Пушкинский бал
методическая разработка по литературе (7, 8, 9 класс) на тему
Представляю коллегам сценарий мероприятия к лицейским дням "Пушкинский бал". Ученики имеют возможность погрузиться в атмосферу 19 века, встретиться с героями пушкинских произведений, услышать музыку, которая звучала во времена А.С.Пушкина, покружиться в вальсе и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkinskiy_bal.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пушкинский бал
Столы и оформление столовой – Мухаматьянова Э.С.
Свечи, чайные принадлежности – каждый класс
Музыкальные номера – Шумакова К.С., Сухарева Е.А.
Музыкальные сопровождение и танцы – Резчикова М.А.
Костюмы – Емельянова о.Н.
От каждого класса –пушкинский герой 1-3(костюм, слова из текста), музыкальный номер, инсценировка
1 часть
1 ведущий (Тамара)
Дорогие друзья!
2 (Сережа): Сегодня 18 октября, канун замечательного праздника, который отмечают все учебные заведения, имеющие высокий статус Лицея. Отмечаем его ежегодно и мы.
1: А как ты обычно проводишь праздники?
2: По-разному. Например, ездим с друзьями или родителями в какие-нибудь развлекательные центры, в боулинг, хожу в гости, к себе друзей приглашаю.
1: Замечательно. Но сегодня не обычный праздник, сегодня – очередная годовщина Царскосельского лицея, в котором учился и становился поэтом великий Пушкин. Поэтому и отмечать эту дату мы будем по-особому.
2: Как же это?
1: Сегодня мы приглашаем всех на бал.
2: НА бал?! Почему именно на бал?
1: Потому что это позволит нам окунуться в атмосферу того времени, когда жил и работал поэт, когда создавал свои замечательные произведения.
2: Но мне все равно не понятно, почему именно на бал, а не парк в Царском селе, например. А то можно подумать, что П. только и делал, что танцевал на балах какие-нибудь полонезы.
1: А он действительно танцевал, как ты говоришь какие-то полонезы, и мазурку, и вальс, и другие танцы, ведь и этому его тоже учили в лицее. Но- главное, это то, что бал был средоточием светской жизни начала 19 века. Выход в свет, на бал, означал для молодых людей, что они повзрослели.
Вместе: Итак, дорогие дамы и господа, мы приглашаем вас на бал!
На пушкинский бал!
Звучит музыка, девочки танцуют вальс
3 ведущий:
24 года было П., когда он написал эти строки:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.
4 вед: Сразу же по окончании лицея, поэт окунулся в пеструю петербургскую жизнь и с большим удовольствием бывал на балах, с тоской вспоминал о них в ссылках. А вернувшись в столицу. ВНОВЬ ОКУНАЛСЯ В СВЕТСКУЮ ЖИЗНЬ, КАК БЫ ПЫТАЯСЬ НАВЕРСТАТЬ УПУЩЕННОЕ, становился завсегдатаем бальных залов.
Именно на балу он увидел юную красавицу Наталью Гончарову, а потом, спустя годы сопровождал ее на давно потерявшие для него былую прелесть
придворные увеселения.
3: Но как бы ни менялись представления поэта о светской жизни, совершенно очевидно, что он не мыслил бытие современного ему культурного человека без бала.
Множество раз отправлял он на бал героев своих произведений…
И сегодня они у нас в гостях
Представление героев произведений- Вика:
Лакей: Встречайте
Господин Онегин и господин Ленский
Входят Саша и Сережа
Вика:
Вот мой Онегин на свободе
Острижен по последней моде
Как денди лондонский одет,
Он наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленский
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженная речь
И кудри черные до плеч
Лакей:
Госпожа Ларина с дочерьми Татьяной и Ольгой
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь,
Все это мужа не спросясь.
Входит Лена и Аня
Вика:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела.
Кск жизнь поэта, простодушна,
Как поцелуй любви. Мила.
Глаза, как небо голубые, улыбка,
Локоны льняные –
Все в Ольге,
Но любой роман возьмете
И найдете в нем ее портрет
Он очень мил.
Я прежде сам его любил.
Итак, она звалась Татьяной,
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива.
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
4: Ну что ж пушкинские герои в сборе.
Поспешим и мы на бал,
Чтец (Маша М.):
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят.
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят, мелькают профили голов
И дам, и модных чудаков.
Чтец:
Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Мазурка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
Вед. 1:
В России балы при дворе открывались полонезом.
Это не танец. А нечто вроде процессии, имеющей свой особый колорит. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из 2 рядов танцующих.
Вед 2:
Итак, ПОЛОНЕЗ!
Танец
Вед.2:
Когда в полонезе пройден зал, бал начинается.
Вед.2:
Балы были закрыты для свободного посещения. Попасть на них можно было только имея на руках именной пригласительный билет.
Вед.1:
Молодой П. действительно «был от балов без ума», он был часто выбираем дамами и замечаем ими.
Вед.2:
А танцы в Росси были самыми обычными. Такими же, как в Париже, Лондоне, Вене: польки, вальсы., кадрили, мазурки
Чтец под негромкую музыку
:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром.
В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то. И мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах. По деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки. Каблуки, усы
Все те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран.
Недуг новейших россиян.
Музыка громче, исполняется мазурка.
Ведущий 3:
Театр – одно их из прочих любимых развлечений светской публики на балах и обедах, у многих богатых помещиков были свои собственные театры, которыми они очень гордились и хвастались друг перед другом. «Волшебным краем» называет поэт театр. Самого же его можно по праву назвать «почетным гражданином кулис»
В.4: Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы
И предприимчивый Княжнин…
Там, где под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Вед.3:
Очень часто на балах и обедах, особенно в небольших кругах раздавались роли и прямо тут же устраивались театрализованные представления. И на нашем балу мы не можем не пригласить вас в домашний театр.
Чтец
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит:
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит…
Сценки
Вед.4
Прелесть бала заключалась не только в танцах. Бал становился лирическим центром общественной жизни эпохи. Залы и гостиные домов, где проводился бал, были великолепны! Обилие цветов, изящная мебель. Море свечей, украшенный картинами стены. Все было продумано. Обставлено с необыкновенным вкусом.
Вед. 3:
Те, кто не хотел танцевать, тоже находили занятия по душе. В специально отведенной комнате стояло фортепиано, на столах были разложены альбомы, в которые записывались стихи, тут же создавались быстрые рисунки. Дружеские шаржи. Звучала музыка, пелись романсы. Читались стихи.
Исполнение музыкальных произведений
Чтение стихов
Вед:
Особенно ценились стихи собственного сочинения.
Одно из них нам прочитает автор – Бейк Богдан
Вед.4:
Для детей в большие праздники тоже устраивались балы. Там их ждало вкусное угощенье, игры, викторины. Дети показывали свое умение петь и танцевать, ведь в каждой дворянской семье был свой учитель танцев.
Давайте с помощью наших младших лицеистов попробуем представить детский праздник 19 века.
Исполнение песни
Игры
Викторина или буриме.
2 вед: Наш бал подходит к концу. Мы окунулись в эпоху поэта, чуть-чуть вдохнули е воздуха, почувствовали ее культуру, пролистали страницы пушкинских произведений.
Чтец:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь не искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
отдохновенья от трудов,
Живых картин . иль острых слов.
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтобы сегодня ты
Для развлеченья. Для мечты
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти,
За сим расстанемся. Прости!
3 вед:
И мы прощаемся с вами!
4 вед:
До встречи на современном балу, т.е. на дискотеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»
А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта. Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...
Пушкинские места в Москве
Презентация к уроку...
Литературно -музыкальный вечер для старшеклассников " Пушкинский бал"
Очень интересное мероприятие для учащихся 8-11 классов. В течение всего вечера звучат произведения А.С.Пушкина, классическая музыка. Ребята исполняют бальные танцы. горят свечи. Старшеклассники одеты ...
Урок-игра "Поэты пушкинского круга"
Материал содержит конспект нетрадиционного урока литературы "Поэты пушкинского круга" и электронную презентацию к нему....
Презентация "Путешествие в Пушкинский Петербург"
Презентация представляет собой мини-проект о духовной, культурной и литературной жизни Петербурга начала ХIХ века, о жителях столицы, о событиях и явлениях, нашедших отражение в творчестве Пушкина. Да...
Поэты пушкинской поры
Золотой век русской литературы. Поэты пушкинской поры....
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Пушкинский бал. По страницам романа "Евгений Онегин"
Донести до сознания учащихся коррекционной школы величие творчества А. С. Пушкина, красоту и богатство русского языка при изучении внепрограммных произведений. Воспитывать и развивать нра...