Программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи "Истоки. Мудрость и память Отечества"
проект (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Пигарева Елена Владиславна

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи "Истоки. Мудрость и память Отечества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoki._mudrost_i_pamyat_otechestva.docx673.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №172»

отдел образования администрации Архаринского района

Истоки. Мудрость и память Отечества.

11-15 лет

срок реализации 5 лет

Пигарева Елена Владиславна,

учитель истории и обществознания

п.Архара

2017 г.

Введение

Из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности: «Высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных традициях российского народа».

Все мы взрослые желаем, чтобы наши дети были добрыми, духовно  светлыми и чистыми, активными, инициативными.  Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в школьные годы очень важно. Трудно  воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно, если рядом нет наставников и хорошего примера.  Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Именно от нас зависит воспитание духовно-нравственной личности ребёнка.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание детей и молодёжи является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования и общества в целом.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Именно в XXI  веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

       Актуальность программы:   за последнее десятилетие очень многое сделано нашим государством для воспитания духовно-нравственной личности. Уже есть первые положительные результаты: создаются волонтёрские отряды в селах, поселках и городах, основная численность которых ученики и молодёжь. Возрастает ответственность призывников, теперь всё больше из них с желанием идут служить в армию и не уклоняются от неё. Всё больше молодого поколения ходят в церковь, дети посещают воскресные школы, что указывает на факт укрепления взаимодействия светской и религиозной систем духовно-нравственного воспитания. Поступки современных детей и молодёжи  доказывают, что их поколение не потеряно, необходимо только продолжить работу по укреплению духовно-нравственного развития детей и молодёжи. Необходимо вовлечь пассивных детей и молодёжь в активную деятельность, некоторых необходимо продолжить учить любить Родину, чтить память о победителях и заступниках, изучать историю Отчизны, на примере своей малой родины и страны в целом.

      Основные положения программы: Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Программа «Истоки. Мудрость и память Отечества» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.      

Цель программы: преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный опыт Отечества.

Задачи:

  • развитию духовно-нравственных основ образования;
  • интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
  • формированию у учащихся гражданской ответственности;
  • приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного общества;
  • укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

Структура и содержание программы

 В  соответствии  с целями духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания учащихся и молодёжи  в программе выделены основные направления:

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания «Истоки. Мудрость и память Отечества» реализуется на основе программы «Истоки», которая  разработана профессором И.А. Кузьминым, членом-корреспондентом РАЕН, генеральным директором Издательского дома «Истоки», и доктором исторических наук А.В. Камкиным, профессором Вологодского государственного педагогического университета.

Направление 1 Слово и Образ России

Знакомит учащихся с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни.

  • Соха и топор
  • Крестьянские хоромы
  • Соловки
  • Храм Покрова на Нерли
  • Икона «Живоначальная Троица»
  • Московский Кремль
  • Летописи

Осваиваются «код» пространства и «ритмы» времени,               как важнейшие цивилизационные ценности,                открывается образ времени, смысл жизненных ритмов       общества и человека.

Слово и Образ Отечества:

  • Отечество
  • Столица
  • Края и земли
  • Рубежи и пределы

Слово и Образ малой Родины:

  • Город
  • Деревня
  • Памятные и приметные места

Слово и Образ времени:

  • Век и жизненный круг
  • Год и годичный круг
  • Малые круги: седмица и день

Направление 2. Истоки дела и подвига

 Представлены традиции, смыслы и духовно-нравственные основы ведущих видов деятельности: крестьянского и ремесленного труда, купечества и предпринимательства, государственного, воинского и духовного служения.

  • Крестьяне
  • Мастера—ремесленники
  • Купцы и предприниматели
  • Воинство
  • Священство

Направление 3. Истоки творчества

Исследуется язык, образы и мотивы творчества, его патриотическое и духовно-нравственное содержание.

Творчество:

  • Дух и Формы
  • Дух творчества
  • Языки творчества
  • Языки без слов
  • Мотивы творчества
  • Истоки законотворчества
  • Истоки образа:
  • Образы Божественного мира
  • Образы мира природы
  • Образы мира человека

Истоки творчества разума:

  • О сути научного творчества
  • Пути и смыслы науки
  • Техническое творчество
  • Творчество просветителя

Направление 4. В поисках Истины

Представлены различные пути к ИСТИНЕ,  которыми веками шел человек в нашем Отечестве

Пути к Истине:

  • Взгляд человеческий
  • Начало пути к Истине
  • Дела на пути к Истине
  • Испытания на пути к Истине

Содержание программы подчиняется принципы организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся и молодёжи.

1.Совместная деятельность педагогов, учащихся и общественности.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания предполагает, что каждый вносит в него свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет переводить познавательную деятельность на более высокий уровень развития.

2. Гуманистическая направленность воспитания.

Отличительным достоинством данной программы является то, что Истоки возрождают ценности, присущие большинству традиционных культур, способствуют приобщению в равной степени представителей всех национальностей, этнических групп, вероисповеданий к родным истокам, общечеловеческим ценностям.

 
3. Социокультурный системный подход предполагает взаимодействие детей и взрослых. Организация взаимодействия учащихся и их родителей в значительной мере способствует развитию единого контекста воспитания в семье и школе, обеспечивает приобщение семьи к социокультурным категориям и ценностям.

Педагогические технологии: Принципиально активный инструментарий образования и система подготовки на основе активных форм  – тренинги, творческие работы, практикумы, презентации, семинары, реализация проектов, исследовательская деятельность.

Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания

   

                                         

 Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Программа «Истоки. Мудрость и память Отечества» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

 Реализация программы осуществляется на протяжении всего обучения учащихся в школе.

Для обучающихся начальных классов в рамках изучения ОРКСЭ и в рамках воспитательной работы.

Обучающиеся 5-9 классов реализация направлений деятельности программы.

Активизация деятельности обучающихся обеспечивается за счёт деятельности волонтёрского отряда, который является организатором и инициатором проводимых мероприятий. К деятельности обучающихся присоединяются родители, общественность, молодёжь, жители.

Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего при непрерывном развитии и воспитания разных возрастных групп, что позволяет передать ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Ресурсы реализации программы:

Педагогический коллектив

Работники культурного центра

Библиотекарь

Глава сельского совета

Общественность

Реализация программы, ее воспитательный потенциал позволяют:

  • объединить развитие  и воспитание в целостную систему на основе единой цели, социокультурных ценностей;
  • развитие духовности, коммуникативных умений, мотивации на достижение значимых результатов на основе социокультурного опыта;
  • в плане личностного развития – воспитание чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, Малой Родине, семье.

Параметры достижения целей и выполнения задач программы:

Качественные параметры

Активное участие каждого обучающегося в воспитательные ситуации.

Активизация деятельности волонтёрского отряда.

Качество отношений (положительное отношение детей к реальной жизни, к педагогам, совместным делам).

Оформление информационных стендов, организация выставок, создание книг памяти, выпуск школьной газеты, информационных бюллетеней.

Активное участие в акциях и мероприятиях по сохранению памяти о военных действиях, уход за памятниками участникам боевых сражений.

Активное участие в смотрах песни и строя, фестивалях, конкурсах, исследовательской и поисковой работе.

Активизация внеурочной деятельности на всех уровнях обучения.

Личностный рост участников, через инициативность, участие в реализации социально-значимых проектов.

Результаты в познавательной сфере:

Способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции.

Умение организовывать свою деятельность  и деятельность других участников программы.

Развитие творческих способностей.

Осознание обучающимися высших человеческих ценностей, ориентиров.

Формирование гордости за сопричастность к деятельности поколений.

Сохранение духовных ценностей своего народа.

Оценка результатов реализации программы:

Оценка осуществляется через наблюдение, беседы, опросы, анкетирования, исследований, результаты исследовательской и проектной работы, создание продуктов деятельности (газеты, информационные листовки, книги, выставки), результативность в конкурсах  всех уровней, мониторинг участия в акциях и мероприятиях, реальных действий и поступков участников программы.

Для оценки результатов предусмотрен мониторинг: качественный

(эффективность мероприятий, желание и умение самостоятельно участвовать и проводить акции и мероприятия) и количественный (число мероприятий и акций, охват участников мероприятий).

Образовательный и воспитательный потенциал программы позволяет использовать интерактивный инструментарий при работе с обучающимися – тренинги, творческие работы, практикумы, презентации, семинары,  организацию исследовательской и проектной работы, проведение фестивалей, акций.

Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, развития и воспитания предполагает, что каждый вносит в него свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет переводить познавательную деятельность на более высокий уровень развития.

Для отслеживания эффективности реализуемой программы, среди детей и их родителей, два раза в год, проводится диагностика. Так отвечая на вопрос «Что Вы считаете достоинством программы «Истоки. Мудрость и память Отечества» и дети, и родители ответили, что она способствуют приобщению представителей всех национальностей, этнических групп, вероисповеданий к родным истокам, общечеловеческим ценностям, помогает изучать и сохранять традиции».

Социокультурный системный подход, который предполагает взаимодействие детей и взрослых, организован в тесном  взаимодействии учащихся и их родителей, в значительной мере способствует развитию единого контекста воспитания в семье и школе, обеспечивает приобщение и всей семьи к социокультурным категориям и ценностям.

Список литературы и информационных источников:

  1. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
  2. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
  3. Данилюк А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2014. ― 00 с.
  4. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.  
  5. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию В. И. Лутовинов.

6. Кузьмин И.А. Развитие духовно-нравственной стержневой основы Истоковедения. Доклад XVIII Международных Рождественских образовательных чтений.

7.Кузьмин И.А., Национальная образовательная программа «Социокультурные истоки». Издательский дом «Истоки», 2016

8. http://www.istoky-co.ru/main.php

9.http://orkce.apkpro.ru/255.html

6.http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/06/vladimir_putin_vospitanie_podrastayuwego_pokoleniya_v_duhe_patriotizma_osnova_uverennogo_razvitiya_strany/

Приложение 1

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪         Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪         Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪         Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪         Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪         Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪         Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика эмоционального компонента нравственного

развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1.  Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2.  Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3.  Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4.  Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5.  Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6.  Если бы я был на месте учителя,  я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

   

 Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр 37)

         Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –  по 1 баллу, а за ответ «нет» –  0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.


Методика Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Внимательно прочитайте выказывания. Если вы с ними согласны (они про вас) оцените ответ в 4 балла
если вы больше согласны, чем не согласны – 3 балла
если не совсем согласны – 2 балла
если совсем не согласны – 1 балл

Текст:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
  2. Мне важно помочь однокласснику, если он попал в беду
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным со взрослыми, если они не правы
  4. Я считаю, что нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить любому человеку
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать в обществе
  6. Я думаю, что можно выругаться, если мне сделали несправедливое замечание
  7. Если кого – то в классе дразнят, я тоже его дразню
  8. Мне приятно доставлять людям радость
  9. Я всегда прощаю людям их отрицательные поступки
  10. Я думаю, людям нужно прощать людям любые, даже дурные поступки
    Обработка результатов:
    Номера 3,4,6,7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
    Ответу, оцененному в 1 балл прибавляется 4 единицы
    Ответу, оцененному в 2 балла прибавляется 3 единицы
    Ответу, оцененному в 3 балла прибавляется 2 единицы
    Ответу, оцененному в 4 балла прибавляется 1 единица
    В остальных ответах баллы остаются прежними

    Интерпретация результатов:
    34-40 баллов – высокий уровень нравственной самооценки
    24-33 балла – средний уровень нравственной самооценки
    16-23 балла - уровень нравственной самооценки ниже – среднего
    10-15 баллов - уровень нравственной самооценки очень низкий
     Методика Диагностика отношения к жизненным ценностям

    Инструкция: 
    "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске. 
    Список желаний: 
  1. Быть человеком, которого любят 
  2. Иметь много денег 
  3. Иметь самый современный компьютер 
  4. Иметь верного друга 
  5. Мне важно здоровье родителей 
  6. Иметь возможность многими командовать 
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться 
  8. Иметь доброе сердце 
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям 
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет 
    Интерпретация: 
    Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10. 
    Пять положительных ответов - высокий уровень. 
    4-е, 3-и - средний уровень. 
    2-а - ниже среднего уровня. 
    0-1 - низкий уровень. 


Методика  Диагностика нравственной мотивации

Инструкция: 

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один" 

Вопросы: 

  1. Если кто-то плачет, то я. 

Пытаюсь ему помочь. 

Думаю о том, что могло произойти. 

Не обращаю внимания. 

  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры. 

Я скажу ему, чтобы он не приставал. 
Отвечу, что не могу ему помочь. 

Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру. 
Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть. 

  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру. 

Я не обращу внимания. 

Скажу, что он размазня. 

Объясню, что нет ничего страшного. 

Скажу, что надо лучше научиться этой игре. 

  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы: 

Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации. 

Обижусь в ответ. 

Докажу ему, что он не прав. 


Обработка результатов: 
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. 
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 

4 бала - высокий уровень 

2, 3 бала - средний уровень 

0, 1 бал - низкий уровень 

  Диагностика

уровня проявления духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитанности школьника 

Основные отношения - показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

1.Патриотизм

1.1. Отношение к родной природе.

3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;

2—любит и бережёт природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережёт.

1.2. Гордость за свою страну.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 – интересуется историческим прошлым;

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 – не интересуется историческим прошлым.

1.3. Служение своими силами.

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 – находит дела на службу малому Отечеству;

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. 

1.4. Забота о своей школе.

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 – в делах класса участвует при побуждении;

0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.

Отношение к труду

2. Трудолюбие.

2.1 Инициативность и творчество в труде.

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.

2.2. Самостоятельность в труде.

3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 – трудится при наличии контроля;

0 – участия в труде не принимает.

2.3.Бережное отношение к результатам труда.

3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;

2 – бережёт личное и общественное имущество;

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

2.4. Осознание значимости труда

 3 - осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам;

1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

3.Доброта и отзывчивость

3.1. Уважительное отношение к старшим.

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 – уважает старших;

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 – не уважает старших, допускает грубость.

3.2.Дружелюбное отношение к сверстникам.

3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 – груб и эгоистичен.

3.3. Милосердие.

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным, настраивает на это других;

2 – сочувствует и помогает слабым и больным;

1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;

0 – неотзывчив, иногда жесток.

3.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит лжи и обмана со стороны других;

2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 – не всегда честен;

0 – нечестен.

Отношение к себе

4. самодисциплина.

 

4.1. Развитая добрая воля.

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли;

2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.

4.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения.

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 – нормы и правила поведения не соблюдает.

4.3. Организованность и пунктуальность.

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 – начатые дела не выполняет

4.4. Требовательность к себе.

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

                                                                                                                 Приложение 2

Классный час «Священники и монахи – ветераны Великой Отечественной войны»

       Известно, что жизнь Русской Православной Церкви в предвоенные, военные и послевоенные  годы во многом определялась взаимоотношениями с государством, которое впервые в отечественной истории провозгласило безбожие одним из основополагающих элементов своей официальной идеологии.

Исторические свидетельства указывают на стойкость и мужество священнослужителей и монахов в период репрессий и  их уничтожения. Это было особое время для Церкви Христовой в России и во всем мире. Вопрос о вере и верности Богу встал перед каждым православным человеком как вопрос жизни и смерти.

Изучение данного материала позволит учащимся  по новому взглянуть на взаимоотношения Православной Церкви и государства, а также  продемонстрирует мужество, стойкость священнослужителей и монахов в годы Великой Отечественной войны, укажет на их особую роль в победе. Учащимся  представится возможность познакомиться с новым материалами, где  рассматривается роль Православной Церкви и её служителей в военные годы.

Проблема: Отношение современной молодёжи к церкви неоднозначное,  они ещё  в силу своего возраста только формируют своё мировоззрение. Важно, чтобы у учащихся была возможность изучать феномен победы, силу духа, стойкость  и веру  русского человека.

Цель: Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Задачи:

1.Способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.

2. Познакомить учащихся с деятельность священнослужителями и монахами  в годы Великой Отечественной войны.

2.Развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

           

Оборудование: презентация, мультпроектор, компьютер.

Подготовка: Учащиеся готовят материал о священнослужителе, монахе.

Место в содержании образования: в рамках изучения темы Великой Отечественной войны на уроках истории, внеурочная деятельность, классный час.

Педагогические методы и приёмы:

  • словесный
  • наглядные и практические методы
  • поисковый метод
  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Методическая разработка классного часа

И будто за каждой смоленской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Константин Симонов

Учитель: Эти строки из стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» поразительны. К.Симонов  был коммунистом и никогда к верующим не относился, но в своём стихотворении создал православный образ.

Как вы думаете почему?

Как так получилось, что именно советский народ оказался победителем в Великой Отечественной войне? Ведь Советский Союз был официально атеистическим государством. Красная Армия была атеистической армией. Советский Союз официально отрекался от Бога.

Что вам известно об участии служителей церкви  в Великой Отечественной войне? Воевали  ли они? Как помогали обрести веру в победу?

Сегодня мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.

Положение Православной Церкви в нашей стране 70 лет было совсем не таким, как сейчас. Накануне Отечественной войны Русская Православная Церковь подвергалась невиданному разгрому и репрессиям. По сути, государство ставило перед собой задачу ликвидировать церковь. До революции в России было 360000 священнослужителей, 4 духовных академии, 58 семинарий, 35000 приходских школ, 1250 монастырей, 55173 православных церквей и 25000 часовен. В 67 епархиях служило около 130 архиереев. В результате уничтожения государственной политикой во второй половине 30—х годов к 1941 г. от её былого величия остались лишь жалкие остатки [2].

Сегодня мы познакомимся с краткой биографией лишь некоторых священнослужителей

Выступления учащихся.

1.Священник Федор Пузанов (1888-1965)

2.Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) (1914-1975)

3.Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)(1921-2005)

4.Протоиерей Василий Брылев (1924-2011)

5.Протоиерей Ариан Пневский (1924 г.р.)

6.Протоиерей Александр Смолкин (1926-2002)

7.Протоиерей Валентин Бирюков  (1922 г.р.)

8.Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева) (1923-2011) [1].

Учитель: Мы познакомились лишь с некоторыми участниками – служителями церкви, которые воевали, как рядовые солдаты, отпевали погибших, поддерживали народ.

В чём на ваш взгляд вклад русской православной церкви в победу?

Учитель: Поразительно то, что Господь вручил победу русскому народу, хотя, казалось бы, положение было совершенно безвыходное и безнадежное. Не потеряли надежду, не потеряли веру, не потеряли оптимизм, не потеряли радости жизни.  Нельзя не оценить вклад священнослужителей в Победу в Великой Отечественной войне. Русская православная церковь внесла огромный вклад в победу над врагом: она на протяжении всей войны собирала  деньги  на военные нужны, способствовала укреплению народного духа и веры в победу. Учила терпеть, верить и надеяться. Активно участвовали священнослужители и в партизанских отрядах. Священники укрывали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения.

Каково отношение к Православной Церкви в наше время?

Как лично вы относитесь к данному вопросу?

Рефлексия:

Что заинтересовало вас при изучении данного материала?

Изменилось ли ваше отношение к Церкви и её священнослужителях?

Возникло ли у вас желание продолжить изучение данного вопроса?

Изучение данного вопроса позволяет рассмотреть вопросы, посвящённые истории Русской Православной церкви на примерах жизнедеятельности её служителей. Рассмотреть вопрос православия в России в XX столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по сложности исторических событий. От ликвидации патриаршества до его восстановления.

Учащиеся  знают немногих священников, матушек и монахов, кто прошел Великую Отечественную войну – сохранилось мало фотографий, мало жизнеописаний, мало свидетельств. Но у них есть возможность сохранить эту память, использовать опыт наших предков, изучая данный вопрос, способствуя их духовно-нравственному формированию.

Список использованной литературы и источников

  1. http://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/
  2. http://obitel-nikolskoe.ru/?chapter=reading&reading_id=113

Приложение 1

Священник Федор Пузанов (1888-1965)

Священники и монахи

Участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью “Партизану Отечественной войны” 2-й степени. Принял священный сан в 1926 году. В 1929 был посажен в тюрьму, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии. “Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, – писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. – Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени “Партизан Отечественной войны”. С 1948 года и до смерти настоятель Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области.

Приложение 2

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов)(1914-1975)

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов)

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов)

Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Орден Красной звезды, медаль За отвагу, несколько медалей За боевые заслуги.

С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск). С 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре.

Приложение 3

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

(1921-2005)

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт. В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями. С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа.

Приложение 4

Протоиерей Василий Брылев(1924-2011)

Протоиерей Василий Брылев

Протоиерей Василий Брылев

На войне В 1942 году ушел на фронт добровольцем. Был подо Ржевом. На Курской дуге работал связистом. Однажды под бомбардировкой восстанавливал разорванную связь. Получил медаль “За отвагу”. Был ранен и демобилизован.

После войны Закончил Московскую Духовную семинарию в 1950 году, рукоположен во священники. Был настоятелем многих храмов, добивался, чтобы храмы не закрывали. В последние годы жизни был настоятелем Спасского храма села Большой Свинорье, Наро-Фоминского района Московской области.

Приложение 5

Протоиерей Ариан Пневский (1924 г.р.)

Протоиерей Ариан Пневский

Протоиерей Ариан Пневский

Великая Отечественная война застала о. Ариана на территории современной Польши. Работал на железной дороге помощником машиниста. В войну передавал партизанам сведения о продвижении поездов с немецкими солдатами и бронетехникой, а также поездов с советскими военнопленными и угоняемыми на работу в Германию мирными жителями. Когда в списках отправляемых в Германию оказался сам Ариан Пневский, партизаны забрали его в отряд. Этот отряд входил в соединение под командованием легендарного партизанского генерала Сидора Артемьевича Ковпака.

Молодому партизану Ариану Пневскому довелось участвовать в рейдах по фашистским тылам и диверсиях, надолго сковывающих действия армии противника. После первого ранения семье отца Ариана по ошибке была отправлена «похоронка». Выписавшись из госпиталя, отец Ариан был направлен в танковые войска. Во время боя, в результате прямого попадания в танк вражеского снаряда сдетонировал боекомплект. Как правило, в таких случаях никто из членов экипажа в живых не остается, и родственники получили уже вторую похоронку. Но, к счастью, опять преждевременную. Вернуться домой отец Ариан смог уже после войны, лишь в конце 45-го года.

В 1945 году он поступил в Одесскую Духовную семинарию, которую в 1949 году с отличием окончил. Основной период пастырского служения отца Ариана пришелся на годы хрущевских гонений на Церковь. Об этом страшном времени издевательств над Православием о.Ариан всегда говорит: «Не дай вам Бог пережить что-то подобное».

Приложение 6

Протоиерей Александр Смолкин (1926-2002)

Протоиерей Александр Смолкин

Протоиерей Александр Смолкин

Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье. В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью. После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три – во священники.

Приложение 7

Протоиерей Валентин Бирюков (1922 г.р.)

Протоиерей Валентин Бирюков

Протоиерей Валентин Бирюков

После школы был призван на фронт и направлен в Ленинград. Пережил блокаду.  “Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких — для жизни. Никаких — кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму”. Защищал “Дорогу жизни” обеспечивающую связь блокадного Ленинграда с внешним миром, в 1944 получил пулевые и осколочные ранения. После войны Валентин Яковлевич вернулся в Томскую область. В 1960-е годы Валентин Бирюков пел на клиросе. Один из старейших священников Новосибирской епархии.

Приложение 8

Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева) (1923-2011)

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/05/elise32.jpeg

Родилась в Ставрополе. Прошла Великую Отечественную войну медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя. “Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходит. И слышно, как сердце бьется. И не боишься уже”. Укрывала раненых солдат от фашистов. Одна из первых монахинь Хабаровска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надпредметная программа по духовно-нравственному воспитанию

Преподавая обществознание в 6-7 классах, "Духовное краеведение Подмосковья" в 8 классах, искусство в 8-9 классах, решила выстроить единую концепцию....

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста "Дорога к Храму"

Как воспитывать детей. воспитанников детского дома, потерявших надежду, веру в людей, веру в близких, предавших их? Вот такой вопрос встал передо мною- учителя начальных классов с глухой деревни, где ...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста

     Духовно - нравственное  воспитание является неотъемлемой  частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого  в системе образовании: духовные упра...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Я и моё Отечество"

Данная рабочая программа предназначена для проведения внеурочных занятий в 5 классе школы интерната...