Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателя
статья на тему

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателя

Автор: Гаврилова Н.Е., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №408 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bibl.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателя

Автор: Гаврилова Н.Е., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №408 Пушкинского района Санкт-Петербурга

2015 год — Год литературы в России. Год литературы в России — это чествование литературы как величайшего феномена человечества. Что же такое литература? Литература — это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей. Каждый из нас знакомится с «литературой» еще даже не осознавая этого. Малыш только знакомится с Миром таким непонятным и огромным, а мама уже поет ему колыбельные песенки, читает книжки-малышки, считалочки, песенки-потешки.

Часто мы даже не задумываемся насколько многогранна и многозначна литература. Литература — это явление грандиозное, это средство познания мира, она помогает нам понять этот Мир, понять окружающих нас людей. Литературу мы часто называем нашим помощником, воспитателем, а иногда говорим о ней как о целительнице душ человеческих.

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Литература — это совесть общества, его душа… Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом, стала щитом ее единства, щитом нравственности.»С давних времен Россию считали самым читающим государством в мире.

Совсем еще недавно мы, россияне, не расставались с книгой. Мы читали везде: в метро и в электричках, на переменах между лекциями и в обеденный перерыв. Мы читали классику и современность, русских, советских, зарубежных писателей. Мы читали журналы: «Юность», «Новый мир», «Зарубежная литература», «Нева», «Роман-газету». Мы записывались на редкие издания, и читали «запрещенную» литературу за одну ночь.

В нашей стране к книгам приобщали и приучали с младенчества. Для совсем маленьких детей издавали серии: «Книжки-малышки», «Моя первая книжка». А для школьников издавали все произведения школьной программы в одной серии «Школьная библиотека» эти книги стоили очень дешево, были доступны во всех уголках Советского Союза. И каждый школьник на уроке работая с книгой, он вчитывался в авторскую речь, в авторское слово. Литература — это мощный источник воспитания духа, личности. Раскрывая художественные образы, мы получаем такие понятия как добро и зло, правда и ложь, истина и вымысел. Никакие рассуждения, доводы не могут оказать на человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила литературы, ее огромное значение для духовно-нравственного воспитания личности.

В последние годы возникла острая необходимость привлечь внимание детей и взрослых к литературе. Согласно Указу Президента России В.В. Путина, от 12.06.2014 года за №426, 2015 год объявлен Годом литературы. Какова цель проведения в Российской Федерации Года литературы? Одна из ключевых задач — привить новому поколению потребность к чтению, содействовать этому непростому и многолетнему процессу. Одна из главных задач Года литературы — повысить читательскую активность. Читать — это должно стать «модно», современно и актуально. «Мы должны вернуться к семейному чтению, к моде не только читать, но и обсуждать прочитанное в семье.» — сказано в рекомендациях по проведению Года литературы.

Я хочу рассказать о совместной работе, которую проводят Филиал районной библиотеки №10 СПб ГБУ ТЦБС Пушкинского района и учителя и учащиеся лицея №408. Я хочу рассказать о Татьяне Витальевне Рухловой заведующей этим филиалом и ее единомышленниках библиотекарях: Подкидышевой Нелли Михайловне, Татаринцевой Юлии Богдановне, Федоровой Людмиле Владимировне.

Мы все хорошо знаем, что заставить молодое поколение читать очень трудно, а читать книги — практически невозможно. Современным детям читать со смартфона, планшета, электронной книги удобнее и проще. Но ведь вся эта техника не дает той проникновенности, не создает атмосферы таинства открытия. И в этом мне, как учителю, очень помогает библиотека.

Несколько лет назад, а точнее в 2003 году, к нам в лицей пришла Рухлова Т.В. и предложила: «Давайте попробуем провести спецкурс по литературе «Русская литература XX век: от России до России». В этом спецкурсе говорилось об И.А. Бунине и Л. Андрееве, о Н. Гумилеве и А. Ахматовой, об А. Твардовском, О. Мандельштаме и Б. Пастернаке, об И. Бродском и В. Высоцком. Но самое главное это были не просто лекции, это лекции, в которых подобран прекрасный видеоматериал, по возможности используются фотоматериалы, прекрасно подобрана музыка, используются иллюстративные материалы, мемуарная и критическая литература. Идет разговор о жизни того или иного автора, об особенностях времени, в которое он жил и творил, о влиянии времени на характер личности, об окружении, друзьях и врагах. И обязательно в конце каждой такой встречи идет знакомство с книгами самого автора, о котором шла речь и с книгами о нем.

И мы стали замечать, что учащиеся стали подходить уже к урокам литературы не формально, все больше книг стало лежать на парте, стали появляться «распечатки-выборки» о жизни, замечания о произведении или авторе современников.

Филиал №10 сегодня — это уютные и светлые помещения, в которые хочется проходить, потому что здесь все наполнено любовью к своему делу.

Все необходимое оборудование: мультимедийная система, сканеры и принтеры. ПК — это не просто дань моде, это все предоставляется для работы тем, кто пришел узнать что-то новое, подготовиться к уроку или лекции.

На сегодняшний день ученики нашего лицея с огромным удовольствием посещают документальные моноспектакли, когда используются различные источники, рассказывающие как о человеке, так и об эпохе. Это и автобиографии и биографии, статьи из газет и журналов, старые фотографии, если возможно фильмы, музыка, авторские записи.

Наша работа с сотрудниками библиотеки в настоящий момент приняла уже не только форму прослушивания лекций. Вот уже 2 года учащиеся 7 и 8 класса к 8 Марта и ко Дню Победы готовят совместно с сотрудниками библиотеки музыкально-литературные композиции. Ребята сами подбирают материал как исторический, так и литературный, даже музыку стараются подбирать сами. С огромным удовольствием выступают перед жителями микрорайона как на базе филиала №10, так и в лицее №408.

Сегодня в СПб ГБУ «ТЦ БС Пушкинского района» филиале №10 разработано множество циклов для учащихся это:

  • «От Мызы Саарской к Царскому Селу»
  • Воспитание красотой (Видео-лекции)
  • Видео-уроки календарно-памятных дат
  • Жизнь и творчество выдающихся людей мира искусства и культуры
  • Литературно-музыкальные вечера
  • Видео-урок «Подсевшие на игру»

Актуальность и современная подача интереснейших фактов из жизни поэтов и писателей из жизни нишей Родины — все подкупает учащихся, развивает у них интерес к книге, к чтению. Конечно не все, но очень многие ребята начали читать, начали интересоваться литературой, начали чаще брать книгу в руки.

В 2014/15 учебном году мы с моими учениками разрабатывали проект «Помните! Через века, через года — помните!» и было очень приятно видеть своих учеников районной библиотеке, подбирающими материалы к той или иной главе проекта.

Учащиеся 7-8 классов, рассказывая о наших встречах в библиотеке, приглашают своих родителей, бабушек и дедушек на мероприятия, проводимые в филиале №10. А это уже результат нашей совместной работы.

Самое главное, что дает нам литература, это её постоянное стремление сеять «разумное, добро, вечное, её стремление научить любить, быть милосердными, быть защитниками «униженных и оскорбленных», борцами за справедливость.

Литература многогранна, её создатели очень разные люди, она развивается и сейчас, она помогает избавить наш мир от жестокости, ничтожности и злобы. И всему этому очень органично помогают нам, учителям, современные библиотеки.

В лицее №408 5 ноября проходил конкурс «Книга в моей жизни» рекламный проект. Учащиеся 8а класса подготовили целый рекламный ролик. Автор сценария Шивторова Маргарита. Этот ролик создан на основе посещения библиотеки.

Жил-был Иван-студент, и задал ему профессор написать курсовую работу. Пришел Иван домой, ткнул пальцем в компьютер, поставил перед ним задачу, а сам уселся поудобнее, играть в «танчики». А утром взял распечатанную работу и понес профессору. Профессор прочитал работу и вернул ее Ивану нашему с выписанными аккуратными буквами в уголке — «Плагиат».

Еще сдал работу Иван-студент и опять — «Плагиант». И сказал профессор: «Всё, последний шанс тебе, Иван, не сдашь выгоню из ВУЗа». Низко опустив голову, побрел Иван домой: «Что же делать? Что же делать? Кто поможет?» И вдруг видит студент Клубочек волшебный зовет его за собой. Да так быстро бежит. Побежал Иван-студент за ним, не бежит — летит. Юркнул клубочек в хрустальную дверь и наш герой за ним. — «Что это? — Районная библиотека»

Видит Иван-студент доску каменную перед собой, а на ней написано: «Направо пойдешь — в Каталог попадешь, налево пойдешь — в Читальный зал попадешь, а прямо пойдешь — в Фонд попадешь». А мне куда же идти? И тут Василиса-премудрая откуда ни возьмись, взяла испуганного студента за руку и повела. Рассказал ей наш непутевый герой о своей беде, а Василисушка попросила тему реферата назвать и в волшебный экран посмотрела, а там вся литература стала высвечиваться, хлопнула хозяйка в ладоши и гномы-библиографы со всех полок понесли нужные студенту книги, а он стал читать, да выбирать материал из книг и так увлекся, что не заметил, как за окном стемнело. Поднял «трудяга» наш голову от книг, а вокруг Змей-Горынович в мягком кресле карты стран и земель изучает, у столика Красная шапочка рецепты из старинных книг выписывает, чтобы бабушку порадовать, тут Серый волк проблемы экологии изучает, да как козлят воспитывать читает.

Взял всю свою работу Иванушка отсканировал, отформатировал, распечатал да в папочку сложил, а утром профессору отдал, да еще рассказал:

  • и что книги из любой библиотеки, из любого фонда, и даже из другого города можно заказать
  • и что иногда в библиотеку можно ночью прийти, так и называется праздник «Ночь в библиотеке»
  • и с авторами, современными, встречаться
  • и лекцию послушать, да фильм про писателей и поэтом посмотреть
  • библиографическую и мемуарную литературу почитать
  • ксероксом, принтером, сканером воспользоваться
  • из фондов книгу заказать в печатном виде
  • да совет полезный услышать от библиотекаря, библиографа или от историографа

Но главное — это книги, которых тут видимо-невидимо, только читай.

Похвалил профессор Ивана-студента, да в зачетке — «отлично» написал, а после пошел профессор посмотреть что же за чудо библиотека такая, где все есть и книги, и техника, и люди волшебники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы,  падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...

«Воспитание вдумчивого читателя».

Обобщение опыта по теме  «Воспитание вдумчивого читателя»....

Киноматериалы как способ воспитания вдумчивого читателя

В пособии представлены материалы уроков литературы по проблеме использования кино для изучения литературных произведений.Методическое пособие адресовано учителям литературы в качестве помощи по самооб...

Влияние литературы на духовно-нравственное воспитание учащихся

В данной статье говорится о влиянии литературы на духовно-нравственное воспитание учащихся. Главная функция литературы - воспитательная....

Роль русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

Роль руского языка и литературы в духовно-нрпавственном воспитании школьников...

Письменные работы на уроках литературы как путь воспитания вдумчивого читателя

В презентации представлены формы работы по развитию интереса учащихся к чтению. Материал носит практический характер и оринторован на педагогов....

Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)

Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности...