Открытый урок " Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Разработка урока  представлена на  Всероссийском сетевом конкурсе  "Профессиональный  успех ХХ1  «Современный урок с детьми с ОВЗ» (Диплом победителя, 2019 год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kon_s_rozovoy_grivoy.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные  уроки  в рассказе В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

(урок разработала и провела Дрягина Людмила Юрьевна)

Цели урока:

1. Дидактические:

•знакомство с художественным миром В. П. Астафьева

•анализ рассказа «Конь с розовой гривой»

2. Развивающие:

•совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся

•расширять и обогащать словарный запас школьников

•совершенствовать навыки работы с текстом

3. Воспитательные:

•воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки

•воспитывать чувство доброты, стремление оставаться человеком в любых ситуациях

4. Коммуникативные:

•совершенствовать умение работать в группах

Планируемые  результаты:

Предметные: углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.

Метапредметные: развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества с взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: Презентация по теме урока, выполненная учителем. Карточки с заданиями.

Эпиграфы  урока: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». В.П.Астафьев

«Все мы  родом  из детства»

 Антуан де Сент-Экзюпери.

Ход урока.

Вступительное слово учителя, читает  стихотворение:

Не ищи себе оправдания,

не надейся, что всё обойдётся,

коль другим приносишь страдания,

всё сполна тебе же вернётся!

Вор теряет то, что своровано,

а предатель познает предательство,

ложь обманщикам уготована,

ты дождёшься своих обстоятельств…

по заслугам судьба будет дадена,

все на место однажды встаёт,

ты не веришь? но глупость печальная —

это тоже от жизни урок.

Тавлади

Учитель: Ребята, как вы  понимаете  выражение «жизни урок»?

Примерный ответ: Когда  человек  совершает  ошибку  и  понимает это и пытается  исправить её.

Учитель: Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

     Прежде, чем мы перейдем к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де – Сент Экзюпери «Все мы родом из детства..»  Как вы их понимаете?

 Примерный  ответ:   Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

   Учитель:   Рассказ В.П.Астафьева  «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. Мы знаем, что название сборника, куда входит  этот рассказ, называется «Последний поклон».

Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?  

Примерный  ответ: В рассказе повествуется о том, как внук обманул свою бабушку, тяжело переживал вину и раскаянием заслужил ее прощения - пряник в виде коня с розовой гривой.

Учитель: Где и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»?

Примерный  ответ: Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.

Учитель: Что это было за время? Как жилось людям?

Примерный ответ: Время было трудное, людям жилось очень трудно.

Учитель: Кто главные герои рассказа?

Примерный  ответ: герой рассказа – сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени, семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, работать не любил, бабушка

Учитель: Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

Примерный  ответ: бабушка сыграла главную роль в жизни главного героя.

 Учитель: Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»?

Что нужно было сделать, чтобы заслужить пряник?                                            Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

Защита презентации  «История русского пряника»  (презентацию готовила ученица)

 Учитель: Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня. 

Чтение наизусть отрывка из рассказа (ученик)

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост  розовый, копыта тоже розовые.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

Учитель: Итак, пряник – это не только лакомство и игрушка, а что еще?

Почему  бабушка поручила мальчику самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

Примерный  ответ: Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.

Учитель: Выполнил ли Витя  наказ бабушки?

Сценка, которую  подготовили  ученики.

— Бабушки Петровны испугался! Эх ты! — закривлялся Санька.    

— Зато мне бабушка пряник конем купит!

 — Может, кобылой? — усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги

 — Скажи уж лучше — боишься ее и еще жадный!

  — Я?

  — Ты!

  — Жадный?

  — Жадный!

  — А хочешь, все ягоды съем?

  — Слабо!

  — Мне слабо!  Мне слабо?! Вот! Ешьте вместе со мной!

Учитель: Почему Вите  пришлось обмануть бабушку?

Примерный  ответ: Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть  трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от  них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

Учитель:  Как автор рисует душевные переживания героя? (Текст)

Примерный  ответ: «Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».

Учитель: Почему он не хочет сказать бабушке правду?

Примерный  ответ: Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть  трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от  них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

Учитель: Что ему посоветовал Санька?

Примерный  ответ: Наложить травы в  туесок и  сверху  присыпать  ягодами.

Учитель: И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а  первый обман рождает другие. Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?

Примерный ответ: «Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

Учитель: Какой же можно сделать вывод?

Примерный  ответ: Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

Учитель: Что Витя чувствует  после всех событий?

Чтение отрывка из рассказа (читает ученик)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…

Учитель:  Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

Как же наказала его бабушка?

Примерный  ответ: Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.

Учитель: Какова цена обмана?

Примерный  ответ: Цена обмана – муки совести и вины.

Нельзя обманывать и предавать близких людей.

Учитель: Почему бабушка простила своего внука? Почему бабушка купила все – таки «пряник конем» своему внуку?

Примерный ответ: бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих поступках. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

Прощает бабушка внука по своей доброте и жалости, также из способности понимания души ребенка.

Учитель: Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

Примерный  ответ: Бабушка  мудрая.

Учитель:  Как вы считаете, что такое мудрость?

Какой урок извлёк герой из бабушкиного урока?

Защита рисунков (Приложение: фото)

Учитель: Мы закончили анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока.

 Какие нравственные  уроки извлек герой рассказа из сложившихся обстоятельств?

Примерные  ответы:

1. Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.

2. Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

3. Нельзя обманывать и предавать близких людей, нужно быть честным.

4. Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.

Учитель: На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке.  В рассказе «Последний поклон» он пишет: «И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и  была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

Рефлексия.

Учитель: Ребята,  поднимите руки, у кого есть бабушки?

Поднимают  практически все.

Учитель: Как вас  воспитывают  ваши  бабушки? Как  вас  любят? Как помогают?

Примерные  ответы: Покупают  подарки. Угощают  сладостями. Пекут  пироги.  Жалеют.

Учитель: А как вы относитесь к  своим  бабушкам? Как  помогаете?

Примерные  ответы: Ходим в магазин. Выносим  мусор. В саду  помогаем  полоть  грядки,  копать картошку.  Чистим  снег  зимой  около  дома.

Домашнее задание: написать  ответ на  вопрос: «Какие  уроки   извлёк я  из рассказа  В.П. Астафьева «Конь с розовой  гривой?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

Тест в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Тест по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»...