Интегрированный урок по литературе для 8 класса «Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа «После бала» Л.Н.Толстого»
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Серегина Надежда Геннадьевна

Презентация к уроку по литературе для 8 класса в рамках изучения рассказа Л.Н.Толстого "После бала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon урок по литературе 2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Серегина Н.Г. Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новомосковский областной центр образования» Интегрированный урок по литературе для 8 класса на тему: «Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа«После бала» Л.Н.Толстого»

Слайд 2

Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала»

Слайд 3

Антитеза – противопоставление контрастных понятий, положений, образов. Контраст – резко выраженная противоположность.

Слайд 5

чудесный Буфет Варенька Её лицо знаменитые в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках Музыканты великолепный прекрасная Зала смеющееся, разрумянившееся, с ямочками Бал

Слайд 6

Её глаза ласковые милые Отец Вареньки красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и стройными ногами Иван Васильевич Доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит восторженными глазами, с нежным чувством.

Слайд 7

Назовите день, когда происходило событие в рассказе Л.Н.Толстого «После бала. Пасха Последний день масленицы Рождество

Слайд 8

Что вы знаете об этом празднике? Что делают во время празднования масленицы? Устраивают гуляния с конкурсами Пекут блины Сжигают чучело масленицы Устраивают кулачные бои Городские катания на горках Рыдают о том, что зима заканчивается Сколько дней празднуется масленица? 5 1 7

Слайд 9

Как по-другому называют последний день масленицы? Зиме конец Прощеное воскресенье Конец веселью

Слайд 10

Последний день Масленицы - прощёное воскресенье. Прощения просят, милосердные дела творят. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат… Какие слова слышат в ответ? «Бог простит, и я прощаю». В Православной церкви считается, что смысл Масленичной недели - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы.

Слайд 11

В дворянских семьях Большое внимание уделялось православному воспитанию. Утренняя и вечерняя молитва была обязательным для детей началом и концом дня. По воскресным и праздничным дням дети вместе с родителями посещали литургию. Те дворянские семьи, которые могли себе позволить, устраивали бал по случаю Прощеного воскресенья

Слайд 12

Как называется следующий день после Прощеного воскресенья? Крещение Пасха Чистый понедельник

Слайд 13

Чистый понедельник Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно - через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье - и телесно .

Слайд 14

Последний день масленицы и первый день поста – очень важные дни для христиан. В эти дни люди освобождаются от грехов, вступая в великий пост очищенными духовно.

Слайд 16

Сопоставьте полковника и наказываемого Полковник Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое красное, неестественное. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по снегу… подвигался ко мне , то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед – и тогда унтер-офицеры…тянули его назад. Шел твердой, подражающей походкой

Слайд 17

Сопоставьте полковника и наказываемого Полковник Наказываемый Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо Спотыкающийся, корчащийся человек Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Слайд 18

Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? Черновой вариант Окончательный вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился.»

Слайд 19

Что такое контраст? Противопоставление, выразительный прием, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

Слайд 20

Какие линии сравнения мы можем выделить в рассказе? На балу Линии сравнения После бала звуки цвет полковник Иван Васильевич Детали (перчатка, перышко от веера, сапоги полковника)

Слайд 21

Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к злу, совершённому её отцом?

Слайд 22

Тест для самостоятельной работы Уровень «3» 1. Отметить, от чьего лица ведется рассказ. а) автора ; б) полковника; в) Ивана Васильевича. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа? а) последовательность событий; б) гипербола; в) антитеза. На следующий уровень

Слайд 23

Уровень «4» 1. С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери? а) замшевая перчатка; б) «домодельные» сапоги; в) радостная улыбка. 2. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала: а) восторг; б) отчуждение; в) возмущение; Тест для самостоятельной работы На следующий уровень

Слайд 24

Уровень «5» 1. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? а) автор показывает двуличие героя; б) на балу надел «маску» добропорядочности; в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности. Тест для самостоятельной работы

Слайд 25

Молодец! На тест

Слайд 26

Умница! На тест

Слайд 27

Ты супер!!! ВЫХОД

Слайд 28

А если подумать??? На тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Контрольная работа по рассказу "После бала" Л.Н.Толстого

Материал предназначен для контроля знаний по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Конспект урока литературы в 8 классе "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" (по рассказу Л.Н.Тостого "После бала")

Данные урок интегрированный (литературно-музыкальное искусство), тем самым позволяет "погрузить"  учащихся в неповторимую атмосферу русского бала XIX века, "услышать" мелодии вальса, мазурки, пол...

Анализ рассказа "После бала" Л.Н. Толстого

Текстовый документ содержит анализ рассказа....

Урок литературы в 8 классе по теме "Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа"

Учебный предмет: литератураКласс:8Автор УМК: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.Тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.Тип ур...