Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) на тему

          Рабочая программа по спецкурсу «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» составлена на основе авторской программы Н.Л. Карнаух «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы», издательство «Дрофа». Москва, 2006 г. Программа спецкурса составляет 34 часа.

Цель изучения курса:

          Спецкурс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» направлен на развитие письменной речи учащихся. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе. Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям.Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определённую интерпретацию исходного текста» и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика. В эссе, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал. Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру.                Эссе – жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии для построения собственного высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, письмом и др. Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира – научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций. В школьной практике эссе предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников. Данный курс призван расставить необходимые акценты в обширной области литературных знаний, расширить представления старшеклассников о литературоведении как науке. Подобная методологическая направленность элективного курса будет содействовать обеспечению преемственности ступеней образования «школа - гуманитарный вуз», решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний. Вместе с тем курс может быть полезен и тем старшеклассникам, которые не связывают выбор будущей профессии с этой сферой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_esse.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ"

601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27

СОГЛАСОВАНО

Утверждено

С  заместителем директора по УВР

Приказом директора

От ___ 2015 года ___________

От ___ 2015 года № ___

_____________ /Калёнов С. Л.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Социально-гуманитарное направление

Эссе как жанр литературного произведения

и вид творческой работы

Уровень образования (класс) Основное полное образование, (10-11 классы)

Количество часов 34

Программа разработана на основе авторской программы элективного курса

Н.Л. Карнаух «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы»

http://www.profile-edu.ru

http://school17.beluo.ru/site/downloads/reestr_el_kurs_14-15.pdf

  Разработчик (составитель) рабочей программы

Потапова Вера Игоревна

учитель русского и литературы

Суздаль, 2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по спецкурсу «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» составлена на основе авторской программы Н.Л. Карнаух «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы», издательство «Дрофа». Москва, 2006 г. Программа спецкурса составляет 34 часа.

Цель изучения курса:

          Спецкурс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» направлен на развитие письменной речи учащихся. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе. Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям.Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определённую интерпретацию исходного текста» и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика. В эссе, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал. Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру.                Эссе – жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии для построения собственного высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, письмом и др. Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира – научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций. В школьной практике эссе предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников. Данный курс призван расставить необходимые акценты в обширной области литературных знаний, расширить представления старшеклассников о литературоведении как науке. Подобная методологическая направленность элективного курса будет содействовать обеспечению преемственности ступеней образования «школа - гуманитарный вуз», решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний. Вместе с тем курс может быть полезен и тем старшеклассникам, которые не связывают выбор будущей профессии с этой сферой деятельности.  

      Курс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» рассчитан на 34 часа и предназначен в первую очередь для учащихся старших классов гимназии.                                        

          Основная цель курса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.

          Учебные задачи курса:

  • актуализация личностных качеств учащихся, что способствует раскрытию их творческих способностей;
  • осуществление знакомства с комплексом с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворением в прозе и др.;
  • развитие ассоциативного мышления старшеклассников;
  • формирование коммуникативного умения создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;
  • формирование представления школьников о разных способах восприятия действительности;
  • демонстрация  творческих поисков художников слова, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.

            Выделяются следующие этапы в обучении школьников написанию эссе:

  • знакомство с эссе как с жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков и закрепление полученных представлений;
  • узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);
  • анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий.

 

Результаты обучения:

           Итогом работы по данному спецкурсу становится самостоятельно выполненная  учащимися творческая работа.

В результате изучения данного спецкурса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  1. знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;
  2. определять «решающую идею» эссе;
  3. анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;
  4. находить средства художественной выразительности, используемые автором;
  5. видеть эстетическую функцию языка;
  6. рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;
  7. создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе (по выбору учащихся).

Содержание программы:

Введение. Теоретические сведения.

    Эссе как жанр словесной культуры. Его признаки. История развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.

Работа с текстом.

    Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов. Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему. Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация – излюбленные композиционные приёмы ээсеистических текстов. Различные формы жанра. Эссе в форме очерка. Жанр слова и эссе в форме слова. Жанр письма и эссе в форме письма. Беседа и эссе в форме беседы. Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы. Стихотворение в прозе и эссе одного и того же автора.

Анализ сочинений-эссе.

    Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе. Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно-критического эссе. Анализ литературно-критического эссе. От этюда, зарисовки – к эссе. Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений-эссе. Рецензирование по плану. Анализ эссе разных авторов на одну тему. Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе.

 Творческая мастерская (виды творческой деятельности учащихся)

    Написание сочинения в различных формах эссе. Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны или мира с обоснованием жанра созданной творческой работы. Эссе или сочинение в форме письма. Эссе или сочинений в жанре слова. Эссе в форме беседы. Беседа,  интервью с человеком интересной судьбы, писателем, учёным или деятелем культуры.

Учебно-методический комплект:

  1. Авторская программа  Карнаух Н.Л.«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы», издательство «Дрофа», Москва, 2006 г.
  2.   Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М.,2004
  3. Романичева Е.С. Сочинение в нетрадиционном жанре// Богданова О.Ю. и др. Экзамен по литературе М., 2007
  4. Интернетресурсы

Календарно-тематическое планирование курса

«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» 11 «А» класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития

1

04.09

2.

Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра

1

11.09

3.

Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов

1

18.09

4.

Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему

1

26.09

5.

Композиционные приёмы эссеистических текстов

1

03.09

6.

Различные формы жанра

1

09.10

7.

Эссе в форме очерка

1

16.10

8.

Жанр слова и эссе в форме слова

1

23.10

9.

Жанр письма и эссе в форме письма

1

6.11

10.

Признаки эпистолярного жанра, языковые средства, адресат жанра

1

13.11

11.

Беседа и эссе в форме беседы

1

20.11

12.

Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора

1

27.11

13.

Воплощение одной темы в эссе и стихотворной форме

1

4.12

14.

Средства художественной выразительности в эссе и стихотворной форме

1

11.12

15.

Стихотворение в прозе и эссе

1

18.12

16.

Японские даны – древнейшая форма эссе

1

15.01

17.

Сравнение как композиционный приём

1

22.01

18.

Текст, построенный на сравнении

29.01

19.

Ассоциативная связь, анализ текста

1

5.02

20.

Зарисовка. Тема и идея произведения, средства художественной выразительности

1

12.02

21.

Литературно-критическое эссе. Разновидности и особенности жанра

1

19.02

22.

Литературно-критическое эссе и школьное сочинение

1

26.02

23.

Анализ литературно-критического эссе

1

2.03

24.

Анализ тем сочинений

1

11.03

25.

Анализ сочинений - эссе

1

18.03

26.

Рецензирование как дополнение комментария к сочинению

1

1.04

27.

Рецензирование на основе сопоставления, обсуждения

1

8.04

28.

Анализ сочинений-эссе на одну тему

1

15.04

29.

Рецензирование на основе плана

1

22.04

30.

Историческое эссе

1

29.04

31.

Анализ исторического эссе

1

6.05

32.

Особенности научно-исследовательского эссе

1

13.05

33.

Анализ научно-исследовательского эссе

1

20.05

34.

Систематизация знаний по курсу. Итоговый урок

1

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Её Величество Литературная игра". Из опыта работы.

В данной  работе  рассказывается  о  том, что  такое  литературная  игра, как она проводится в  школе, какие  результаты она  даёт. Учитель  дели...

Элективный курс по русскому языку «Эссе как жанр литературного произведения»

Элективный курс для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку (преимущественно заданий части С)....

Всероссийский конкурс научно- исследовательских и творческих работ « Литературная Россия » Номинация: « Эссе , рассказ , текст собственного сочинения»

Всероссийский конкурс научно- исследовательских и творческих работ « Литературная  Россия »Номинация: « Эссе , рассказ , текст собственного сочинения»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения...

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов», посвященного 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов&raq...