«…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…» (по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье»)
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Луговская Елена Владимировна

Урок посвящён знакомству с биографией и творчеством В.П. Астафьева на примере рассказа "Гуси в полынье". Содержит гуманистический компонент: воспитание сострадания ко всему живому, уважение к окружающей природе, которое лежит в основе гуманных поступков людей. Среди дидактических целей урока обучение элементам анализа художественного текста, исследование стилистических особенностей рассказа, средств художественной изобразительности, анализ эпизода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_astafeva.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: «…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…»

(по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье»)

7 класс

Цели:         1. Дидактические:

Обучать элементам анализа художественного текста;

Обратить внимание учащихся на стилистические особенности;

2. Развивающие:

Развивать умение исследовать текст;

Расширять словарь учащихся

3. Воспитывающие:

Воспитывать сострадание, деятельное сострадание, уважение к окружающей природе, которое  лежит в основе гуманных поступков людей

Литературоведческий компонент: композиционное построение, анализ эпизода, роль средств художественной изобразительности.

Словарик вводимых понятий: сострадание, ранимость, уязвимость всего живого в экстремальной ситуации; незащищённость, экстремальная ситуация

Приёмы: словарная работа, постановка проблемного вопроса, беседа с элементами дискуссии

                                                Никто из нас не имеет права пройти

                                                мимо страданий, за которые мы,

                                                собственно не несём ответственности,

                                                и не предотвратить их.

                                                                Альберт Швейцер

                                                        (1875-1965, немецко-французский

                                                        мыслитель, врач, музыковед)

Ход урока:

1. Вступительное слово

В 5м и 7м классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», мы знакомились с произведениями Е. Носова. Вспомните их. (Рассказы «Трудный хлеб», «Белый гусь»)

- Какие основные проблемы, затронутые в них, мы обсуждали?

(Взаимоотношения человека и природы, животных, сострадание к слабым и беззащитным, ответственность более сильного за жизнь окружающих)

- Что такое сострадание?

(Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека)

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П. Астафьева «Гуси в полынье»

В.П.Астафьев из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет, рос беспризорником, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. Основная особенность произведений Астафьева — изображение добра, бескорыстия, сострадания, справедливости, порой непутёвых и бесшабашных людей, способных к добру и участию, которые в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, часто рискуя собственной жизнью. Понятие жизни неотделимо от природы в творчестве Астафьева. В 2004 году посмертно был удостоен Государственной премии РФ как автор поставленных на сцене МХАТа им. А. П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».

2. Подготовка к восприятию. Беседа по вопросам, заранее записанным на доске:

- Что такое экстремальная ситуация?

(Чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства)

- Какие примеры экстремальных ситуаций вы можете привести.

(пожар, взрыв бытового газа или на атомной станции, наводнение, обвал в шахте, камнепад в горах и др.)

- Приходилось ли вам оказываться в экстремальной ситуации?

- Как ведут себя люди в подобных ситуациях?

(Одни испытывают страх, паникуют, теряются, другие, наоборот, проявляют хладнокровие, выдержку)

3. Чтение текста с комментариями и составлением словарика – слов, значение которых может быть непонятным:

Ледостав – замерзание реки, образование ледяного покрова.

Шуга – мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом и во время

ледохода.

Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов.

Полынья – незамёрзшее или растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера.

Припай, запайка – тонкий лёд у края полыньи

Бык – бетонные опоры моста

- Каковы особенности данных слов? Вспомните, как они называются?

(Это диалектные слова, употребляемые жителями определённой местности)

4. Работа по тексту.

- Расскажите фабулу рассказа.

(События рассказа происходят осенью на Енисее недалеко от прибрежного поселка. Стайка гусей, опустившаяся на реку, была замечена детьми с берега. Полынья, в которой они плавают с каждым часом становиться всё меньше и меньше. В конце концов, она стала настолько мала, что им уже нет возможности подняться и улететь, ведь гусям, в отличие от уток, например, для подъёма с воды нужен разбег, пространство. И если бы ребята не спасли гусей, то они просто замёрзли бы во льдах или сильное течение унесло бы их под лёд, и они погибли бы.

Но как подобраться к полынье по тонкому, хрупкому льду? И придумали способ: прокладывать к полынье тонкие доски и по ним подползать. Герой рассказа проявил исключительную смелость, выполняя столь опасный трюк)

- Как можно охарактеризовать период времени, когда происходят события рассказа и состояние природы? Какие беды, трагедии бывают на реке в это время года?

(Это период замерзания рек поздней осенью, нарастание льда, ледостав на Енисее. Часто случаются на реке на  неокрепшем льду несчастные случаи, когда люди, оказавшись по легкомыслию на тонком льду, погибают, уходят под лёд)

- Какой эпизод произвёл на вас самое сильное впечатление? Почему?

(Эпизод гибели гусыни с гусятами)

Анализ эпизода «Гибель гусей во льдах»

     И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне. Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.

На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизились к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.

Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное, яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала, подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун.

Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лед или выползали на него и мучительно погибали на морозе.

А эти все еще боролись. Их подбрасывало на волнах, разметывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко, властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне!»

Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одолеть течение, но его тащило и тащило, и когда пригнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда.

Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.

- В чём необычность ситуации, описанной в рассказе?

( В роли гибнущих оказывается стайка гусей, замеченная ребятишками с берега реки, она попала  в плен  водной стихии, гуси задержались в полынье, ведь  для того, чтобы взлететь с воды, гусям нужен разбег, большое пространство, а его «с каждым часом становилась меньше и меньше»)

- Как описана экстремальная ситуация гибели гусей? Какие художественные средства использует автор для описания напряжения и отчаяния взывающей о помощи гусыни?

(Гибель гусей в ледяной полынье оценивается героем рассказа как катастрофа, равнозначная гибели людей. Недаром появляются сравнения «мать», олицетворения гусыня вскрикивал  властно, врезалась грудью, «кричала с горьким отчаянием»,  гусь «закричал отчаянно о помощи» как человек, эпитеты «ошалевшая, усталая», метафоры «вода кипела»,  сравнение  «словно её подогревали снизу громадным костром», полынья как окно)

- Каково отношение героя произведения к происходящему?

(Состояние рассказчика раскрывается в предложении: «Гусыня кричала

долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины»

- К какой мысли подводит нас автор?

(Всё живое нуждается в помощи в непредвиденных обстоятельствах, сложной ситуации)

- Какой приём использует автор для раскрытия всей безысходности ситуации?

(Эпизод в эпизоде: воспоминание о гибели птиц во льдах, гибель «одного голошеего гуся»)

- Каково место эпизода в рассказе?

(Его можно считать завязкой действия, именно в этот момент ребята решают спасать птиц)

- Почему ребята решили спасать гусей? Какие способы предлагали?

(Дети не могли пройти мимо гибнущей семьи гусей, сострадание к птицам толкает их на поиски выхода из сложившейся ситуации. Нужно спасти гусей. Некоторые из жалости предлагают «позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучались)

- Какой эпизод повествования можно считать кульминационным?

(Эпизод спасения гусыни с гусятами)

- К кому ребята обращаются за помощью? Что мы узнаём о Митьке Коршукове?

(Это непутёвый молодой человек, сумасброд, «однажды на спор перешёл Енисей во время ледохода», «отчаянная головушка» Однако именно он предлагает способ спасения птиц и помогает его осуществить)

- Каким способом ребята спасают семейство? Расскажите.

(Решают прокладывать дорогу к полынье с помощью тонких досок)

- Как с помощью средств языка автор подчёркивает опасность и тревожность ситуации?

(Автор использует обилие коротких, отрывистых, восклицательных

предложений, а также эмоционально-окрашенную лексику: глаголы «умолял, слизывая слёзы с губ», «обмер», «уцепился за доску»)

- Какие черты характера проявляет герой рассказа?

(Выдержку и самообладание в критической ситуации, отчаянную смелость и бесстрашие, большую доброту и сострадание к чужому горю и даже героизм)

Вывод: Чрезвычайная ситуация подталкивает мальчика на подвиг, героический, отважный поступок.

5. Подведение итогов

- О чём заставляет задуматься рассказ?

(Подобные ситуации, опасные для жизни, когда требуется очень быстро принять непростое решение, нередко встречаются в жизни. Часто помощь требуется не только человеку, но и животным, потому что всё живое нуждается в помощи и может оказаться незащищённым перед силами природы, разбушевавшейся стихией)

6. Домашнее задание

Подумайте и ответьте на вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Опишите такую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Носите бремена друг друга..."(Гал.6:2).(Тема бремени, креста в рассказе В.П.Астафьева "Людочка".)

Статья  " Носите бремена друг друга..." ( Гал. 6:2)  относится к разделу " Литература ". Тема бремени, креста  актуальна сегодня. Цель данной работы - показать на примере рассказа В.П. ...

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).

Тема данного урока выбрана неслучайно.  Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию  школьников в рамках  работы по теме «Человек и...