Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Я и моё Отечество"
рабочая программа (5 класс)

Кошкина Валентина Николаевна

Данная рабочая программа предназначена для проведения внеурочных занятий в 5 классе школы интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moe_otechestvo_5_klass.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное  общеобразовательное учреждение «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

     РАССМОТРЕНО

Руководитель методического объединения воспитателей

 Протокол № 1  

 от «28» августа 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

    ______________ Югина С.А.

          «29» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

 ___________ Шоколева А.Е.

     Приказ № 44

     от «31» августа 2019 г.

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по духовно-нравственному направлению

«Я и моё Отечество».

    Воспитатель Кошкина Валентина Николаевна

    Квалификационная категория – первая

    Составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Программой  внеурочной деятельности БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.

           

   

КАЛИНИНО

2019 г.

Содержание:

Пояснительная записка.                                                                                                                                                                            

1. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

2. Содержание программы.

3. Тематическое планирование.

Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение.

Критерии оценивания результатов освоения программы.

Пояснительная записка.

         Программа духовно-нравственного развития и  воспитания «Я и моё Отечество» направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся с ОВЗ, их подготовку к жизни в современном мире. Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям Российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

         Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:                                                       

1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);

3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;

4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);

5. СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;

6. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);

7. Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;

8. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;

9. Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;

10. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.

   

В школе-интернате созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в школе  направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.

Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:

  1. Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
  2. Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
  3. Создание условий для нравственного самовыражения личности.
  4. Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.

       Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:

  • игровую,
  • творческую,
  • досуговую,
  • коммуникативную
  • социально-значимую,
  • поисковую.

         Основной формой работы являются внеурочные занятия (коллективные, групповые, индивидуальные). Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Формы проведения занятий:

Игровая деятельность:

Деловая игра, ролевая игра, викторина, инсценировка, соревнование.

Творческая:

Конкурс, турнир, творческая мастерская.

Досуговая:

Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник.

Коммуникативная:

 Презентация, беседа, устный журнал, Библиотечный урок

Социально-значимая:

Акция «Ветеран живет рядом», уроки Памяти, благоустройство окружающей среды.

Поисковая:

 Экскурсия.

       Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

         1. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

           Освоение обучающимися программы  внеурочной деятельности «Название программы» направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов, формирование базовых учебных действий.

Личностные результаты:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать  элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предметные результаты включают следующие знания и умения:

Знания

Умения

Достаточный уровень

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

 

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

 • ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о нормах экологической этики;

• умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• овладение навыками трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• участие в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

•  участие в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• самореализация в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Минимальный уровень

            • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,   представителями различных социальных групп;

            • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

            •элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

                                                                         

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• участие в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

Формирование базовых учебных действий.  

Личностные УД включают следующие умения:

- осознавать себя как гражданина России, имеющего, определенные права и обязанности;

- гордиться школьными успехами и достижениями как  собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения   литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам   их деятельности;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- осознанно относиться к выбору профессии;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию    родного края и страны.

Коммуникативные УД включают следующие умения:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и  права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и  оценку событий;

- дифференцированно использовать разные виды речевых  социальных ситуациях; высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в  коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников  конструктивно взаимодействовать с людьми; (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

- использовать разные виды делового письма для решения  жизненно значимых задач;

- использовать разные источники и средства получения   информации для решения коммуникативных и познавательных задач,   в том числе информационные.

Регулятивные УД включают следующие умения:

-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных  и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их   осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для  решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности,  адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные УД включают следующие умения:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его  временно-пространственную организацию;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез,  обобщение, классификацию, установление аналогий,  закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,  доступном вербальном материале, основе практической деятельности  в соответствии с индивидуальными возможностями;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях  объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с  содержанием конкретного учебного предмета и для решения  познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные  знания, отражающие доступные существенные связи и отношения  между объектами и процессами.

         2. Содержание программы учебного курса.

      Раздел 1: Патриотизм, гражданственность (9 часов)

«Здравствуй, школа»

Страна книг (Экскурсия в библиотеку)

«Москва - столица нашей Родины»

История праздника «День народного единства»

Беседа «Что такое гражданственность»

«Овеянные славою флаг наш и герб»

«Чтоб защитником стать»

Герои России

«Они сражались за Родину…»  Книга памяти.

Раздел 2: Социальная солидарность (2 часа)

Акция «Родному селу желаю»

«Ветеран живет рядом»

Раздел 3: Человечество, семья (5 часов)

«Знакомьтесь: пятиклассник»

«Семь Я»

Беседа «Что такое толерантность»

Пасха в народной традиции

Мир семейного очага – Международный женский день.

Раздел 4:Нравственность (6 часов)

«Пусть царит на земле доброта»

Беседа «Что такое сострадание»

Беседа «Что такое уважение»

Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры

Отношения со сверстниками.

Что значит быть бережливым?

Раздел 5: Здоровье (4 часа)

«Уроки доктора Айболита»

«Здоровому все здорово»

«Минздрав предупреждает»

День здоровья и спорта

Раздел 6:Экология (2 часа)

Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит»

Природа в опасности

Раздел 7: Интеллект, искусство (5 часов)

Новый год у ворот.

Выпуск новогодней стенгазеты

«Чудо Рождества»

Рыцарский турнир

Проводы зимы

Раздел 8: Итоговое занятие (1 час)

       

  3. Тематическое планирование.

Тема занятия

Всего

часов

«Здравствуй, школа»

1

«Знакомьтесь: пятиклассник»

1

Страна книг (Экскурсия в библиотеку)

1

«Москва - столица нашей Родины»

1

«Семь Я». «Русские писатели о семье»

1

«Пусть царит на земле доброта»

1

Уроки доктора Айболита

1

Беседа «Что такое сострадание»

1

История праздника «День народного единства»

1

Беседа «Что такое уважение»

1

«Минздрав предупреждает»

1

Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры.

1

Беседа «Что такое гражданственность»

1

«Овеянные славою флаг наш и герб»

1

Новый год у ворот.

1

Выпуск новогодней стенгазеты.

1

«Чудо Рождества»

1

«Здоровому все здорово»

1

Беседа «Что такое толерантность»

1

Беседа «Чтоб защитником стать»

1

Герои России

1

Рыцарский турнир

1

Что значит быть бережливым?

1

Мир семейного очага – Международный женский день.

1

Проводы зимы

1

Отношения со сверстниками.

1

Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит»

1

Природа в опасности

1

Пасха в народной традиции

1

«Они сражались за Родину…»  Книга памяти.

1

 «Ветеран живет рядом»

1

Акция «Родному селу желаю»

1

День здоровья и спорта

1

Итоговое занятие

1

ВСЕГО ЧАСОВ

34

          Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение.

  1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru 
  2. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
  3. Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
  4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  5. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно  / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
  6. Степанов  Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
  7. Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей  / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
  8. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
  9. Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
  10. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
  11. Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005

                

Электронные ресурсы

  1. http://www.portal-slovo.ru
  2. http://www.bestreferat.ru
  3. http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm
  4. http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/97-neschastie
  5. http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php
  6. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
  7. http://socio.rin.ru/
  8. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  9. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

                                

        Критерии оценивания результатов освоения программы.

          В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ.  О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

  • по оценке творческой продукции ребенка;
  • по повышению уровня общей  культуры;
  • по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
  • по отношению в коллективе.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов

Приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов

Получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навы...

Рабочая программа хорового кружка "Пою моё Отечество" 1 класс (ФГОС, внеурочная деятельность)

Данная рабочая программа составлена на основе репертуара гжельского композитора Владимира Стрелкова в соответствии с ФГОС НОО. Необходимый музыкальный материал можно найти по ссылке http://yadi....

Рабочая программа ВПК "Сыны отечества"

Рабочая программа ВПК "Сыны отечества" составлена на основе программы по ОБЖ под редакцией А.Т.Смирнова...

Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс

Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов  второго поколения. Базовый уровень 35 часов....

рабочая программа по истории отечества 7 класс

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...