«Методические советы к изучению темы «Литература XVIII в.» в курсе литературы 7 класса. Духовно-нравственные ценности в изучении темы.»
статья по литературе (7 класс)

Полянская Ирина Вадимовна

 Курсы повышения квалификации«Духовно-нравственная культура  в русской литературе"   2017-2018 уч.год.  Итоговая работа выполнена Полянской Ириной Вадимовной, учителем литературы ГБОУ СОШ №143 с углублённым изучением английского языка. Тема работы: «Методические советы к изучению темы «Литература XVIII в.» в курсе литературы 7 класса. Духовно-нравственные ценности в изучении темы.»

 


    


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_dnk_v_literature_statya_dlya_pechati.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации

«Духовно-нравственная культура  в русской литературе»

                                                  2017-2018 уч.год.      

      Итоговая работа выполнена Полянской Ириной Вадимовной, учителем литературы ГБОУ СОШ №143 с углублённым изучением английского языка.

Тема работы: «Методические советы к изучению темы

 «Литература XVIII в.» в курсе литературы 7 класса. Духовно-нравственные ценности в изучении темы.»

Обоснование выбора произведения.

   Русская литература  XVIII  столетия в современном школьном курсе литературы представлена её лучшими образцами - произведениями М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М. Карамзина, Д.И.Фонвизина.

   На изучение этой темы в 7 классе отводится 3 учебных часа.  Учащиеся знакомятся с творчеством М.В.Ломоносова и  Г.Р.Державина.

    Обычно эти темы не вызывают особого интереса со стороны учащихся.  Многие учащиеся имеют низкую технику чтения, ограниченный словарный запас,  не умеют анализировать и формулировать своё мнение по прочитанному произведению.  В последние годы все больше встречаются систематически  «молчащие» ученики, которых вообще трудно «разговорить» на уроке. Сложный высокий слог Ломоносовской оды,  трудность прочтения и осмысливания значительно снижают активность учащихся на уроке. Разговор о гражданской позиции автора, нравственных ценностях также бывает труден для учеников. Поэтому для решения развивающих  и воспитательных задач на своих уроках я работаю с этой темой следующим образом.

Знакомство с биографией и творчеством поэтов идёт в сравнении.

Урок №1.Знакомство с биографиями Ломоносова и Державина. Классицизм в литературе XVIII в.

Содержание урока:  работа со статьями учебника и составление  сравнительной таблицы  по биографии. Разбираем с учащимися, в чём  видели своё жизненное предназначение Ломоносов и Державин, в каких областях  общественной деятельности проявили свой талант. Вклад поэтов в развитие литературы и особенности творчества.

Отрабатывается умение делать конспект по статье, выбирать основную информацию, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

            М.В.Ломоносов

                  Г.Р.Державин

                1.Происхождение (семья), годы учёбы. (Заполняют сами – подготовленное домашнее задание)

                2. Служение  Отечеству.  (Заполняют сами – подготовленное домашнее задание)

Академическая деятельность, научные открытия, преобразование академической гимназии и создание Университета. Сам был по глубокому и верному замечанию Пушкина «первым нашим университетом»

Смысл жизни «утверждение наук в Отечестве».

Сорокалетняя деятельность на военном и гражданском поприще. Приближение ко двору Екатерины, Павла1, Александра 1 и причины скорых отставок. Верный сын Отечества.

                   3.Филологическая и поэтическая деятельность. Новаторство в литературе.                                                                              

                                 (Разбираем фрагменты статьи в классе, заполняем вместе)

Теория «трёх штилей». (Заполняют сами - подготовленное домашнее задание)

Особенность поэзии:

-отсутствие личного начала

-отсутствие образа автора, лирического героя

-назначение поэзии в её участии в общих государственных делах

Государственный деятель и поэт, неутомимо и бесстрашно отстаивающий истину, борющийся за правду.

Особенность поэзии:

-содержание искусства - служение не обществу (как служил ему Ломоносов), а истине.

- смешение стилей, соединение слов «высоких » и «низких»

- развитие реалистического языка

- встреча с А.С.Пушкиным. Экзамен в Лицее  8января 1815г. Связь поколений.

Убеждённый и «самобытный сподвижник  просвещения», как назвал Ломоносова Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.

Державин-поэт, новатор, гуманист, просветитель, гражданин, патриот -по  праву был назван Белинским «отцом русских поэтов».

Урок 2. Сопоставление творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.  

Содержание урока: 

1.Чтение  стихотворения Ломоносова «К статуе Петра Великого», «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни  Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Разбираем особенности «высокого стиля», ведётся словарная работа.

2.Чтение стихотворений Державина «На  птичку» , «Властителям и судиям» .

Сравнение поэтического языка Ломоносова и Державина, работа с лексикой «высокого стиля».

Отрабатывается умение работать с лексикой, сравнивать и находить особенности поэтического языка разных авторов, находить и  формулировать идею произведения.

Урок №3. Чтение и осмысление  стихотворений Г.Р.Державина «Признание», «Памятник»  ( Фрагменты урока.)

ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

-Как называется стихотворение? Что значит слово «признание»?

(Сначала формулируют учащиеся, затем проверяем по толковому словарю.)

Признаться - «открыто объявить, признать что-либо, касающееся себя» (Ожегов С.И. «Словарь русского языка».)

- К внешней или внутренней жизни человека относится это слово?

В толковом словаре в статье автор приводит примеры: «Признание в ошибках, признание в любви, признание в преступлении». 

- Как вы думаете, можно ли говорить о признании как покаянии, как исповеди?

Покаяние – «Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке». (Ожегов С.И. «Словарь русского языка».)

Исповедь- 1.Откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.                                                       2. У верующих: покаяние в грехах перед священником. (Ожегов С.И. «Словарь русского языка».)

Да, ведь люди, жившие в 18веке, были верующими и  в своих поступках признавались, исповедывались, в первую очередь, богу.

ПОСТАНОВКА  ЦЕЛИ  УРОКА.

Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь.  

- Таким образам, главный вопрос для размышления в ходе прочтения и анализа стихотворения: В чем же признается автор? Были ли какие-нибудь ошибки, в чем он раскаивается?

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОСТРОЧНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.  РАБОТА  С ЛЕКСИКОЙ.

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться 

И философа брать вид;

В чем признается поэт?

Никогда не притворялся,

не гордился саном, чинами,

не важничал, не рассуждал мудрёно

Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.

Что любит, что ценно для поэта?

Чистосердечье-искренность, откровенность (ср. не умел притворяться)

Ум (в сердце) и сердце  «человечье», т. е. гуманное, со свойственной ему добротой, искренностью, верой во всё лучшее  Именно искренность, правдивость, открытость миру и людям считает главными достоинствами своей поэзии Державин. 

Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — богом;
Вне себя я бога пел.

Державин отмечает, что блистал не собой, а Богом, который у него в душе.

Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.

Считалось, что цари на земле божьей волей назначены на царство, а значит они должны нести в себе добродетели, править по законам христианским. 

Поэт подчёркивает, что если прославлял царей, то не из-за верноподданнических чувств, а чтобы воспеть добродетели, необходимые в государственных лицах, и указать на них сильным мира сего.

 

Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.

Победы ним восхвалялись, дабы потомки знали о важных событиях своей истории, гордились ими, и свою страну, своё время тоже поднимали на пьедестал великих свершений.

Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.

В глаза лирический герой «брякал» вельможам истины, критикуя их не из зависти или злобы, а чтобы те становились лучше. Он подчёркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют своё могущество не на благо государству, а в корыстных целях.

Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, —
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.

Но идеальных людей нет. Грехи, ошибки есть у каждого. Поэт прямо подчёркивает: он такой же человек, как и все, и ему свойственны те же слабости, увлечения, что и остальным смертным: обольщение суетой и блеском света, увлечение женской красотой, популярностью, славой.

Словом: жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

В судьбе Державина были взлёты и падения, но каждый раз он поднимался и  упорно продолжал свой путь.

-К какой библейской притче адресует нас автор в последних строках? В чем её смысл?  

 Перефразируя известное библейское высказывание, автор восклицает своим незримым собеседникам-читателям: бросьте на гроб мой камень, если сами вы не такие!

ВЫВОД.  ФОРМУЛИРОВАНИЕ ИДЕИ СТИХОТВОРЕНИЯ.

- Запишите лексический ряд, показывающий те ценности, которые важны для автора.

Ум,  сердце человечье, чистосердечье, Бог, правда, сердце беспристрастное, добродетели, пламень любви.

Это и христианские ценности, и общечеловеческие нравственные ценности.

 Таким образом, стихотворение «Признание» - это исповедь пожилого человека, прошедшего нелёгкий жизненный путь. В стихотворении отражается логика христианского понимания человека  «как образа и подобия Божьего», осознание и избранности и греховности Человека.

- К какому же выводу приходит автор, оценивая своё творческое наследие? Свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть.

В конце урока звучит стихотворение «Памятник», проводится обсуждение содержания, и сравнение со стихотворением «Признание».

 Таким образом,  предложенная  форма работы вызывает больший отклик и активность учащихся на уроках  и помогает лучше реализовать поставленные перед уроками задачи

 развивающие: развивать навыки анализа лирических произведений, развивать самостоятельность мышления учащихся, расширять кругозор;

воспитательные: воспитывать интерес к литературе, любовь к Родине;

и достичь планируемых результатов:

личностных: воспитание патриотизма, гражданской позиции, чувства ответственности перед Отечеством; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к своим поступкам;

метапредметных: умение работать индивидуально и в парах, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

предметных: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Из практики проведения интегрированного урока литературы и духовно-нравственной культуры»

Нагаева Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературыМБОУ Гимназия №9ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕКЦИИ ММОучителей русского языка и литературы г.о.Химки 23.08.2012 г.НА ТЕМУ«Из практики проведения ...

Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы,  падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Развивая  у обучащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географи...

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателя

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателяАвтор: Гаврилова Н.Е., учитель русского языка и литературы ГБОУ ...