«Остаться человеком» (По рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Гармаева Зоя Санжиевна

Анализ рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l10.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Остаться человеком»  (По рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель

Анализ рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Анализировать  содержание  произведения,  давать характеристику герою

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению творчества писателя; способность к самооценке. формирование критического отношения к действительности

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Межпредметные связи

 Обществознание, история.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Форма организации

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование

Потрет А.И. Солженицына, презентация, карточки для ролевой дискуссии с названиями ролей и функциями участников

Учитель, школа

        Гармаева З.С. МАОУ «Бурятская гимназия№29»

Этапы урока

Деятельность учителя

Результаты

I. Орг.момент-

Приветствие.

Включение в учебный процесс

II.

Постановка темы и целей урока.

Свет истины далёк, как свет звезды,

Не каждого к себе он приближает.

Сквозь снег видны намёки борозды,

Земля стыдливо плечи обнажает.

А истина итак всегда нага,

И непритворна, и прекрасна,

Кому-то до неё лишь два шага,

Кому-то бесконечное пространство.                                                                                                          

1. Целеполагание.

В чём связь данного стихотворения и повести А.Солженицына?   Свет истины, действительно, далёк, как свет звезды. Правда настолько проста, что люди порой её не замечают; чтобы постичь глубину истины, нужно сделать всего два шага, но не все понимают это. Человек сам делает выбор.

Что самое главное в любом выборе? ( остаться человеком).Прочитайте и эпиграф, сформулируйте цели урока, исходя из домашнего задания.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование темы и целей

2. делать выводы, обобщения;

III. Вступительное слово учителяю

Жизненная и литературная судьба Солженицына известна. Она совпадает с судьбами миллионов. В мирное время – студент, в военное – солдат и командир победоносной армии, а потом, при новом взмахе сталинских репрессий, - заключённый. Его судьба - судьба миллионов.

1953 год. Сталин умер. Исподволь, осторожно приподнимается завеса над трупами невинно замученных и приоткрываются тайны сталинского режима. И тут на историческую сцену выходит писатель. История поручает Солженицыну, вчерашнему лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его товарищами.

Так страна узнала историю Ивана Шухова – простого русского труженика, одного из миллионов, которого поглотила страшная, кровожадная машина тоталитарного государства.

Попробуем и мы с вами по рассказу Солженицына  сложить картину лагерной жизни и понять, что помогало людям выжить в то непростое время.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию, делать выводы, обобщения;

IV. Работа по теме.

 

Закрепление.

  1. Работа в группах.

Первая группа. Нарисовать все реалии лагерной жизни.

Вторая группа. Солженицын вскользь пишет о «придурках», «шестёрках», «шакалах» - всего по одному предложению, порой их фамилии или имена говорят больше: Волковой, Шкуропатенко, Фетюков. Однако писателя больше интересует не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключённых, которые непосредственно связаны с главным героем.- Кто они?

Третья группа. Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына?

Возможные варианты ответов:

«…Шухову крепко заполнились слова первого бригадира Кузёмина….:

- Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать»

« Не считая сна, лагерник живёт для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином»

«..Цезарь курил…Но Шухов не стал прямо просить, а остановился рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него»

«Шухов уже сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился…»

«…а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает…»

«Тоже вот и нож – заработок. За храненье его – ведь карцер»

«К Шухову деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьёшь из тряпок давальца – два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору…»

Вывод. Вот уже восемь лет Иван Денисович сидит. Он знает, что следует не опускаться, сохранять достоинство, не быть «придурком», не стать «шакалом», не попасть в «шестёрки», что о себе он должен позаботиться сам, проявив и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку.

Учитель. Что объединяет всех этих людей: бывшего крестьянина, военного, баптиста….

Возможный вариант ответа:

Все они вынуждены постигать дикие нравы и законы сталинской адской машины, стремясь обязательно выжить, но не утратить человеческого облика.

Учитель. Что помогает им не опуститься, не превратиться в животное?

Возможный вариант ответа:

Каждый из них имеет свой стержень, свою нравственную основу. Они стараются не возвращаться к мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, не суетиться, строго рассчитывать каждый свой шаг, чтобы выжить, чтобы сохранить себя для будущей жизни, ведь надежда ещё не угасла.

Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока «…и чем дальше, тем крепче держался…». Теперь, зная довольно много о героях повести, объясните, как вы понимаете это выражение. К кому, по-вашему, его можно отнести в первую очередь?

Учитель. Попробуем объяснить и вторую строчку эпиграфа. Чьи это слова и как вы их понимаете?

Вывод. Иван Денисович продолжает плеяду героев классической русской литературы. Можно вспомнить героев Некрасова, Лескова, Толстого…чем больше выпадало на их долю испытаний, страданий, лишений, тем крепче духом они становились. Можно ли сопоставить его с праведником?

«Праведник  - человек, который живет праведной жизнью, ни в чём  не погрешающий против правил нравственности»Так Шухов старается выжить там, где ничего этому не способствует, мало того старается сохранить себя не только физически, но духовно, потому что потерять человеческое достоинство – значит погибнуть. Но герой вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни, иначе не выжить, об этом и говорит нам вторая строчка эпиграфа.

2. Закреление. Ролевая дискуссия.

Учитель выступает в  в качестве организатора и распределяет роли в группе, о назначеннной роли не должны знать ни зрители, ни другие участники дискуссии.

Задача зрителей (учащихся, выступающих в роли наблюдателей) – определить, кто какую роль играет, оценить убедительность аргументов.

Инициатор - захватывает инициативу с самого начала и отстаивает свою точку зрения с помощью аргументов и эмоционального напора.

Спорщик  -  встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.

Соглашатель -  выражает своё согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему.

Оригинал - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения

Организатор (учитель или подготовленный ученик) - стремится к тому, чтобы выступили  все участники, побуждает  их высказываться, задает уточняющие вопросы.

Молчун –  всячески избегает прямого ответа на вопрос, никто не должен понять какой точки зрения он придерживается.

 Вопрос для обсуждения:  «Кряхти да гнись…а упрёшься – переломишься..» -прав ли Шухов?

Возможные ответы и направление дискуссии. Разговор, конечно, идет и о том, как  страдали осужденные, но Шухов-рассказчик  ненавязчиво показывает нам, почему ему удается выжить, удается оставаться человеком. Шухов сохранил достоинство, он сумел в адских условиях, несмотря на обиду и несправедливость, остаться человеком, сохранив то, что на досмотре не отнимешь – ценности духовные (совестливость,  человеческое достоинство). Он не доносит на солагерников, не вылизывает чужие тарелки, не унижается из-за табака. Выжить и сохранить человеческое достоинство    ему помогает работа. Да, пусть каторжная, но работа.

Важно сопоставить образ Шухова и кавторанга Буйновского, который за свои выпады и сопротивления попадает в карцер, а также героев, утративших человеческое достоинство (Волковой, Шкуропатенко, Фетюков).

Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить «любой ценой», но, все же, не ценой утраты души, или духовного омертвления. Поэтому многим осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою жизнь и живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми мерзостями» лагерного бытия. «Душа и колючая проволока». И в этом величие души человека за колючей проволокой! «…и чем дальше, тем крепче держался…»В этом моральная победа зека-одиночки над всесильным тоталитарным режимом.

Личностные результаты:

1. развитие интереса к творчеству писателя, к истории своей страны, формирование культуры поведения в заданной ситуации.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности, формирование умение вести диалог в соответствии с поставленной задачей

2. Освоение способов совместной деятельности.

Регулятивные УУД: умение работать в группе

V. Подведение итогов. Рефлексия

 Беседа с классом:

-Определите роли участников дискуссии, оцените их высказывания.

Чья точка зрения, по вашему мнению, была наиболее убедительной? Отметьте удачные аргументы. Что можно добавить?

-Кто же виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей?

 (Нет возможности заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере « качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними – это не просто ошибки, это продуманная система репрессий – трагедия целого поколения. Трагедия государства.)

Вот уже несколько лет нет с нами великого классика современности, Александра Исаевича Солженицына. Но его жизнь, его судьба, его произведения всегда останутся для нас символом правды, справедливости, патриотизма. Он верил в свой народ. Он верил в счастливое и свободное государство.

Личностные результаты:

1. Формирование критического  отношения к действительности, стремления быть справедливыми и честными людьми.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:1. 2. самостоятельно делать выводы;

VII. Д\з

Сформулируйте главную мысль рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича. Напишите свои раздумья в тетрадь .

Личностные, коммуникативные Регулятивные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...

Урок в 11 классе по литературе "Остаться человеком" (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

Урок в  11 классе по литературе"Остаться человеком"(по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Остаться человеком..." (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" - "ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ..."...