Русский Дом: жизнь и судьба - сквозь годы испытаний
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы в 11 классе. Он показывает, как в русской литературе складывался и развивался мотив Дома. Использованы художественные произведения 19 и 20 веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury.docx18.52 КБ
Файл zhitie_prepodobnogo_sergiya_radonezhskogo.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

                           Открытый урок по литературе в 11 классе на тему

«Русский Дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний»

Цели урока:

Обучающая: обучение умению выражать собственное мнение по теме высказывания, подготовка к письменной творческой работе.

Развивающая: выработка навыков анализа текста. Умение видеть, выделять проблемы исходного текста, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Воспитывающая: развитие творческих способностей учащихся, формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Типа урока. Урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Вид урока. Урок-исследование

Ход урока

Звучит фрагмент песни «В горнице моей…»

- Какие ассоциации вызвала у вас эта песня?

Учитель. Есть в русской литературе мотивы и образы знакомые, ключевые, за которыми стоят понятия, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и особенно 20 века является мотив Дома.

(Литературоведческий словарь. МОТИВ (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю), Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную (например, мотив одиночества в лирике Лермонтова или мотив дороги в творчестве Твардовского, мотив полнолуния в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Каждому из вас в скором времени предстоит заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство. Но чтобы дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, образ жизни. Поможет нам в этом русская литература.

Цель урока. Каким же видел и созидал народ свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей 19 века, которые осознавали литературу как «орган…выражающий все, что страна думает, что знает и что хочет и должна знать» (И.А. Гончаров)? Какой обобщенный смысл все больше приобретало слово «дом» в литературе 20 века?

- Сейчас я представлю слово группе, которая выбирала эпиграф к нашему уроку из произведений, изученных в курсе литературы. Группа рассказывает о своем выборе эпиграфа.

Дверь отперта. Переступи порог,

Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

М. Волошин. «Дом поэта»

Счастлив тот дом, где пребывает мир…где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня…

И.С. Шмелев. «Лето Господне»

- Вспомним, в творчестве каких русских писателей-классиков 19 века мотив Дома является одним из ведущих. Какова роль описания Дома в них? Что вкладывает каждый писатель в понятие «Дом»?

Образ Дома в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» (слово группе).

Вывод. С изображением Обломовки в романе Гончарова в русскую литературу вошло широкое обобщение: Дом обжитой, но неухоженный; любимый, хранящий традиции, поэзию русской культуры, но требующий приложения рук; ассоциируется с Россией, её духовностью, теплотой, но праздный, ленивый, надеющийся на русское «авось».

(табличка с надписью «Дом – малая родина, природа»)

Идеал Дома в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Семьи Ростовых и Болконских. (Слово группе).

Вывод. В произведении Толстого Дом выступает как носитель традиций семьи, норм жизни, формирующих духовный мир детей. Два дома, Ростовых и Болконских, отражают особую атмосферу семьи, стиль жизни каждой. Любая деталь в описании дома приоткрывает характер, сокровенную суть личности.

(табличка с надписью «Дом – отец, мать, семья, поддержка, духовное пристанище»)

Образ Дома в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Что вкладывает Чехов в понятие «Дом»? (слово группе).

Вывод. В последней пьесе Чехова, вобравшей пророческие предчувствия автора о «нелегкой судьбе родной страны», Петя Трофимов произносит фразу: «Вся Россия наш сад». В этом же смысле чеховские герои употребляют другое заветное слово: Любовь Андреевна, оставляя имение, уезжая в Париж, обращается к живому, родному существу: «Прощай, милый дом, старый дедушка». И Аня, навсегда расставаясь с привычным, устоявшимся бытом, восклицает: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!» Образ родного дома в творчестве Чехова ассоциируется с Россией, её укладом, её судьбой.

(табличка с надписью «Дом – Россия»)

- Что же будет с русским домом после ударов топора в «Вишневом саде»? Неужели русская литература навсегда прощается со своим Домом? (Такое ощущение действительно могло появиться, читая «Тихий Дон» Шолохова). Если бы не рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Изба», который появился в 1999 году.

- Рассказ Распутина занимает 20 страниц журнального текста. Можно ли сказать, что он «маленький»?

- Что вкладывает писатель в название рассказа? Дайте все толкования смысла заглавия? (Чтение эпизода «Описание избы». Чем оно необычно?)

(таблички с надписью «Дом – жилище, хоромина, где живет героиня»; «Дом – род, династия»)

- Можно ли сказать, что в образе главной героини – Агафьи – воплотился русский национальный характер? Какие черты, по вашему мнению, составляют его основу?

(описание внешности Агафьи напоминает иконописный образ, лик иконы, что говорит о её святости, терпеливости, смиренности).

- Чтобы понять, что заставляет Агафью переезжать на новое место, нужен исторический комментарий. (Инд. зад. Кратко рассказать о строительстве Братской ГЭС, о гигантских задачах дать электроэнергию всей Восточной Сибири, о строительстве новых городов, о переселении и затоплении «береговых деревушек» Ангары, в одной из которых жила и Агафья.)

- Прочитайте эпизод, как Агафья ставила избу на новом месте. Это повествование очень близко подходит к житию Сергия Радонежского.

Житие –

(Презентация «Житие Сергия Радонежского»). Вспоминаются слова Ф.А. Абрамова из романа «Дом»: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет».

- Прожила Агафья в избе 19 лет. Но и после смерти Агафьи не рвется кровная связь избы и её хозяйки. Изба – напоминание людям о силе народного духа, о вере в золотые руки и золотые сердца русских крестьян. Дом, над которым нависла смертельная опасность, хранит достоинство, не сдается.

- Если бы вам предложили сформулировать национальную идею на материале рассказа, которую мучительно ищет наше общество, какой она была бы?

- Группе художников предложили создать Модель своего дома.

Д/З Сочинение-миниатюра. Как через описание дома раскрывается духовный мир Агафья?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Братская ГЭС

Слайд 2

Житие преподобного Сергия Радонежского

Слайд 3

Житие — я; ср. 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. Изложение наиболее значительных фактов жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Житие — я; ср. 1. Жизнеописание какого-л . святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского. 2. Разг. = Жизнь

Слайд 4

«И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе… Построили двенадцать келий… »

Слайд 6

«Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келий, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь, был для всех как купленный раб. И плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок, имел силу противу двух человек».

Слайд 7

Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время — простым ли людям, или князю. " Странноприимство " ведь традиция давнишняя самого преподобного, вынесенная еще из мира, от родителей . Троице-Сергиева Лавра В России название Лавра употребляется в смысле большого монастыря, богатого и знаменитого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок "Война 1812 года в русской литературе и в судьбах русских писателей"

В работе упоминаются основные события войны 1812 года, произведения русской литературы первой половины 19 века, в которых есть упоминание о войне 1812 года....

Конкурс знатоков права "Вместе сквозь года"

данный материал был создан для проведения конкурса для старшеклассников "Подросток и закон", посвященный 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России....

Танцевальная музыка сквозь года

это урок, о танцевальной музыке от Борокко до наших дней. Все развитии танца....

Танцевальная музыка сквозь года

Урок о танцах начиная от борокко до наших дней....

РУССКИЙ ДОМ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА

Урок проводится с применением ТРКМЧП. Изучение рассказа В.Распутина "Изба", обобщение материала по данной теме на примере произведений А.Чехова, М.Булгакова, А. Солженицына....

Система В.Ф. Шаталова: взгляд сквозь годы.

Методики "педагогов-новаторов" и в частности В.Ф. Шаталова - это прорыв в будущее, это энергетический всплеск, придающий дополнительные  силы, это мощный способ объединения вселенной.[[{"type":"m...

Урок мужества "Афганистан к нам тянется сквозь годы"

Сценарий урока мужества, посвященного выводу войск из Афганистана "Афганистан к нам тянется сквозь годы"...