Главные вкладки

    Анализ рассказа "Матренин двор" А И Солженицын
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Чернова Юлия Георгиевна

    Анализ рассказа "Матренин двор" А И Солженицын

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon solzhenitsyn_matrenin_dvor.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА УРОКА:   «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

                               (по рассказу А.И.Солженицына                                                                                                                                                                             «Матрёнин двор»).

    ЦЕЛИ УРОКА:

    • помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
    • «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
    • выяснить, какие качества  позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.

                            Эпиграф к уроку:

            До конца,

    До тихого креста

            Пусть душа

    Останется чиста!

            Н. Рубцов.

    МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

    • рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;
    • портрет писателя;
    • аудиозапись рассказа «Матрёнин двор»;
    • мультимедийная презентация по теме урока.
    • печатная таблица «Способы создания образа героя».        

                                                ХОД УРОКА.

    1.Вступительное слово учителя.

    Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

    - Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

    - Я ищу человека, - ответил Демосфен.

    Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

    - Человека, - снова ответил Демосфен.

     - Человека? Это кого: меня, его, а может быть,  вон того.., - засмеялись  жители Афин.

    - Я ищу человека…

       - Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

     ( Помните, что при ответе на вопросы вы берете се6е жетоны, по количеству которых будет выставлена оценка в конце урока).

    - Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

    Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

    2. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)

    Работа с эпиграфом (записать в тетрадь – проверка в конце урока).                             - А что такое эпиграф? Для чего он нужен?  

    - В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

    3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

    - Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №2 - №4 ) Посмотрите (слайд  №5 ), какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?

    - Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

    4. Работа с текстом произведения.

    Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

       Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6)

     Сл. раб. – нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой. (Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы  и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).

    - Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

    - Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит?  Как объясняет причину отказа?

    Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

    - Чем же старая  крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

    - Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица)

    Отвечать будете по группам.

    5. Работа в мини-группах, каждой -  карточка с заданием

                                                                                                (карточки прилагаются)

    - Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.

    - Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич?

     Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

    - Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?  

    - На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

    - На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

    Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

    - Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

    -  Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини?    (заполняется вторая колонка тетради)

    «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

    - В чем особенность речи героини?

    Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

    - Проследите за речью героини.  В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

    - Приведите примеры использования  ею просторечной, диалектной лексики.

    - Как характер Матрены раскрывается в её речи?

    - Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

    4 гр. Отношение к православной вере.

    - Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

    - По  каким христианским заповедям живет героиня?

    - Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

    Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

    - Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

    - Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

    - В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

    - Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

    - А к ней как относятся  окружающие?

    Карточка: 6 гр.Отношение окружающих к героине.

    - Как к Матрене относятся окружающие:

    - родные,

    - соседи,

    - правление колхоза?

    - «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини  рассказывает автор?

    Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

     - Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

    Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

    Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

    6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

    Инсценирование эпизода.

     Важную роль  в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

    - Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому  эпизоду из жизни Матрены? Почему?

    - Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини? Как называется такой прием в литературе?                                                                                                               (психологизм) – вторая колонка тетради

    7. Работа с учебником.

    И еще один прием, с которым мы встречаемся впервые,  использует автор в описании героини. Откройте стр. 323 учебника, прочитав со слов  «Обратив внимание…», сделайте вывод: что лежит в основе этого литературного приема? (част. НЕ, какая она? А отрицает ли автор? Нет утверждает.)

    «Утверждением через отрицание» называется этот прием (тетрадь)

    Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей».

     

    - Каковы причины гибели Матрёны?

    Вот и не стало Матрёны.  «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

    - Как относятся к её смерти в деревне?

    И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с  Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

    И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

    8. Анализ финала рассказа. Звучит аудиозапись финала рассказа в прочтении самого автора.

    - Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9) 

    Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

    - Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей?  (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

    - Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

    - Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

    Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

    Дом. зад. (слайд №11)

    9. Итог урока.

    А итогом нашего занятия  будет песня  в исполнении учениц, которая,

    по-моему, созвучна теме  (слайд №12)

    10. Дом. задание вы получили; посчитав жетоны, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

    1 гр. Интерьер как способ создания характера.

    - Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

    - На какие важные детали в описании избы обращает наше внимание автор?

    - Кто населяет избу Матрены?

    ______________________________________________

    2 гр. Портрет как способ создания характера.

    - Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

    -  Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини?

    ______________________________________________

    3 гр. Речь как способ создания характера.

    -  Проследите за речью героини.  В чем особенность её речи? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

    - Как характер Матрены раскрывается в её речи?

    ______________________________________________

    5 гр. Жизнь и быт Матрены.

    - Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

    - Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

    - В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

    ______________________________________________

    6 гр. Отношение окружающих к героине.

    - Как к Матрене относятся окружающие:

    - родные,

    - соседи,

    - правление колхоза?

    - «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини  рассказывает автор?

    _____________________________________________

    4 гр. Отношение к православной вере.

    - Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

    - По  каким христианским заповедям живет героиня?

    3. История создания рассказа.

    Рассказ «Матренин двор» во многом автобиографичен и достоверен.

    Какова же история создания рассказа? (инд. зад.)

    (Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году, вышедший в свет в 1962, имеет автобиографическую основу.  Солженицын вспоминал:  «Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево, Курловского района, Владимирской области». Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии («на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани»). Точно определены временные рамки описываемых событий  

    (лето – осень 1956 –го и зима 1957 годов) и место действия – Владимирская область.

    Исходное название рассказа, данное Солженицыным, – «Не стоит село без праведника».

     А вот окончательное дал А.Т.Твардовский ради публикации по цензурным соображениям.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор».

    Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа....

    Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

    В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

    Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

    В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

    В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

    Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

    Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

    Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"

    Разработка конспекта урока  литературы для 11 класса.Тема урока:  «Анализ   рассказа  А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»Конспект  открытого урока  в ...