ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Дробкова Елена Львовна

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Уровень владения компьютерными технологиями и имеющиеся навыки работы старшеклассников позволяют найти новый подход к анализу литературного произведения. Нами подготовлен и реализован интегрированный урок по информатике и литературе : «Использование информационных технологий при анализе рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»»

Для реализации задуманного класс делится на 4 группы с учётом психологических особенностей обучающихся.

 Каждой группе подготовлено рабочее место :

 -компьютерное : с материалами для работы, организованными в папке на рабочем столе;

- штабное : для  распределения заданий, общения в группе.

Группа 1 :

Представить замысел, историю создания и публикации рассказа. Определить жанрово – композиционные особенности произведения. Назвать прототипов главного героя.[1]   Найти значение имен Иван, Денис, используя это, объяснить выбор имени главного героя.

Работу связать с поиском данных в сети Интернет.

Отчёт для общего обсуждения представить в виде презентации.

Группа 2 :

1)    Составить характеристику главного героя по опорным словам, заполнив таблицу (в таблице заполняется количество использований автором предложенных опорных слов: дом, деревня, работа, крестьянин, труд,  плен, задание  и т.д.,)[3].

2)    Составить диаграмму, используя литературный приём автора «цветовая символика» :

- сколько раз в тексте встречаются : голубой, синий (1), жёлтый (2), зелёный (5), белый (26), чёрный (20), красный (17)  Сделайте вывод : какие тона отсутствуют, доминируют, почему?

Группа 3 :

Аналитическая работа по системе персонажей :

-  в виде схемы представить систему персонажей в рассказе : надзиратели, зэки, бригадиры, шакалы, стукачи (с примерами); [4]

- определить место главного героя в этой системе.

Представить результат в виде презентации с триггерами.

Группа 4 :

1)    Проанализируйте статистические данные проведённого ранее опроса ребят 8, 9 классов : «Что такое счастье?», обучающихся в нашей школе;

2) Проведите опрос ребят вашей группы :

- что значит для Вас счастье (в количестве 3-5);

3) Продумайте, в чём состояло счастье Шухова. [2]

Проведите параллели, используя название рассказа : «Один день …».

Полученный анализ представьте в виде диаграммы или графика.

Предложенные задания охватывают весь спектр работы с приложениями Microsoft Office, а также приёмы анализа литературного произведения, учат старшеклассников находить новые возможности реализации навыков владения компьютерными технологиями.

Технологическая карта – это современный, удобный для учителя способ проектирования урока, таблица, позволяющий структурировать урок по выбранным параметрам. Именно поэтому свою работу мы планировали в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_informatike_i_literature.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ :

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

Дробкова Е.Л., учитель физики и информатики;

Данилова О.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

города Обнинск

тел./факс (48439)6-67-27

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Уровень владения компьютерными технологиями и имеющиеся навыки работы старшеклассников позволяют найти новый подход к анализу литературного произведения. Нами подготовлен и реализован интегрированный урок по информатике и литературе : «Использование информационных технологий при анализе рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»»

Для реализации задуманного класс делится на 4 группы с учётом психологических особенностей обучающихся.

 Каждой группе подготовлено рабочее место :

 -компьютерное : с материалами для работы, организованными в папке на рабочем столе;

- штабное : для  распределения заданий, общения в группе. 

Группа 1 :

Представить замысел, историю создания и публикации рассказа. Определить жанрово – композиционные особенности произведения. Назвать прототипов главного героя.[1]   Найти значение имен Иван, Денис, используя это, объяснить выбор имени главного героя.

Работу связать с поиском данных в сети Интернет.

Отчёт для общего обсуждения представить в виде презентации.

Группа 2 :

  1. Составить характеристику главного героя по опорным словам, заполнив таблицу (в таблице заполняется количество использований автором предложенных опорных слов: дом, деревня, работа, крестьянин, труд,  плен, задание  и т.д.,)[3].
  2. Составить диаграмму, используя литературный приём автора «цветовая символика» :

- сколько раз в тексте встречаются : голубой, синий (1), жёлтый (2), зелёный (5), белый (26), чёрный (20), красный (17)  Сделайте вывод : какие тона отсутствуют, доминируют, почему?

Группа 3 :

Аналитическая работа по системе персонажей :

-  в виде схемы представить систему персонажей в рассказе : надзиратели, зэки, бригадиры, шакалы, стукачи (с примерами); [4]

- определить место главного героя в этой системе.

Представить результат в виде презентации с триггерами.

Группа 4 :

  1. Проанализируйте статистические данные проведённого ранее опроса ребят 8, 9 классов : «Что такое счастье?», обучающихся в нашей школе;

2) Проведите опрос ребят вашей группы :

- что значит для Вас счастье (в количестве 3-5);

3) Продумайте, в чём состояло счастье Шухова. [2]

Проведите параллели, используя название рассказа : «Один день …».

Полученный анализ представьте в виде диаграммы или графика.

Предложенные задания охватывают весь спектр работы с приложениями Microsoft Office, а также приёмы анализа литературного произведения, учат старшеклассников находить новые возможности реализации навыков владения компьютерными технологиями.

Технологическая карта – это современный, удобный для учителя способ проектирования урока, таблица, позволяющий структурировать урок по выбранным параметрам. Именно поэтому свою работу мы планировали в виде технологической карты.

ПРЕДМЕТ

Интегрированный урок информатики и литературы

КЛАСС

11 класс

ФИО УЧИТЕЛЯ

Елена Львовна Дробкова, учитель физики и информатики МБОУ «СОШ №5»

Ольга Владимировна Данилова, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ №5»

ТЕМА УРОКА

Использование информационных технологий при анализе рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

ТИП УРОКА

Урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности)

ЦЕЛЬ УРОКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ :

- познакомить обучающихся с историей создания рассказа, с его жанрово – композиционными особенностями с использованием ИКТ и Интернет – компетентностей;

РАЗВИВАЮЩАЯ :

- активизировать  коммуникативную, речевую, ИКТ и Интернет компетентности обучающихся;

- выделить особенности художественного мастерства писателя с использованием компьютерного анализа текста;

- определить взаимосвязь поставленной проблемы и выбора способов их решения;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ :

- воспитывать культуру взаимодействия поведения при работе в малых группах, и организация индивидуальной работы;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине через творчество А.И. Солженицына;

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ :

-  понимание требований современного информатизированного общества;

- сохранение собственного видения проблемы и выбора способа её решения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

поиск информации в тексте, Интернете; создание презентации, работа с опорными словами, создание схемы, защита проекта, ассоциативная цветовая символика, построение диаграммы, гиперссылка

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

- формирование представления о роли информатики для развития других наук, техники и технологий (т.е.развивать «информационный» взгляд на окружающие предметы, объекты, явления, процессы);

- формирование умений применения имеющихся теоретических знаний для решения практических задач с содержанием литературного произведения;

- формирование  осознания необходимости применения достижений информатики и информационных технологий для рационального анализа текста. 

- формировать умения анализировать большой объём информации, представленной в различных видах, делать выводы;

- формировать умение преобразовывать полученные статистические данные и представлять их в виде схем, презентаций, диаграмм, таблиц;

- формировать умение анализировать литературное произведение средствами ИКТ компетенций.

-воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, через творчество  А. И. Солженицына;

- развитие умений работать в группах;

- воспитание ответственности, умения отстаивать собственную точку зрения;

- развитие способности в любых жизненных условиях оставаться личностью, не терять чувства собственного достоинства.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ СРЕДСТВА ИКТ

текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, графические пакеты, технологии работы в сети Интернет

НАЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ

наглядное представление найденной информации по запросам, сопровождение выступления и защиты мини - проекта

АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПК с системой Windows XP, программным приложением Microsoft Office, Internet Explorer

ЦЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ

ФОУД*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационно – мотивационный этап урока

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-

-

-

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, организуются к уроку

Планируемый результат:

Старшеклассники готовы психологически , эмоционально к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний.

Формулирование темы и постановка задач урока

Ребята знакомы со многими возможностями использования компьютерных технологий. На данном уроке им предложено использовать имеющиеся знания и умения для проведения анализа литературного произведения. Тема урока : «Использование информационных технологий при анализе рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Объяснительно – иллюстративный : вступительная  беседа с показом вводной презентации

Ф

Организует диалог с обучающимися, подводит их к формулированию темы урока, уточняет понимание учащимися поставленной цели урока,  представляет вывод на экране.

Формулируют цель и проблему урока, определяют тему урока и записывают её в тетрадь.

Планируемый результат :

Сформирована «стартовая» мотивация к новому способу действий

  1. Планирование деятельности на уроке. Психологическая подготовка к различным видам деятельности

Подготовить группы обучающихся для решения блоков заданий.

Каждой группе составить алгоритм действий по заданию

Для реализации задуманного класс делится на 4 группы. Каждой группе подготовлено рабочее место :

-компьютерное : с материалами для работы, организованными в папке на рабочем столе;

- штабное : для  распределения заданий, общения в группе 

Группа 1 :

Представить замысел, историю создания и публикации рассказа. Определить жанрово – композиционные особенности произведения. Назвать прототипов главного героя.   Найти значение имен Иван, Денис, используя это объяснить выбор имени главного героя.

Работу связать с поиском данных в сети Интернет. Отчёт для общего обсуждения представить в виде презентации.

Группа 2 :

  1. Составить характеристику главного героя по опорным словам, заполнив таблицу (в таблице заполняется количество использований автором предложенных опорных слов: дом, деревня, работа, крестьянин, труд,  плен, задание  и т.д.,).
  2. Составить диаграмму, используя литературный приём автора «цветовая символика» :

- сколько раз в тексте встречаются : голубой, синий (1), жёлтый (2), зелёный (5), белый (26), чёрный (20), красный (17)  Сделайте вывод : какие тона отсутствуют, доминируют, почему?

Группа 3 :

Аналитическая работа по системе персонажей :

-  в виде схемы представить систему персонажей в рассказе : надзиратели, зэки, бригадиры, шакалы, стукачи (с примерами);

- определить место главного героя в этой системе.

Представить результат в виде презентации с триггерами.

Группа 4 :

  1. Проанализируйте статистические данные проведённого ранее опроса ребят 8, 9 классов : «Что такое счастье?», обучающихся в нашей школе;

2) Проведите опрос ребят вашей группы :

- что значит для Вас счастье (в количестве 3-5);

3) Продумайте, в чём состояло счастье Шухова.

Проведите параллели, используя название рассказа : «Один день …».

 Полученный анализ представьте в виде диаграммы или графика.

Методы стимулирования и организации учебно – познавательной деятельности : создание ситуации новизны, учебные дискуссии;

  Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и освоению нового материала;

Ф, Г

Проводит параллель с ранее изученным материалом, распределяет обучающихся по группам, учитывая психологические особенности и интересы обучающихся, предлагает задания для групп, создаёт эмоциональный настрой на решение группами поставленных задач

Формируют навыки взаимодействия в группе:

- распределяют функции каждого участника группы;

- разрабатывают алгоритм действия всей группы и каждого участника.

Планируемый результат :

Сформированы ученические группы для дальнейшей работы, разработан алгоритм дальнейших действий.

  1. Первичная проверка понимания

Проверить правильность составленных алгоритмов действий обучающихся

Каждая группа начинает выполнять работу по намеченному плану, по надобности используя консультативную помощь учителя.

Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков.

Г

Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Контролирует выполнение работы, отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке, при необходимости, подводит обучающихся к выводу.

Представляют план действий по решению поставленной учебной задачи по группам.

Планируемый результат :

Учителем проверен алгоритм дальнейших действий обучающихся.

  1. Применение знаний и способов действий

Применить имеющиеся навыки к решению поставленных задач.

Каждая группа выполняет работу по намеченному плану, пользуясь  программным приложением Microsoft Office, Internet Explorer.

Частично – поисковый метод.

Г, И

Организует взаимопроверку в группах, контролирует вовлечённость каждого обучающегося в работу, по необходимости, консультирует.

Выполняют задания, анализируют результаты, общаются в группах, высказывают и доказывают собственное мнение, находят необходимую информацию, выполняют действия в соответствии с поставленной задачей.

Планируемый результат :

В работу включены все участники группы. Пользуясь имеющимися знаниями и навыками, ребята выполнили задание групп.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Обобщить и систематизировать знания каждой группы обучающихся, полученные в ходе выполнения задания, зафиксировать новые знания.

Каждая группа перед всем классом представляет и защищает свою работу.

Метод устного изложения знаний учениками и активизация познавательной деятельности обучающихся

Ф

Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности групп обучающихся.

Представляют результаты проделанной работы : демонстрируют слайды презентации, схемы, построенные диаграммы.

Формулируют выводы.

Планируемый результат :

Каждая группа представляет свою работу.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.

Цветорефлексия внутри группы и межгрупповая.

Метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.

Ф

Связывает результаты урока с его целями.

Анализируют конечный результат своей работы и вклад в работу каждого участника группы.

Планируемый результат :

Поставленные цели урока достигнуты.

  1. Оценивание действий обучающихся

Оценить выступление каждой группы обучающихся и отдельно деятельность каждого ученика.

Участники каждой группы заполняют оценками таблицу результатов.

Метод контроля и самоконтроля учебной деятельности.

И

Высказывает своё мнение о работе обучающихся, даёт оценку деятельности каждой группы.

Высказывают своё впечатление от урока. Оценивают каждого участника группы и работу групп в целом, отмечают что получилось, что не получилось и почему.

Планируемый результат :

Обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

  1. Домашнее задание

Закрепить полученные знания

Написать эссе по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Практический метод

И

Освещает основные вопросы для отражения в работе.

Используя полученные знания и записи в тетрадях, выполняют творческую работу.

Планируемый результат :

Новые знания помогли в написании творческой работы.

Список используемой литературы.

  1. Агеносов В.В. Русская литература XX века. Поурочные разработки. – М.: Дрофа, 2009.-186с.
  2. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. –М.: ВАКО, 2011.-384с.
  3. Косивцова Л.И.  Литература 11 класс. -Волгоград. :Учитель, 2011. – 123с.
  4. Солженицын А.И. «http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/ivandenisych.txt» Один день Ивана Денисовича


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"

Разработка конспекта урока  литературы для 11 класса.Тема урока:  «Анализ   рассказа  А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»Конспект  открытого урока  в ...

Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...

«Остаться человеком» (По рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Анализ рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"...