Влияние литературы на духовно-нравственное воспитание учащихся
статья по литературе на тему

Сорокопытова Ольга Геннадьевна

В данной статье говорится о влиянии литературы на духовно-нравственное воспитание учащихся. Главная функция литературы - воспитательная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vliyanie_literatury_na_duhovno.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние литературы на духовно-нравственное воспитание учащихся

                                                  О.Г. Сорокопытова, учитель русского языка и  литературы МОУ «Никольская средняя школа»              

     Создание единой концепции преподавания литературы в контексте отечественной культуры – чрезвычайно важное событие в современной российской педагогике. Действительно, сегодня мы вновь и вновь убеждаемся, что литература – уникальный предмет, на котором дети должны учиться не только так называемым метапредметным универсальным учебным действиям, но и идентифицировать себя как личность, как представителя нашей страны и наследника её великой культуры. Пожалуй, этот аспект преподавания литературы – самый главный в понимании того, для чего мы сейчас работаем.

     Самое парадоксальное то, что литература, созданная как отклик на животрепещущие вопросы мировосприятия, сегодня теряет её главную функцию – воспитательную. Игра в демократию и следование западным образцам образования в подобных вопросах может привести к таким же результатам, как и на западе: разрушение института семьи, разрушение личности.

         Поэтому, говоря сегодня о преподавании литературы в контексте отечественной культуры, мы решаем важнейшую задачу по реализации основной её функции: воспитательной.

Основной задачей преподавания литературы в школе является духовно – нравственное воспитание учащихся. И, прежде всего, воспитание сострадания, милосердия, доброты, честности. Этот завет звучит в стихотворении А.С.Пушкина «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Нравственные идеалы, заложенные русской классикой в произведениях Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Чехова, находят свое продолжение и в художественных полотнах современных писателей. В своих произведениях они раскрывают важнейшие нравственные проблемы и исследуют отношение героев к жизненным принципам.

     На уроках литературы мы рассуждаем, спорим, размышляем и делаем выводы для себя. В чем смысл жизни? Что такое любовь? Что есть добро и что есть зло, духовность и бездуховность? Что такое страдание и можно ли прожить жизнь без страданий? А что такое чуткость, сострадание, милосердие? Чтобы понять идейное содержание произведения, всегда задаю вопросы: «Какие нравственные уроки вы извлекли?», «Какие вопросы, поднятые автором, актуальны сегодня?»

     В своей работе за основу беру слова писателя В.М.Шукшина: «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась…». Следует понимать, что после потери доброты произойдет неминуемая потеря нравственности. Поэтому особое внимание акцентирую на произведениях, которые учат состраданию,  сочувствию, доброте.

     Например, рассказ В.Белова «Скворцы» – одно из лучших произведений писателя. Главный герой, Павлуня, болен, он не встает с постели. Но когда ветром опрокинуло шест со скворечником на землю, он бросается на помощь скворцам. Думаем, почему? Павлуша добрый, его сердце большое, оно отзывается на чужую боль. Это качество в человеке называется милосердие. Несмотря на то, что у этого произведения есть название, мы даем ему свое, например, «Маленький человек с большим сердцем». Соотношу понятие с жизнью и прошу ребят привести примеры собственных добрых дел.

      Произведение А.Платонова «Юшка» при прочтении требует работы мысли и сердца, поэтому я перед ребятами ставлю цель: попытаться прожить с его героями совсем короткое время, чтобы понять их, автора, а может быть, и самих себя.

      И взрослые, и дети терзают больного Юшку за кротость и терпение. Мы понимаем: Юшке жить тяжело. Но герой думает, что люди его любят, но без понятия, потому что сердце бывает слепое. Предлагаю ребятам небольшую творческую работу «Что значит слепое сердце?» Вот выдержка из одной работы: «Я думаю, что сердце в людях бывает слепое, когда они не делают добра другим людям, не жертвуют ради них собой. Или не замечают добро другого человека. Слепое сердце не способно на сострадание…». Делаем вывод, что у Юшки было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. После смерти герой остался жить в образе его приемной дочери, кроткой и тихой девушки, которая выучилась на врача и осталась навсегда в городе, чтобы лечить и утешать больных людей. И все знают ее, называя дочерью доброго Юшки. Вот так Платонов  сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.

      О любви к родителям, дочернем и сыновнем долге заставляет задуматься рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Как могло случиться, что Настя, заботящаяся о скульпторе Тимофееве, проявляла такое невнимание к матери? Обращаю внимание учащихся на такой эпизод в рассказе: « На похоронах присутствовала и молоденькая учительница. Там, в областном городе, осталась ее мать, такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери. Учительница наконец решилась спросить одну из старух, бабку Матрену:

- Одинокая, должно быть, эта старушка?

- Почитай, совсем одинокая. И такая задушевная была, такая сердечная… Есть у нее в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела…

      В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм  и холодную темную комнату Катерины Петровны. В этой комнате Настя проплакала всю ночь. Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Почему? Ей было стыдно. Ей казалось, никто, кроме матери не смог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести. Какова основная мысль этого произведения? О духовной бедности дочери и бескорыстной материнской любви.

     При изучении произведения Л.Н.Толстого «Война и мир» вдумываемся в слова писателя: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В художественном мире романа сталкиваются два состояния общей жизни: народ как целостное единство, скрепленное нравственными традициями жизни «миром» и людская толпа, наполовину утратившая человеческий облик (пример зверской расправы толпы с Верещагиным). Также Толстой создает два противоположных характера: демократичного Кутузова и тщеславного Наполеона. Они представляют соответственно стихию индивидуального обособления и духовного объединения мира, единения людей. Простая, скромная и потому истинно величественная фигура Кутузова, его духовный облик – протест против тщеславия и личного произвола. «Источник народной силы и особой русской мудрости Кутузова Толстой видит в том народном чувстве, которое он несет в себе во всей чистоте и силе. Перед Бородинским сражением как верный сын своего народа он вместе с солдатами поклоняется чудотворной иконе Смоленской Богоматери… Народное чувство определяет и нравственные качества Кутузова, ту высшую человеческую чистоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все силы не на то, чтобы «убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их».

     Не обходим вниманием и отношение Толстого  к семейным ценностям, хранительницей которых является Наташа Ростова. Именно в материнстве автор видит высшее призвание и назначение женщины. Все природные богатства ее натуры, вся полнота ее жизнелюбивого существа уходят в материнство и семью. Отношения с Пьером одухотворены, человечны и чисты. Ребята говорят, что эпилог романа - это гимн  духовным основам семейственности и смысл жизни, по Толстому, в создании крепкой семьи.

     В заключение хотелось бы сказать, что не даст умереть, исчезнуть с лица земли добру, человечности, нравственности и самому Человеку литература, искусство, если они останутся верными своему призванию - «будить чувства добрые».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы,  падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателя

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателяАвтор: Гаврилова Н.Е., учитель русского языка и литературы ГБОУ ...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Выступление на родительском собрании "Влияние ИКТ на духовно-нравственное воспитание школьников"

Одной из главных целей современного образования является адаптация учащихся к жизни в информационном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сф...