. В чем же причины такого настроя.

Психологические причины суицидального поведения

        Суицидальное поведение – это деструктивный исход внутриличностного конфликта, то есть такой исход, который нарушает жизнь человека, часто приводит к ее завершению. Сутью такого поведения является обостренное эмоциональное состояние человека, которое настает в кризисной ситуации столкновения личности с непреодолимыми, по ее мнению, проблемами. Различные аспекты суицидального поведения изучали В.Штерн, В. Франкл, Н.Фабероу, Э.Шнейдерман и другие ученые. В нашей стране проблемой суицидального поведения подростков занимались: психиатр В.П. Кащенко (рассматривал педагогическую коррекцию), А.Кочетов (занимался работой с трудными детьми). Причин довольно много.  Карл Меннингер , известный американский психиатр и психоаналитик выделил основные:  

  • предшествующая попытка суицида;
  • потеря смысла жизни, отсутствие жизненных ценностей;
  • тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье;
  • быстрое социальное расслоение и обнищание населения;
  • смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений;
  • выраженные акцентуации личности;
  • прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИД и т.п.);
  • переживание острого кризиса;
  • предательство близких;
  • измена любимого человека;
  • эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда);
  • психические заболевания;
  • алкоголизм (25 % алкоголиков кончают жизнь самоубийством);
  • ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства;

  • воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные;
  • наркомания;
  • значительные материальные и бытовые трудности;
  • совершение уголовно-наказуемого поступка;
  • психическая травма в результате насилия;
  • неразделенная любовь;
  • переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека;
  • сниженная адаптивная способность к изменениям.

Итак, самые распространенные конфликты, которые могут стать причиной для самоубийства:

1. Конфликты на уровне семейных отношений. Семья – это та социальная группа, которая влияет на человека уже с первых дней его жизни. Семейные отношения и общение в семье важно для человека. По такому же принципу причиной суицида может стать неразделенная любовь, разочарование в партнере, с которым строятся личные отношения, супружеская измена, уход из жизни родного близкого человека, разочарование в друзьях или какой-то жизненной идее.

2. Конфликты, которые возникают под влиянием профессиональной или учебной деятельности, плохой профессиональной адаптации. Мотивами   могут служить неудачи на работе или в учебном учреждении, падения профессионального характера, не оправдание надежд, которые возлагали на человека окружающие и он сам, ошибки в работе, конфликты с людьми, которые являются значительными для суицидента (это могут быть коллеги, сослуживцы, товарищи по учебе, вышестоящие личности, подчиненные, люди, зависящие от деятельности). Примером суицида, вызванного конфликтом в рабочей сфере, является поступок человека, страдающего от мании отличника. Этот вид психического отклонения свойственен людям, которые стремятся во всем и всегда быть лучшими, не позволяют себе даже малейших неудач и промахов. Некоторые из них заканчивают жизнь самоубийством, не простив себе элементарной ошибки, допущенной в профессиональной или учебной деятельности.

3. Конфликты, связанные с асоциальным поведением личности в обществе. Такие люди боятся быть наказанными за явные или надуманные проступки, опасаются стать жертвами обмана или прилюдного позора. Загнав себя в угол, они не видят никакого решения, кроме самоуничтожения. 

4. Конфликты, которые возникают из-за болезней, гложущих человека, мешающих ему реализовывать свои физические и духовные потребности. Среди таких болезней, чаще всего, физическая неполноценность, хронические заболевания, которые не дают человеку нормально жить каждый день, недостатки внешности, которые развивают комплекс неполноценности, отталкивают окружающих от человека.

5. Конфликты, возникающие из-за материальных трудностей. Деньги дают человеку возможность обустраивать свою жизнь, удовлетворять потребности в еде, комфорте, развитие, отдыхе и многом другом. Отсутствие материальных активов отнимает у человека возможность удовлетворять многие свои потребности. Но если некоторых людей отсутствие денег и комфортного уровня жизни толкает на активные действия, то других оно угнетает и приводит к личностному конфликту, который может закончиться самоубийством.

        Мысли о самоубийстве, как бы это ни казалось парадоксальным – очень распространены среди людей всех возрастов и национальностей. Человек изначально склонен к саморазрушению в той или иной степени и поэтому не существует человека, который когда-либо не помышлял о смерти, хотя бы неосознанно. Такое стремление к смерти наименее закамуфлировано у детей, для них характерны фантазии на тему их смерти («Вот я умру и все будут плакать и скучать по мне») подростки в конфликтах с родителями часто употребляют фразы типа «Лучше бы я вообще не рождался». У взрослых же желание умереть проявляется во фразах «Я устал жить», «Лучше умереть, чем жить вот так» и тому подобное. В обычной жизни мы редко всерьез воспринимаем подобные высказывания, однако нужно знать, что именно такие фразы самоубийцы используют в своих предсмертных записках.

Очень часто проблемы суицидального поведения не признаются. Мы можем не замечать склонность к самоубийству у близких, отгоняя эти мысли, однако от этого проблема не исчезнет. Человек, находящийся под давлением «общественного мнения» не позволяет себе разочаровать окружающих, поэтому его поведение бессознательно направляется на саморазрушение. Другими словами, человек выбирает те действия, которые подвластны контролю со стороны субъекта и которые прямым или косвенным образом могут ускорить процесс физической смерти. Зарубежные психологи по-разному определяют это явление, они называют его «хроническим суицидом», «скрытым самоубийством», «полунамеренное самоубийство», «суицидальный эквивалент». К непрямому самоубийству можно отнести склонность к вредным привычкам (курение, алкоголизм, наркомания) пренебрежение своим здоровьем, переедание и тому подобные действия, которые могут привести к скоропостижной смерти субъекта.

В современном обществе все чаще встречаются люди, страдающие от одиночества и соответственно испытывающие дефицит общения. Мы провели анкетирование среди учащихся 9-10-х классов нашей школе №9 и выявили следующие результаты:

Согласно  мировой практике, наиболее подверженными к депрессии являются подростки, это происходит из-за вопроса самооценки и места, занимаемого среди своих сверстников.  В соответствии с данным фактом мы провели анкетирование среди девятых и десятых классов нашей школы.

        Вопросы были заданы таким образом, что первый вопрос сразу же отражает интересующую нас проблему: процент учащихся, считающих себя одинокими, превышает тот же самый процент в 10 классе на 4%. Как главную причину одиночества большинство выделило непонимание окружающих их людей. И опять же «более непонятыми» являются ученики девятого класса. Больше всего радует, что большой процент тех, у кого есть близкий человек, с которым они могут поделиться своими проблемами. Ещё порадовало, что все осознают главные последствия одиночества, но напугал тот факт, что есть ученики, которые считают суицид решением проблем.

  1. Выводы и предложения

Коэльо утверждает: мы сами хозяева своей судьбы. Жизнь всегда дает возможность стать лучше после того, как мы приняли решение измениться. Вопрос лишь в том, сможем ли мы при этом жить в обществе, которое, как известно, расправляется с бунтарями и делает оригиналов изгоями? У героев книги разные судьбы, но пересекаются они в одном месте – в клинике для душевнобольных. Так должен ли человек проходить через подобное, чтобы приобрести необходимые знания? Ведь ему дается возможность учиться на опыте других людей – будь то жизненный опыт чернорабочего или опыт продвинутого тайм-менеджера, почему бы не воспользоваться этой возможностью?

К чести автора, ему удалось показать грустные вещи так, чтобы читатель не впал в депрессию, а, напротив, захотел жить. Чтобы возникло желание исправить то, что еще можно исправить, и сделать то, что не было сделано.

Коэльо взывает к тем, кто считает, что уже состоялся как личность. К тем, кто не уверен в себе, но ищет уверенности и опоры, не теряя надежды. К тем, кто потерял надежду или никогда не мечтал достичь больше, чем имеет. Ко всем, кто еще помнит о том, что жизнь – великий дар и им нужно распоряжаться бережно и с умом.

Выводы:

1. Роман Пауло Коэльо «Вероника решает умереть» может являться опорой для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Произведение несет в себе жизнеутверждающее начало и учит нас находить выход из любой ситуации и помнить, что жизнь есть великий дар.

Предложения:

Мы рекомендуем использовать данную книгу в качестве помощника для людей, находящихся в сложной жизненной ситуации, для людей, которые не могут выбраться из тех рамок, в какие они сами себя загнали. Так же, её можно использовать для проведения профилактики среди учащихся, наиболее подверженных проблемам, выдвинутым в тексте работы.

Список литературы

  1. Пауло Коэльо «Вероника решает умереть» Изд. София, 2001 г.
  2. Пауло Коэльо «Алхимик» Изд. София, 2000 г.
  3. Журнал, М., 1989. Т. 10. № 5, с. 95-102. Суицид. Общие теории и предотвращение, Конончук  Н.В. О психологическом смысле суицидов.
  4. «Большой психологический словарь»  Мещеряков, Б.Г., Зинченко В.П.; СПБ:  М – 3-е издание 2002 г.
  5. "Словарь русского языка" 1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И.(совместно со Шведовой Н.Ю.).
  6.  Аверин В.А. Психология детей и подростков. – С. – П., 1994.
  7. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов /Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитациооной работы. -1998, № 2 – с. 36-43.
  8. Научные и организационные проблемы в суицидологи. – М., 1983.
  9. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 1995.

        

Приложение 1

Словарь терминов

Одиночество -  состояние одинокого человека (Толковый словарь Ожегова).

Одиночество  представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий человек чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным. (Большой психологический словарь).

Суицид (в толковом словаре Ожегова отсутствует).

Суицид - преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство. (Большой психологический словарь).

Депрессия - угнетённое, подавленное психическое состояние (Толковый словарь Ожегова).

Депрессия - психологическое состояние, характеризуемое недостатком энергии (Большой психологический словарь).

Приложение 2

рисунок — 1.  Статистика самоубийств женщин на 2012 год

рисунок — 2.  Статистика самоубийств мужчин  на 2012 год

Приложение 3

Таблица — 1

Результаты анкетирования учащихся 9-х, 10-х классов

МКОУ СОШ № 9 г. Аши

Одиноки ли вы?

10 класс

9 класс

да

 13,5 %

17,3 %

нет

86,5%

82,7

Что помогает вам справиться с одиночеством?

друзья, соц. сети

67,6%

21,7%

книги

21,6%

30,4%

хобби

10,8%

47,9%

Что является причиной одиночества у людей?

замкнутость

29,7%

26%

непонимание людей

51,3%

60,9%

нехватка времени

19%

13,1%

Является ли суицид решением проблемы одиночества?

да

13,5%

17,4%

нет

86,5%

82,6%

Если ли такой человек, которому вы можете рассказать все свои мысли, проблемы?

да

78,4%

82,6%

нет

21,6%

17,4%

Какие могут быть последствия одиночества?

Суицид, алкоголизм, наркомания, депрессия, переезд  в  другой город, страну чтобы избежать проблем.


[1]          Из автобиографии Пауло Коэльо


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Осознание неизбежного конца – толчок к переоценке собственной жизни » ( По роману Пауло Коэльо « Вероника решает умереть ») Автор:Кирикова Е.А ., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №9 г.Аши

Слайд 2

Доказать, что произведение Пауло Коэльо «Вероника решает умереть», имеет позитивную направленность, так как помогает найти выход людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Задачи: Прочитать и проанализировать произведение Пауло Коэльо, где рассматривается проблема «боязни быть другим». Изучить статистику самоубийств, депрессии и их причины. Провести исследование, с целью выявления отношения школьников к проблеме одиночества. Цель работы:

Слайд 3

Пауло Коэльо Родился в Рио-де-Жанейро 24 августа 1947 года . Писатель с мировым именем.

Слайд 4

Композиция произведения необычна. Автор разбивает его на так называемые главы, которые он не нумерует и не дает им названия. Всего в книге двадцать девять глав, все они небольшие. К первой главе дается предисловие, из которого мы узнаем, что одиннадцатого ноября тысяча девятьсот девяносто седьмого года, Вероника окончательно решила свести счеты с жизнью, на этот момент ей было двадцать четыре года. Своеобразие романа « Вероника решает умереть»

Слайд 5

тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье; быстрое социальное расслоение и обнищание населения; смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений; выраженные акцентуации личности; прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИД и т.п.); переживание острого кризиса; предательство близких; измена любимого человека; эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда ); Психологические причины суицидального поведения

Слайд 8

Выводы: 1. Роман Пауло Коэльо «Вероника решает умереть» может являться опорой для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 2. Произведение несет в себе жизнеутверждающее начало и учит нас находить выход из любой ситуации и помнить, что жизнь есть великий дар

Слайд 9

Предложения: Мы рекомендуем использовать данную книгу в качестве помощника для людей, находящихся в сложной жизненной ситуации, для людей, которые не могут выбраться из тех рамок, в какие они сами себя загнали. Так же, её можно использовать для проведения профилактики среди учащихся, наиболее подверженных проблемам, выдвинутым в тексте работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления в научно-практической конференции учащихся на тему "Молодёжный сленг"

Молодёжный сленг является неотъемлемой частью речи подростков нашего села...

Выступление на научно-практической конференции учителей на тему:"Совершенствование оценки качества образования на уроках географии".

Совершенствование оценки качества образования на уроках географии                    Мы хоти...

научно-практическое исследование на тему"Взаимосвязь психологических особенностей подростка с социальным статусом или Почему дети становятся изгоями"

Школьные психологи часто сталкиваются с проблемой общения у подростков. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается ...

Программа к научно-практической работе «Исследование и оценка экологического состояния города Тарко-Сале. Составление экологической карты.»

          Программа   «Исследование и оценка экологического состояния города Тарко-Сале. Составление экологической карты.»  посвящена изучению вопр...

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Районная научно-практическая конференция. Доклад на тему "Реклама книги" как реализация программы внеурочной деятельности "Успешное чтение", 2016 год

Тема потери интереса обучающихся к чтению актуальна. Автор предлагает пробуждать интерес к чтению в процессе проектной деятельности. Работа вошла в районный сборник материалов научно-практической конф...

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Сборник статей по итогам 27 августа 2022 г. Стерлитамак, Российская Федерация Агентство международных исследований Agency of international research 2022 Международной научно-практической конфере

Сборник статей по итогам 27 августа 2022 г. Стерлитамак, Российская Федерация Агентство международных исследований Agency of international research 2022 Международной научно-практической конференции...