Концепция развития музейного комплекса "Народный музей литературы Мордовии"
статья по литературе на тему

Активное приобщение молодежи к культурному наследию народа через осмысление творчества поэтов и писателей Республики Мордовия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гордеева Л.М.

МОУ «Лицей №43»

Концепция  развития  музейного комплекса  «Народный музей литературы Мордовии».

В жизнь современного образования всё активнее  входит краеведение, открывающее большие возможности для проявления творческих способностей молодого поколения. Знакомство с жизнью, бытом, природой   и  культурой  отчего края способствует нравственно-эстетическому воспитанию юных, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции.

Занятия краеведением позволяют приобрести новые знания об окружающем мире, знакомят с героическими делами современников, приобщают к культуре умственного труда, прививают навыки  общественно полезной работы. И главное, чтобы молодёжь прикоснулась к своим истокам, почувствовала генетическую и психологическую связь поколений, свою ответственность за сохранение и умножение добрых традиций и обычаев предков, любовь к Отечеству. Большую роль в деле формирования  у детей и подростков любви к своему Отечеству, уважительного отношения к его прошлому, к его родниковым истокам играют музеи.

Особое место среди лучших школьных музеев занимает народный музей мордовской литературы, расположенный в МОУ «Лицей№43» г.Саранска. Основатель и руководитель учитель-методист, заслуженный работник культуры РМ Людмила Михайловна Гордеева. Во вступительной статье к сборнику «Родниковые истоки патриотизма» Министр образования РМ В.В.Кадакин отметил: «Самой высокой оценки заслуживает народный музей литературы Мордовии, которым руководит со дня его основания преподаватель русского языка и литературы, заслуженный работник культуры РМ, неутомимый пропагандист национальной литературы Людмила Михайловна Гордеева. Необходимо уяснить главное: школьные музеи – важное звено в системе образования и воспитания учащихся. Именно так понимают свой долг учителя – патриоты. Хочется надеяться на то, что в скором времени все школьные музеи республики станут на деле подлинными центрами патриотического, нравственного воспитания учащихся, надёжными помощниками педагогических коллективов в учебном процессе».

Музей мордовской литературы -  уникальный. Единственный  в своём роде. И не только среди школьных музеев. Он единственный в республике. Об этом говорит само его название: «Музей литературы Мордовии». Здесь собрано бесценное духовное наследие всех писателей, поэтов, драматургов Мордовии, произведений наших современников -  здесь вся история развития литературы Мордовии.

       Основной смысл проекта развития музея заключается в рассмотрении возможности диалогически активного приобщения молодёжи к культурному наследию на примере осмысления и понимания творчества писателей и поэтов Мордовии, приобретения и развития исторической памяти.

         В начале третьего тысячелетия, осознавая всю мятущуюся стихию современного социума, мы хотим в благоговении созерцания прикоснуться к живительным истокам талантливых творений писателей Мордовии, принадлежащих ушедшей эпохе, ушедшей культуре, родной нам во всей её неизъяснимой неповторимой красотой.



Предварительный просмотр:

Гордеева Л.М.

МОУ «Лицей №43»

Культурное наследие.

Культурное развитие нашего региона представляет собой определенную форму единства, взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимодействия культур народов, населяющих Республику Мордовия. Основной целью национальной этнической политики является создание условий для саморазвитии этносов, сохранение целостности их многоцветия. Особенностью сегодняшнего  времени, на мой взгляд, является общение культур, их дружеский диалог, в основе которого лежит уважение к таланту как к всенародному достоянию.

Истинный исследователь всегда в пути. Восстанавливать связь времен, органическую преемственность поколений, восстанавливать традиции, обычаи – вот задача, которая стоит перед обществом. Прошлое и настоящее семьи в центре наших сегодняшних исследований. Вот почему мы стараемся дать понятие о нравственных ценностях через познание своих отцов и дедов. В наших дедах и отцах – истоки нашей национальности.

Актуальность обращения к данным проблемам исходит из задач, поставленных Правительством перед теми, кто занят проблемами детства, гармонического развития человека, в котором интеллектуальное и духовное находится в тесном взаимодействии. Это показатель гуманизации и демократизации общества, нашей жизни, нашего мышления и деятельности, стремления к конкретным действиям на конкретном действиям на конкретном участке жизни.

М.М. Бахтин отметил, что русская культура, как солнце отражается в каплях, так и она во множестве национальных культур. Следуя Бахтину, мы знаем, что мордовская литература – дитя русской литературы. Именно литература делает граждан добрее и лучше. Поэты и писатели своей страстностью, болью, отрешенностью от мелочей быта воспитывают читателя, раскрывают их индивидуальность, формируют личность.

Мордовия – песенный старинный, благодатный край. Край, где русские, эрзяне, мокшане, люди разных национальностей общаются душевно, по-простому, как родственники. И посредством этого совместного общения, обучения, образования и воспитания происходит развитие богатства человеческой природы, прогресса социальных отношений, нравственного совершенствования. Писатели помогают через родное и близкое увидеть свою родину, способствуют вхождению личности в современные мировые процессы, воспитывают нового человека живой и открытой памятью культуры. Писатели учат думать, видеть за строкой мир, учат жить в этом мире по законам человечности и гуманизма.

Отличительной чертой граждан нашей республики является готовность к диалогу с представителями различных национальностей, толерантность, гордость за свой край, культуру, понимание семейного счастья. Дети Мордовии находят свои идеалы на родной земле, верят в национальный характер, в его духовною мощь, в его величавую красоту. Велика роль в гармонической молодого поколения, интеллектуальной элиты общества на плечах которой лежит значительная часть огромной созидательной работы, которая способствует расцвету культур России.



Предварительный просмотр:

МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

«РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Выполнил: учитель русского

языка и литературы МОУ

«Лицей № 43» го Саранск

Гордеева Людмила Михайловна

Проверил: заместитель ректора

Института Образования

Орехова Валентина Александровна

Саранск, 2010

Содержание:

  1. Роль школьных музеев в системе обеспечения качества образования…………………………………………………….3
  2. Структура работы музея………………………………………7
  3. Научно-исследовательские работы…………………………11
  4. Выступление Максима Борисова…………………………...12
  5. Краткая аннотация инновационного опыта учителя русского языка и литературы Гордеевой Л.М………………………..15
  6. Визитная карточка музея мордовской литературы………..17
  7. Расписание работы музея……………………………………18
  8. Иллюстрации…………………………………………………19
  9. Литература……………………………………………………22

1. Роль школьных музеев в системе обеспечения качества образования.

Известно, что древнегреческое слово «патриот» означает «сын отечества. А патриотизм – веками закрепленное чувство любви к своему народу, к своей культуре, языку, родным местам, к Родине.

   Зарождается оно уже с детских, юношеских лет и навсегда остается в памяти. Каждый из нас помнит дом, где родился и жил, речку, в которой плавал со сверстниками, лесную поляну с россыпями земляники, школу, в которой учился.

  Мы живем в Мордовии, но многие из нас знают больше слов английских, чем родных мордовских. Не говоря уже о том, чтобы уметь в двух – трех выражениях простую мысль высказать. Да чего там! Даже элементарно поздороваться с приятелем – мокшанином не осилим. А представьте, как может быть приятно вашему шефу – эрзянину, зайди вы к нему и спроси на таком близком для него в эрзянском языке про дела, про погоду.

   Нелегок и ответственен труд учителя – словесника. Открывая мир литературы, учитель преподносит самую важную науку гражданской ответственности и человеческой доброты.

   В этом большую роль играет народный музей литературы Мордовии, где организована научно – исследовательская, собирательская работа общества «Мордовия литературная», которая способствует познанию родного края, расширяет  кругозор, воспитывает уважительному отношению к историческому прошлому, культурному наследию нашей Родины. Интерес к литературе, родной земле, людям позвал нас в дорогу, заставил заниматься литературным краеведением. Духовный подъём, вызванный встречами с писателями, обилием впечатлений, способствует формированию творческой личности, воспитывает осознание общественной значимости проводимой работ, стремление стать полезным для общества человеком.

Современного человека невозможно представить вне широкого контекста мировой и отечественной культуры, без включения становящейся личности в диалог различных, исторически сложившихся культур.

Исходя из этого, главной задачей считаю привить интерес к книге, найти живые связи литературы с жизнью, сформировать уважение к истории, к родному краю, умение слушать, желание понять, показать взаимное влияние, обогащение культур детям.

Стараясь идти вслед за Ворониным, мы работаем по учебной программе «Литературное краеведение и музееведение» где представлены наиболее важные факты, позволяющие в значительной мере раскрыть подлинную историю развития литературной жизни республики. Исследование по культуре родного края, местной литературной жизни дают ценный материал для воспитания национального самосознания, патриотизма, гражданственности. Согласитесь, как это важно именно сейчас, в наши дни, воспитывать уважение к исконным началам еще с детства, способствовать обретению исторической памяти.

Собранные и систематизированные книги с автографами, рукописи, архивные материалы, наконец, беседы и встречи с авторами, работниками книгоиздательства увлекают учащихся. Мы начинаем мечтать о возможностях собственных открытий, делаем попытки в осуществлении этой мечты, проявляем стремление к изучению национальной культуры, по нашему мнению, очень обширной и интересной. Составляем целые альбомы по исследованию творчества писателей. Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. Этот мир насыщается любовью к родному краю, к родной культуре. Постепенно расширяясь, это любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому, к людям, окружающими нас В.С. Высоцкий писал: «Счастье - это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть и в душу другого человека - в мир писателя, поэта. И пусть это путешествие в мир поэзии и прозы станет в какой-то степени уроком нашего взаимного постижения друг друга». Воспитывая уважение к труду писателя, видится уважение к труду человеческому, главной и истинной. Как никакой другой предмет литература и литературное краеведение приближает нас к культуре человека, к его осознанию себя не только личностью, но и звеном в цепочке поколений. Говорить сегодня об идеале культуры и о том, что ему угрожает, вообще о надеждах, тревогах человеческого рода - занятие трудное. Ибо мы живем в такие времена, когда, ненаучно выражаясь, все слова уже сказаны. Но ведь значимость знаний может быть осознана лишь личностью развитой, ориентирующейся на высокие ценности и идеалы. Тот, кто не имеет общественно-значимых потребностей, не может осознать и актуальность образования. Модель обучения исходит из того, что обучает н.e само содержание образования, так сказать, озвученное учителем, а, прежде всего, его личность и в целом его индивидуальность. Итак, центром обучения становится личность конкретного, ученика с его неповторимым спектром способностей, задатков, интересов. В книге А.Д. Артемовой «Учение живой этики о языках и народах» в главе «Озарение» сказано: «Утверждение жизни надо строить на применении местных условий. Каждая школа должна быть истинным образовательным учреждением. При школах  должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. И вот оно чудесное в сей век явление - Народный Музей литературы Мордовии, ставший республиканским методическим центром по литературному краеведению и музееведению с 1990 года. Мы стали активно приобщаться к благородным целям возрождения культуры и языка, интеграции личности в системе мировой и национальной культур, воспитания уважительного отношения к другим национальностям. 2006 год был объявлен годом гуманитарных наук, в связи со столетним юбилеем Д. С. Лихачева. Путеводной звездой для нас являются слова академика Д.С.Лихачева о литературе и поэзии: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, так же сложно, как понять чуткую мысль, высказанную на незнакомом языке. Ни поэзия, ни литература не рождаются сами по себе: они  вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной».

Богатые возможности для этого представляет Народный музей литературы Мордовии, которым я руковожу вот уже 25 лет, и работа по собственной программе «Мордовское литературное краеведение и музееведение».

Музей и программа рассказывают об истоках развития мордовской литературы, о творчестве народных писателей Мордовии, о современной литературной жизни Республики. Программа разнообразна по содержанию, охватывает широкий спектр фактов, неизвестных или малоизвестных широкой публике.

Многолетняя и кропотливая работа увенчалась успехом. Дети, занимающиеся в музее, отличаются начитанностью, коммуникабельностью, выступают с научными докладами, участвуют в литературных конкурсах.

Главным результатом такой работы является личностное новообразование каждого ученика - готовность к диалогу с представителями различных национальностей, толерантность, широкие краеведческие   познания,   гордость   за   свои   край,   культуру,   высокое гражданское самосознание.

За многолетнюю работу по воспитанию молодежи и школьников, значительный вклад и развитие краеведческого движения 30 мая 1995 года музею присвоено почетное звание «Народный музей». За этими словами стоит огромная работа по воспитанию и формированию личности посредством «музейного влияния» влияния, использование богатого уникального материала краеведческой и патриотической направленности.

В музее хранятся документы, собранные как свидетельства жизненного пути. Они рассказывают о судьбах, отношении и искусству, рассказывают строками писем, заметок, стихов, размышлений и воспоминаний критиков и друзей.

Наши воспитанники знают, что девизом всей жизни и творческой деятельности выдающихся писателей была правда. Тревога за судьбу человека, соотношение добра и зла в окружающем мире проходят через нравственный критерий писателя.

    Важнейшим в культурной жизни нашей родины мы считаем сохранение музейных фондов страны. Поэтому традиционными стали занятия в музее по программе факультатива «Историко-литературное краеведение и музееведение».

    Совет музея на новый учебный год разработал план, по изучению жизни и творчества финно-угорской семьи народов, что позволит в значительной мере расширить знания об историческом и культурном развитии родственных народов.

    Главной задачей считаем воспитание в каждом учащемся уважительного отношения к историческому прошлому, культурному наследию и тому, что создается народом и сегодня.

2. Структура работы музея.

1. Интегрированные уроки, посвященные уроки, посвященные истории, культуре, литературе родного края, природе к животному миру средней полосы России;

2. Уроки - факультативы «Российская словесность», «Топонимия Мордовии», «Драматургия и театр», «Поэзия наших дней», «По следу времени».

3. Праздники в музее «С любовью к отчему краю», «Дни культуры Мордовии», «Пушкин и мордовский край», «Дружба литератур Поволжья», «Музей принимает гостей».

4.  Литературно - музыкальная гостиная «Эрьзя имени эрзи».

5. Поэтический    клуб   «Эрямонь   лисьмапря»   «(Животворный родник»). Проба пера.

6. Лингвистические экспедиции, экскурсии, заочные путешествия по литературной карте Мордовии, передвижные выставки.

7. Дни памяти, юбилейные даты,  презентации,  классные часы. «Память    земли    мордовской».    Конкурсы    «Знаешь   ли    ты Мордовию»,   встречи   с мастерами искусства, писателями, поэтами, общественными деятелями.

8. Научно-поисковая деятельность общества «Мордовия литературная», от Воронина до наших дней. Рубрики «Забытые имена», «Поиски, находки,   встречи», «Учимся работать музейщиками».

9. Из истории книгоиздательства Мордовии. Печатные издания.    «Учимся читать и анализировать». Путешествия в мир поэзии и прозы.

10. Научно-методическая работа. Семинары в музее. Инновационные методы   изучения   литературы: уроки – экскурсии, уроки – путешествия.     Программа представляет собой выстроенную учебную программу нового курса в системе дисциплины культурологического цикла.

    В ней представлены наиболее важные факты, позволяющие в значительной мере раскрыть подлинную историю развития литературной жизни республики.

    Важнейшая задача – воспитать в каждом, кто осваивает данный предмет, уважительное отношение к историческому прошлому, культурному наследию и тому, что создается народом сегодня. Чувство ответственности каждого за сохранение культурного достояния должно питаться знаниями, большой воспитательной, познавательной и пропагандистской работой. Исследования по истории родного края, местной литературной жизни дают ценный материал для воспитания национального самосознания, патриотизма, гражданственности.

Предусмотрено под руководством преподавателя, проводить исследовательскую работу о выдающихся деятелях русской культуры, связанных с мордовским краем, составление туристических маршрутов по республике и региону, написание истории города, села, родословной, составление карты-схемы расположения памятных мест истории и культуры на территории республики.

    Народный музей мордовской литературы — первый национальный литературный музей республиканского значения, открытый на общественных началах в МОУ «Гимназия №14» 4 ноября 1987 года. Несколько лет шла подготовительная, собирательская и научно-исследовательская работа, в результате которой были налажены творческие связи с писателями Мордовии. Была составлена экспозиция развития мордовской литературы от истоков до современной литературной жизни республики. Подлинные фотографии, наградные документы, книги с автографами, рукописи, письма — вот неполный перечень содержания музея. Среди материалов музейной экспозиции есть уникальные раритеты, касающиеся творчества С. Аникина, Т. Завражного, зачинателей мордовской литературы дореволюционного периода.

В разделе «Устное народное творчество» представлен иллюстративный материал о женщинах - сказительницах Ф. Беззубовой, Е. Кривошеевой, С. Люлякиной. В витринах выставлены музейные предметы, характеризующие творчество народных писателей.

    В честь 120-летия со дня рождения С. Д. Эрьзи оформлен литературно-художественный салон «Образ Эрьзи в произведениях писателей Мордовии». Функционирует выставка, посвященная  книгам о родном крае. Представлены учебники, методическая литература на мордовских языках, художественные произведения. А начинается экспозиция с литературной карты Мордовии, где электрическими лампочками обозначены места рождения мордовских писателей, рядом выставка «Живая книга», которая знакомит посетителей с работой Мордовского книжного издательства.

    Музей располагает статьями из газет и журналов за последние 35 лет, посвященными краеведческим изысканиям, кроме того, в «Летописи музея» фиксируются новые данные из литературной жизни республики, наконец, живые встречи с писателями и общественными деятелями в значительной степени расширяют и обогащают содержание музея.

        Любовь к отчей земле, людям, художественному слову проступает во всех делах общества «Мордовия литературная». Эта работа помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, воспитывает доброту, трудолюбие, развивает самостоятельность в оценке жизненных и литературных явлений, вводит в мир активных свершений.

Судя по записям в «Книге отзывов», музей посещают коллективы школ Саранска, а также гости из районов и городов Мордовии, Оренбургской, Самарской, Пензенской областей, Алтайского края, Республик Коми, Карелии, Марий Эл, Чувашии, представители Финляндии, Эстонии, Венгрии.

«Уютным уголком земли мордовской», «Мордовским Вифлеемом» называют музей многочисленные посетители.

 Здесь систематически проводятся открытые занятия по литературному краеведению и музееведению для слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации организаторов образования МГУ им. Н. П. Огарева, слушателей Института образования РМ, студентов МГПИ им. Евсевьева на занятиях показываются пути и методы организации краеведческой работы и ее патриотической направленности. В стенах музея разрабатываются и апробируются новые научно-методические направления в развитии национально-регионального компонента в школьном образовании.  Музей помогает через родное и близкое увидеть свою Родину, способствует вхождению личности через усвоение национальных ценностей в современные мировые процессы. Возрождение краеведения — показатель демократизации общества, нашей жизни, нашего мышления и деятельности, стремление к конкретным делам на конкретном участке жизни.

    Важнейшим в культурной жизни Родины мы считаем сохранение музейных фондов страны. Бережное и нежное сохранение памяти — важное дело. Но куда продуктивнее и содержательно ценнее воспитание историей, воспитание культурой, воспитание нового человека живой и открытой памятью культуры. Культура не только едина, но и множественна национальна. Мы работаем над сохранением почтительного уважения к таланту как всенародному достоянию. Писатели учат нас думать, вчитываться в произведения, видеть за строкой мир, учат жить в этом мире по законам человечности и гуманизма. Великий наш современник Д.С. Лихачев однажды заметил, что понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной. Эти слова стали путеводной нитью в работе Народного музея литературы Мордовии.

Трудолюбивые юные исследователи-краеведы настойчиво и кропотливо стараются успеть спасти, зафиксировать то, что составляло гордость и своеобразие края, что помогло бы впоследствии потомкам не быть Иванами, не помнящими родства. И тем самым помочь родному краю занять достойное место в новой жизни. Председатель Археографической комиссии А.Н. профессор Московского государственного историко-архивного института Сигурд Оттович Шмидт в конце 80-ых годов 20 века писал: «Без любви к малой родине, к ее памятникам и природе невозможно почитание и Родины большой. Вот почему одно из действенных средств спасения памятников старины, в том числе и литературных, я вижу в возрождении краеведения, службы памяти».

    Актуальна и современна мысль, высказывания первым заместителем председателя Российского фонда культуры Г.В. Мясниковым: «Человек, который живет и не знает свое прошлое, напоминает дерево, которое вроде бы и цветет, и имеет листья, но, к сожалению, не имеет корней, и не на что ему опереться, не на чем держаться».

    Истинный исследователь всегда в пути. Восстанавливать связь времен, органическую преемственность поколений, восстанавливать традиции, обычаи – вот задача, которая встала перед учителями нашего времени. 2008 год был объявлен в России Годом семьи, но и сегодня прошлое и настоящее семьи – в центре наших исследований. Вот почему мы стараемся дать понятие о нравственных ценностях через познание своих отцов и дедов. В наших дедах и отцах – истоки нашей национальности. Молодые припадают к истокам формирования главных черт характера, таких как чуткость сердца, простота, мягкость, неумение притворяться, ловчить

В жизни каждого человека, как и каждого народа, есть глубинные черты, свойства и есть временные, наносные, преходящие. Учителю надлежит раскрыть душу, изучаемых поколений, их неповторимость, особенность национального духа. Характер каждого человека своими корнями уходит в прошлое своего народа, в глубь его истории. Учитель должен научить находить точные и конкретные примеры из жизни конкретных людей, увидеть, что у каждого из предков своя жизненная тропа, своя человеческая судьба. Юные исследователи своим умом хотят постигнуть прошлое своего рода, почувствовать собственную значимость и ответственность за происходящее сегодня. Они начинают понимать, что не умирает тот, кто после себя оставляет детей.

Свои идеалы дети находят на родной земле, верят в национальный характер, в его духовную мощь, в его величавую красоту. Республика Мордовия является общим домом для всего ее почти девятисоттысячного населения. У нас созданы все условия для работы, воспитания детей, получения образования, развития культуры. Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин на торжествах, посвященных 75-летию РМ, отметил: «Мордовский край географически расположен в самом сердце Европейской России. И как подобает сердцу, он вобрал в себя достоинство и мужество, деловитость и ум, добро и боль всей русской земли». Актуальность обращения к данным проблемам исходит из задач, поставленных правительством перед теми, кто занят проблемами детства, гармонического развития человека, в котором интеллектуальное и духовное находится в тесном взаимодействии. Это показатель гуманизации и демократизации общества, нашей жизни, нашего мышления и деятельности, стремления к конкретным действиям на конкретном участке жизни.

3. Научно – исследовательские работы.

 Большой успех был у Синчуриной Татьяны ученицы 10 Б класса, выступившей с исследовательской работой «Три поездки Пушкина в Болдино». К 200 – летию со дня рождения Пушкина на литературном празднике, заняла 3 место.

   Научно – практическая конференция «Школьники – науке 21 века».

   Мордовский народный эпос «Cияжар». Составитель народный писатель Мордовии Радаев В. К., представила Рассказова Екатерина, публикация о выступлении в газете.

  «Образ русской женщины в творчестве писателей 19 века» Синчурина Татьяна 10кл.

   «Адресаты лирики Пушкина»- Лебедева Валерия 10кл.

   «Художественные проекции творчества Блока» – Лебедева Валерия 3 место

   «Супплетивные формы в современном русском языке» – Абрамов Максим, 11кл.

«Топонимия Мордовии» – Фирстова Екатерина 10 кл.

«Мордовская свадьба» – Синчурина Татьяна 10 кл.

«Адмирал флота Ф. Ф. Ушаков» – Аберхаев Р. и Борисов М.

«Боевой путь 326-ой стрелковой дивизии» –Найденышева Светлана, 3 место по Республике.

«По залам погибшего музея… о Луховском есенинском музее – Борисов Максим 11 кл.

  «Эпос «Масторава»: структурные особенности и история его создания» – Борисов Максим 11кл.

   «Дети – живые свидетели огненных лет» – Шаменкова Елена 11 кл.

   «Остановленные мгновения войны», краеведческая олимпиада – Селезнева Вера 11 кл, 3 место по Республике.

  «Фронтовые кинооператоры» – Селезнева Вера 11 кл., 1 место по Республике.

  «С Пушкиным на войне» Селезнева Вера 11 кл.,  1 место.

  «Изображение русского национального характера в литературе 19 века» – Фирстова Екатерина 11 кл.

   «Образ морской волны в творчестве М. Ю. Лермонтова» – Белоглазова Мария 11 кл.

4. Выступление Максима Борисова.

Моя исследовательская работа посвящена изучению героических деяний Ф. Ушакова, которая была написана  под руководством заслуженного деятеля культуры Республики Мордовия Гордеевой Людмилы Михайловны, организатора и хранителя Народного музея литературы Мордовии.

   Вот уже двенадцать лет в стенах нашего музея  работает общество «Юный Ушаковец», которое изучает жизнь и боевые подвиги великого адмирала, его родословную.

О жизни и деятельности замечательных людей пишут книги, воспоминания, создают документальные, художественные произведения. В них писатели – биографы стремятся быть предельно точными, включая в свои произведения документально обоснованные факты. Но так бывает не всегда. Иногда при жизни  человека, по каким – либо причинам не пишут о нем, его жизнь изучается за много лет спустя после смерти, когда уже теряются многие документы. Тогда начинается вольное, приблизительное толкование о времени и месте его рождения, о других вопросах и событиях связанных с его биографией. Всё это и вдохновило меня на определение этой темы.

    Адмирал Ушаков стал небесным покровителем Мордовской земли и моряков. 4 – 5 августа 2001 года в Рождество – Богородичном Санаксарском монастыре, близ Темникова, состоялась канонизация праведного война – адмирала Российского флота Ф. Ушакова в лике местночтимых святых Саранской епархии. Прославление праведного война в лике святых – это самое знаменательное событие за  последние   400 лет, ничего подобного Россия не переживала. О нем, создателе новой маневренной тактики ведения морского боя, организаторе и вдохновителе боевого Черноморского флота, своими победами, принесшими славу России, в те времена не писали трактаты. Зато сегодня Ф. Ушаков притягивает к себе умы и сердца России.

…. До последнего времени не были точно известны год и место рождения. Одни источники и отдельные авторы называли местом рождения деревню Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии, другие – сельцо Бурнаково Ярославской области (вблизи г. Рыбнинска).

     Выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799). Окончил морской кадетский корпус (1766). Служил на Балтийском флоте, с 1769 года – в Донской флотилии, участвовал в русско-турецкой войне 1768 – 1774 года. Свой талант, всего себя, до последней капли крови Ушаков отдал своему родному Отечеству, защите России.

   Ушаков был врагом косности и рутины. Наглядным примером этого является осада и взятие острова Корфу, считавшегося неприступной крепостью. Остров Корфу издавна считался ключом к Адриатическому морю, поэтому для Наполеона он представлял особую ценность. Взятие Ушаковым сильнейшей морской крепости Корфу явилось невиданной для того времени победой. Ушаков продемонстрировал высокое флотоводческое искусство, а русские моряки показали отличные боевые качества. Таким образом, насыщенность каждого из проведенных сражений Ушаковым сражений новыми приемами, их умелое сочетание с приемами, уже известными ранее, наглядно подтверждают, с какой исключительной быстротой он ориентировался в обстановке и умел принять правильное решение, в какой высокой степени он обладал суворовским «глазомером».

    В новаторстве, в решительном отказе от устаревших взглядов на бой, в смелости исканий заключается творческая сила искусства Ушакова. Тактика и стратегия Ушакова отличалась решительностью боевых  действий,  и были подчинены одной цели – уничтожению сил противника.

    Ушаков не проиграл не одного морского сражения и главным фактором своих побед он считал, прежде всего, смелость и мужество матросов эскадры.

    По возвращению на Родину Ушаков не получил со стороны царя и правительства настоящего признания. В 1807 году он был отстранен от военных дел. Он выбирает «тихую обитель» и до самой смерти проживает в усадьбе рода Ушаковых на территории нашей родной Мордовии.

    Моя работа имела цель показать Ушакова как основоположника маневренной тактики парусного флота. Исследовать сражение при Феодосии, проследить штурм Корфу и, наконец, изложить в работе флотоводческое искусство адмирала. Вся работа подчинялась единому замыслу – значению подвигов Ф. Ушакова в современной жизни.

    Мне удалось приблизить образ знаменитого флотоводца в своем научном исследовании, т.к. современное прочтение исторических материалов дает нам право считать Ф. Ушакова образцом и идеалом героический личности, так понятной для современной молодежи, защищающей и готовой защищать Родное Отечество.

  В завершении своего выступления я хотел бы сказать несколько теплых слов о влиянии музея на меня, на мою жизнь.

Все годы учебы старался учиться  отлично. Ежегодно участвую в олимпиадах по литературе, географии, экологии, русскому языку, краеведению.

  В честь 65-летия Победы проводилась краеведческая городская олимпиада, на которой я стал призером и занял 2 место. На научно – практической конференции «Школьники – науке 21 века» за работу «Адмирал флота российского Ф. Ф. Ушаков» получил поощрительную грамоту.

 На Всероссийской краеведческой олимпиаде награжден  знаком за героика – патриотическую работу.

 Являюсь лауреатом премии Главы города за успехи в области учебы, в основном, благодаря проводимой мной работе в области краеведения. Во всех моих достижениях музей сыграл очень важную роль. Музей организовал мою учебную деятельность, расширил мой кругозор, научил связно выражать свои мысли, приблизил меня к жизни Республики Мордовия, познакомил со многими писателями и интересными людьми, часто его посещающие, сделал мою жизнь яркой, насыщенной и интересной. Спасибо моему учителю Людмиле Михайловне, музею, Спасибо музееведам!  В заключении я прочитаю стихи, рожденные в музее. «От встречи к встрече». Автор С. А. Ламбина:

               Гостям навстречу двери распахнем

В уютном уголке земли мордовской

И вместе с вами в наш музей войдем

И взоры обратим на нашу доску

Здесь на доске вам вспухнут города,

Знакомые деревни, наши села,

Где лучшие родились имена,

Литературы нашей новоселы.

Они пришли на эту целину

Вспахать ее и мыслями засеять.

Поклонимся таланту и уму

Тех, кто сумел литературу сделать.

Вы нас учили правильным поступкам,                                                                                Как нам дружить, учиться и любить,                                                                    Как ориентироваться в этом мире хрупком,                                                   Как дружбой и любовью дорожить.

Мы переписывались с вами и встречались,                                                                   Беседовали, думали, мечтали,

Мы щедростью поэтов восхищались,                                                              Прозаиков произведенья знали.

Гостям навстречу двери распахнем

Из Ромоданова, Торбеева, Ичалок.

В Саранске есть литературный дом,

Народу скромный наш подарок.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса

План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point.http://festival.1september.ru/articles/413601/...

Эссэ на тему: "Перспективы развития сельского туризма в Республике Мордовия"

В эссе рассматриваются факторы, способствующие развитию туризма в Республике Мордовия. Акцентируются  внимание на том, что эта сфера обслуживания не только слабо развита в Мордовии, но и в Р...

Эссэ на тему: "Перспективы развития сельского туризма в Республике Мордовия"

В эссе рассматриваются факторы, способствующие развитию туризма в Республике Мордовия. Акцентируются  внимание на том, что эта сфера обслуживания не только слабо развита в Мордовии, но и в Р...

Педагогическая сессия. Концепция развития дополнительного образования. Основополагающие моменты развития ДО.

Это первое занятие "Педагогчиеской сессии ГБУДО "ЦРТ" . Презентация кратко знакомит с основными положениями проекта Концепции развития дополнительного образования РФ до 2030 г....

Сценарий экскурсии в музейной комнате «Музей боевой Славы»

Экскурсия проводится с целью  формирования патриотических качеств через знание исторических событий своего народа....