Технологическая карта
Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Класс: 6
Предмет: литература
Тип урока: комбинированный
Ф.И.О. педагога: Аллаерова Парвина Мирзоаброровна
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Про
свещение, 2012 г.
Основное содержание темы урока Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев.
Технология: технология развития критического мышления
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая
Название раздела, темы: Русская литература XX века. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Цель урока: проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
Планируемые результаты:
Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.
Предметные: понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы; понимание авторской позиции и своё отношение к ней, характеризовать героев, сопоставлять их.
Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, смысловое чтение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структуировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.
Формируемые УУД:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению; раздаточный материал
Виды контроля и измерители Текущий, самооценивание, взаимопроверка
Организационная структура урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
| Организационный этап- Приветствие, включение в деятельность-1 мин |
|
1 | Приветствует учеников. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева и попытаемся открыть тайну рассказа «Конь с розовой гривой»
-Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? -Почему же своему рассказу Астафьев даёт такое поэтическое название «Конь с розовой гривой». Попытайтесь составить ассоциограмму ключевого слова в названии ( «конь») -Чем был конь для героя? | Выразительное чтение отрывка «Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей…
Находят в тексте и зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами», «конь-огонь»,
составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике
|
|
2. | Этап мотивации к учебной деятельности |
| Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность Вызов Предлагает просмотреть анимационную притчу «Два волка». Предлагает ответить на проблемные вопросы. -Знаете ли вы, что такое нравственность? -Что такое нравственные ценности? - Из ряда понятий выберите те, которые можно отнести к нравственным ценностям. Подводит учащихся к определению темы и цели урока. Какие проблемы поднимает автор в рассказе. | Вспомнив подобные ситуации в своей жизни, поставить себя на место главного героя. ( В основе рассказа лежит обман самого родного человека, бабушки) Отвечают на вопросы Просмотр и осмысление притчи Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём. Пытаются сформулировать тему и цель урока. Фронтальная работа Устные ответы | Познавательные: поиск информации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
3 | Этап актуализации. Осмысление |
|
|
1.Левонтий и его семья Семейные ценности Как тебя воспитали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идёшь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет ЧТО? (СЕМЬЯ) Организует групповую работу учащихся, проводит инструктаж. 1 группа «Как воспитывали Витьку» 2 группа « Как воспитывали детишек Левонтия?»
Предлагает детям найти взаимосвязь между примерами семей и примерами из притчи. Над чем эта взаимосвязь заставила их задуматься?
Предлагает ответить на вопросы. - Какие нравственные ценности есть в семье Вити? - Есть ли такие ценности в семье Левонтия?
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему? Проверка знания текста. Организация игры «Перепутанный план». Организует обсуждение Установите хронологическую последовательность событий. 1. Левонтий и его семья – экспозиция 2. Сбор ягод. 3. Нечестный поступок мальчика - завязка 4. Поездка бабушки в город 5. В гостях у двоюродного брата 6. На рыбалке 7. Раскаяние мальчика- кульминация 8.Прощение. Пряник конем – развязка
|
Определяют композиционные элементы рассказа Отвечают на вопросы Работа с учебником (5мин.) -Найти и зачитать , как воспитывали Витю ( стр.____) -Найти и зачитать, как воспитывали детей в семье Левонтия (стр._______)
Анализируют цитаты о воспитании в семьях, делают выводы. Выступления учащихся о семьях. Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод . Предлагает провести промежуточную рефлексию работы в группе .
Групповая работа Восстанавливают хронологическую последовательность эпизодов рассказа
| Р: умение устанавливать причинно-следственные связи П: умение определять понятия, создавать обобщения К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности |
| Учебная задача: -Почему мальчик отправился в лес? -Почему этому плану не суждено было сбыться, если вначале всё шло хорошо?
Прочтите эпизод сбора ягод. Отметьте в предложенной таблице действия героев рассказа. Анализ эпизода. Групповая работа 1.Почему герой попался на «уду» Саньки? Как это произошло? Приведите цитаты из текста и прокомментируйте поведение Саньки и Вити. Сделайте вывод о том, почему мальчик слушает совет Саньки. 2. Выделите основные события в эпизоде, озаглавьте их и найдите элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. 3. Сформулируйте основную мысль эпизода (идея - зачем автор рассказывает эту историю), последствия этого эпизода для героя. 4.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода (краткий пересказ) 5-7 предложений
- Давайте прочитаем по ролям диалог Саньки и главного героя. - Сразу герой отказался от того, чему его учила бабушка? (Нет, в нем идет борьба: покаялся, хорохорился я, гаснущим голосом, напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой) . - Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода) - Как герои относятся к своим поступкам? - Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет?
- Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день? (Он внутренне готовится к встрече с бабушкой, его мучит стыд. Природа, красота и гармония летнего дня поступку героя, которому не хватило мужества не пойти на поводу у друзей). - Какова развязка истории? - Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов) - Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою? (Дедушка помогает выйти из невыносимого положения: “Попроси прощения…”) - Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку? Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте?
(Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка. Вот почему и пишет через много лет автор: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой” Жизненные уроки героя: -Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки получил герой? - Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл. -Можно ли у него чему-нибудь поучиться? -Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске). -Какие выводы из рассказа вы сделали для себя? | (Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка) Работа в группах. 1 группа Поведение главного героя | 2 группа Поведение Левонтьевых | Старательно, стал собирать ягоды скорее и т.д. | Бросали, барахтались, плакали, дразнились, напластали, побросали и т.д. |
Жизненные уроки героя-ответы учащихся
| Р: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач П: умение устанавливать причинно- следственные связи К: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Для групповой работы отводится 10 минут, для обсуждения результатов – 15 минут. Во время выступления участников группы остальные учащиеся поднимают карточки (зеленая – «согласен», красная – «не согласен», синяя – «хочу высказать свое мнение»).
Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения П: умение определять понятия, создавать обобщения К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
5 | Творческая работа Организует групповую работу учащихся. Работа с пословицами. — Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор. — Снаружи мило, а внутри гнило. — Верная указка не кулак, а ласка. — Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое. — Добро сильнее зла. — Без строгости и щенка не вырастишь. — Добрый пример лучше ста слов. (После выборочной работы пословицы записываются в тетрадь.) |
В группах выполняют задания Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.
| Р: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами П: извлечение необходимой информации из текста К: умение работать индивидуально и в группе |
6
| Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
| Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке — Было ли интересно на уроке? — Что показалось непонятным, трудным? — На какие вопросы урока мы не смогли ответить? Подведение итогов. Выставление отметок. | Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности Оценивают свою работу на уроке | П.: умение делать вывод. Р.: умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать. |
7 | Заключительное слово учителя. В одном из рассказов сборника В. Астафьева «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить». Хочется верить, что эти слова бабушки найдут отклик и в вашей душе. Я надеюсь, что рассказ оставит след в вашем сердце, пробудит память прошлого и поможет оценить ваши поступки. Домашнее задание: 1.Небольшая письменная работа по теме: -Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой? 2.Готовят художественный пересказ эпизода Спасибо за урок, ребята! МОЛОДЦЫ! |








Нравственные ценности |
Левонтий и тетя Васеня |
Санька |
Остальные дети |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|










Нравственные ценности |
БАБУШКА |
ДЕДУШКА |
ВИТЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЕРА ЗЛОБА ДОБРО ВРАЖДА ПАМЯТЬ ЗАВИСТЬ
ПРАВДА ОБМАН СВОБОДА ЭГОИЗМ СОВЕСТЬ КОРЫСТЬ СЧАСТЬЕ ЛЕСТЬ ЧЕСТЬ ГРУБОСТЬ ВОСПИТАНИЕ СЕМЬЯ ЖИЗНЬ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольдбах)
Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций)
Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает "нравственность".
Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Индивидуальная творческая работа.
План сравнительной характеристики Вити и Саньки.
I. Мальчики - соседи, живущие в небольшой сибирской деревне.
II. Очень разные семьи героев:
- Витя остался сиротой;
- Бабушка и дедушка Вити - честные, добрые и трудолюбивые люди, их влияние на мальчика;
- Санька - беспризорник при живых родителях;
- Уклад жизни семьи Левонтьевых.
III. Характеры ребят:
- доверчивость Вити;
- вредность и злость Саньки;
- друзья или враги?
IV. Как изменились характеры мальчишек с возрастом?
В гостях у двоюродного брата
Сбор ягод.
Прощение. Пряник конем
Нечестный поступок мальчика
Поездка бабушки в город
Левонтий и его семья
Раскаяние мальчика
На рыбалке