Рабочая программа для 8 класса по литературе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Баринова Татьяна Николаевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов; включает 5 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса , календарно-тематический план, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx70.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГерб Москвы

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 2051

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС»

111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы, дом 9, корп.2                                                                                                                               E-mail: 2051@edu.mos.ru

Рассмотрено на заседании

Согласовано на заседании

Утверждаю:

Методического объединения

Методического Совета

учителей гуманитарного цикла

Протокол №1

Директор ГБОУ СОШ №2051

Протокол №1

от 28.08.2014

Перепёлкина С.И.

от 27.08.2014

Приказ №

От 28.08.2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ

(базовый уровень)

8 класс

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик:

Учитель русского языка и литературы

Баринова Татьяна Николаевна

 

    Пояснительная записка

Уровень рабочей программы – базовый.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010).

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса , календарно-тематический план, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе.

 

          Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

Знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  •  выявлять авторскую позицию;
  • выражать своё отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  •  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения  и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы(развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений)  Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

                           

Учебно-тематический план

Курс рассчитан на 68 часов ( 2 часа в неделю).

 Классных  сочинений - 4, домашних сочинений – 1, внеклассных чтений – 10.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Количество

контрольных работ

Количество  часов по внеклассному чтений

Количество сочинений

аудиторные

домашние

1

Введение

1

2

Русский фольклор

3

3

Древнерусская литература

2

1

4

Русская литература 18 века

5

1

5

Русская литература 19 века

32

1

1

1

1

6

Русская литература 20 века

20

1

8

Зарубежная литература

5

5

1

Итого

68

2

7

4

1

                                            Содержание   учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Народные песни. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

 «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

 РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР(3 ч.)

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности их содержания и формы.

ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

Из «Жития Александра Невского». Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Религиозный характер древнерусской литературы. Жанр жития Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в «Житии». Способы создания характера в «Житии». История написания «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие  сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление)

Классицизм в  русской  литературе. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей 18 века. Классицистическая комедия.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Создание «Недоросля». Сатирическая направленность комедии. Черты классицизма в комедии. Основной конфликт комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Проблема воспитания истинного гражданина. Обличение невежества и самодурства. Образы положительных героев. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.  Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический.

пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Идея возмездия за безнравственность. Бессмертие комедии Фонвизина

Русская литература 19 века (32 ч.)

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  XVIII ВЕКА (6 ч.)

  тема. Композиция повести. Особенности использования фантастического.

 Михаил Юрьевич Лермонтов.  Жизнь и творчество поэта (обзор). Кавказ в жизни и

 творчестве М.Ю. Лермонтова. История создания поэмы «Мцыри». Особенности

 композиции и смысл финала поэмы «Мцыри».Философский смысл эпиграфа. Судьба                                                   свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, тема природы. «Мцыри» как романтическая поэма. Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский  о поэме «Мцыри».

Александр Сергеевич Пушкин. Любовная лирика А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»). История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

Тема «дружества святого» в стихотворении

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча». Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы.

«История Пугачевского бунта». Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел и история создания романа «Капитанская дочка». Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Формирование характера Петра Гринёва. Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин. Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина. Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Нравственная красота героини. Смысл названия романа. Тема «русского бунта» и образ Пугачёва. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачёва. Пугачёв как историческое лицо и как художественный образ. Тема милости и справедливости. «Капитанская дочка» -поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел.  Точность и  лаконизм пушкинской прозы. Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Роль эпиграфов. Историзм художественной литературы, реализм, роман (начальные представления).

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Нравственно-философская проблематика произведения. Система образов персонажей в повести. Образ главного героя и «наполеоновская»  тема. Композиция повести. Особенности использования фантастического.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенносткомпозиции и смысл финала поэмы «Мцыри».  История создания поэмы «Мцы Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме.

Николай Васильевич Гоголь – великий сатирик. Слово о писателе. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» как социальная комедия. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства. Хлестаковщина как нравственное явление. Образ города и тема чиновничества в комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии. Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта. Многозначность финала пьесы. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство  речевых характеристик персонажей. Авторские ремарки в пьесе. «Ревизор» в современных постановках.

«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Проблема личности и общества. Тема «маленького человека». Мечта и действительность. Авторское отношение к герою и событиям. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Образы Акакия Акакиевича и  «значительного лица». Значение  фантастического финала повести.

Николай Семёнович Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Лев Николаевич Толстой: страницы биографии. Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости в рассказе «После бала». «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа. Особенности сюжета, композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении Решение темы любви в рассказе. Идея нравственного самосовершенствования. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Приём контраста в рассказе  Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».  Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии. Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести. 

Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Слово о поэтах. Поэзия родной природы в творчестве Ф.И.Тютчева (стихотворение «Осенний вечер») и А.А.Фета («Последний ландыш»). Образная яркость

и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношения человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  XX ВЕКА (19 ч.)

Художественные изыскания русских писателей 20 века Классические традиции и новые течения в русской литературе конца 19 – начала 20 века. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторически судьбы России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Проблема счастья в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

Основная  сюжетная линия рассказа и его подтекст. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна. Понятие о сюжете и фабуле.

Максим Горький: страницы биографии. Певец света - М.Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш». Герои и их судьбы Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление).

 М.А.Осоргин. Слово о писателе. Своеобразие рассказа «Пенсне». Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Иван Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем». Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.

Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни». Слово о писателях.

Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Проблема героя. Обзор литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет.

Александр Трифонович Твардовский – поэт-гражданин. Жизнь и творчество поэта (обзор). История создания поэмы «Василий Тёркин», её читательская судьба. Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Тёркина. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце». Тема родины, её воплощение в поэме. Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления)

Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне: М.Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»),

А. Фатьянов («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»). Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи...»),  Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

 

Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. Испытание на  истинную человечность в рассказе «Телеграмма». История создания рассказа. Проблема истинной человечности в рассказе. Ёмкость художественного слова писателя. Композиция рассказа.

Своеобразие русской поэзии 20 века. Художественное своеобразие лирики Николая Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»). Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Слово о писателе. Драма как род литературы. Конфликт любви и семейной вражды. Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Отражение  в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Трагедия: основные признаки жанра.

У. Шекспир. Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие  его лирики. Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии.

                                ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 ч.)

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. Особенности классицистической драматургии. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения. Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ господина Журдена.  Журден и аристократы. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И.Фонвизина


Календарно-тематическое планирование    8 В класс

п/п

Название изучаемой

темы

Всего

часов

Дата

проведения

Примеча

ния

Вводный урок.  Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни.

1

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Житийная литература как особый жанр Древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

1

Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Вн. чт. Древнерусская сатирическая повесть «Шемякин суд». Действительные и вымышленные события повести.

1

Д. И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность поэмы.

1

Проблема воспитания истинного гражданина. Речевые характеристики героев как средство создания комического.

1

Р/Р.Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз».   Историческая основа басен.

1

Вн. чт. И. А. Крылов - поэт и мудрец.  Осмеяние в баснях человеческих пороков. Анализ самостоятельно прочитанных басен.

1

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума  «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Образ Ермака Тимофеевича.

1

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября», их основные темы и мотивы .

1

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачева», (отрывки).

1

А. С. Пушкин «История Пугачева», (отрывки). История пугачевского бунта. Отношение к Пугачеву народа, дворян, автора.

1

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

Петр Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

1

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

1

Р/Р Гуманизм и историзм Пушкина в романе «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению по роману Пушкина «Капитанская дочка».

1

А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Герои повести. Образ Петербурга.

1

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

1

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова.

1

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.

1

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

1

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». «Мцыри как романтический герой»

1

Н. В. Гоголь. Слово о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

1

Н. В. Гоголь «Ревизор» как социальная комедия. История создания комедии.  «Ревизор» в оценке современников.

1

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

1

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Р\Р Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».

1

Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

1

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

М. Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок).

1

Р/Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

1

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова - Щедрина.

1

Н. С. Лесков. Слово о писателе.  «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных

1

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально- нравственные проблемы в рассказе  «После бала». Герои повести.

1

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

1

Вн. чт. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество».

1

Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

1

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Герои рассказа.

1

И. А. Бунин. Слово о писателе.  «Кавказ». Проблема рассказа.

1

А. И. Куприн. Слово о писателе.  Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.

1

Р/Р Урок - диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

1

Вн.чт. М. Горький.  «Явление босяка» в рассказе «Челкаш». Герои и их судьбы.   Роль пейзажа в рассказе.

1

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.  «Россия». Образ России и ее истории.

1

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» (отрывки из поэмы). Поэма на историческую тему.

1

Р/Р Урок - конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

1

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Вн. чт. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.  Сатира и юмор в рассказах Тэффи и М.Зощенко.

1

М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Контрольная работа по творчеству  писателей и поэтов ХХ века.

1

А. Т. Твардовский. Слово о писателе. Поэма  «Василий Теркин» (главы из поэмы). Картины фронтовой жизни в поэме.

1

Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

1

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор фольклорные мотивы. Авторские отступления.

1

Вн. чт. А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

1

Р/Р. Урок -концерт «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

1

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Отражение военного времени в рассказе. Развитие понятия о герое-повествователе.

1

Р/Р Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 в.»

1

Вн. чт. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

1

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

1

Сонеты У. Шекспир «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной.» Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

Ж. - Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии.

1

Вн. чт. Д. Ж. . Свифт. Слово о писателе. Путешествия Гулливера как сатира на государственное устройство общества.

1

Вн. чт.В. Скотт. Слово о писателе.  «Айвенго» как исторический роман.

1

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задания на лето.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 7 класс по литературе

Рабочая программа по учебнику Курдюмовой Т.ф. для 7 класса...

Рабочая программа. 8 класс. татарская литература

Эш планы атнага 2 сәгать исәбеннән, стандартка нигезләнеп төзелде. Дәреслек авторлары: З.Н.Хәбибуллина, Х.Г.Фәрдиева, Ә.Н.Хуҗиәхмәтов Татар әдәбияты.8нче сыйныф. К., Татарстан китап нәшрияты, 2011....

рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса  предназначена  для изучения  русского языка на базовом уровне и составлена из расчета  6 часов в неделю, 204 часа в год....

Рабочая программа 11 класса по литературе

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 11 класса по литературе....

Рабочая программа 5 класса по литературе

Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5 класса...

Рабочая программа 9 класс по литературе 2015

Рабочая программа 9 класс по литературе 2015...

Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...