Опора на знание родной истории при изучении древнерусскрй литературы 6-7 класс
статья по литературе (6, 7 класс) на тему

Излагаются взгляды учителя на преподавание древнерусской литературы, на особенности восприятия древнерусского языка учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opora_na_znanie_rodnoy_istorii.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

МИРКИНА М. А. Учитель РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ДОКЛАД на методическом объединении в ЦО № 1 от 14.02. 2014 г.

Опора на знание родной истории

при изучении древнерусской литературы в 6 - 7 классах

Произведения древнерусской литературы разбросаны по всей школьной программе. Знакомство с ними начинается в 6 классе, когда ученики еще почти ничего не знают о древнерусской истории, за исключением иллюстративных сведений, полученных в 5 классе. Наибольшее число произведений древнерусской литературы содержит программа 6 - 7 классов. Это, в основном, фрагменты Повести временных лет. Без опоры на дополнительные сведения из истории россии воспринимаются как нечто чужеродное, вызывают отторжение и непонимание, плохо откладываясь в сознании учащихся, и не находя своего места в рамках определенной системы знаний. Для того чтобы говорить о древнерусской литературе, мы должны выяснить ее периодизацию и соотнести время написания ее произведений с тем, что в это время происходит в истории России, должны выяснить на каком языке написаны произведения древнерусской литературы и в чем его отличие и сходство с современным русским языком, каковы принципы литературного творчества того времени, на какую систему нравственных и культурных ценностей опираются древнерусские писатели, какую цель они преследуют при написании своих текстов, как живут в это время люди, какова система управления государством и структура общества, каково отношение к женщинам и детям и т.д. На уроках литературы я стараюсь знакомить учеников с общей исторической картиной древнерусского периода. Трудности такого подхода в том, что школьная программа не предполагает изучения сведений по истории Древней Руси в 6 - 7 классах и нет распространенных и легко доступных материалов для учащихся,расширяющих их кругозор. Поэтому приходится адаптировать и излагать в доступной форме научные работы по истории Древней Руси.

При изучении фрагментов Повести временных лет с шестым классом  я

столкнулась  с  непониманием,  что Повесть изначально была написана не

как литературное произведение,  а как исторический источник для знания

истории  в  то  время,  и является повестью в самом отвлеченном смысле

этого понятия.  При изучении "Повести о Петре и Февронии"  ученикам  7

класса  трудно было понять,  что это тоже не совсем повесть,  а скорее

житие.  Тяжело вызвать интерес к Поучениям Владимира Мономаха, которые

воспринимаются  учениками как архаичные и абстрактные и часто смысл их

вовсе теряется.  Приходится актуализировать вечные нравственные нормы,

переводить и комментировать их на Понятном школьникам языке.  В целом,

привлечение исторических сведений мне кажется продуктивным и обогащающим кругозор и нравственное сознание учеников. 



. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы в старших классах

В данной статье мне бы хотелось рассказать о крупицах своего опыта, своих наблюдениях по нравственному воспитанию учащихся на материале нескольких произведений классической и современной литературы. Д...

ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Статья дает  обзор современной литературы, характеризует основные направления литературы конца 20 - начала 21 века....

« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...

Дидактический материал к изучению курса "Литература родного края» 9 класс

Предлагаемая  разработка  « Дидактический материал к изучению курса« Литература родного края»   окажет действенную помощь учителю-словеснику в изучении  данного курса....

Статья "Изучение современной литературы в старших классах"

Статья посвящена исследованию современной литературы в старших классах средней школы....

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...