Эссе "Её Величество Литературная игра". Из опыта работы.
статья по теме

Козлова Светлана Анатольевна

В данной  работе  рассказывается  о  том, что  такое  литературная  игра, как она проводится в  школе, какие  результаты она  даёт. Учитель  делится  материалами  из опыта  работы в  форме  размышлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse._iz_opyta_raboty_nad_literaturnymi_igrami.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Её Величество «Литературная  игра». Из опыта работы.

            Вечер… За окном  завывает ветер. А  дома тепло, уютно и  удивительно тихо. Вес  домашние уже угомонились  и легли спать. Наконец-то, на сегодня все семейные дела переделала  и могу спокойно сесть за стол, чтобы  заняться самой  любимой  работой – сочинить очередную  литературную игру.

            Сколько их уже  было в моей учительской  практике?! Но каждый  раз сажусь за стол с  ожиданием какого-то чуда: что  игра  принесёт  нового мне  и детям, что  необычное  откроет в  обыкновенных сельских ребятишках, что поможет понять в  окружающем мире…

             Когда  и почему  возникло  это  желание  самой составить литературную игру, родилась  эта  страсть снова  и снова  браться  за  ручку  и сидеть  допоздна, составляя задания  и вопросы к  тексту, мучиться при  этом,  не находя  нужного варианта?.. Давно уже. Когда-то пришла  работать в школу в качестве учителя русского языка  и литературы. Увидела, как мало школьники читают, как редко  ходят в  библиотеку, как  откровенно скучают на уроках литературы, как скованно  и зажато они чувствуют себя при  рассказах  у  доски. Захотелось  вдруг  разбудить  это сонное царство,  разнообразить  школьную  жизнь, внести «живинку» в урок, пробудить  интерес  и любовь к  чтению. И эта мысль буквально  захлестнула  меня, поглотила  целиком. Так начали рождаться  одна  за  другой игры: «Что? Где? Когда?» по  роману А.С. Пушкина «Дубровский», «Тяжеловес» по  стихам С.Я.Маршака, «Счастливый  случай» по сказке Гауфа «Карлик Нос», «Фестиваль искусств» по рассказам М.Пришвина «Лесная  капель», «Звёздный час» по  повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат», вечер - концерт по теме «Русская  народная  песня», КВН по  повести В.Астафьева «Ода  русскому  огороду», бал пушкинских героев…

                Сегодня в  моей картотеке насчитывается более ста  литературных игр. Что  только  я  не сочиняла… Но почему я  вдруг выбрал игру? Почему  остановилась  именно  на  этой  технологии?

                Применение  игр в  обучении обеспечивает  высокий  уровень  мыслительной,  эмоциональной и поведенческой  активности учащихся, способствует подключению к  процессу познания  таких свойств психики,  как воображение,  память, эмоции,  речь. Игры позволяют, кроме  того,  отрабатывать практические умения  и навыки, что очень важно при обучении анализу  художественного  текста на уроке  литературы. В процессе игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной  роли, вхождение в чужую судьбу,  при этом  ребята «проживают» в  воображении  то, чего, может быть, не  испытывают в  жизни. Всё  это является  основой  нравственного воспитания  личности.

               Уроки с  использованием  игр или игровых ситуаций являются  эффективным  средством  обучения  и воспитания,  поскольку  отход  от  традиционного построения  урока и введение  игрового сюжета привлекает внимание  учащихся всего класса.

                 Игра – это и важное средство развития  личности, особенно в  наш динамичный  век, когда от человека требуется  значительная поведенческая  гибкость. Дело ещё  и в том,  что  большинство  методов, применяемых учителем, интеллектуализированы и имеют дело с  рассказом,  объяснением,  запоминанием. Чувства  обычно подавлены. Игра  же  стимулирует  эмоции, побуждает  ребят включать свои  чувства, «поработать»  ими  и с ними.

                  Таким  образом,  игра – это  мощное  возбуждающее педагогическое средство, которое можно использовать в  работе  с детьми всех возрастов. Она  особенно  эффективна, когда учебная  тема  затрагивает чувства, когда необходимо  привить интерес к  изучаемому  предмету, когда надо  проверить без нажима  и назидания знания всех учащихся… Опыт показывает, что введение  даже  элементов  игры в  обычную  учебную  деятельность учащихся повышает  их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Ребята  берутся за  работу с удовольствием и выполняют её всегда  отлично.

                   Я использую в своей  работе  игры  и игровые элементы с  целью повышения  интереса учащихся к изучению литературы, включения в  процесс познания эмоциональной сферы  детей, сочетания  рационального  и  эмоционального  при овладении  знаниями. А ещё  очень  хотелось увлечь  ребят чтением, удивить  их литературой, показать её безграничные возможности… Какое  же  это  было удовольствие  и для  детей, и  для  меня самой проводить  игру! Но  ещё  интереснее  готовить её! Сколько  идей! Сколько  фантазии! А какой  энтузиазм! Какие  таланты  вдруг  открывались в  детях!

                  Методику проведения  игры  всегда  готовлю сама. Чаще всего  игра проводится как  завершающий  этап при  изучении произведения,  где  основная цель – подвести  итог. Именно  так проходил КВН по  сказкам А.С.Пушкина,  или  игра по  произведениям устного  народного творчества, когда  дети уже  познакомились со  многими  фольклорными  жанрами, или вечер-концерт по  теме «Русская  народная  песня». Здесь  ребята  применили  и знания, полученные  на уроке литературы, и свой  жизненный  опыт, и раскрыли свои  таланты. Некоторые  задания  были  даны  на  дом, поэтому  много  готовились после уроков,  репетировали  номера. А вот КВН по повести В.Катаева «Сын полка», «Что? Где? Когда?»  по  рассказу М.Шолохова «Судьба человека», «Брейн - ринг» по  повести А.И.Куприна «Олеся» я проводила до  изучения  произведений в  классе, когда ученики прочитали  книгу  дома  самостоятельно. Главная  цель здесь – заинтересовать произведением,  обратить внимание  на детали  текста, показать важность  и значительность  каждого  эпизода  для  раскрытия характера  героя.

                  Хотя  большинство  игр  проводится в среднем звене,  но стараюсь не забывать  и про  старшеклассников, когда  чувствую, что чтение  того  или  иного   текста  пойдёт «туго», что у  ребят нет  интереса к  этому автору,  объявляю  игру. Сразу меняется настрой  на чтение, появляется  желание,  загораются  глаза. Так  было с  повестью В.Астафьева «Ода  русскому  огороду», или со  сборником Н.В.Гоголя «Миргород», или с  драмой А.С.Пушкина «Борис Годунов», или с  романом А.Островского «Как  закалялась  сталь». Особенно  тяжело «идут» в старшем звене  зарубежные  авторы. И  здесь я включаю в  урок  игровые  моменты.

                  Одной  из  трудностей в  работе  учителя литературы  считаю проведение уроков внеклассного чтения, поэтому играми я  и занимаюсь в основном на  этих уроках. Задолго  до  назначенного  дня  игры даётся  задание  прочитать указанную книгу  и объявляется  игра, принцип проведения которой или  объясняю ребятам заранее, или  вывешиваю  на  доске  названия конкурсов, к  некоторым  начинаем  готовиться всей  командой после уроков. Результаты проведённых игр  часто  превосходят все мои  ожидания. Ученики  и в  тексте  разобрались, и выводы  из прочитанного сумели сделать, и себя  показали, и  других посмотрели. Но самое  главное – никому  не  бывает скучно, все  активно работают, все  переживают. А я после  таких мероприятий  начинаю смотреть как-то по-другому  на каждого ученика, как  бы  сквозь призму  игры…

                 Помню выступление  одной  девочки в роли Дуни Выриной,  героини повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», кстати, сочинённое  самостоятельно  и прочитанное  на импровизированной  могиле  отца. До сих пор  стоит в  ушах её дрожащий  голос и печальный  облик. Так вжиться в  образ, что слёзы  стояли в  глазах зрителей?! А ученица вроде  бы  так, средненькая,  ничем никогда не выделялась среди одноклассников. И вот, пожалуйста, игра «заставила» посмотреть  на  неё  другими  глазами.

                  Или вспоминаю «Фестиваль  искусств» по  сборнику И.С.Тургенева «Записки  охотника». Весь класс  нарядился в костюмы тургеневских персонажей,  даже  и не члены команды!.. Но какое  огромное  желание  было у  ребят просто поучаствовать в  игре, поддержать товарищей своих одним видом…

               А  однажды  мои бывшие  выпускники изъявили  желание  сразиться в «Игровой  мозаике» по  повести Г.Троеппольского «Белый Бим Чёрное Ухо» с моими  нынешними учениками. Вновь  им  захотелось  проверить себя, почувствовать накал борьбы, испытать положительные  эмоции. А для  меня  это  желание стало огромной  радостью, а  разговоры после  игры ещё  долго  не утихали.

                 Перебираю в  памяти  проведённые  игры… Как всё-таки  это  здорово! Азарт! Напор! Смех! Слёзы! Горечь поражения! Радость победы! Удивления! Открытия! Восторг! И … желание читать, читать  и ещё  раз  читать.

                  Да, тогда  стали  именно читать, а не «проходить» программные  художественные  тексты. Начали читать все  и всё. Иногда признавались, что  не  очень  интересно,  не совсем понятно,  но  будущая  игра,  ожидание её, подготовка к ней как бы  подстёгивали  ребят. Они  почувствовали  безграничность своих  возможностей, стали вести себя  раскованно и  непринуждённо в  незнакомой обстановке, поверили в  себя, научились  быстро  ориентироваться в тексте, внимательно читать, СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ рядом стоящего  человека, появилось  желание  творить.

                 А какие поделки, рисунки, плакаты, книжки-малышки, костюмы  готовили школьники! У меня же  снова  радость, чувствую  гордость: наши сельские  дети  так талантливы, так способны,  так  активны,  так умны и внимательны, так  добры  и чувствительны…

                  Потихоньку  начала  подключать  и родителей,  некоторые  из них раньше сетовали  на то, что дети  не читают, что ребёнка  не  заставишь сесть за книгу. Всегда приглашаю  на все  литературные игры и  родителей. Сначала  они приходили в  качестве  зрителей, а  потом  и сами  стали участниками игр «Что? Где? Когда?»  по  поэме А.Твардовского «Василий Тёркин», «Звёздный час» по  повести А.Гайдара «Судьба  барабанщика»… Позже мамы  и папы,  бабушки и дедушки признавались, что кое-кто из них за  последние  годы первый  раз  взял книгу в руки, что пришлось  даже вести конспект произведения  в ходе чтения, чтобы  не пропустить  детали и не упасть в  грязь  лицом перед собственным  ребёнком. А какое счастье светилось в  глазах взрослых, когда  они видели, как  находчивы, доброжелательны, смекалисты их дети в  игре. Мне кажется, что  родители ещё испытывали удовольствие  от  того, что  выигрывали у своих собственных детей. Ведь  как тогда рос  их авторитет в  глазах  ребят!

                Таким образом, по  моему  мнению, литературная  игра  даёт  очень  хорошие  результаты. Они  налицо: во-первых, появляется  интерес к  чтению и к литературе, причём, учащиеся читают книгу не поверхностно, а  очень внимательно  и сосредоточенно, боясь пропустить детали, которые затем  окажутся важными  при  анализе  текста; во-вторых, материал  по  теме  обобщается  не скучно и сухо, а непринуждённо и с  большим  желанием  и охотой; в-третьих, развиваются разные виды  речевой  деятельности, в  том числе выразительное чтение любого  текста; в-четвёртых, раскрываются способности  детей, все видят, как может  быть талантлив  и сообразителен их одноклассник; в-пятых, формируется чувство коллективизма, ответственности  за порученное  дело, чувство  долга, человеколюбие.

               Вот уже  часы  показывают двенадцать…  Полночь… А я всё  сижу  и вспоминаю, перебираю в  памяти то  одну  игру, то другую… Сколько  их ещё впереди. Значит, завтра  опять придёт  на урок её Величество «ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА». И снова  мы  вместе с  ней будем «сеять разумное,  доброе, вечное…»

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Студии организаторов досуга «ЮККА» «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА!»

Программа предназначена для обеспечения образовательной деятельности в студии организаторов досуга учреждения дополнительного образования. Программа направлена на формирование у подростков умений и на...

Его величество эпистолярный жанр (урок письма)

В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...

Интегрированный урок "Его величество Театр" для 1 класса (по системе Л. В. Занкова)

Этот урок познакомит учеников с различными видами театрального искусства. Создаст условия для целостного восприятия мира учениками, через интеграцию предметов обучения грамоте, музыки, изобразите...

лекция -концерт "Его величество Фортепиано"

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО» Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разб...

лекция -концерт "Его величество Фортепиано"

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО» Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разб...

"Его величество корень"

Урок изучения нового материала по теме "Корень" в 6 классе...

Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...