Урок по творчеству В.Набокова
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Чеснокова Ольга Викторовна

урок, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorchestvu_nabokova.doc63 КБ
Office presentation icon 40528.ppt696.15 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по творчеству В. Набокова в 11 классе

Учитель Туткина С.Б.

Тема: «…Сладчайший, но лукавый слух» родины (роман В.Набокова «Машенька»)

Цель: 1) познакомить с жизнью и творчеством Владимира Набокова, его романом «Машенька»;

2) развивать навыки работы с учебником, с текстом, сопоставительного анализа;

3) воспитывать интерес к личности и творчеству В. Набокова.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод: поисковый.

Оборудование: портреты писателя, словарь Даля (иллюстрированный),                                                                                               слайдовая презентация.

Наш дом на чужбине случайной,

где мирен изгнанника сон,                    

как ветром, как морем, как тайной,

           Россией всегда окружен.                  

В. Набоков

Ничего не вернуть

И зачем возвращать?

Разучились любить.

Разучились прощать.

Забывать никогда не научимся…

Г. Иванов

Ход урока.

  1. Этап «Вызов»

На доске: топор, ропот, мат, там, тут.

С.р. энтомология – раздел зоологии, изучающий насекомых.

Тамаринские сады – Матюхинская улица.

Т.л. Что это за слова? Называются они палиндромы (или перевертыши, как сообщает советский энциклопедический словарь).

Слово учителя: О чем говорил «Талантливый пустопляс» (А. Куприн)? «Человек весьма одаренный, но внутренне бесплодный» (Б. Зайцев). Бунин с трудом выносил его, но позднее переменил свое к нему отношение.

Это можно было понять: кому много дано, с того много и спрашивалось. Мир сотрясали конфликты, а Набоков отвергал реальность. Читатель его, если верить автору, и не занимал.

Чтение цитаты: «Зачем я вообще пишу? Чтобы получит удовольствие, чтобы преодолевать трудности. Я не преследую при этом никаких социальных целей, не внушаю никаких моральных уроков… Я просто люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными решениями». Девиз Набокова – эстетическое служение искусству.  Писал он и на русском, и на английском языках. В русской литературе занимает особое место. Его творчество принадлежит американской и русской культуре, он открыл для Запада русских классиков, особенно творчество А.С. Пушкина.

Только на русском языке он написал 8 романов, несколько десятков рассказов, сотни стихотворений, ряд пьес

С.р. Так откуда же родом этот человек, которого можно назвать космополитом – человеком мира?

2. Этап «Осмысление»

Задание классу: 1. По ходу рассказа учащихся (вариант: учителя, показа слайдов) составить опорную схему жизни и творчества писателя (вариант: схему-рисунок).

 Вариант: читая стр. 228-230 составить хронологическую таблицу (работа на 8-10 минут).

                       1899г. 10-22 апреля – родился. Отец – Владимир Дмитриевич, потомок обрусевшего татарского князя Набок Мурзы, юрист. Матушка – Елена Ивановна Рукавишникова, дочь сибирского золотопромышленника.

        Образование получил домашнее. Был наделен цветным слухом.

«Черно-бурая группа»: А, О, Г, Ж, красная – Б, розовая – М, Желтая – Е. Отец обнаружил лет в шесть, что по-русски он может прочесть только КАКАО.

Занимался всеми видами спорта, которые только появлялись: бокс, теннис, велосипед. Любил шахматы. Рано увлекся энтомологией. Кстати, некоторых бабочек содержал в своем латинском названии nabokovi по имени того, кто их обнаружил и описал.

1911г – поступает в Тешинское училище.

Вся его жизнь оказалась поделена на почти равные отрезки:

Жена  - Вера Евсеевна Слоним (1925 г.), в 1934 году родился сын Дмитрий

  1. Что же отличает писателя от других? То, что он сам называет «многослойной реальностью». Мотив зеркала, мотив двойничества, множество отражений присутствуют в произведениях. И еще своеобразный авторский знак – бабочка, мотылек.

Помните рассказ «Рождество», в котором появляется на свет бабочка (рождественское чудо), спасает отца не то от сумасшествия, не то от самоубийства.

Пишет под псевдонимом Сирин (см. словарь Даля, дополнение №1)

  1. Тема России проходит через все творчество русского писателя.

О, нет, то не ребра –

- эта боль, этот ад –

это русские струны

в старой лире болят

И эти «русские струны болят» не только в лирике Набокова. Образ утраченной родины переходит из романа в роман. Россия Набокова – это детство, это любовь, это рай.  

Я думаю о ней, о девочке, о дальней,

и вижу белую кувшинку на реке,

и реющих стрижей, и в сломанной купальне

стрекозку на доске.

Там, где встречались мы и весело оттуда

пускались странствовать по шепчущим лесам,

где луч в зеленой мгле являл за чудом чудо, блистая по листам.

Мы шарили во всех сокровищницах Божьих,

мы в ивовом кусте отыскивали с ней

то ласковых жучков, то гусениц, похожих

на шахматных коней.

И ведали мы все тропинки дорогие,

и всем березонькам давали имена,

 и младшую из них мы назвали: Мария

святая Белизна…

О Боже! Я готов за вечными стенами

неисчислимые страданья воспринять –

но дай нам, дай нам вновь под теми деревцами

хоть миг, да постоять!..

См. приложение «Родина в романе Набокова «Машенька».

  1. Работа с текстом
  1. Что представляет собой этот пансион?
  2. кого поселил Набоков в этом «неприятном доме»?
  3. чем выделялся Ганин из остальных жильцов?
  4. как он чувствует себя в этом доме?
  5. как относиться Ганин к жильцам пансиона?

Итак, настоящее Ганина – это мир теней в доме – призраке. И сам он как будто болен, долго, мучительно. Когда наступает кризис?

  1. Набоков пишет: «Это было не просто напоминание, а жизнь». Почему? Из всей его жизни в эмиграции только эти  можно назвать жизнью. Внутренне же он – снова молод, влюблен.
  2. В последней главе говориться о строящемся доме. Дом – это прочность, основательность, у него же нет дома, а значит и «роман его с Машенькой кончился навсегда».

Сравнить стихотворение Набокова и его роман «Машенька».

  1. Особенности творческого метода писателя: двойники, говорящие имена, «многослойность», символика, каламбуры («математик» и «мать-и-мачеха», мотив воспоминания).
  1. Двоемирие в романе.

Герои

Реальный мир

Иллюзорный мир

Ганин

Человек мучается.

Закрытое пространство; пространство движущегося

пансиона  

Герой вял, угрюм.

Письма, любовь, постепенно угасшая.

Человеку хорошо, пространство памяти, открытое пространство.

Полный сил молодой человек.

Машенька (как символ) любви к Родине и молодости

  1. Говорящие имена(см. дополнение №2).

6. Вывод. (см. дополнение № 2)

3. Этап «Размышление»

Творческие самостоятельные задания.

Задания на выбор:

  1. составить синквейн

а) о Набокове; б/о р. «Машенька»

б) об одном из героев

2. Написать небольшое эссе «В. Набоков – странный писатель…»?

Дополнение. Почему роман называется «Машенька?»

Приглашение к чтению.

Скандальный роман «Лолита». Обзор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. В. Набоков Жизнь и творчество

Слайд 2

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля в аристократической семье известного российского политика . В обиходе семьи Набокова использовалась три языка: русский, английский, и французский, — таким образом, будущий писатель в совершенстве владел тремя языками с раннего детства. По собственным словам, он научился читать по-английски прежде, чем по-русски. Первые годы жизни Набокова прошли в комфорте и достатке в доме Набоковых на Большой Морской в Петербурге и в их загородном имении (под Гатчиной).

Слайд 3

Пожалуй, никто из русских писателей XX века не рос в такой роскоши, в таком комфорте и с таким ощущением значительности своей семьи, с ощущением своей несомненной принадлежности к элите. Отец будущего писателя В. В. Набоков — крупный чиновник и государственный деятель (венец его карьеры — министерская должность управляющего делами Временного правительства России в марте — апреле 1917 года), человек богатый и культурный, англоман.

Слайд 4

. Владимир-младший сначала выучился по-английски, а уж потом по-русски. У Набоковых собственный, розового гранита трехэтажный особняк в самом центре Петербурга, на Большой Морской, имение на реке Оредеж в шестидесяти верстах от столицы. У семьи два автомобиля: по тем временам случай редчайший; в одном из лимузинов мальчика ежедневно возят в Тенишевское училище — самое дорогостоящее. Но не самое элитарное; здесь, в отличие от лицея, не было сословных преград.

Слайд 5

Кроме Владимира в семье Набоковых было еще четверо детей: сыновья Сергей и Кирилл, дочери Ольга и Елена. Характер и духовный склад Владимира Набокова начали формироваться в " совершеннейшем, счастливейшем детстве ". " Трудный, своенравный, до прекрасной крайности избалованный ребенок " рос в аристократической петербургской семье, в атмосфере роскоши и духовного уюта, жадно черпая " всей пятерней чувств " яркие впечатления юных лет. Позже он щедро раздавал их собственным персонажам, " чтобы как-нибудь отделаться от бремени этого богатства ".

Слайд 6

О своем золотом детстве, о блестящем отце, о счастливых днях в предреволюционном Петербурге и на даче Набоков писал много и с большой любовью.

Слайд 7

В это же время формируется круг увлечений и интересов, оставшихся неизменными на всю жизнь: шахматы, бабочки, книги. Набоков был очень неплохим шахматистом, но больше его привлекали шахматные задачи

Слайд 8

года заставила Набоковых перебраться в , а затем, в -м, эмигрировать из России. Некоторые из семейных драгоценностей удалось вывезти с собой, и на эти деньги семья Набоковых жила в Берлине, в то время как Владимир получал образование в , где он продолжает писать русские стихи и переводит на русский язык Л. Кэррола.

Слайд 9

Перепад к последующей эмигрантской жизни оказался очень резким. В отличие от основной массы русских беженцев Набоков хорошо знал язык, имел престижное западное образование. Но кембриджский диплом ничего не давал в смысле жизненного устройства. Да и сам Набоков уже не хотел для себя никакой другой карьеры, кроме писательской. Приходилось перебиваться случайными заработками, не литературными, разумеется, а скорее относящимися к “сфере обслуживания”, если так можно назвать наемного партнера для богатых и неумелых теннисистов. Набоков не голодал, но, как свидетельствует мемуарист, “аккуратно подстригал бахрому на брюках”. В любом случае это унизительно, а для недавнего юного сноба из Тенишевского училища — втройне.

Слайд 10

С года Набоков становится частью русской в , зарабатывая на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются рассказы Набокова. В -м году Набоков женится на Вере Слоним и завершает свой первый роман — «Машенька». После чего до года создаёт 8 романов на русском языке, непрерывно усложняя свой авторский стиль и всё более смело экспериментируя с формой. Романы Набокова, не печатавшиеся в Советской России, имели успех у западной эмиграции, и ныне считаются шедеврами русской литературы («Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь»).

Слайд 11

Приход к власти в Германии в конце 30-х годов положил конец русской диаспоре в Берлине. Жизнь Набокова с женой-еврейкой в Германии стала невозможной, и семья Набоковых переезжает в Париж, а с началом эмигрирует в . С исчезновением русской диаспоры в Европе Набоков окончательно потерял своего русскоязычного читателя, и единственной возможностью продолжить творчество был переход на английский язык. Свой первый роман на английском языке («Подлинная жизнь Себастьяна Найта») Набоков пишет ещё в Европе, незадолго до отъезда в США, с года и до конца своих дней Набоков не написал на русском языке ни одного романа (если не считать автобиографию «Другие берега» и авторский перевод «Лолиты» на русский язык).

Слайд 12

В Америке с -го до года Набоков зарабатывает на жизнь чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах. Его первые англоязычные романы («Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Bend Sinister», «Пнин»), несмотря на свои художественные достоинства, не имели коммерческого успеха. В этот период Набоков близко сходится с и другими литературоведами, продолжает профессионально заниматься энтомологией.

Слайд 13

Путешествуя во время отпусков по Соединённым Штатам, Набоков работает над романом «Лолита», тема которого (история взрослого мужчины, страстно увлекшегося двенадцатилетней девочкой) была немыслимой для своего времени, вследствие чего даже на публикацию романа у писателя оставалось мало надежд. Однако роман был опубликован (сначала в Европе, затем в Америке) и быстро принёс его автору мировую славу и финансовое благосостояние. Интересно, что первоначально роман, как описывал сам Набоков, был опубликован в одиозном издательстве "Олимпия", которое, как он понял уже после публикации, выпускало в основном "полупорнографические" и близкие к ним романы.

Слайд 14

Знаменитая “Лолита”, написанная в 1955 году— это особый пример набоковского насмешничанья над публикой. “Лолита” насмешничает над всей пошлостью американского общества потребления и над неисчислимыми бульварными романами Америки. Нет сомнений в том, что ее никак нельзя отнести к пошлым романчикам.

Слайд 15

Эта книга решила материальные проблемы Набокова, и он немедленно бросил службу и уехал в Швейцарию, где в пансионе провел остаток жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу В Набокова "Посещение музея"

Презентация к уроку "Человек и история" по рассказу В.Набокова "Посещение музея"...

Разработка урока по роману В.Набокова "Машенька" "Сладчайший, но лукавый слух" родины

Урок изучения нового материала, знакомство с жизнью и творчеством писателя. Урок с использованием элементов критического мышления. ...

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...

Методическая разработка открытого занятия по литературе по творчеству В.Набокова.

Методическая разработка включает в себя конспект открытого занятия "Тема изгнания и тоски по Родине в поэзии В.Набокова". В конспекте есть перечень стихотворений, используемых для анализа, опорная таб...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...