Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

На примере поэмы А. Ахматовой воспитывать любовь к родине,    Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 «А» классе

                         Тема урока:

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой "Реквием"

Дата:

15января 2014 год

Тип урока:

урок – объяснение, урок - поиск

Педагогическая технология:

проблемная

Методы:

частично- поисковые,  устного рисования, методы погружения в текст, беседа

                  Оборудование:


медиапроектор, слайдовая презентация

Цели урока:

обра-зова-  тель- ные

-  Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.

- Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

- На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

разви-

ваю-щие

- Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы.

- Развивать активное мышление учащихся.

- Развивать воображение старшеклассников,  понимание  ими образной структуры поэмы.

воспи-татель-ные

- Воспитывать  интерес к поэзии.

- Воспитывать чувство уважения к человеческой личности, преклонения перед великим поэтом.

Структурные элементы (этапы) урока

                                                                                   

            Содержание взаимодействия с учащимися

              Организацион--

   ный момент

   1 мин.

Сообщение темы и целей урока. Приложение 1-3 

                             

    Мотивация

        1 мин.

         Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое значение слова «реквием». Приложение 4

«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

 Приложение 5-7

Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

         Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа.

Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

Усвоение                                        содержания нового материала

«Вместо предисловия»,

«Посвящение»

6 мин.

«Вступление»

2 мин.

1 глава поэмы

2 мин.

Мини-проект

1мин.

II – III главы

2 мин.

IV глава

3 мин.

V - VI главы

3 мин.

VII – IX главы

8 мин.

«Эпилог»

4мин.

Итоги урока

5мин.

      1.  Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать». Приложение 8

- Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?

- Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?

      2. Следующая часть поэмы «Посвящение». Приложение 9

- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

- Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова»:

« И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,

И остров двинулись с мест своих».

- Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?

- В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы».

Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

 С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)

- А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

- Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения)

- Итак, кому же посвящается поэма?

Вывод: Поэма посвящена Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.

3. «Вступление». Приложение 10

Слово учителя: А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.

Сообщение учащихся

- Какая Родина изображена у А. Ахматовой?

Чтение «Вступления»

Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»

- Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова?

Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

Переходим к 1 главе. Приложение 11

- Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

- Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?

Сообщение ученика о казни стрельцов с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».)

Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Читаем II и III главы.

Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?

Вывод: Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» - как бы из другого мира.

Читаем IV главу.

- Что происходит с героиней? (Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.)

Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с отрывками из романа А. Жигулина«Черные камни»

Сообщение ученика

Читаем V-VI главы.

В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.

Сделайте вывод.

В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну.

Перечитаем VII-IX главы.

Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:

«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….

(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)

- Прочтите название X главы. С чем оно связано?

- Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?

- Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?

Слово учителя 

     Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.

В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.

Обратимся к эпилогу.

Выборочное чтение «Эпилога»

       Слово учителя: Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.

Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно: (читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране….

Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.

Обобщение. Приложение 12.

 Запишем в тетради: 

  1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
  2. Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
  3. Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
  4. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
  5. Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
  6. Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ.
  7. В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.           

 

Домашнее задание  

2 мин.

  1. Поэма ли «Реквием»? Не цикл ли различных стихотворении, написанных в разное время и более или менее случайно объединенных авторской волей под общим названием .
  2. Каким вы представляете себе памятник А. Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?
  3. Охарактеризуйте тематику и композицию поэмы «Реквием».  Средства художественной выразительности в поэме «Реквием».



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 «А» классе

                         Тема урока:

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой "Реквием"

Дата:

15января 2014 год

Тип урока:

урок – объяснение, урок - поиск

Педагогическая технология:

проблемная

Методы:

частично- поисковые,  устного рисования, методы погружения в текст, беседа

                  Оборудование:


медиапроектор, слайдовая презентация

Цели урока:

обра-зова-  тель- ные

-  Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.

- Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

- На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

разви-

ваю-щие

- Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы.

- Развивать активное мышление учащихся.

- Развивать воображение старшеклассников,  понимание  ими образной структуры поэмы.

воспи-татель-ные

- Воспитывать  интерес к поэзии.

- Воспитывать чувство уважения к человеческой личности, преклонения перед великим поэтом.

Структурные элементы (этапы) урока

                                                                                   

            Содержание взаимодействия с учащимися

              Организацион--

   ный момент

   1 мин.

Сообщение темы и целей урока. Приложение 1-3 

                             

    Мотивация

        1 мин.

         Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое значение слова «реквием». Приложение 4

«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

 Приложение 5-7

Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

         Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа.

Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

Усвоение                                        содержания нового материала

«Вместо предисловия»,

«Посвящение»

6 мин.

«Вступление»

2 мин.

1 глава поэмы

2 мин.

Мини-проект

1мин.

II – III главы

2 мин.

IV глава

3 мин.

V - VI главы

3 мин.

VII – IX главы

8 мин.

«Эпилог»

4мин.

Итоги урока

5мин.

      1.  Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать». Приложение 8

- Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?

- Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?

      2. Следующая часть поэмы «Посвящение». Приложение 9

- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

- Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова»:

« И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,

И остров двинулись с мест своих».

- Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?

- В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы».

Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

 С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)

- А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

- Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения)

- Итак, кому же посвящается поэма?

Вывод: Поэма посвящена Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.

3. «Вступление». Приложение 10

Слово учителя: А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.

Сообщение учащихся

- Какая Родина изображена у А. Ахматовой?

Чтение «Вступления»

Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»

- Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова?

Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

Переходим к 1 главе. Приложение 11

- Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

- Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?

Сообщение ученика о казни стрельцов с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».)

Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Читаем II и III главы.

Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?

Вывод: Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» - как бы из другого мира.

Читаем IV главу.

- Что происходит с героиней? (Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.)

Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с отрывками из романа А. Жигулина«Черные камни»

Сообщение ученика

Читаем V-VI главы.

В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.

Сделайте вывод.

В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну.

Перечитаем VII-IX главы.

Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:

«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….

(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)

- Прочтите название X главы. С чем оно связано?

- Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?

- Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?

Слово учителя 

     Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.

В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.

Обратимся к эпилогу.

Выборочное чтение «Эпилога»

       Слово учителя: Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.

Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно: (читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране….

Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.

Обобщение. Приложение 12.

 Запишем в тетради: 

  1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
  2. Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
  3. Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
  4. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
  5. Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
  6. Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ.
  7. В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.           

 

Домашнее задание  

2 мин.

  1. Поэма ли «Реквием»? Не цикл ли различных стихотворении, написанных в разное время и более или менее случайно объединенных авторской волей под общим названием .
  2. Каким вы представляете себе памятник А. Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?
  3. Охарактеризуйте тематику и композицию поэмы «Реквием».  Средства художественной выразительности в поэме «Реквием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")

Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....

«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий» /анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…»/

Цель урока:познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтоварассказать об адресатах любовной лирики поэтапомочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной...

«…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…» (по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье»)

Урок посвящён знакомству с биографией и творчеством В.П. Астафьева на примере рассказа "Гуси в полынье". Содержит гуманистический компонент: воспитание сострадания ко всему живому, уважение к окружающ...

«Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»

Анализ произведения Анны Ахматовой "Реквием"...

Литературно-музыкальная композиция "Я сын страданья" (по творчеству М.Ю. Лермонтова)

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, может использоваться педагогами на уроках и во внеурочной деятельности для более глубокого з...

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Урок-размышление по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"...