"Обо мне дети Отечества пожалеют..."
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Филь Валентина Николаевна

            От нас самих зависит, сохраним ли мы классику как живое достояние или она умолкнет в наших сердцах, оставив на память лишь традиционное почтение к соответствующим именам и портретам . Сегодня на уроке мы познакомимся с наследием Михаила Васильевича Ломоносова , вчувствуемся в мир его щедрой , глубокой человечности, чтобы осознать раз и навсегда: Ломоносов – один из современнейших нам по духу предков наших..

Б. В. Шергин сказал о нём : « Многие звёзды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава

 М. В. Ломоносова.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lomon.mmu_.doc85.5 КБ
Office presentation icon lomonosov._prezent.ppt908.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

       

        

              ПОДГОТОВИЛА:

                       учитель русского языка

                                      и литературы высшей категории

           МБОУ СОШ №14

                                Филь Валентина Николаевна

Цель  урока:  познакомить учащихся с ролью М. В. Ломоносова в  развитии

                       русской литературы и русского языка;

                       развивать у учащихся навыки анализа поэтического текста,

                       творческие способности учащихся;

                         воспитать у учащихся уважение к личности М. В. Ломоносова.

Задачи урока: познакомить учащихся с основными фактами биографии

                        М. В. Ломоносова;

                          показать роль М. В. Ломоносова в развитии русской поэзии и

                       русского языка;

                          выявить особенности творчества М. В. Ломоносова (на приме-

                          ре « Оды на день восшествия на престол императрицы Елиса-

                        веты Петровны 1748 года»).

Оборудование урока:

                      мультимедийный проектор;

                      фотоматериалы;

                      уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс;

                      тексты произведений М. В. Ломоносова;

                      электронная библиотека « Русская поэзия 17- 18 веков».

                       

                       

                                             Ход  урока

  Слово учителя

            От нас самих зависит, сохраним ли мы классику как живое достояние или она умолкнет в наших сердцах, оставив на память лишь традиционное почтение к соответствующим именам и портретам . Сегодня на уроке мы познакомимся с наследием Михаила Васильевича Ломоносова , вчувствуемся в мир его щедрой , глубокой человечности, чтобы осознать раз и навсегда: Ломоносов – один из современнейших нам по духу предков наших..

Б. В. Шергин сказал о нём : « Многие звёзды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава

 М. В. Ломоносова.»

                                      1.  Презентация

                                Биографический очерк

                            Из  Холмогор  … в Петербург

     

   1 слайд

         Фото. М. В. Ломоносов . Портрет  художника Николаева.

                                         ( 1711- 1765)

                   

                                    Какая польза тем, что в

                                                         старости глубокой

                                   И в тьме бесславия кончают

                                                                     долгий век!

                                  Добротами всходить на верьх

                                                               хвалы высокой

                                  И славно умереть родился

                                                                          человек.

   2 слайд

          Фото. Мемориальный дом-музей на месте дома Ломоносовых.

         М. В. Ломоносов  родился близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходством. Один из соседей выучил мальчика грамматике и арифметике.

  3 слайд

         Фото. Славяно – греко- латинская академия (Московская духовная академия).

        М.В. Ломоносов чувствовал такую тягу к учению, что в 19 лет пошёл из родной деревни пешком в Москву и поступил в Славяно- греко- латинскую академию и , несмотря на то что жил в крайней нужде, блестяще закончил её и в числе лучших выпускников направлен учиться в Петербург.

4 слайд

      Фото. Марбургский университет. Христиан Вольф.

    В 1736 году  М. В. Ломоносова направили учиться в Германию, в Марбургский университет. В нём преподавал философ Христиан Вольф, который был весьма доволен  успехами русского студента: « У господина Ломоносова …светлая голова…».

5 слайд

    Фото. Кунсткамера. Главный зал музея, где проходили при жизни М. В. Ломоносова заседания Академии наук. И. И. Шувалов. Императрица Елизавета.

    В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию, где до конца своей жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И. И. Шувалов, любимец императрицы Елизаветы. Ломоносов был в милости. Он занимался научными работами. Вскоре стал самым влиятельным лицом.

6 слайд

   Фото. Московский государственный университет.

   В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский  университет. Ломоносов много занимается стихотворством.

7 слайд.

   

  Фото. Портрет М. В. Ломоносова . Портрет Екатерины  Второй.

   После смерти Елизаветы ( 1762 г.) и недолгого царствования Петра Третьего на престол взошла Екатерина Вторая. При ней на первые роли выдвинулись новые, более близкие ей люди. Ломоносов посвятил ей несколько од. Они императрице не понравились. И ему как придворному   поэту нашли замену.

8 слайд.

  Фото. М.В. Ломоносов. Старинная гравюра.              

М. В. Ломоносов умер почти в опале, но его поэтической славы уже ничто не могло поколебать.

Учитель.

      «С Ломоносова начинается наша литература…он был её отцом, её Петром Великим». Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В. Г. Белинский.                              «Архангельский мужик», Ломоносов стал реформатором русского стихосложения.

                                   2. Реформа стихосложения

                                  Ролевая игра. Импровизация

                   Заседание учёного Совета  в Академии наук

   

  Граф  Иван Иванович  Шувалов.

            Почтеннейшие господа! Мы собрались на заседание, дабы  ясности ради обратить своя мысли на предмет наших споров –  российское стихосложение.

 Антиох  Дмитриевич Кантемир.

            Не должно нам предать забвению силлабический стих, ибо равное количество слогов в  строчках токмо   мысль даёт:

                             Уме незрелый, плод недолгой науки!

                              Покойся, не понуждай к перу мои руки:

                             Не писав, летящи дни века проводити,

                             Можно славу достать, хоть творцом не слыти.

Василий Кириллович Тредиаковский.

               Антиох Дмитриевич! Смею возразить Вам, ибо силлабические стихи не соответствуют природным особенностям русского языка и их приличнее называть прозою.

               В своем труде « Новый и краткий способ к сложению российских стихов» привёл я в порядок наше стихотворение, изобрев новое количество стихам, в чём состоит вся душа и жизнь стихов, и которому следуют теперь все наши стихотворцы. Оная силлабо- тоническая система  основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Сие даст стиху российскому упорядоченность и благозвучие:

                              Преславный град, что Пётр наш основал

                              И на красе построил толь полезно:

                              Уж древним всем он ныне равен стал;

                              И обитать в нём всякому полезно.

 

Михаил Васильевич Ломоносов.

                Почтеннейшие стихотворцы! Я не приемлю занесённую в Московские школы из Польши силлабику, ибо она никакого нашему стихосложению закона и правил дать не может. Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить . Такмо подходящим способом для всех русских стихов считаю силлабо- тонический( слогоударный способ).

В сем выражаю согласие с Василием Кирилловичем. Однако не надлежит стихотворцам одним хореем пользоваться . Ямбический стих тоже материи благородство, великолепие и высоту умножает. Дактилический , анапестический стихи и их смешение  с ямбическими, где ,по нужде или по изволению, употреблять можно. По моему мнению не подобает стихотворцам  однеми женскими рифмами побряцивать, пренебрегая мужскими. Сие ежели бы кто обеими ногами здоровому человеку всегда на одной скакать велел. Не пустое , господа, вам говорю. Пример сказанному имею - « Ода на взятие Хотина» :

                        Восторг внезапный ум пленил,

                           Ведёт на верьх горы высокой,

                           Где ветер в лесах шуметь забыл,

                           В долине тишина глубокой.

                           Внимая нечто ключ молчит,

                           Который завсегда журчит

                           И с шумом вниз с холмов стремится.

                           Лавровы вьются там венцы,

                           Там слух спешит во все концы,

                           Далече дым в полях курится.

 Учитель.

         Споры о русском стихосложении между известнейшими поэтами 18 века вскоре разрешились. М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и В.К. Тредиаковский в 1743 году устроили поэтическое соревнование: первые двое переложили библейский псалом 143 ямбом, Тредиаковский – хореем. Из трёх поэтов только Ломоносов смог передать возвышенный характер подлинника.

 

   ( Проекцируется текст.  « Преложение псалома 143» М. В. Ломоносова. Выборочное чтение.( Электронное пособие . Русская поэзия 17-20 веков ).

      С тех пор система стихосложения М.В. Ломоносова стала основной в русской поэзии.

         А. С. Пушкин писал о Ломоносове: « Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Этот университет – Михаил Васильевич Ломоносов- имел и филологический факультет, факультет словесных наук. Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил.

                               3. Реформа  в русском языке

          Сообщение ученика « М.В. Ломоносов – создатель « Российской грамматики»

          (Проецируется  титульный лист « Российской грамматики». По ходу сообщения ученик использует интерактивную доску для демонстрации примеров )

С увлечением собирал Ломоносов материал для своей « Российской грамматики», которая вышла в 1757 году. Тысячи записей! И каждая – какое – нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот, например:

                                 отъискать,

                                 отискать,

                                 отыскать…

    Одно слово записано в трёх вариантах. Ломоносов ищет: какую орфографическую норму избрать? Утвердилось последнее написание, сам ломоносов отдавал ему предпочтение:

                            искать – отыскать,

                            играть – сыграть,

                            итог – подытожить,

                            икать – разыкался…

    Ломоносов чутко отмечал, что отвечает духу нашего письма, а что противоречит.

    Раздумывает он и о самых главных основах нашего письма. По его мнению, « в правописании наблюдать надлежит, чтобы оно… не удалялось много от чистого выговору и чтобы не закрылись совсем следы произвождения и сложения речений».

     Что это значит: « чтоб не закрылись следы»? Сравните:

                             косит – косит,

                             касить – косить,

                             казьба – косьба,

                             пракощик – прокосчик.

      Слева написаны слова по выговору. И не видно, что эти слова однокоренные. Косьба образовано от косить, прокосчик от прокос. Корень один и тот же, а носит разные буквенные маски: кос – касс – каз – кощ… Не догадаешься, что корень один и тот же! Справа « следы произвождения слов» не закрыты. Ломоносов, значит, был сторонником такого письма, которое не наносило бы ущерба морфеме. В разных словах одна и та же морфема пишется одинаково – вот « следы произвождения слов» и ясны!

           4. « Теория трёх штилей». Реформа в литературных жанрах.  Жанр оды у Ломоносова.

  Учитель.

            Работа над « Российской грамматикой» помогла Михаилу  Васильевичу в 1757 году  создать « теорию трёх штилей»

             

        (  Используются «Уроки Литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс».

Урок 05. М.В.Ломоносов. Литературная и общественная деятельность.

          Фрагменты  « Реформа в русском языке», « Реформа в литературных жанрах», « Жанр оды у Ломоносова» ).

                   5. Поэзия и красноречие. « Риторика» М. В. Ломоносова.

Учитель.

       В « Российской грамматике» М. В. Ломоносов  заметил: « Стихи – моя утеха…». Стихотворство, пожалуй, было тем источником, который давал Ломоносову жизненные силы. Поэтому  он пытался писать так, чтобы поэзия вдохновляла и читателей. Свидетельство этому его « Руководства к красноречию» ( 1744 и 1748  г.), чаще называемых « Риторика». Обратим внимание на те требования, которые Ломоносов предъявлял к  поэтам.

   

               ( Проецируются основные положения « Риторики»  )

  1. Поэзия – отрасль риторики. Её цель – убедить слушателя.
  2. В каждом произведении должна быть чётко выражена основная мысль.
  3. Из темы должны быть вычленены составляющие слова –

 « термины темы».

  1. Необходимо составлять чёткий план  темы.
  2. После этого нужно составить план раскрытия темы.
  3. Затем продумать образную структуру произведения.
  4. Потом подобрать стихотворный ритм.

Учитель.

     К « Риторике» М. В. Ломоносова обращались многие поэты, учились писать так, чтобы их произведения были поняты и оценены читателями. Каждому из нас тоже необходимо обращаться к « Риторике», чтобы научиться ясно и чётко выражать свои мысли.

                       6. Анализ « Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1748 года».

 

Учитель.

    М. В. Ломоносов занимался не только реформами в области языка и стихотворства , он и сам много сочинял. Его произведения до сих пор любимы и читаемы. Одно из них – « Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны». Ода написана к шестой годовщине воцарения на престол Елизаветы Петровны.

               Проверка домашнего задания.( Ода прочитана дома. Пронумерованы строфы. Задания выполнялись по группам.)

1 группа.

                   Определите  тему оды и её основную мысль.

( Судьба России. Составляющие темы : Родина, мир на Земле как основа процветания человечества, деяния Петра  Первого и Елизаветы Петровны, чья слава вечна, наука, познающая природу. Выборочное цитирование)

2 группа .

                            Проанализируйте  композицию оды.

( Традиционная одическая композиция, восходящая ещё к античному гимну. Ода состоит из трёх частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть – самая обширная- посвящена собственно прославлению Елизаветы, содержит упоминание  и о прославленном предке – Петре Первом, восхваляется величие и могущество Родины ; в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Выборочное цитирование.)

3 группа

        Оцените систему образов оды . Какие строки особенно ярко передают отношение Ломоносова к Петру Первому и Елизавете Петровне? Почему в оде , посвящённой царице Елизавете, поэт писал о богатстве и величии России, о талантливых русских людях и науках?

 ( Поэт  хвалит  Елизавету за то, что в  начале её царствования  прекратились войны. Петра Первого он считал идеальным монархом и национальным героем, потому что он укрепил могущество государства, при нём развивались науки. Поэт выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца. Ломоносов верит, что императрица будет заботиться о благе отечества, поэтому и создаёт величественный образ России. Выборочное цитирование.)

4 группа.

      Выявите особенности языка оды, её стихотворного ритма.

( Ода написана четырёхстопным ямбом и десятистрочной « одической строфой». Оде присущ возвышенный язык , торжественность речи достигается употреблением наряду с коренными русскими словами  старославянских слов: « кроткий глас», « сей день», « воззри на горы превысоки»… В оде много олицетворений , связанных с греко- римскими мифами. Мифологические образы олицетворяют собой понятия разума и науки( Миневра), войны и морской стихии( Марс, Нептун)…В произведении много метафор( солнце « во все страны свой взор возводит»…), метафорических эпитетов: « пламенные звуки», « сладчайший глас»,               « праведная печаль»…Ода насыщена гиперболами( приветствия Елизавете несутся  «до звёзд»; « Лена…бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной»…

         

 Вывод.

      Ломоносов в « Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1748 года» прославил величие Родины такими художественными средствами, которые представлялись ему наиболее убедительными. Построение и язык оды органически связан с теми задачами, которые ставил перед собой поэт, с его взглядами на искусство.

         8.    Завещание М. В. Ломоносова .

План беседы с Екатериной Второй об обстоятельствах,        препятствующих работе Ломоносова в Академии наук

                 26 февраля – 4 марта 1765

                                      ( Проецируется текст)

  1. Видеть Г(осударыню).
  2. Показывать свои труды.
  3. Может быть понадоблюсь.
  4. Беречь нечего. Всё открыто Шлёцеру сумасбродному. В Российской библиотеке есть больше секретов. Вверили такому человеку, у коего нет ни ума, ни совести, рекомендованному от моих злодеев.
  5. Приносил его выс( очеству) дедикации. Да все! И места нет.
  6. Нет нигде места и в чужих краях.
  7. Все любят, да шумахерщина.
  8. Multa tacui, Multa pertuli,multa concessi ( Многое принял молча, многое снёс, во многом уступил ).
  9. За то терплю, что стараюсь защитить труды П (етра)  В(еликого), чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство pro anis etc. ( за алтари и т. д.).
  10.  Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют.
  11. Ежели не пресечёте, великая буря восстанет.

Учитель.

                « План беседы с Екатериной Второй…» (последняя проза

М. В. Ломоносова) можно назвать завещанием Михаила Васильевича Ломоносова. Перечитайте его внимательно и скажите, каким предстаёт перед нами великий  Ломоносов.

             

 ( Учащиеся отмечают следующие черты характера Ломоносова: неукротимый нрав, гражданскую смелость, честность, принципиальность, искренность, оптимизм…).

Учитель.

       Таким Человеком и Поэтом был наш Великий Ломоносов.

                  8.  Домашнее задание

  1. Написать сочинение  - эссе «… обо мне дети отечества пожалеют».
  2. Подготовить сообщение  « Такой разный Ломоносов» (на примере лирики поэта)      

               ( Задание учащимся  предлагается на выбор)  

       

                                    Список  литературы

  1. М. В. Ломоносов. Избранная проза. Изд-во « Советская Россия». М., 1980.
  2. М.В. Ломоносов. Избранное. Изд-во « Советская Россия». М., 1985.
  3. А.Морозов. Ломоносов. Изд-во « Молодая гвардия». М., 1961.
  4. М.В. Панов. Занимательная орфография. Изд-во « Просвещение». 2007
  5. И.П. Щеблыкин. М.В.Ломоносов .Изд-во « Просвещение».1993.
  6.  Календарь .Круг чтения . Изд- во политической литературы. М.,  1990.
  7. Энциклопедия для детей. Изд-во « Аванта+» . М., 1999.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Биографический очерк Из Холмогор…в Петербург Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 п. Советский Тимашевского района Краснодарского края Филь Валентина Николаевна

Слайд 2

М. В. Ломоносов (1711-1765) Какая польза тем, что в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить на верх хвалы высокой И славно умереть родился человек.

Слайд 3

Мемориальный дом-музей на месте дома Ломоносовых. М. В. Ломоносов родился близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходством. Один из соседей выучил мальчика грамматике и арифметике.

Слайд 4

Славяно-греко-латинская академия (Московская духовная академия) М. В. Ломоносов чувствовал такую тягу к учению, что в 19 лет пошел из родной деревни пешком в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то, что жил в крайней нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников направлен учиться в Петербург.

Слайд 5

Марбургский университет. Христиан Вольф. В 1736 году М. В. Ломоносова направили учиться в Германию, в Марбургский университет. В нем преподавал философ Христиан Вольф, который был весьма доволен успехами русского студента: «У господина Ломоносова…светлая голова…»

Слайд 6

Кунсткамера. И. И. Шувалов. Императрица Елизавета В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию, где до конца своей жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И. И. Шувалов, любимец императрицы Елизаветы. Ломоносов был в милости. Он занимался научными работами. Вскоре стал самым влиятельным лицом.

Слайд 7

Московский государственный университет В 1755 году по его предложению был открыт Московский университет. Ломоносов много занимается стихотворством.

Слайд 8

После смерти Елизаветы (1762г.) и недолгого царствования Петра Третьего на престол взошла Екатерина Вторая. При ней на первые роли выдвинулись новые, более близкие ей люди. Ломоносов посвятил ей несколько од. Они императрице не понравились. И ему как придворному поэту нашли замену.

Слайд 9

М. В. Ломоносов. Старинная гравюра М. В. Ломоносов умер почти в опале, но его поэтической славы уже ничто не могло поколебать.

Слайд 10

Титульный лист «Российской грамматики»

Слайд 11

Список использованных сайтов: 1. www.hrono.ru 2.www.litrossia.ru 3.www.lomonosovo.ru 4.www.museum.ru 5.www.wikipedia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ" игра ко Дню защитника Отечества для детей 11-13 лет

Участвуют:Королева (учитель), Принцессы, Принцы (все ученики 6 класса). Перед началом мальчикам-Принцам вручаются эмблемы; одни эмблемы красного цвета, другие - синего, чтобы разбить всех мальчиков на...

Карточки проверки домашних заданий по истории отечества, 7 класс, для детей с нарушением интеллектуального развития.

Карточки для проверки домашнего задания, для проведения словарных диктантов по темам, словарь по истории по главам....

Сценарий праздника для детей к 23 февраля Дню Защитника Отечества

Задачи:Учить преодолевать препятствия, совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных движений: бег, прыжки, лазанье.Воспитывать чувства коллективизма, внимательности, ответствен...

Сценарий парада открытия XII открытого первенства ДЮСШ № 5 по киокусинкай «Кузнецкий Медвежонок» и товарищеские встречи для детей 10-11 лет, посвященного Дню Защитника Отечества

Сценарий парада открытия  XII открытого первенства ДЮСШ № 5 по киокусинкай «Кузнецкий Медвежонок» и товарищеские встречи для детей 10-11 лет,  посвященного Дню Защитника Отечества...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи "Истоки. Мудрость и память Отечества"

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи "Истоки. Мудрость и память Отечества"...