О роли эпизода в художественном произведении
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Леонова Елена Анатольевна

Организация работы с текстом – одна из главных  задач учителя русского языка и литературы. Учащиеся должны уяснить, что текст – это смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосвязаны.

    Одним из путей воспитания грамотного читателя  является работа, связанная  с анализом  эпизода художественного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №4 им. Жака - Ива Кусто

Методическая разработка

по русскому языку и литературе

«О роли эпизода в художественном произведении»

Автор: Учитель русского языка и литературы

ЛЕОНОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

Санкт-Петербург

О  роли  эпизода  в  художественном  произведении

 

   Организация работы с текстом – одна из главных  задач учителя русского языка и литературы. Учащиеся должны уяснить, что текст – это смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосвязаны.

    Одним из путей воспитания грамотного читателя  является работа, связанная  с анализом  эпизода художественного произведения.

    Так что же такое эпизод? Как организовать работу с текстом на уроке?

    Эпизод – отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Проанализировать эпизод – это значит определить взаимоотношения персонажей, уяснить, что дает этот отрывок произведения  для понимания характеров героев, их душевного состояния, рассмотреть, с помощью каких приемов автором раскрываются их характеры, понять значение данного фрагмента в развитии действия, определить роль эпизода в раскрытии идейного содержания произведения. Путь героя обычно связан с цепью эпизодов, каждый из которых имеет свое значение в воплощении  замысла писателя.

    Поразмышляем о роли фрагмента в общей структуре произведения на примере эпизода «Сон Гринева». Это один из наиболее важных поворотных  эпизодов романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Символика сна главного героя помогает, помимо всего прочего, понять авторскую позицию, взгляд Пушкина на описываемые события.

    Впервые покинувший родовое гнездо и направляющийся на военную службу Петр Гринев видит сон, который возвращает героя в отчий дом.

     В «Капитанской дочке» сочетаются мифологические, фольклорные и христианские мотивы с присущей им символикой. В мифологии дом – космос, спасающий от окружающего хаоса. Дом в сознании человека – понятие святое, здесь формируется система ценностей («Береги честь смолоду» - кодекс чести дворянина, офицера в семье Гриневых отец передавал сыну). Мотив хаоса обрамляет сон Гринева (герой засыпает, «убаюканный бурей», а затем на фоне разбушевавшейся стихии (бурана) впервые появляется Пугачев).

     Главные мотивы сна связаны с идеей перехода в другое состояние (от одной жизни к другой) : мотив пути («выпрыгнул из кибитки»), мотив смерти («отец болен при смерти», «мертвые тела», «кровавые лужи»), мотив свадьбы («посаженый отец»). Отсюда и основное настроение персонажей сна («матушка…с видом глубокого огорчения», «люди с печальными лицами», вначале «беспокойство», «страх», «затем «недоумение», а в конце «ужас и недоумение» овладевают героем)

     Замкнутое пространство дома слабо освещено. Света почти нет. А цвет? Важна символика цвета в этом эпизоде.  «Мужик с черною бородою» (черный – в христианстве цвет, обозначающий смерть и силы зла).  «Кровавые лужи» - красный цвет – цвет крови – в нем воплощена идея страдания (кровь Христа). Цветовая гамма ада  - красное и черное, только два эти цвета присутствуют в эпизоде сна.

     В постели вместо родного отца Гринев видит чужого мужика, настроение которого контрастирует с общим («весело» поглядывает). Эта замена символична. Место отца пытается занять чужой страшный мужик (это фольклорный мотив оборотня.  Пугачев – самозванец, что близко к оборотню). Петр Гринев вышел из родного дома. Впереди – борьба между двумя системами ценностей (той, что сформирована в отцовском доме, и той, что несут Пугачев и его восстание). Новый «отец» «ласково» кличет, зовет под благословение, говорит: «Не бойтесь». Чего не бойтесь?

      Вернемся к мотиву страха. В начале сна – это страх потерять отца, к концу эпизода – это и страх потерять честь. «Береги честь», а не себя – главное для дворянина, потерять честь – стыдно. Заплатить жизнью за честь – вовсе не тягостно, это и делает Гринева свободным (проблема свободы – главная в повести). Возникает вечный мотив выбора. И даже во сне (на уровне подсознания) у Гринева сомнений нет, без колебаний делает он свой выбор («Я хотел бежать…»), не соглашаясь подойти под благословение «страшного мужика».

     Сон, или, по определению самого Гринева, «неясные видения первосония» - символическая картина пугачевского восстания, в нем в обратной хронологии присутствуют важные события, произошедшие позже наяву («посаженый отец», «поцелуй у него ручку», «я не соглашался», «комната наполнилась мертвыми телами», «страшный мужик ласково кликал меня…»). Будет и смерть – но не отца Гринева. Казнят Пугачева. Восторжествует одна система ценностей, но ее торжество подразумевает неизбежное уничтожение другой.

      Итак, этот сон – тяжелое предзнаменование будущих событий, сам Гринев назвал его «пророческим». «Мертвые тела» и «кровавые лужи» - предсказание многочисленных жертв, в том числе и невинных (родители Маши Мироновой). Но красный цвет имеет в христианстве и другую символику: страдания Христа привели к утверждению веры, через страдание происходит возрождение к новой жизни. Так и Гринев, пройдя все испытания и имея твердые нравственные ориентиры, сумел в «жестокий век» сохранить все добродетели, человеческое достоинство и гуманность, он будет нести тот «свет», которого так мало в пророческом сне. В образе Петра Гринева, в его судьбе выражена авторская позиция, взгляд Пушкина на все события жизни через «нравственность». Важное средство раскрытия позиции автора – и символика сна главного героя.

       Работа ,связанная с анализом эпизода, несомненно, является одним из важных этапов подготовки учащихся как к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, так и к выпускному сочинению за курс средней школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль пейзажа в художественном произведении"

Данная презентация может помочь учителю при объяснении темы " Роль пейзажа в художественном произведении"...

Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Как правило, о роли пейзажа в худо­жественном произведении мы говорим с учащимися еще в среднем звене, во вре­мя изучения повести А.С.Пушкина «Дуб­ровский», затем, обращаясь к тургенев­ской «Асе», к п...

Тема урока «Цвет – основа языка живописи. Роль колорита в художественном произведении».

Данная разработка является вторым уроком при знакомстве учащихся 6 класса с основами образного языка живописи. Первый урок посвящен основам цветоведения. Дети знакомятся с такими понятиями как цветово...

Роль деепричастий в художественных произведениях

Роль деепричастий в художественных произведениях...

АНАЛИЗ эпизода художественного произведения

АНАЛИЗ эпизода художественного произведения....

Исследовательская работа по литературе "Роль сна в художественных произведениях писателей 19 века"

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы. Это  время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон...

Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка    Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...