Презентации к урокам
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кораблина Елена Викторовна

           Компьютер становится помощником учителя, помогает сэкономить время на уроке, появляются новые методы и организационные формы обучения, которые повышает эффективность проведения урока.        

           Цель   презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.   Проведение урока с использованием презентаций требует от учителя дополнительной подготовки, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения.          

          Презентации повышают мотивацию учащихся, усиливают восприятие нового учебного материала. Слайдовые презентации предоставляют новые возможности  для творческого развития учеников  и их учителей, позволяют освободить от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРФОГРАФИЯ БЕЗУДАРНЫЕ И ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ Составила Кораблина Е.В ., учитель МБОУ СОШ № 26

Слайд 2

ЗАДАНИЕ № 1 Выберите правильный вариант проверочного слова. 1. ум( е,и ) лительный а) милый б) мел

Слайд 3

ЗАДАНИЕ № 1 Выберите правильный вариант проверочного слова. 2. прип ( а,о ) минать а) помнить б) память

Слайд 4

ЗАДАНИЕ № 1 Выберите правильный вариант проверочного слова. 3. св ( е,и ) дание а) ведать б)видеть

Слайд 5

ЗАДАНИЕ № 1 Выберите правильный вариант проверочного слова. 4. усм ( е,и ) рять а) мера б) мир

Слайд 6

ЗАДАНИЕ № 2 Укажите ряд, во всех словах которого есть проверяемые безударные гласные в корне. 1) старинный, заревел, отпирать, зеркальный 2) горизонт, выделять, словарный, развивать 3) грозовой, догонять, молчание, цепочка 4) вымостить, распахнуть, косить, касаться

Слайд 7

ЗАДАНИЕ № 3 Укажите ряд, во всех словах которого есть чередующиеся гласные в корне. 1) предполагать, сложный, касательный , загореть 2) зоревать, выскочу, росток, отмирать 3) косьба, творение, блистать, выберет 4) нагорный, расстелю, вытер, склонение

Слайд 8

ЗАДАНИЕ № 4 Укажите ряд, в котором есть ошибка в написании чередующейся гласной в корне: 1) наклониться, сочетать, зарянка , росток 2) утварь, ростовщик, зажигать, скачу 3) Ростов, загорелый, избирательный, вычитать 4) прикосновение, скачок, сочетание, косаться

Слайд 9

ЗАДАНИЕ № 5 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать а. 1)ср( а,о ) внение , пром ( а,о ) кательный , пл ( а,о ) вучесть , подск ( а,о ) кать 2) ур ( а,о ) вень , обм ( а,о ) кнуть (перо), оз ( а,о ) рение , прор ( а,о )стать 3) отр ( а,о ) сль , ск ( а,о ) чок , утв ( а,о ) рь , попл ( а,о ) вок 4) зар ( а,о ) сль , прик ( а,о ) саться , з ( а,о ) рница , ур ( а,о ) внение

Слайд 10

ЗАДАНИЕ № 6 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать о. 1) покл ( а,о ) ниться , накл ( а,о ) нение , пол( а,о )г, р ( а,о )сток 2) пл ( а,о ) вец , г( а,о ) реть , вым ( а,о ) кнуть , ср( а,о ) внить 3) уг ( а,о ) релый , выр ( а,о ) сший , отр ( а,о ) сль , к( а,о ) снуться 4) пор( а,о ) сль , заг ( а,о ) релый , выск ( а,о ) чить , з ( а,о ) ря

Слайд 11

ЗАДАНИЕ № 7 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать е. 1) соб ( е,и ) рёшь , расст ( е,и ) лю , зам( е,и )рать, раст ( е,и ) реть 2) зап ( е,и ) реть , разд ( е,и )рём, бл ( е,и ) стит , выч ( е,и ) сть 3) заб ( е,и ) ру , выж ( е,и ) чь , отт ( е,и ) реть , выж ( е,и )мать 4) соч ( е,и )тать, зан ( е,и )мать, подп ( е,и ) реть , отм ( е,и ) реть

Слайд 12

ЗАДАНИЕ № 8 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать и. 1) нач ( е,и ) нать , дож( е,и ) нать , выж ( е,и )г, проб( е,и ) раться 2) изб( е,и )рать, соч ( е,и ) тание , выд ( е,и )рать, забл ( е,и ) стит 3) наж ( е,и )мать, зан ( е,и )мать, вн ( е,и )мать, расст ( е,и ) лать 4) уб ( е,и )рать, см( е,и ) ртельный , выч ( е,и )тать, сж ( е,и )гать

Слайд 13

ЗАДАНИЕ № 9 Найдите и исправьте ошибочный вариант а)утварь б)скачу в) зарянка г) отрасль 1 .

Слайд 14

ЗАДАНИЕ № 9 Найдите и исправьте ошибочный вариант а) зоревать б) росток в)полог г) скочок 2.

Слайд 15

ЗАДАНИЕ № 9 Найдите и исправьте ошибочный вариант а) сочетание б) смертельно в) внемательно г) подпереть 3 .

Слайд 16

ЗАДАНИЕ № 9 Найдите и исправьте ошибочный вариант а) замирать б) блистать в) сочитать г) избиратель 4.

Слайд 17

ЗАДАНИЕ № 10 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву. 1) накл ( а,о )нить, выр ( а,о )внять дорогу, ур ( а,о ) внение , вск ( а,о ) чить ; 2) ур ( а,о ) вень , ск ( а,о ) чок , к( а,о )сой, к( а,о ) снуться ; 3) ум( е,и ) реть , см( е,и ) риться , выч ( е,и )тать, отп ( е,и )рать; 4) подд ( е,и )ржать, выд ( е,и ) ру , перест ( е,и )лить, отм ( е,и ) рять .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание О-Ё после шипящих Составила Кораблина Е.В.

Слайд 2

О-Ё после шипящих Ч.. рствый стриж.. шь щ .. чки ш ..к одеж.. нка луж..к кольц ..м зайц ..м щ .. тка больш ..го рычаж ..к ид.. шь мальч .. нка ш .. мпол ш ..в туш.. нка крюч ..к отц ..м

Слайд 3

О-Ё после шипящих Ч ё рствый стриж ё шь щ ё чки ш о к одеж ό нка луж ό к кольц ό м з ά йц е м щ ё тка больш ό го рычаж ό к ид ё шь мальч ό нка ш ό мп о л ш ό в туш ё нка крюч ό к отц ό м глагол глагол от глагола искл . искл . искл .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание О-Ё после шипящих Составила Кораблина Е.В.

Слайд 2

О-Ё после шипящих Ч.. рствый стриж.. шь щ .. чки ш ..к одеж.. нка луж..к кольц ..м зайц ..м щ .. тка больш ..го рычаж ..к ид.. шь мальч .. нка ш .. мпол ш ..в туш.. нка крюч ..к отц ..м

Слайд 3

О-Ё после шипящих Ч ё рствый стриж ё шь щ ё чки ш о к одеж ό нка луж ό к кольц ό м з ά йц е м щ ё тка больш ό го рычаж ό к ид ё шь мальч ό нка ш ό мп о л ш ό в туш ё нка крюч ό к отц ό м глагол глагол от глагола искл . искл . искл .



Подписи к слайдам:

6.

В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) щедрое
возн

граждение
2)
угр
…жать
расправой
3)
прил…
скать

котёнка
4) решение
ур

внений
11.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на
месте которых пишется буква 3?
Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец
во(1)торжествует
и последние волны согретого тумана то (2)
катываются
и
ра
(3)стилаются

скатертями, то и(4)
виваются
и
и
(5)
чезают
в
голубой
, нежно сияющей вышине.
1) 3,4,5

2) 1,3,4

3) 2, 4,
5
4)
4
16.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска
пишется
Ь?
1) лещ..,
пустош
..,
лиш
..
2) проч.., жгуч..,
реж
..
3)
навзнич
..,
увлеч
..,
фальш
..
4)
стрич
.., замуж..,
печ
..
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква
?
1)
абон
..
мент
, б..тон,
д...ректор
2)
вел..
колепный
, вест..
бюль
,
инж
..
нер
3)
д..
зинфекция
,
д..
мократия
, пр..
ц
..
дент
4)
кр
..
терий
,
л..
цензия
,
с..
рвиз
19.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) (Не)мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу.
2) (Не)желая потревожить спящих, она на цыпочках пробралась к двери.
3) По (не)расчищенным, занесённым снегом
дорожкам
было довольно трудно пробираться.
4) Сарай стоял посреди улицы, ничем (
не)огороженный
.
5.

В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1)
прит
..снять соседа
2)
скр
..пить подписью
3)
разв
..
вается

на ветру
4) красивое т..
снение
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) о
лгунь
..
2)
в
кель
..
3)
об
арми
..
4) к
Марь..
15.

В каком словосочетании в обоих словах пропущен Ъ?
1) меж..языковой бар..ер
2) с..язвить
компан
..
ону
3)
сверх..естественное об..единение
4) с..ехидничать в..скользь
Орфография
14.

В каком ряду в обоих словах пропущен Ъ?
1) с..
ыграть
, с..
ехаться
2) под..
яческий
, под..язычный
3) из..еденный, с..ёжиться
4) из..
ысканный
, с..
едобный
18.

В каком ряду во всех трёх словах на месте пропуска
пишется
буква С?
1) и..сушить,
бе
..полезный
, и..
подтишка
2) ..делать, и..
жога
,
ра
..смотреть
3)
во..гордиться
,
чере
..чур
,
чре
..мерный
4)
бе
..смертный, ..
десь
, ..
дание
4.

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)
пр..
тензия
, г
..
потеза
2) св..
репый
, им..
тация
3)
св..
детель
,
в..
нтилятор
4)
инв..
нтарь
,
сент..ментальный
9.

В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) пл..
вчиха
2) пл..
вучий
3) пл..вник
4) пл..
вуны
22.

В каком слове на месте
пропуск
пишется одна буква Н?
1) отчая..
ый
сорванец
2)
маринова
..
ые
грибы
3) коше..
ый
луг
4)
напечата
..
ая
статья
3.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) ар..мат,
ант..
гонизм
, об..
яние
2) ст..
рожил
, раз..ч..р..ванне, ..д..
птация
3) б..тон, д..л..
катес
, д..л..
катный
4) ин..
ц
..
атива
,
ц
..
стерна
, опт..м..
стичный
13.

В каком ряду в обоих словах пропущен Ъ?
1)
контр..удар, транс..европейский
2)
фельд
..егерь, под..ельник
3) трех…
актный
, с…ёжиться
4) без..
языкий
, трех…импульсный
21.

В каком слове на месте
пропуск
пишется одна буква
НН
?
1)
кова
..
ый
в кузнице меч
2)
копчё
..
ый
окорок
3) дублё..
ая
кожа
4) жаре..
ое
филе трески
8.

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1)
к..
лоритный
, к..
кетка
2)
проп
..
ганда
,
диап
..зон
3)
десп
..
тичный
, ..
мнистия
4) б..
йкот
,
к.льчуга
17.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска Ь НЕ
пишется
?
1)
артел
..
щик
,
восточ
..
ный
,
мощ
..
ный
2)
бан
..
щик
,
нян
..
чить
, смен..
щик
3)
смор
..
щился
,
ноч
..ной, сел..
дь
4) веч..
ный
,
брен
..
чать
, бол..
ше
2.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1)
осв
..
тить
фонариком,
осв
..
тить
проблемы
образования
2) с..деть на стуле, с..деть от горя
3)
осл

пительный

луч, л..
пучий
репей
4) чувствовать см..
тение
,
см..
тенный
мусор
7.

В каком слове на месте пропуска пишется буква А?
1)
выр
..
сший

на диком поле
2) встреча
р..
весников
3)
упл
..
тнение

под кожей
4)
подр
..стающее
поколение
12.

В каком ряду в обоих словах пропущен Ъ?
1) ад..
ютант
, ин..
екция
2) кон..
юнктура
, пан..американский
3) с..экономить, с..ёжиться
4)
неот
..
емлемый
, в..юн
20.

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Мы благодарны вам, а
так(же)
всему вашему коллективу
за(то),
что вы уделили нам
внимание
.
2)
И(так),
мы преклоняемся перед работниками тыла
так (же)
, как и перед участниками боевых действий.
3)
Что(бы)
вырастить детей, необходимо
приложить
много усилий,
за (то)
сколько радости вы получите!
4)
Что(бы)
ответить урок
так(же)
хорошо, как и вчера, я внимательно слушал объяснение
учителя.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чередование гласных в корне слова Составила Кораблина Е.В.

Слайд 2

Чередующиеся гласные в корне слова Скл … нение з … рька попл .. вок спл … вной з … рница пл… вчиха перег .. реть возг .. раемость скл .. няться оз.. ряет уг .. релый спл .. вляют г.. релка заг .. рается накл.. нился з .. ря пл.. вучий кл ..нить

Слайд 3

Чередующиеся гласные в корне слова Скл о н é ние з ό рька поплав ό к спл а вн ό й з а рн ú ца пл о вч ú ха перег о р é ть возг о р ά емость скл о няться оз а ряет уг о р é лый спл а вляют г о р é лка заг о р ά ется накл о н ú лся з а ря пл а в ý чий кл о н ú ть и скл .

Слайд 4

Чередующиеся гласные в корне слова Нар.. щение соск .. чить уск .. кать подр ..стает прик .. снуться пол..житься р..сток к.. саться выр ..щенный изл ..гать пол.. жение прол ..жить Р.. стов доск .. кать возр .. стной к.. снуться ср.. слись пол.. гается

Слайд 5

Чередующиеся гласные в корне слова Нар а щ ение соск о чить уск а кать подр а стает прик о снуться пол о житься р о сток к а саться выр а щенный изл а гать пол о жение прол о жить Р о стов доск а кать возр а стной к о снуться ср о слись пол а гается и скл . и скл .

Слайд 6

Чередующиеся гласные в корне слова Проб.. рались зам.. реть зап ..рать прин ..мать ст..лить бл ..стает соч.. тание разж ..гать оп.. реться зам..рать вспом .. нать заб .. ру бл .. стит расст ..литься выд ..рать отт .. реть проб.. раться отн ..мать

Слайд 7

Чередующиеся гласные в корне слова Проб и рались зам е реть зап и рать прин и мать ст е лить бл и стает соч е тание разж и гать оп е реться зам и рать вспом и нать заб е ру бл е стит расст е литься выд и рать отт е реть проб и раться отн и мать и скл .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перфокарта по теме «Н-НН в суффиксах прилагательных» Составила Кораблина Е.В.

Слайд 2

Н и НН в суффиксах прилагательного Дли… ая дорога государстве… ый план травя…ой покров песча … ый берег глиня … ый сосуд стари… ая вещь оловя … ые солдатики безветре … ое утро ветре… ый день вещь це …а земля…ой вал ястреби … ый клюв пчели … ое гнездо стекля… ая рама карти … ая галерея ути … ый крик подли … ый экземпляр деревя … ые кони

Слайд 3

Н и НН в суффиксах прилагательного дли нн ая дорога государстве нн ый план травя н ой покров песча н ый берег глиня н ый сосуд стари нн ая вещь оловя нн ые солдатики безветре нн ое утро ветре н ый день вещь це нн а земля н ой вал ястреби н ый клюв пчели н ое гнездо стекля нн ая рама карти нн ая галерея ути н ый крик подли нн ый экземпляр деревя нн ые кони ИСКЛ . ИСКЛ . ИСКЛ . ИСКЛ . ИСКЛ .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание наречий Слитное и раздельное написание наречий Упражнения Различайте НАРЕЧИЯ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, МЕСТОИМЕНИЯ Упражнения КОНТРОЛЬ Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- Упражнения Составила Кораблина Е.В, учитель МБОУ СОШ № 26

Слайд 2

Правописание наречий Написание НЕ с наречиями Н-НН в суффиксах наречий Дефис в наречиях Не и НЕ в отрицательных наречиях Употребление Ь на конце наречий Буквы О-Е после шипящих на конце наречий

Слайд 3

Слитное и раздельное написание наречий Слитно Раздельно - ую вк рутую НО в о ткры тую в- на- - ую н а боковую

Слайд 4

Слитное и раздельное написание наречий Слитно Раздельно с обирательное числительное вдвое в- на- по- н а четверых на- на двое с обирательное числительное на –ЫХ, -ИХ п о двое

Слайд 5

Слитное и раздельное написание наречий Слитно Раздельно н аречия с верх без оглядки низ н аречие с гласной до упаду глубь даль высь век перед ширь начало конец вверх навек наконец

Слайд 6

Слитное и раздельное написание наречий Слитно Раздельно о т прилагательных, глаголов с глазу на глаз с сохранением п адежной формы под мышки докрасна подолгу вдогонку под мышкой з а границу з а границей

Слайд 7

Задание для класса: раскройте скобки, объясните орфограммы Провести время (в)пустую, побежали (в)рассыпную, сложить (в)четверо, идти (по) трое, разделить (на)двое, поглядел (в)верх, беспокоиться (по) пусту , ( по )долгу не видеться, сидели (в) двоем , работать (в)ручную, поймать (на)бегу, сказать (в)открытую , идти (на)мировую, набирать скорость (по) немногу , побежал (в)припрыжку, (в)век не забудь, посмотрел (в)даль, смеяться (до)упаду, разделить (на)семерых.

Слайд 8

Различайте НАРЕЧИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ виднелся вдали виднелся в дали моря (где?) (где?) (чего?) з.с . место место и предмет

Слайд 9

Различайте НАРЕЧИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ виднелся вдали виднелся в дали голубой (где?) (где?) (какой?) з.с .

Слайд 10

Различайте НАРЕЧИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ нырнуть вглубь нырнуть в глубь реки (куда?) (куда?) (чего?) з.с . место место и предмет

Слайд 11

Различайте НАРЕЧИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ подумай сначала с начала зимы (когда?) (чего?) з.с . время время и предмет

Слайд 12

Различайте НАРЕЧИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ С ПРЕДЛОГОМ ПО УДАРЕНИЮ в ό время во вр é мя п ό низу по н ú зу н ά бок на б ό к д ό смерти до см é рти нав é ки на век ά

Слайд 13

Различайте НАРЕЧИЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ тратить время впустую вошёл в пустую комнату (как?) ( в какую?) прил.

Слайд 14

Различайте НАРЕЧИЕ МЕСТОИМЕНИЕ потому и не пришёл шли по тому мосту (почему?) ( по какому?) мест.

Слайд 15

Задание для класса: раскройте скобки, объясните орфограммы Увидеть (в)дали огонек, виднелся (в)дали моря; (в)начале не умел плавать, (в)начале учебного года; (во)время предупредил, (во) время урока; двигаться (на)встречу ветру, пойти (на) встречу с космонавтом; преобразиться (в)миг, (в)миг опасности; (с) начала весны, (с)начала выучи правило.

Слайд 16

Задание для класса: придумайте и запишите предложения с парами слов насилу – на силу наконец – на конец вверх – в верх наудачу – на удачу навстречу – на встречу

Слайд 17

Самостоятельная работа I вариант II вариант (на)завтра (до) тла (на) искосок (за)просто (до)суха (на)трое (в)рассыпную (по) двое (до)нельзя (в)пятеро (на) угад (из) давна (на)двое (в)рукопашную (в)крутую (по) трое

Слайд 18

Самостоятельная работа I вариант II вариант (в) обхват (без) устали (по)долгу (в)дребезги (до) зарезу (на) лету (на) славу (на) днях (в) охотку (без) оглядки (по) пусту (в) тихомолку (до) смерти (на) ходу (на) смех (на) карачки

Слайд 19

Самостоятельная работа (в) высь подняться – (в) высь небесную взлететь (в) век) не забуду - (в) век прогресса (в) конец разобидеться – (в) конец переулка уйти (во) время догадаться – (во) время спора (в) тайне мечтать - (в) тайне сестры (на) верх подняться – (на) верх лестницы (на)утро выпал снег – (на)утро строить планы

Слайд 20

Самостоятельная работа а) Составьте словосочетания с данными словами: Зачастую - за частую наконец - на конец впустую - в пустую наполовину - на половину наголову - на голову б) Составьте предложения со словами тотчас , тот час.

Слайд 21

Самостоятельная работа I вариант II вариант без разбору в накидку по дешевке на глухо вообще на ура сразмаху в тридорога по очереди наизнанку (4) вугоду задолго до упаду во едино заграницу вразбивку находу пополудни на память водиночку (5) Укажите те наречия, в правописании которых допущены ошибки:

Слайд 22

Самостоятельная работа I вариант II вариант вчерне без спросу в разлет исподлобья набекрень сразбегу до верху вряд на вечно до поздна (5) воба на скаку нарасхват на измор насмех наоборот до зарезу по наслышке на днях в потьмах (4) Укажите те наречия, в правописании которых допущены ошибки:

Слайд 23

Буквы О и А на конце наречий ИЗ- ДО- С- А из редк а до сух а с лев а если наречия образованы от прилагательных, в которых нет этих приставок От прилагательных, где приставка уже была досрочн о до срочный изрядн о из рядный справн о с правный СРАВНИ: редкий сухой левый

Слайд 24

Буквы О и А на конце наречий ИЗ- ДО- С- А из редк а до сух а с лев а редкий сухой левый из окн а в окн о до окн а на окн о с окн а за окн о В остальных случаях - О в лев о на прав о на чист о за светл о за нов о Правило «окна» до срочн о ( до срочный)

Слайд 25

От данных прилагательных образуйте наречия, выбрав подходящую приставку: е-, на-, за-, из-, до-, с-. Расположите наречия в два столбика: 1) с суффиксом -о, 2) с суффиксом –а Красный, далёкий, светлый, чистый, давний, сухой, новый, правый, левый, сытый, редкий, простой, начальный, тёмный. Составьте с четырьмя наречиями предложения.

Слайд 26

Спишите наречия, допишите суффиксы -а или -о. С четырьмя наречиями составьте предложения. Снов..., занов ..., запрост ..., спрост ..., зажив..., сначал ..., исподтишк ..., изредк ..., справ..., издавн ..., досыт ..., направ ..., слев ..., сызнов ..., влев ..., досух ..., вправ ..., налев ..., дочист ..., начист ..., накрепк ..., начерн ..., надолг ,.., нанов ..., засветл ..., замертв ..., зажив..., заведом ..., наглух ... .

Слайд 27

Заменить словосочетания наречиями с о или а на конце Идти в правую сторону вправо беседовать без стеснения запросто раскалить до красного цвета докрасна переписать окончательно н ά долго расстаться на долгое время н ά бело


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание Не с разными частями речи

Слайд 2

Орфография Учитесь грамотно писать – пригодится в жизни ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу («орфо» - правильный, «графо» - пишу) – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Ценность русской орфографии – в строгом соблюдении орфографических правил.

Слайд 3

1. Правописание НЕ с глаголами Упражнение 2. Правописание НЕ с существительными, качественными прилагательными и наречиями на –о, -е Упражнения

Слайд 4

Не с глаголами Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно не заметил, не заметив, не был, не мог

Слайд 5

Не с глаголами Слитно, если слово не употребляется без НЕ ненавидеть, негодовать, нездоровится, невзлюбить, недоумевать, неможется, неволить, неистовствовать, неймётся

Слайд 6

Не с глаголами Различай не до- и недо- с глаголами

Слайд 7

Не до- и недо- не до- недо- Определи значение 1. Сделано не до конца н е д опить чай н е д осмотреть фильм н е д обелить комнату н е д овезти до дома 2. Ниже нормы, мало, есть антоним с пере- недовыполнить план недобрать вес недоедать недогрузить

Слайд 8

Особо запомни! Недостаёт денег, времени Не достаёт до стола = не дотягивается Но: не хватает денег (мало) Не хватает за подол Недаром (не напрасно) беспокоился Не даром (не бесплатно) получил

Слайд 9

Объясните правописание . (Не)ссорьтесь, (не)могу, (не)здоровиться, (не)изменяется, (не)смотрит, (не)навидеть, (не)обижайся, (не)держи, (не)поймали, (не)домогает, (не)простила, (не)слушает, (не)понимаю, (не)доумевать, (не)досыпать, (не)появилась, (не)смогла, (не)сердишься, (не)долюбливает, (не)сосчитали, (не)довязала свитер, (не)взлюбил его, (не)упала, (не)дослышал, ему (не)сдобровать, (не)удивился. Упражнения

Слайд 10

Правописание НЕ с существительными, качественными прилагательными и наречиями на –о, -е Раздельно Слитно 1. Есть противопоставление с союзом а не правда, а ложь не добрый, а злой не далёко, а близко 1. Слово не употребляется без НЕ невежа невзрачный нелепо

Слайд 11

Правописание НЕ с существительными, качественными прилагательными и наречиями на –о, -е Раздельно Слитно 2. Есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не (слова с ни) Она далеко не красавица Ничуть не знакомый Вовсе не интересный Никому не знакомый текст 2. Есть слова очень, весьма, крайне, почти, совершенно Совсем непонятно Очень недалеко Совсем непонятно

Слайд 12

Правописание НЕ с существительными, качественными прилагательными и наречиями на –о, -е Раздельно Слитно 3. Можно заменить синонимом Это неправда = (ложь) Неинтересный рассказ (скучный) Негромко читал (тихо) Рассказ неинтересен (кр. прил.) Человек несчастлив

Слайд 13

Правописание НЕ с прилагательными Раздельно с относительными, притяжательными прилагательными не кожаный портфель не мамино пальто

Слайд 14

Правописание НЕ с прилагательными Раздельно с прилагательными со значением цвета не синее небо

Слайд 15

Правописание НЕ с прилагательными и наречиями Раздельно с прилагательными и наречиями в сравнительной степени не тяжелее, не менее с наречиями, которые пишутся через дефис поступил не по-товарищески

Слайд 16

Запомни! Не рад Не должен Не готов Не обязан Не намерен Не склонен Не прав Не женат Не виден Не расположен Не виноват Не согласен

Слайд 17

Упражнения Объясните написание не с существительными Доказать невиновность, далеко не красавица, оказать недоверие, это не ветер, неразумность, не счастье, а беда подстерегла, неприятель, а мой знакомый, недруг, нелепость, не редкость, негодование, недостача, недолёт, недотрога, далеко не умник, непогода, не друг, а враг, невежество .

Слайд 18

Упражнения Подберите к словам синонимы без не Неприятель — враг невеселый — …. независимость — ...... неглубокий — …. неволя — ...... недорогой — … недруг — ...... нездоровый — ….. несчастье —...... негромкий — …. неправда — ...... небольшой — …. .

Слайд 19

Упражнения Допишите не слитно или раздельно, усилив отрицание словами вовсе не, далеко не, отнюдь не и т.д. Нелегкая работа — далеко не легкое дело __ случайная встреча — ..... случайный промах __ бесполезные занятия — .... бесполезные растения ___....настоящая икра — ...... настоящий цветок __ известный художник — ..... известный поэт ___ ....легкая задача — ...... легкая задача .

Слайд 20

Упражнения Добавьте не. Объясните правописание. Склонен к шуткам, намерен остаться, рад встрече, готов к ответу, согласен с доводами, обязан отвечать, способен выполнять, должен уехать .

Слайд 21

Упражнения Вспомните правила слитного или раздельного написания не с существительными. Спишите. Раскройте скобки. Объясните правописание не с прилагательными. 1. Он говорил (не)правду, а ложь. 2. Его (не)ряшливый вид каждый раз шокировал окружающих. 3. Совершил очень (не)красивый поступок. 4. (Не)забудка — цветок любви. 5. Там протекала (не)глубокая речонка. 6. (Не)навистный враг отступил. 7. (Не)сметные, (не)истощимые богатства. 8. Связь между нашими странами остаётся (не)разрывной. 9. (Не)куст, а с листочками, (не)рубашка, а сшита, (не)человек, а рассказывает. 10. (Не)счастье и туман проходят. 11. Мы добились (не)виданных успехов. 12. (Не)объятны, (не)обозримы наши поля и луга. 13. Шли домой (не)настным вечером. 14. Местность была (не)знакомая. 15. Кругом росли (не)высокие деревца. 16. В ущелье шумел (не)широкий, а совсем узенький водопадик. .

Слайд 22

Правописание не с наречиями Слитно Не употребляются без не Неизбежно, нелепо Можно заменить синонимом без не Неплохо (хорошо), немного (мало), неудачно, (безуспешно) В отрицательных наречиях Негде, некуда, неоткуда, незачем В отымённых наречиях Невдалеке, невдомёк, невзначай, невмоготу, невмочь, невпопад, невтерпёж, недаром =(ненапрасно), Но: не даром =(не бесплатно), некстати, неспроста, нехотя В сочетаниях невесть кто (что, какой, где, куда и т. п.). Раздельно С наречиями не -о и –е, если есть противопост. Не богато, а бедно если есть далеко не, вовсе не, отнюдь не + слова с ни (ничуть…) С наречиями не на -О, -Е Не здесь, не так, не полностью, не совсем, не жаль, не хуже (сравн. ст.), не сегодня, не иначе, не по-моему, не по-товарищески, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки, не в зачёт, не в меру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксис Составила: Кораблина Е.В., учитель МБОУ СОШ № 26

Слайд 2

Задание 1 Укажите сочетания слов, которые не являются словосочетаниями. 1) яркой внешности 2) правда о случившемся 3) быстро бежать 4) купаться в море 5) совершенно верно 6) я не уверен 7) вера в человека 8) самый лучший 9) бить баклуши 10) при тебе

Слайд 3

Задание 2 Укажите , все ли сочетания слов, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами. Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса. (С. Гейченко ) 1. Забежал однажды — примыкание; чей-то пёс, большой пёс — согласование; пёс забежал , залез и задремал — согласование; забежал в «домик няни» — управление; залез под печку — управление; сладко-сладко задремал — примыкание .

Слайд 4

Задание 2 Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса. (С. Гейченко ) 2. Смотрительница музея — управление; смотрительница не заметила — основа; не заметила этого — согласование; посетители домика — управление; посетители домика смотрели и думали — основа; это нужно — основа; так и нужно — управление; это подобие пса Руслана — основа;

Слайд 5

Задание 2 Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса. (С. Гейченко ) 2. пушкинского пса — согласование; экскурсовод рассказал — основа; рассказал о котором — управление; рассказал только что — примыкание; рассказал в зальце — управление; в зальце дома, дома Пушкина — управление; портрет висит — основа; портрет пса — согласование; висит где — примыкание; этого пса — согласование.

Слайд 6

Задание 3 Установите соответствие между словосочетаниями и типами синтаксической связи в них, соедините стрелками правую часть таблицы с левой. 1. Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Была ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки. 1. недавно прошёл 1. словосочетание с согласованием 2. жёлтой водой 3. прошёл лёд 2. словосочетание с синтаксической связью управление 4. отблескивала водой 5. река отблескивала 3. словосочетание с примыканием 6. широко отблескивала 7. зазеленели на сирени 4. грамматическая основа предложения 8. ранняя весна 9. весна была 10. зазеленели уже 11. зазеленели почки

Слайд 7

Задание 4 Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса. (С. Гейченко ) 2. пушкинского пса — согласование; экскурсовод рассказал — основа; рассказал о котором — управление; рассказал только что — примыкание; рассказал в зальце — управление; в зальце дома, дома Пушкина — управление; портрет висит — основа; портрет пса — согласование; висит где — примыкание; этого пса — согласование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕСТ Тема. Гласные и согласные в приставках. И-Ы после приставок. Приставки на З-С. Гласные в суффиксах и окончаниях. Составила: Кораблина Е.В., учитель МБОУ СОШ № 26

Слайд 2

Задание № 1 Соедините стрелками приставки с их значениями . 1. Значение высокой степени качества или действия — можно заменить словом «очень» 1. преклонить, прелюдия 2. Значение «через», «по-иному» (близко к пере-) 2. присвистнуть, прилгать 3. В словарных словах с пре- 3. предобрый, презлой 4. Значение пространственной близости 4. приют, призвание 5. Значение прибавления, присоединения, приближения 5. прервать, преграда 6. Значение неполноты действия или качества 6. придомовой, пришкольный 7. Значение доведения действия до конца 7. приземлиться, приехать 8. Значение совершения действия в чьих-либо интересах 8. прикрепить, приглушить 9. В словарных словах с при- 9. присвоить, припрятать

Слайд 3

Задание № 2 Заставьте говорить молчащую таблицу. Запишите по одному примеру на каждую приставку . Буквы после приставок Перечень приставок 1. Сверх-, меж-. 2. Иноязычные приставки: дез -, контр-, пан-, пост- суб -, супер -, транс-. 3. Остальные приставки, оканчивающиеся на согласный: без-, раз-, роз-, с-, под-, об-, от-, пред-, из-, вз -.

Слайд 4

Задание № 3 Распределите в две колонки номера слов. Вставьте пропущенные буквы. Приставки на 3 Приставки на С 1. и__городь 2. бе__вкусный 3. ра__валить 4. и__пачкать 5. ни__падать 6. бе__выходный 7. и__спугаться 8. __дать 9. __говориться 10. бе славный 11. бе__чувственный 12. бе__фамильный 13. бе__бедный 14. и__бить 15. и__нос 16. ни__ходить 17. ра__болеться 18. ни__послать

Слайд 5

Задание № 4 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву. 1) пр ( е,и ) вратный , пр ( е,и )доставить, пр ( е,и )рвать, пр ( е,и )стукнуть 2 ) пр ( е,и ) вратник , пр ( е,и ) тязание , (камень) пр ( е,и ) ткновение , пр ( е,и ) ютить 3 ) пр ( е,и )украсить, пр ( е,и )лестный, пр ( е,и )старый, пр ( е,и ) вентивный 4 ) пр ( е,и )добрый, пр ( е,и ) дание , пр ( е,и )ставиться , пр ( е,и )одолеть

Слайд 6

Задание № 5 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву. 1) ра ( з,с ) бежаться , ра ( з,с )строить, ра ( з,с )паковать, ра ( з,с )купить 2 ) во( з,с ) вестить , во ( з,с )пылать, во( з,с ) торгаться , во ( з,с )кликнуть 3 ) и( з,с )купить, и( з,с )ходить, и( з,с )следовать, и( з,с )пить 4 ) бе ( з,с )вкусный, бе ( з,с )полезный, бе ( з,с )полый, бе ( з,с ) голосый

Слайд 7

Задание № 6 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву. 1) транс( и,ы ) орданский , пан( и,ы ) сламистский , пост( и,ы ) мпрессионизм , суб ( и,ы ) нспектор 2 ) супер ( и,ы ) гра , контр( и,ы ) гра , дез ( и,ы ) нформация , раз( и,ы ) скать 3 ) меж( и,ы ) нститутский , сверх( и,ы ) дейный , вз ( и,ы )мающий, из ( и,ы )мать 4 ) вз ( и,ы )рать, после( и,ы ) юльский , архи( и,ы ) звестный , с( и,ы )скат

Слайд 8

Задание № 7 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву. 1 ) пр ( а,о )матерь, пр ( а,о )играть, п ( а,о ) двозить , ( а,о ) тделить 2 ) пр ( е,и ) высить , пр ( е,и ) тензии , пр ( е,и )подаватель, пр ( е,и )старый 3 ) пр ( е,и )носить, пр ( е,и )город, пр ( е,и ) вет , пр ( е,и ) зидент 4 ) раз( и,ы ) грался , с( и,ы ) скарь , супер ( и,ы ) дея , из( и,ы ) сканный

Слайд 9

Задание № 8 Найдите и исправьте ошибочный вариант написания. 1. а) разобраться б) переговоры в) придупредить г) россыпи 2. а) преодолеть б) пренебрегать в) преблизить г) премудрый 3. а) принёс б) припятствовать в) прискорбный г) приозёрный 4. а) предыстория б) сымпровизировать в) взыскательный г) межынститутский

Слайд 10

Задание № 9 Найдите и исправьте ошибочный вариант написания. 1. В каком случае на месте пропуска пишется е-? а) пр__спокойный б) пр__легающий в) пр__сутствующий г) пр__глядеть

Слайд 11

Задание № 9 Найдите и исправьте ошибочный вариант написания. 2. В каком случае на месте пропуска пишется и? а) пр__успевать б) пр смыкаться в) пр__творить (дверь) г) пр__небречь

Слайд 12

Задание № 9 Найдите и исправьте ошибочный вариант написания. 3. В каком случае на месте пропуска пишется з ? а) во__кликнуть б) и__бавить в) ра__смеяться г) в__пахать

Слайд 13

Задание № 9 Найдите и исправьте ошибочный вариант написания. 4. В каком случае на месте пропуска пишется с? а) __водить б) ра__давать в) и__дёргаться г) __дешний

Слайд 14

Задание № 9 Найдите и исправьте ошибочный вариант написания. 5. В каком случае на месте пропуска пишется и? а) пред __ сторический б) без __ дейный в) пост __ мпрессионизм г) с__мпровизировать

Слайд 15

Задание № 9 Найдите и исправьте ошибочный вариант написания. 6. В каком случае на месте пропуска пишется ы ? а) мед__нститут б) за__нтриговать в) до__сторический г) об__скивать

Слайд 16

Задание № 10 Укажите ошибочный вариант написания. 1. а) подтвердил б) оттеснил в)сговор г) сдесь 2. а) здержать б) надпилить в) подпевать г) отдышаться 3. а) предпоследний б) оддать в) исподлобья г) надстроить 4. а)подкосить б) сговор в) претсказать г) обскакать

Слайд 17

Задание № 11 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву. 1) луч( е,и )к, стульч ( е,и )к, моточ ( е,и )к, зайч ( е,и )к 2) клубоч ( е,и )к, грибоч ( е,и )к, плам ( е,и ) чко , виш ( е,и ) нка 3) красав ( е,и ) ца , дев( е,и ) ца , окол ( е,и ) ца , владел( е,и ) ц 4) впад ( е,и ) нка , лыс( е,и ) нка , баш( е,и ) нка , плош ( е,и ) чка

Слайд 18

Задание № 12 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву. 1) вкрадч ( е,и )вый, устойч ( е,и )вый, назойл ( е,и )вый, груш( е,и )вый 2) щавел ( е,и )вый, ткан( е,и )вый, ландыш( е,и )вый, сговорч ( е,и )вый 3) дров( е,я )ной, ветр ( е,я )ной, жест( е,я )ной, льн ( е,я )ной 4) бич( е,и ) вать , озвуч ( е,и ) вать , корч( е,и ) вать , гор( е,и ) вать

Слайд 19

Задание № 13 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву. 1) обеща ( е,и ) мый , обожа ( е,и ) мый , обознача ( е,и ) мый , завис( е,и ) мый 2) колебл ( я,ю ) щийся , стро ( я,ю ) щий , ре( я,ю ) щий , стел( я,ю ) щий 3) налев ( а,о ), снов( а,о ), дочист ( а,о ), изредк ( а,о ) 4) засветл ( а,о ), запрост ( а,о ), накрепк ( а,о ), насух ( а,о )

Слайд 20

Задание № 14 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву. 1) в парти ( е,и ), в несчасть ( е,и ), в степен ( е,и ), в лаборатори ( е,и ) 2) во времен( е,и ), в племен( е,и ), в окружени ( е,и ), в чудищ( е,и ) 3) о демонстраци ( е,и ), в развити ( е,и ), в Германи ( е,и ), в стади ( е,и ) 4) в плать ( е,и ); о Дарь ( е,и ), всанатори ( е,и ), о Марь( е,и )

Слайд 21

Задание № 15 Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву. 1) пёрышк ( а,о ), долюшк ( а,о ), пылищ( а,о ), голосишк ( а,о ) 2) крайн ( е,и )го вагона, краснеющ ( е,и )го платья, прежн ( е,и )го хозяина, с интересующ ( е,и ) мся прохожим 3) бре ( е,и ) тся , рису( е,и ) шь , выраста ( е,и ) шь , нос( е,и ) тся 4) гон( е,и )м, вид( е,и )те, верт ( е,и ) шься , обид( е,и ) тесь

Слайд 22

Ответы: Задание 1. 1-3, 2-5, 3-1, 4-6, 5-7, 6-2, 7-8, 8-9, 9-4 Задание 3. Приставки на 3: 1,2,3,6,13,14,15,17 Задание 4. 4 Задание 5. 3 Задание 6. 1 Задание 7. 2 Задание 8. 1 в, 2 в, 3 б, 4 г Задание 9. 1 а, 2 в, 3 б, 4 а, 5 в, 6 г Задание 10. 1 г, 2 а, 3 б, 4 в Задание 11. 2 Задание 12. 3 Задание 13. 4 Задание 14. 3 Задание 15. 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр сергеевич Пушкин 06.06.1799-10.02. 1837

Слайд 2

Он жив! У всех душа нетленна, но он особенно живёт ! М.Кузьмин

Слайд 3

Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка

Слайд 4

Ксавье де Местр . Пушкин-ребенок. 1800-1802. Металлическая пластинка, масло. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье ( отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения

Слайд 5

Ксавье де Местр . Пушкин-ребенок. 1800-1802. Металлическая пластинка, масло. Будущего поэта крестили 8 июня в честь святителя Александра, патриарха Константинопольского, в церкви Богоявления

Слайд 6

Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского. Герб Пушкиных Щит разделен горизонталью на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на Пурпурной подушке с золочеными кистями положена Княжеская Шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая Рука с мечем, вверх подъятым; в левом золотом поле голубой Орел с распростертыми Крыльями, имеющий в когтях Меч и Державу голубого ж цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с дворянской на нем Короною и тремя Страусовыми перьями.

Слайд 7

В одном из стихотворений Пушкин написал: "Не торговал мой дед блинами, Не ваксил царских сапогов , Не пел с придворными дьячками, В князья не прыгал из хохлов..." Здесь автор намекает на прошлое многих царских фаворитов. В одном из писем 1831 года поэт признается: "... я черезвычано дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них." Также с уважением и любовью Пушкин относился к своим родителям, бабушке, дяде, сестре и брату, людям своеобразной индивидуальности. Он также глубоко и нежно любил жену и детей.

Слайд 8

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна , урожденная Ганнибал, были дальними родственниками - троюродные брат и сестра. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина Семья принадлежала к самой образованной части московского общества.

Слайд 9

Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен.

Слайд 10

Сергей Львович был тесно связан с литературными кругами, знаком с Д.И. Фонвизиным , К.Н. Батюшковым , П.А. Вяземским , В.А. Жуковским , Н.М. Карамзиным и многими другими литераторами. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы, оставил краткие воспоминания о сыне. Брат его Василий Львович приобрел известность как поэт

Слайд 11

Мать Пушкина, Надежда Осиповна , урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина. В 1796г. вышла замуж за С.Л. Пушкина, в 1814г. вместе с детьми, Ольгой и Львом, переезжает из Москвы в Петербург, постоянно навещает сына Александра в Лицее. Принимает участие в судьбе ссыльного поэта, с одобрения В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, но без ведома сына.

Слайд 12

Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестрёнкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было "француз".

Слайд 13

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Дом на Немецкой улице в Москве, где родился А.С.Пушкин С фотографии конца XIX века

Слайд 14

Формируют ум и детскую душу юного Пушкина Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал ( 1745-1818г.) Урожденная Пушкина, мать Н.О. Пушкиной. По словам П.И. Бартенева, "...любила вспоминать старину, и от нее А.С. Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии"

Слайд 15

Но настоящим кладезем русской народности была няня поэта – Арина Родионовна Яковлева . В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца.

Слайд 16

Из стихотворения Н. Доризо : Всё было мудро предназначено Судьбой - и сказки и былины. Его сама Россия нянчила Руками крепостной Арины. В светелке - теплота перинная, Свеча устало догорала, И песня русская, старинная Его, младенца, пеленала...

Слайд 17

Из стихотворения Н. Доризо : Трудилась, Господа не гневала , Жила, как все. Вставала рано. Но без неё, быть может, не было б У нас Людмилы и Руслана. Хотя о нас она не грезила, Когда с хитринкой, по-крестьянски, То вдруг задумчиво, то весело Ему рассказывала сказки.

Слайд 18

Из стихотворения Н. Доризо : Водила в сутолоке рыночной На праздники народных зрелищ, В душе звала сынком, кровиночкой, А вслух - лишь Александр Сергеевич. С ним вы, Арина Родионовна, В веках остались неразлучно. Святое слово - слово «родина» Так с вашим именем созвучно.

Слайд 19

Из стихотворения А.С. Пушкина: ... в вечерней тишине Являлась ты весёлою старушкой, И надо мной сидела в шушуне, В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила.

Слайд 20

Кроме Александра у Пушкиных были дети – старшая дочь Ольга и младший сын Лев . Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

Слайд 21

Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева ( 1797-1868г.) Урожденная Пушкина, была всегда дружна с братом Александром. В 1824г. в ссоре Пушкина с отцом приняла сторону брата. Поэт знал о тайном браке сестры и в 1828г., по поручению матери, встречал и благословлял новобрачных

Слайд 22

Брат, Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852г .) Воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском Лицее и Благородного пансиона при Главном Педагогическом институте, курса которого не окончил. Участник персидско-турецкой кампании 1827-1829 г.г., затем перешел в Финляндский драгунский полк в чине штабс-капитана. В 1832 г. вышел в отставку в чине капитана. Пушкин нежно любил брата, с примесью родительской строгости

Слайд 23

Обычаи и устав семьи Пушкиных ничем не отличались от других дворянских семей. Дети, в духе времени, получали первоначальное домашнее образование у гувернеров и учителей французов, языком общения был французский.

Слайд 24

Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: « До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Слайд 25

А.А.Тон Царское Село. Лицей . 1822. В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения – лицея в Царском Селе, при дворце Александра I.

Слайд 26

А.А.Тон Царское Село. Лицей . 1822. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина

Слайд 27

Царскосельский Императорский Лицей. Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из развитых дворянских семей. Здесь молодые люди осваивали разнообразные науки, здесь сформировались их свободолюбивые взгляды на жизнь и общественное устройство. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I . Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт оставался верен всю жизнь. Царское Село.

Слайд 28

В Лицее Пушкин встретил своих лучших друзей Антон Антонович Дельвиг Пущин Иван Иванович Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Слайд 29

Антон Антонович Дельвиг Пущин Иван Иванович Кюхельбекер Вильгельм Карлович С ними вместе переживает тревогу и патриотический подъём 1812 года. Именно здесь в лицее - после дебюта в журнале «Вестник Европы» со стихотворением «К другу стихотворцу» (1814г.) - Пушкин впервые приобретает известность, заслужит после чтения на выпускном экзамене в 1815году «Воспоминания в Царском Селе» державинское восхищение и благословение.

Слайд 30

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил". На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочел собственное стихотворение "Безверие". «Пушкин в Царском Селе», картина Ильи Репина, 1911.

Слайд 31

В Лицее, возникает замысел «Руслана и Людмилы». Поэма -сказка будет закончена и напечатана в Петербурге в 1820году. «Пушкин в Царском Селе», картина Ильи Репина, 1911.

Слайд 32

Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества "Арзамас" и "Зеленая лампа", театры, модные рестораны, дуэли - "слава Богу, не смертоносные", как сообщала Е.А.Карамзина своему брату Вяземскому. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя.

Слайд 33

Михайловское. Вид усадьбы. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское.

Слайд 34

Михайловское. Вид усадьбы. Сразу после окончания Лицея в 1817 году, и вторично в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения "Деревня," "Домовому", "Чаадаеву", ода "Вольность", поэма "Руслан и Людмила".

Слайд 35

Михайловское. Вид усадьбы. Здесь, на отчинной земле, Пушкин получил импульс всему творчеству в дальнейшем. Друзья считали Михайловское поэтической родиной Пушкина.

Слайд 36

В Михайловском создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа "Евгений Онегин", трагедия "Борис Годунов", поэма "Граф Нулин", окончание поэмы "Цыганы", такие стихотворения как "Деревня, "Подражания Корану", "Пророк", "Вакхическая песня", "Я помню чудное мгновенье...", "Вновь я посетил ...", начало первого произведения в прозе - романа "Арап Петра Великого" (спустя год после ссылки в приезд 1827 г.). Кабинет Пушкина

Слайд 37

Поэт погиб на дуэли, когда ему было 37 лет. Дуэль состоялась 27 января 1837 года на Черной речке у Комендантской дачи. Там Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 года он умер.

Слайд 38

Святогорский монастырь. Могила Пушкина находится у подножия храма (в верхней части снимка, справа) Могила Пушкина Уже больше двухсот лет прошло со дня рождения поэта, а его произведения читают и любят люди во многих странах мира. 5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря.

Слайд 39

Поэма «Руслан и Людмила»

Слайд 40

Пушкину было двадцать лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал ее в Царскосельском лицее и продолжал, как он сам написал в предисловии ко второму изданию, «среди самой рассеянной жизни» в Петербурге. Полёт Черномора с Русланом

Слайд 41

Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю - ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820 , марта 26, великая пятница». Полёт Черномора с Русланом

Слайд 42

За Пушкиным надолго установилось прозвание «певца Людмилы и Руслана». В дворянскую литературу влилась вместе с пушкинской поэмой свежая струя народной поэзии. Перед изумленными читателями раскрылись накопленные веками неистощимые богатства народного творчества. Народные сказки и былины засверкали новым светом, украшенные гением молодого поэта.

Слайд 43

Сказки причудливо сплетались в пушкинской поэме с былинами, образуя гармоничное целое, объединенное общей мыслью. Добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова велика­на, меч - кладенец , воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой во­ды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от очарованного сна, - всё это пришло из сказок и было переработано творческой фантазией поэта.

Слайд 44

Переиздавая в 1828 году свою поэму, Пушкин присоединил к ней пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Радионовны о царе Салтане . Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт - песни поёт». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот учёный». По тону и содержанию «Пролог» примыкает уже к пушкинским сказкам...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание НиНН в суффиксах различных частей речи Составила: Кораблина Е.В., учитель МБОУ СОШ № 26

Слайд 2

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ? В зале были рядами выстрое (1) ы стулья и сооружен помост с трибуной и единстве(2) ым дли(3) ым столом, устла (4) ым красной материей.

Слайд 3

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Тут уж и лакомства пошли на всех: кто-то жаре(1) ым горохом наделял, кто-то конопля(2) ое семя сыпал в подставле (3) ые горсти.

Слайд 4

3. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Но вот трава скоше (1)а и высуше (2)а. Обоз скрипучих арб, груже (3) ых сеном, медленно тянется вниз. Горы опять становятся пусты(4) ы и тихи.

Слайд 5

4. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Саднит язык и губы, обожже (1) ые о жестя (2) ую кружку. Чешутся руки, ободра (3) ые о колючки .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание НиНН в суффиксах различных частей речи Составила: Кораблина Е.В., учитель МБОУ СОШ № 26

Слайд 2

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ? В зале были рядами выстрое (1) ы стулья и сооружен помост с трибуной и единстве(2) ым дли(3) ым столом, устла (4) ым красной материей.

Слайд 3

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ? В зале были рядами выстрое (1) н ы стулья и сооружен помост с трибуной и единстве(2) ым дли(3) ым столом, устла (4) ым красной материей.

Слайд 4

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ? В зале были рядами выстрое (1) н ы стулья и сооружен помост с трибуной и единстве(2) нн ым дли(3) ым столом, устла (4) ым красной материей.

Слайд 5

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ? В зале были рядами выстрое (1) н ы стулья и сооружен помост с трибуной и единстве(2) нн ым дли(3) нн ым столом, устла (4) ым красной материей.

Слайд 6

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ? В зале были рядами выстрое (1) н ы стулья и сооружен помост с трибуной и единстве(2) нн ым дли(3) нн ым столом, устла (4) нн ым красной материей.

Слайд 7

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Тут уж и лакомства пошли на всех: кто-то жаре(1) ым горохом наделял, кто-то конопля(2) ое семя сыпал в подставле (3) ые горсти.

Слайд 8

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Тут уж и лакомства пошли на всех: кто-то жаре(1) нн ым горохом наделял, кто-то конопля(2) ое семя сыпал в подставле (3) нн ые горсти.

Слайд 9

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Тут уж и лакомства пошли на всех: кто-то жаре(1) нн ым горохом наделял, кто-то конопля(2) н ое семя сыпал в подставле (3) ые горсти.

Слайд 10

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Тут уж и лакомства пошли на всех: кто-то жаре(1) нн ым горохом наделял, кто-то конопля(2) н ое семя сыпал в подставле (3) нн ые горсти.

Слайд 11

3. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Но вот трава скоше (1)а и высуше (2)а. Обоз скрипучих арб, груже (3) ых сеном, медленно тянется вниз. Горы опять становятся пусты(4) ы и тихи.

Слайд 12

3. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Но вот трава скоше (1) н а и высуше (2)а . Обоз скрипучих арб, груже (3) ых сеном, медленно тянется вниз. Горы опять становятся пусты(4) ы и тихи.

Слайд 13

3. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Но вот трава скоше (1) н а и высуше (2) н а . Обоз скрипучих арб, груже (3) ых сеном, медленно тянется вниз. Горы опять становятся пусты(4) ы и тихи.

Слайд 14

3. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Но вот трава скоше (1) н а и высуше (2) н а . Обоз скрипучих арб, груже (3) нн ых сеном, медленно тянется вниз. Горы опять становятся пусты(4) ы и тихи.

Слайд 15

3. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Но вот трава скоше (1) н а и высуше (2) н а . Обоз скрипучих арб, груже (3) нн ых сеном, медленно тянется вниз. Горы опять становятся пусты(4) нн ы и тихи.

Слайд 16

4. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Саднит язык и губы, обожже (1) ые о жестя (2) ую кружку. Чешутся руки, ободра (3) ые о колючки .

Слайд 17

4. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Саднит язык и губы, обожже (1) нн ые о жестя (2) ую кружку. Чешутся руки, ободра (3) ые о колючки .

Слайд 18

4. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Саднит язык и губы, обожже (1) нн ые о жестя (2) н ую кружку. Чешутся руки, ободра (3) ые о колючки .

Слайд 19

4. Укажите все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н? Саднит язык и губы, обожже (1) нн ые о жестя (2) н ую кружку. Чешутся руки, ободра (3) нн ые о колючки .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверочная работа сложноподчинённые предложения

Слайд 2

1. Определи , чем являются выделенные слова: союзами или союзными словами. Выпиши союзные слова, графически обозначь, какими членами предложения они являются . а) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил. ( Ес .) б) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом. ( Пауст .) в) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. ( Пауст .) г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его не сможет забыть.

Слайд 3

1. Определи , чем являются выделенные слова: союзами или союзными словами. Выпиши союзные слова, графически обозначь, какими членами предложения они являются . д) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. ( Пауст .) е) Первое "лесное" слово, какое меня заворожило, было — глухомань. ( Пауст .) ж) Следует вспомнить слова Салтыкова-Щедрина, что литература изъята из законов тления. ( Пауст .) з) Не годы красят человека, а то, что он сделал .

Слайд 4

1. Определи , чем являются выделенные слова: союзами или союзными словами. Выпиши союзные слова, графически обозначь, какими членами предложения они являются . и) Я не мыслю своей жизни без друзей, с которыми свела меня когда-нибудь судьба. к) Мы тщательно спланировали наше время, чтобы не опоздать к поезду. л) Пусть проходят года, в наших сердцах всегда будет жить любовь. м) Это случилось в тот год, когда закончилась та кровавая война

Слайд 5

2. В роли какого члена предложения выступает союзное слово в предложении: а) подлежащее; б ) сказуемое; в) определение; г ) обстоятельство; д ) дополнение "На концерте мы встретились с ребятами, с которыми познакомились во время поездки‘’ а) подлежащее; б ) сказуемое; в) определение; г ) обстоятельство; д ) дополнение "В это время возвратились те наши ребята, что отправились в поход на неделю раньше нас"?

Слайд 6

3. Укажи, сколько грамматических основ в предложении. Направо темнели холмы которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом и трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. (Ч.) Когда он проснулся уже всходило солнце курган заслонял e го собою а оно стараясь брызнуть светом на мир напряжённо палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. (Ч.) а) 4; 6)5; в) 6; г) 3. а)3; 6)5; в) 4; г) 6 .

Слайд 7

4. Определи и отметь характеристики придаточного определительного (опр.), придаточного местоимённо-определительного (мест.) и изъяснительного (из.) предложений . а) Относятся к существительному или другому слову , выступающему в значении существительного. б) Чаще всего относятся к глаголам. в) Присоединяются союзными словами куда, где, который , какой . г) Служат для передачи косвенной речи.

Слайд 8

4. Определи и отметь характеристики придаточного определительного (опр.), придаточного местоимённо-определительного (мест.) и изъяснительного (из.) предложений . д) Относятся к местоимениям. тот, какой, весь. е) Эти придаточные присоединяются союзами что, как, будто, чтобы. ж) Эти придаточные выражают косвенные сообщения , косвенные побуждения и косвенные вопросы. з ) Придаточные присоединяются при помощи частицы "ли", употреблённой в значении союза .

Слайд 9

5. Укажи сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . а) Только на третий день нашего пути мы спросили у проводника , когда же будет река. б) Мы проснулись, когда солнце стояло уже высоко. в) Когда нет конкретной договорённости о предстоящей работе , трудно рассчитывать на успех. г) Что он ещё вам сказал, я не знаю . д) Это была именно та книга, что указана в письме.

Слайд 10

5. Укажи сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . е) Мы должны знать, будут ли они дома вечером. ж) Что бы ни говорили, он ничему не верил. з ) Нужно серьёзно готовиться к урокам в течение года, чтобы успешно сдать экзамены. и) Я попросил друга, чтобы он не опаздывал . к) Речка так блестит и сверкает, что глазам больно .

Слайд 11

5. Укажи сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . л) Я не знал, что ему ещё сказать. м) Я увидел в тот день то, что меня окончательно разочаровало. н ) Мы так и не узнали в тот вечер, кто оказался победителем. о) Тот, кто верит в себя, в свои силы, всегда побеждает .

Слайд 12

6. Отметь сложноподчинённые предложения с местоимённо-определительными придаточными . а) Пастух поглядел на небо, откуда моросил дождь, на приказчика и ничего не сказал. б) Всё, на что бы он не взглянул, представлялось ему светлым и счастливым. в) Я поступаю так, как велит моя совесть. г) Видеть, как вынесенные на свободу цветы нежатся на солнце, чрезвычайно приятно. д) То, что было декоративной частью сада, производило на нас сказочное впечатление.

Слайд 13

7. Отметь сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. а) Впереди, где ещё оставалась роща, росли одинокие березы. б) Деревня, где мы отдыхаем каждое лето, прелестное место. в) Я был там, где никто из вас не бывал. г) Мы подъехали к ближайшему от дороги дому и спросили, где находится медпункт. д) Лёд был такой прозрачный, что даже вблизи его трудно было заметить. е) И тут я увидела ту картину, что висела в доме у моего деда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверочная работа сложноподчинённые предложения

Слайд 2

1. Определи , чем являются выделенные слова: союзами или союзными словами. Выпиши союзные слова, графически обозначь, какими членами предложения они являются . а) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил. ( Ес .) б) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом. ( Пауст .) в) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. ( Пауст .) г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его не сможет забыть. союз с.с. с.с. с.с.

Слайд 3

1. Определи , чем являются выделенные слова: союзами или союзными словами. Выпиши союзные слова, графически обозначь, какими членами предложения они являются . д) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. ( Пауст .) е) Первое "лесное" слово, какое меня заворожило, было — глухомань. ( Пауст .) ж) Следует вспомнить слова Салтыкова-Щедрина, что литература изъята из законов тления. ( Пауст .) з) Не годы красят человека, а то, что он сделал . союз с.с. союз с.с.

Слайд 4

1. Определи , чем являются выделенные слова: союзами или союзными словами. Выпиши союзные слова, графически обозначь, какими членами предложения они являются . и) Я не мыслю своей жизни без друзей, с которыми свела меня когда-нибудь судьба. к) Мы тщательно спланировали наше время, чтобы не опоздать к поезду. л) Пусть проходят года, в наших сердцах всегда будет жить любовь. м) Это случилось в тот год, когда закончилась та кровавая война с.с. союз союз союз

Слайд 5

2. В роли какого члена предложения выступает союзное слово в предложении: а) подлежащее; б) сказуемое; в) определение; г) обстоятельство; д) дополнение "На концерте мы встретились с ребятами, с которыми познакомились во время поездки‘’ а) подлежащее; б ) сказуемое; в) определение; г ) обстоятельство; д ) дополнение "В это время возвратились те наши ребята, что отправились в поход на неделю раньше нас"? с.с. с.с.

Слайд 6

3. Укажи, сколько грамматических основ в предложении. Направо темнели холмы которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом и трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. (Ч.) Когда он проснулся уже всходило солнце курган заслонял e го собою а оно стараясь брызнуть светом на мир напряжённо палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. (Ч.) а) 4; 6)5; в) 6; г) 3. а)3; 6)5; в) 4; г) 6 .

Слайд 7

4. Определи и отметь характеристики придаточного определительного (опр.), придаточного местоимённо-определительного (мест.) и изъяснительного (из.) предложений . а) Относятся к существительному или другому слову , выступающему в значении существительного . б) Чаще всего относятся к глаголам. в) Присоединяются союзными словами куда, где, который , какой . г) Служат для передачи косвенной речи. (опр.) (из.) (опр.) (из.)

Слайд 8

4. Определи и отметь характеристики придаточного определительного (опр.), придаточного местоимённо-определительного (мест.) и изъяснительного (из.) предложений . д) Относятся к местоимениям. тот, какой, весь. е) Эти придаточные присоединяются союзами что, как, будто, чтобы. ж) Эти придаточные выражают косвенные сообщения , косвенные побуждения и косвенные вопросы. з ) Придаточные присоединяются при помощи частицы "ли", употреблённой в значении союза . (мест.) (из.) (из.) (из.)

Слайд 9

5. Укажи сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . а) Только на третий день нашего пути мы спросили у проводника , когда же будет река. б) Мы проснулись, когда солнце стояло уже высоко. в) Когда нет конкретной договорённости о предстоящей работе , трудно рассчитывать на успех. г) Что он ещё вам сказал, я не знаю . д) Это была именно та книга, что указана в письме. что? когда? когда? что? какая?

Слайд 10

5. Укажи сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . е) Мы должны знать, будут ли они дома вечером. ж) Что бы ни говорили, он ничему не верил. з ) Нужно серьёзно готовиться к урокам в течение года, чтобы успешно сдать экзамены. и) Я попросил друга, чтобы он не опаздывал . к) Речка так блестит и сверкает, что глазам больно . о чём? для чего? о чём? о чём? как?

Слайд 11

5. Укажи сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . л) Я не знал, что ему ещё сказать. м) Я увидел в тот день то, что меня окончательно разочаровало. н ) Мы так и не узнали в тот вечер, кто оказался победителем. о) Тот, кто верит в себя, в свои силы, всегда побеждает . что? что? о чём? кто именно?

Слайд 12

6. Отметь сложноподчинённые предложения с местоимённо-определительными придаточными . а) Пастух поглядел на небо, откуда моросил дождь, на приказчика и ничего не сказал. б) Всё , на что бы он не взглянул, представлялось ему светлым и счастливым. в) Я поступаю так, как велит моя совесть. г) Видеть, как вынесенные на свободу цветы нежатся на солнце, чрезвычайно приятно. д) То , что было декоративной частью сада, производило на нас сказочное впечатление.

Слайд 13

7. Отметь сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. а) Впереди, где ещё оставалась роща, росли одинокие березы. б) Деревня, где мы отдыхаем каждое лето, прелестное место. в) Я был там, где никто из вас не бывал. г) Мы подъехали к ближайшему от дороги дому и спросили, где находится медпункт. д) Лёд был такой прозрачный, что даже вблизи его трудно было заметить. е) И тут я увидела ту картину, что висела в доме у моего деда. где? какая? где? о чём? какой? какую?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...