ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
статья по литературе (11 класс) на тему

Скажутина Лариса Николаевна

Статья дает  обзор современной литературы, характеризует основные направления литературы конца 20 - начала 21 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_skazhutinoy1.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Скажутина

НОУ  школа-интернат №26

ОАО «РЖД»  ст. Нижнеудинск

ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ.

С текущего учебного года в школьные выпускные экзамены  было возвращено сочинение. Выпускникам было предложено  написать свое рассуждение в одном из направлений:

Уже в самой формулировке направлений заложен философский аспект, что предполагает  у выпускника не только читательский опыт, но и наличие некоей личностной концепции, личностного мировоззрения. Но что же формирует сегодня мировоззрение выпускника? Хотелось бы ответить, что это литература, но, увы…  Читают современные молодые люди мало, классической литературе предпочитают литературу современную, в большинстве случаев массовую, модную.  И все же – читают! Н.Кофырин в статье «Новая русская литература XXI  века» пишет: «Чтобы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы найти эти книги, нужно прочитать сотни других».    И первостепенной задачей учителя становится изучение литературы XXI  века  и тщательный отбор авторов и произведений, которые будут интересны современному юному читателю, пробудят в нем тягу к чтению и разовьют литературный вкус.

        На развитие русской литературы в XXI веке, считает Дмитрий Петрович БАК,  оказывают  влияние три основных фактора: 

ПЕРВЫЙ ФАКТОР – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ. 

В России ежегодно выходит примерно 60 тысяч книг. Стоимость бумажных изданий растёт, трудности распространения и реализации увеличиваются. Бумажные книги не выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными копиями в Интернете. Электронные книги вытесняют массовые бумажные издания. Интернет сводит на нет тиражи печатных изданий, а значит, и доходы писателей. Профессия «писатель» постепенно исчезнет. Успех автора будет определяться не тиражами, а силой его идей. 

ВТОРОЙ ФАКТОР – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

Дальнейшее развитие интернета, приёмо-передающих, копирующих и считывающих устройств позволит иметь доступ к огромным источникам информации. Уже в ближайшем будущем литература будет существовать на электронных носителях, и с текстами читатель сможет ознакомиться всегда и везде. На смену печатным текстам приходят аудиокниги. Филологи уже отказались от разделения письменное и устное. Вместо «устного» говорят «звучащее» слово, «звучащая речь» и т. д.  Звучащее слово – особый феномен. Оно обладает особыми свойствами и колоссальными возможностями, по сравнению с написанным.  Текст постепенно вытесняет и видео. Всем известно, что чтение с экрана затруднительно – глаза устают. Экран монитора предназначен скорее для видео, чем для прочтения больших текстов. В то время как доверие к изображению ещё сохраняется, к печатному слову неуклонно падает, ведь  видеоролик позволяет более объёмно выразить не только свои мысли, но и чувства через изображение и музыку. А если в ролике используются ещё и спецэффекты, то это делает послание ещё более впечатляющим. Книга будущего будет представлять собой сложное творение, содержащее текст, фотографии, видео, аудиозапись и компьютерные спецэффекты. 

ТРЕТИЙ ФАКТОР – ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ 

Глобализация мира, с одной стороны, и потребительская идеология, с другой стороны, оказывают существенное влияние на облик потребителя современной литературы. Главное свойство человека ныне – быть потребителем. Поэтому книга всё более становится товаром и всё менее источником преображения. Чтобы быть воспринятой в мире, русская литература должна приспособиться к общемировым тенденциям и в то же время быть на уровне творений Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Чехова. Именно с русской литературой ассоциируется великая русская культура. Но должен, наверное, произойти некий социальный катаклизм, чтобы люди вновь ощутили потребность в литературе, затрагивающей вечные вопросы бытия. Полагаю, что в современной литературе можно выделить условно ДВА ТРЕНДА: литература, которая предлагает не думать («отправь мозги в отпуск»), и литература, которая предлагает задуматься (даёт пищу для души и ума). ПЕРВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ  отчётливо ориентирована на развлекательность, отдых, усладу для читателя (потребителя). Эта литература – бизнес, или часть бизнеса! Основная цель представителей данной литературы – заработать! ВТОРАЯ ТЕНДЕНЦИЯ – это литература духовного содержания (не путать с религиозной), которая предлагает задуматься над происходящим вокруг и в себе. Эта литература, если не полностью бескорыстна, то, во всяком случае, не является бизнесом, поскольку ставит своей целью не зарабатывание денег, а приобщение читателя к высшим идеалам человеческой культуры и образцам человеческой жизни. [ 2 ] Именно к этой литературе мы и должны приобщать современного подростка.

Современная литература прошла период становления и развития с 1985 года и до наших дней. Произведения В.Распутина («Пожар», 90г.), Ч.Айтматова («Плаха», 87г.), В.Астафьева  («Печальный детектив», 97г.) положили начало  «постсоветской» литературе. Исчезновение «соцреализма» в начале 1990-х годов и рост ностальгии по СССР в начале 2000-х годов повлекли за собой реабилитацию соцреализма (Александр Проханов. Роман «Господин Гексоген»). Постперестроечные годы актуализировали  анализ личности и среды. В произведениях постперестроечных авторов характеризуется информационная среда, развитие и засилье рекламы (Сергей Каледин  «Смиренное кладбище», «Стройбат», Олег Павлов «Казенная правда», Роман Сенчин «Минус»). Именно о постперестроечной литературе С.И.Чупрынин говорит следующее: «В споре физиков и лириков победили бухгалтеры. Может быть, как уверяют пессимисты, Виктор Ерофеев хоть и поторопился, но был, увы, прав, когда десятилетие назад объявлял поминки по русской литературе, и нам действительно пора прощаться если не с литературой, то с собственным, традиционным представлением о ней» [3].

Действительно, литература претерпевает изменения, во многом меняющие привычное представление о ней, как,  примеру, литература барокко или необарокко, в которой появляется изображение смещенного состояния сознания. Раньше это было табуировано в литературе, недопустимо, теперь же читатель может видеть  жестокую правду об обществе, призванную обнажить ложь, фальшь, приукрашивание действительности, лицемерие и демагогию, распространенные и в жизни, и в литературе социалистического реализма (Владимир Сорокин “Очередь” (1985), “Тридцатая любовь Марины” (1985), “Роман” (1994) и др.).  Г. Белая была права, называя “чернуху”, т.е. изображение исключительно низменного в человеческой жизни, одной из главных примет “другой” прозы [1].

Неореализм в русской литературе ХХ1 века рассматривается как литературное направление, включающее в себя неоромантическую и немодернистскую стилевые тенденции, которые возникли на общей реалистической основе. Это и Людмила Улицкая («Перловый суп»), и Марина Палей («Кабирия с Обводного канала», «Отделение пропащих»), и  Людмила Петрушевская (роман «Время ночь», «Свой круг»). Литература постмодернизма представлена такими авторами, как Т.Толстая, В.Ерофеев. Постмодернизм проповедует следующие  идеи: мир - несовершенный текст, нет иерархии смысла, да и сами автор и текст не нужны. Если нет смысла, наступает бессмыслица. «Дискус» - основной  термин постмодернизма.  В процессе творения  постмодернисты выискивают сюжеты, делают так называемые ремейка классики. Постмодернизму свойственны следующие приемы:

  • Перенос признаков от общего к частному.
  • Оценка состояния тупика.
  • Жизнь-иллюзия – это установочная идея.
  • Жизнь – это комбинация знаков. (Набоков «Король, дама, валет». Главные герои: Франц, Марта, Драйер . Первые буквы составляют аббревиатуру ФМД. Это инициалы известного писателя Ф.М. Достоевского. Татьяна Толстая,  «Кысь» - фамилии, совпадающие с едой: Хлебников, Караваева, Колбасьев, Сытин, Голодный или насекомые: Тараканова, Бабочкин, Жуков, Шмелев, Шершеневич. В.Пелевин,  «Ампир В» - название, вынесенное на обложку книги, Empire «V» можно перевести как «Империя V», также в нём обыгрываются слово «вампир» (в- ампир или v-empire ( англ.vampire)).

Наряду с этими направлениями продолжает развиваться и вызывать интерес читателей жанр литературной биографии. А.Варламов выпускает  книги о М.М.Пришвине. А.Грине, А.Н.Толстом, Г.Распутине, М.Булгакове. Дм.Быков  пишет свою книгу «Пастернак», Л.Лосев создает биографию «Иосиф Бродский»,  Дм. Новиков выпускает книгу «А.Блок», Алла Марченко в книге «Ахматова» отдает дань великой русской поэтессе, П.Басинский  пишет  «О Толстом». Обращение к биографии  классиков русской литературы неслучайно, так как общество  ищет свой духовный идеал, свой путь в новом веке. Об это как нельзя лучше свидетельствуют слова, сказанные на рубеже веков Владимиром Соколовым:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек,

И не надо мне прав человека –

Я давно уже не человек,

Я давно уже ангел, наверно…[6]

Поэзия Б.Ахмадулиной, Тимур Кибирова, Дм. Володинникова, Веры Павловой, Сергей Ганглевского, Леонида Володарского, Ирины  Ковалевой, Ивана Белокрылова лучшее тому подтверждение.

Но наряду с серьезной литературой  бурно развивается и развлекательная литература: Александра Маринина (детективный жанр), Дарья Донцова -  это  как раз тот самый  вариант литературы, призванный развлечь читателя. И нужно сказать, что такая литература пользуется популярностью в обществе, о чем свидетельствует тот факт, что Д. Донцова  стала лауреатом премии «Писатель года» в 2001, 2002, 2003 годах.,  Лауреатом премии «Бестселлер года» (учреждена газетой «Книжное обозрение») в 2002, 2003 годах, Лауреатом  премии торгового дома «Библио-Глобус» в номинациях «Автор года» и «Имя года» в 2002 году. Лауреат ежегодного открытого конкурса «Книга года» (Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации России) в номинации «Бестселлер года» в 2003 году. 5 марта 2003 года была заложена звезда в честь Дарьи Донцовой на литературной Площади звезд в Москве на Страстном бульваре. 24 июня 2005 года Дарье Донцовой был вручён общественный Орден Петра Великого 1-й степени с лентой за большой личный вклад и выдающиеся заслуги в области литературы. В 2006 и 2007 году Дарья Донцова признавалась «Писателем года». При изучении  литературы XXI века  выпускникам можно предложить подумать над феноменом Донцовой в русской литературе, соотнеся ее успех с общественно-политическими тенденциями  и  социальной картиной 2000 – 2008 г.г.

На рубеже веков появляется так называемая гламурная литература, ярким представителем которой становится Оксана Робски. Это направление пользуется у юных читателей  популярностью, так как описывает жизнь «глянца», «золотой молодежи».

Особый интерес у современной молодежи вызывает литература фэнтези, ярким представителем которой является Сергей Лукьяненко. Свои  произведения сам автор называет «фантастикой жёсткого действия» или «фантастикой Пути». Популярность автора-фантаста пришла вместе с выходом произведений "Атомный сон" и "Рыцари сорока островов". Первая публикация в научно-фантастическом стиле датируется 1988 г.: это была повесть "Нарушение", опубликованная в Алма-атинской газете "Заря". Также у писателя можно выделить повесть-трилогию "Линия Грёз" - "Императоры Иллюзий" - "Тени снов", в перечисленных произведениях изложена весьма нетрадиционная космическая опера, В числе необычных лукьяненковских творений можно назвать еще две трилогии: "Лорд с планеты Земля" и  "Сегодня, мама!". С 1997 г. все значимые повести автора стали доступны, их стали выпускать большими тиражами. Ведя речь о романах Сергея Васильевича, нельзя не отметить культовое произведение "Лабиринт отражений" и, конечно же, «Дозоры». Помимо того что Лукьяненко несколько раз становился лауреатом различных литературных премий, с 1999 г. он является самым молодым лауреатом премии "Аэлита", старейшей отечественной премии, которую присуждают за вклад в развитие фантастического жанра.

В целом в первом десятилетии XXI века  литература изменяет свой курс, в ней происходят глубинные процессы. Искусство становится правдоискательством. Стремление к истине, поиск духовных основ – вот проблемы, над которыми автор размышляет сам, призывает размышлять читателя. (Людмила Улицкая, Владимир Маканин – современные писатели, мэтры литературы, новаторы. Владимир Маканин («Андеграунд», «Ассан»), В.Пелевин («t», «Числа»),  О. Славникова («2017»),  Николай Конов («Нежный театр»)).

«Молодость – величайший чародей», - утверждал А.С. Пушкин Несколько лет назад появилось новое поколение писателей. Его судьба оказалась счастливой: литературная общественность встретила молодых авторов доброжелательно, «толстые» журналы охотно пустили их на свои страницы, ежегодно стал проходить Форум молодых писателей России. Молодая литература живет по своим правилам. Молодые авторы ищут новый язык, свои способы познания и создания действительности. Но ценностные ориентиры для всех них незыблемы. Стремление к истине, поиск духовных основ в наше время - вещи не чуждые молодым писателям. Интерес молодых людей, пишущих о своих сверстниках, направлен именно к духовной жизни. Многие из этих авторов находятся в самом начале пути. Но то, что они его избрали, является, безусловно, хорошим знаком и интересной тенденцией в современной литературе. Наиболее интересные молодые российских авторы – это  Захар Прилепин, Дмитрий Новиков, Майя Кучерская, Ирина Мамаева, Надежда Горлова. Их публикуют литературно-художественные журналы, оценивают критики, у них выходят первые книги, они становятся лауреатами престижных премий.

Изучение современной литературы  в школьной программе – это обзорные уроки, которые не могут дать представления о всем многообразии и  всей многоплановости произведений, созданных в наше время. Для  знакомства разделом  «Современная литература»  выпускникам всегда рекомендую перед уроком – семинаром  прочесть следующие произведения:

  1. Т.Толстая «Кысь»
  2. Б.Акунин «Коронация. Смерть Романовых».
  3. Л.Улицкая «Казус Кукоцкого», «Сквозная линия»
  4. З. Прилепин «Грех»
  5. В. Славникова «Бессмертие», «2017»
  6. П.Крусанов  «Бом, бом»
  7. А.Геласимов «Жажда»
  8. Д.Новиков «Муха в янтаре».
  9. В.Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки»
  10. Лев Конов »Нежный театр»
  11. М. Шишкин «Венерин волос»
  12. Денис Гуцко «Без пути следа»
  13. В.Сорокин «День опричника»
  14. В.Пелевин «Ампир В»
  15. Андрей Дмитриев «Бухта радости»
  16. О. Славникова «Басилевс»
  17. Леонид Юсифович «Журавли и карлики»
  18. П. Басинский «О Толстом»

Для  подготовки и проведения семинара класс делю на группы. Каждая группа получает задание: Охарактеризовать направление в литературе XXI века, назвать наиболее ярких представителей и их произведения, дать аннотацию прочитанным произведениям.

  1. Постперестроечная литература.
  2. Барокко и необарокко в русской литературе XXI века.
  3. Неореализм в русской литературе XXI века.
  4. Постмодернизм в русской литературе XXI века.
  5. Биографический жанр в русской литературе XXI века.
  6. Поэзия XXI века.
  7. Развлекательная литература в XXI веке.
  8. Гламурная литература  XXI века.
  9. Русское фэнтези.
  10.  Молодые российские авторы.

На семинаре каждая группа представляет свое направление и отвечает на вопросы участников семинара. Такая организация работы позволяет представить перед молодыми  читателями всю палитру современной литературы, презентовать интересные произведения, заинтересовать  выпускников литературными произведениями современности.

 Список литературы

  1. Журнал "Литературная учеба", №5-2010. "Писатель как теоретик литературы". Наталья Гарбер. Литература 21 века: современные решения «сквозь» записные книжки Чехова Статья по материалам доклада на конференции (ИМЛИ, М, 2010)
  2. Кофырин Н. Русская литература в 21 веке. http://www.liveinternet.ru/community/2214271/post165225730 
  3. С.И.Чупрынин . «Нулевые годы – ориентация на местности». – «Знамя».2011.
  4. Андрей Степанов, Санкт-Петербургский государственный университет. «Современная русская литература (краткий обзор)».
  5. Александр Владимирович Леденёв. Лекции.
  6. Лариса Миллер. Многозабытый лирик. Новые известия. №9 , 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема изучения современной литературы в старшей школе

Проблема изучения современной литературы в старшей школе и возможные пути её решения. Размышления учителя - филолога...

Статья "Изучение современной литературы в старших классах"

Статья посвящена исследованию современной литературы в старших классах средней школы....

«Методические советы к изучению темы «Литература XVIII в.» в курсе литературы 7 класса. Духовно-нравственные ценности в изучении темы.»

Курсы повышения квалификации«Духовно-нравственная культура  в русской литературе"   2017-2018 уч.год.  Итоговая работа выполнена Полянской Ириной Вадимов...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ниже представлена часть методов и приёмов, наиболее часто используемых для организации поисковой и творческой деятельности учащихся на уроках татарской литературы в 7 классе в МАОУ Тукузская СОШ....