УЗ проект "Сын земли сибирской"
проект по литературе (5 класс) на тему

Основная задача проекта - создание информационного ресурса, посвященного занаменитому сибирскому писателю В.П.Астафьеву и его книгам. Данный проект предназначен для учащихсся 5  класса, предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную  исследовательсскую деятельность,активизирует учащихся к работе и  созданию собственных творческих работ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШАРЫПОВСКИЙ РАЙОН МБОУ Гляденская ООШ №11 Методическая разработка урока « В. П. Астафьев «Васюткино озеро». АВТОР: Бычкова Марина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории.

Слайд 2

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Проблема: А многие ли знают нашего знаменитого писателя, его произведения? Опрос показал, что 15 чел.- не знают этого писателя, 20 чел.- припоминают, что что-то изучали о нем, и только 7 чел. назвали, что он наш земляк и его произведения. Наша цель: Создание материала для литературной гостиной, посвященной В.Астафьеву «Сын земли сибирской»

Слайд 3

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: 1 . За что судьба даровала нам счастье жизни? 2. Что помогло Васютке спастись? Какими знаниями и умениями владел мальчик? Откуда он берет эти многочисленные знания и умения? Можно ли утверждать, что герой рассказа был первооткрывателем тех знаний, которые ему нужны в тайге? Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге? Какие же из «затесей» спасли Васютку?

Слайд 4

Обсуждение планируемой работы, формулирование целей и распределение ролей для работы Защита полученных результатов (конференция по итогам работы) Работа по оформлению материала для литературной гостиной . Работа с различными источниками информации и отбор необходимого материала 1 час 1 час 1час дома 1 час Практическая работа 1 час Обсуждение планируемой работы, формулирование целей и распределение ролей для работы Работа с различными источниками информации и отбор необходимого материала

Слайд 5

1. Презентация – план рассказа «Васюткино озеро» 2. Буклет «С памятью – к памяти» 3. Презентация «Красноярский край и В.Астафьев» 4. Презентация «В.П.Астафьев» 5. Презентация-тест по рассказу «Васюткино озеро» Волкова Рахмонова Пацевич Вика Чичконаков Вадим Писарцов Гусейнова Работа в группах Ширяева Даша Рассохин Влад

Слайд 6

РЕФЛЕКСИЯ Каких успехов добились? Что способствовало успеху? Что мешало? Каковы планы на следующее занятие?



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПРЕДМЕТ:  литература

АВТОР:  Бычкова Марина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории.

Тема урока: В. П. Астафьев «Васюткино озеро».

Цели урока: 

  1. Создать условия для самоопределения и самореализации в     проектной деятельности.
  2. Развивать навыки коллективного труда, умения защищать свои работы.
  3. Воспитывать твердость духа, бережное отношение к природе.

Ход урока.

  1. Орг.момент (Сопровождается показом презентации).

Мы с вами запустили проект по теме «Сын земли сибирской».

На первом уроке мы поставили перед собой  проблему, т.е. определили, зачем нам участие в этом проекте: А многие ли знают нашего знаменитого писателя, его произведения?
Опрос показал, что 15 чел.- не знают этого писателя, 20 чел.- припоминают, что что-то изучали о нем, и только 7 чел. назвали, что он наш земляк и его произведения.

          В связи с этой проблемой поставили перед собой цель: Создание материала для литературной гостиной, посвященной В.Астафьеву «Сын земли сибирской».

        Из поставленной цели вытекли следующие задачи: 

Выяснить историческое происхождение рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»

Развивать умение составлять композиционный план

Научиться пользоваться Microsoft Power Point для оформления результатов.

         Наметили этапы реализации проекта: 

Урок № 1:

  • Осознание проблемы и формулировка                    основополагающего вопроса.
  • Выдвижение гипотез решения.
  • Формулировка проблемных вопросов.
  •  Создание групп.

Урок № 2:

  • Создание учениками презентации и буклета.

Урок № 3:

  • Защита проектов и буклетов

Первый  этап на сегодня уже пройден:

- мы разбились на группы. Каждая группа работала над своими проблемными вопросами. Вы дома и во внеурочное время поработали с различными материалами информации, отобрали материал для реализации проекта. Сегодня вы дорабатываете презентации и начинаете их защиту.

  1. Работа групп, согласно их планов.
  2. Защита работ.
  3. Рефлексия.

 Каких успехов добились?

Что способствовало успеху?

Что мешало?

 Что дал вам этот проект?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Буклет «Человек и природа, их единство и противоборство»

  — стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева.

Название страницы

В.П.Астафьев    “Васюткино  озеро”

Какие  “затеси”  спасли Васютку?

Знания о жизни леса:

  • Как  определить         стороны света,
  •  найти по типу леса реку,
  • понять проточный характер озера,
  •  выбрать направление выхода из тайги в тундру,
  •  предсказать погоду на завтра.

Умение самостоятельно выжить в тайге.

  • Добывать кедровыми орехи,
  • пользоваться затесами,
  • развести огонь,
  • запостись дровами,
  • подстрелить, разделать и запечь птицу,
  •  подготовить  ночлег,
  • экономить заряды,  хлеб  и другое.

Откуда Васютка берёт многочисленные знания и умения?

  Знания он извлекает  из памяти,

напряженно припоминает необходимые сведения,

задает себе вопросы и упорно ищет в памяти на них ответы, которые проверяет практически.

Умения сразу применяются в деле, в поступках, решениях и выводах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«С памятью – к памяти» План рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»

Слайд 2

Для рыболовецкой бригады Григория Гадрина наступил перерыв в работе, так как плохо стала ловиться рыба: ушла в глубину. Лов был спокойный, и рыбаки ремонтировали снасти и отдыхали. Вечерами они сходились в избушке и щелкали орехи.

Слайд 3

И вот однажды Васютка, как всегда, собрался в лес. Получив от матери краюшку хлеба и наказ не отходить от затесей, отправился в путь.

Слайд 4

Мальчик собирал орехи и, забравшись на дерево, увидел глухаря, попытался взять его без собаки, но ему удалось только ранить птицу. Глухарь уходил, а Васютка бросился за ним.

Слайд 5

Васютка долго шёл, но не находил затесей. Заметив беспомощную муху в тенетах паука, понял, что так же не выберется, как эта муха, потому что заблудился.

Слайд 6

Васютка влез на дерево, чтобы отыскать глазами светлую полоску лиственного леса, но «кругом темнел сплошной хвойник». Тоска и отчаяние охватили мальчишку. Он решил пойти строго на север, потому что там кончится тайга и начнётся тундра.

Слайд 7

Васютку мучила мысль, откуда в озере белая рыба, которая живёт только в проточной воде. Утром, не обнаружив в воде убитой им утки, юный охотник пробрался вдоль берега, и перед ним открылось озеро с огромным количеством рыбы.

Слайд 8

Начался дождь. Васютке хотелось есть и спать.Остатки горбушки он съел, а на рассвете разжег костёр и, греясь у огня, услышал звук.

Слайд 9

Мальчик побежал на гудок и, добравшись до Енисея, увидел пароход, который проплыл мимо, так как никто на нем не обратил внимания на крики Васютки о помощи.

Слайд 10

Малого взяли на бот, привезли домой. Обо всём поведал пропавший. На озеро отправилась бригада Шадрина, а на районной карте появилось пятнышко – «Васюткино озеро».



Предварительный просмотр:

Памятка №1. Советы идущему в лес

1. Подумай тщательно маршрут.

2. Не забудь взять компас.

3. Возьми спички для костра.

4. Захвати с собой теплые вещи.

5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

 Памятка №2 Если ты заблудился

1. Не паникуй, успокойся.

2. Прекрати бесполезное движение,

3. Осмотри место, где находишься.

4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

5. Разожги костер, приготовь пищу.

6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». Тема проекта "Сын земли сибирской"

Слайд 2

Основная задача проекта - создание информационного ресурса, посвященного творчеству замечательного писателя В.Астафьева и его книгам .Проект будет содержать как автобиографические сведения о писателе, так и творческие работы детей. Проект поможет привлечь внимание учащихся к деятельности Красноярского писателя Виктора Астафьева , вызвать интерес к изучению его произведений. Данный проект предназначен для развития творческих способностей учащихся 5 класса, предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, активизирует учащихся к работе и созданию собственных творческих работ. Аннотация

Слайд 3

Основополагающий вопрос: За что судьба даровала нам счастье жизни? Вопросы темы учебной программы: Что помогло Васютке спастись? Какими знаниями и умениями владел мальчик? Откуда он берет эти многочисленные знания и умения? Можно ли утверждать, что герой рассказа был первооткрывателем тех знаний, которые ему нужны в тайге? Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге? Какие же из «затесей» спасли Васютку?

Слайд 4

Формировать умение работать с большим объемом информации Формировать умение самостоятельно находить нужную информацию , анализировать ее и делать выводы Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении произведений В.Астафьева Цели проекта

Слайд 5

Выяснить историческое происхождение рассказа В.Астафьева « Васюткино озеро » Развивать умение составлять композиционный план Научиться пользоваться Microsoft Power Point для оформления результатов. Выяснить ,какие «затеси» спасли Васютку. Задачи проекта

Слайд 6

Урок № 1: Презентация проекта. Осознание проблемы и формулировка основополагающего вопроса. Выдвижение гипотез решения. Формулировка проблемных вопросов. Создание групп. Урок № 2: Создание учениками презентации и буклета. Урок № 3: Защита проектов и буклетов Проверка знаний (тест). Оценка результатов. Учебный план проекта

Слайд 7

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ученики 5 класса учитель литературы ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 3-и урока литературы по расписанию в 5 классе МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Кабинет литературы. Компьютерный класс Предметы: Литература, ОБЖ, природоведение, история и литература Красноярского края



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист по изучению произведения В.Астафьева «Васюткино озеро»

Список группы

Особо отличился

3 балла

На

“5”

Был активен

2 балла

На

“4”

Участвовал

1 балл

На

“3”

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.П.Астафьев 1924 – 2001

Слайд 2

Сибирь

Слайд 3

Енисей

Слайд 4

Красноярск

Слайд 5

Овсянка

Слайд 6

Маленький Витя

Слайд 7

Дом В.Астафьева

Слайд 8

Бабушка

Слайд 9

Детский дом

Слайд 10

1943

Слайд 11

«Васюткино озеро»



Подписи к слайдам:

С памятью – к памятиКомпозиционный план рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»
Волкова КатяРахмонова Аня
План работы над проектом.
1. Поставить цель работы.2. Поработать с учебником, спросить у учителя информацию, поискать в интернете3. Составить композиционный план рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»
Что нами сделано:
1. Поставили цель работы.2.Поработали с учебником, поискали в интернете, спросили у учителя информацию
Цель нашей работы:
Изучить материал и составить презентацию композиционного плана рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»
Что будем делать сегодня?
1. Обрабатывать, изучать найденную информацию о рассказе «Васюткино озеро».2. Составить план на бумаге, а затем набирать на компьютере.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что спасло Васютку в лесу? Тест выполнил ученик 5 класса Рассохин Владислав.

Слайд 2

1. Зачем Васютка пошел в лес? за ягодой - за кедровой шишкой - на охоту 2. Почему Васютка заблудился в лесу? -потому что искал глухаря -искал дерево, где побольше шишек -искал озеро 3.Что первым делом сделал Васютка когда стемнело? -построил шалаш - развёл костёр - спрятался в пещере

Слайд 3

4. Выбери верное утверждение Васютка ел мясо без соли; Васютка взял соль в бочке на берегу и солил мясо; Васютка нашел соль в мешке и солил мясо; На озере Васютка наловил рыбы; На озере Васютка стрелял уток; На озере Васютка подстрелил глухаря; Васютку увидели пилоты вертолета и спасли; Васютка услышал гудок парохода – это было его спасением; Васютку спас лесник; Васюткино озеро существует на самом деле.

Слайд 4

Ответ не правильный .

Слайд 5

Ответ правильный. МОЛОДЕЦ!!!

Слайд 6

Ответ правильный, так держать!!!

Слайд 7

Ты правильно думаешь! Молодец!!!

Слайд 8

Ты не прав. Подумай!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Славный сын земли Сибирской - А.П.Белобородов"

Презентация посвящена дважды Герою Советского Союза генералу Афанасию Павлантьевичу Белобородову....

программа предмета регионального компонента "Сказы земли Сибирской" 5класс

В число предметов и курсов  регионального (национально – регионального)  компонента государственного стандарта общего образования  на основании приказа Минобрнауки Новосибирской области...

Презентация "Сказы о земле сибирской". Художник Ряннель Т.В.

Презентация о прекрасном пейзажисте Тойво Васильевиче Ряннеле, рисовавшем 60 лет наши родные места(окрестности природного парка "Ергаки"). Содержит иллюстрации и биографический материал....

Общешкольный концерт «Земля Сибирская»

Общешкольный концерт «Земля Сибирская», посвящён 70-летию Новосибирской области. Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без л...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Славные сыны земли Сибирской"

III Всероссийский дистанционный конкурссреди классных руководителейна лучшие методические разработки воспитательных мероприятий«Классный  руководитель  XXI века»...