«Воспитание вдумчивого читателя».
опыты и эксперименты по литературе (6 класс) на тему

Обобщение опыта по теме  «Воспитание вдумчивого читателя».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание городской проблемно-творческой группы учителей русского языка и литературы «Контакт». Обобщение опыта по теме  «Воспитание вдумчивого читателя».

Семинар, ноябрь,2010 год.

Приёмы вдумчивого читателя.

Международное исследование, проведенное 3 года назад организацией «Программа оценки успеваемости школьников, показало, что по навыкам чтения школьников Россия находится на 40-м месте из 57 изученных стран. К сожалению, наша страна давно уже не является «самой читающей страной». А между тем любовь к чтению — это не только путь к успеху в личной карьере, но и обязательное условие конкурентоспособности государства.

Если раньше дети под одеялом с фонариком могли до утра путешествовать по морям вместе с детьми капитана Гранта, то сейчас школьника ночью можно поймать разве что играющим в «змейку» на мобильном телефоне. Статистика подтверждает печальную тенденцию. Лишь 7 % российских родителей читают своим детям книги, в то время как в 70-х годах прошлого века их читали в 80 процентах российских семей. Выяснилось, что 24 % опрошенного населения вообще не пользуются библиотеками, 17 % читают лишь профессиональную литературу. Общероссийские социологические опросы показали:52 % россиян никогда не покупают книг, а 37 % их никогда не читают.

Бурное развитие компьютерной Техники, заботы родителей, направленные только на достижение материального благополучия, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становится меньше. Наметился спад читательского интереса.

Психологи утверждают, что на успеваемость учащихся влияют более 200 факторов. Все их учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то фактором номер один окажется чтение.

В связи с этим проблема формирования навыка вдумчивого чтения вышла на первый план в работе учителей литературы.

Вдумчивое чтение - это осмысленное чтение-размышление. Необходимо научить ребенка думать, рассуждать, анализировать события и поступки героя, воспитать ученика способного адекватно понимать авторский замысел.

Существует много приемов, которые помогают сформировать навык вдумчивого чтения. Мы применяем их на практике. Хочу остановиться на некоторых.

1.Упражнение « Редактор».

Дети получают карточки с текстом (отрывок из изучаемого рассказа),в котором пропущены слова. Эти слова надо записать в карточку.

И.С.Тургенев « Муму».

Ему отвели над кухней (...);он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в  ней  (...) из дубовых досок на четырех (...);  под кроватью

находился дюжий (...). Каморка запиралась на (...), напоминавший своим

видом (...).

(Каморку, кровать, чурбаках, сундук, замок, калач).

        2. Тест с ответом да-+, нет - -.

       Если дети согласны с тезисом, то ставят плюс, если нет, то минус. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

  1. Осенью стала плохо ловиться рыба
  2. События происходили на Ангаре
  3. Васютка снабжал рыбаков кедровыми орехами.
  4. Затесь - это тропинка.
  5. Васютка стрелял в кедровку.
  6. Васютка понял, что заблудился, когда увидел муху в сетях паука

7.        Отец по пути к озеру упрекнул Васютку в том, что тот ушел в лес один

8.        Находясь в теплом кубрике, Васютка ел хлеб с вяленой осетриной

9.        После того, как Васютка стрелял в воздух, у него осталось десять патронов.

Дети пишут номер задания и ответ.

        3. Тесты с выбором ответа.

И.С. Тургенев «Муму».

1.        Что описал автор в «Муму»?

A)        любовь Герасима к Муму

Б) Жизнь столичного дворянства

B)        Духовное перерождение человека

2.        К кому из героев рассказа автор относится иронически?

  1. К Татьяне Б) К барыне
  2. к Муму

Г) К Герасиму Д) К Капитону.

3.        Что значит Герасим в «счастливый год очень был доволен своей
судьбой»

A)        спас Муму

Б) полюбил город

B)        пережил чувство участия и любви, понял, что кому-то нужен

4.        Какие   действия   Герасима   помогают   понять   его   внутренние переживания до гибели Муму?

А) распахнул дверь и вышел на крыльцо

Б) зашел с Муму в трактир и накормил собаку

В) долго греб против течения

Г) искал лодку

        5. Расположи предложения в таком порядке, в котором происходили события в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

  1. История с куклой - 5.
  2. Причины разлада Васи с отцом - 1
  3. Характеристика Валека и Маруси - 3
  4. Бродяжничество Васи - 2

5.        Разговор  мальчиков  заставивший  Васю  по-новому  взглянуть  на

своего отца- 4

6. О ком из героев эти предложения.

Данное упражнение требует от учащихся вдумчивого и поискового чтения.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

  1. Служил на Кавказе офицером один барин (Жилин)
  2. Подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? (Жилин)
  3. Доберусь до ружья, я сам не дамся (Жилин)
  4. Только увидал татар, закатился что есть духу к крепости (Костылин)

  1. Девочка тоненькая, худенькая, лет тринадцати, лицом на черного похожа (Дина)
  2. Больше пятисот рублей не дам. А убьете - ничего не возьмете (Жилин)

  1. Вот его и кормить будут хорошо и обижать не будут (Костылин)
  2. А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать (Жилин)

9.        И с тех пор стала она ему каждый день крадучись молоко носить .
(Дина)

  1. Глазенки так и блестят, как звездочки (Дина)
  2. И остался служить на Кавказе (Жилин)
  3. А его еле живого привезли (Костылин)

7. Прогнозирование по иллюстрации.

Например, при изучении рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», провожу беседу по иллюстрации. Дети отвечают на вопросы. Эта беседа наводит ребят на самостоятельное определение темы урока и названия произведения над которым мы будем работать. С помощью прогнозирования делаем предположения о внешности героев, об их манерах поведения, думаем, кому может соответствовать крылатое выражение «лошадиная фамилия», рассматриваем другие иллюстрации, затем сопоставляем с прочитанным.

8. Чтение с остановками.

Этот прием, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что эти два приема преследуют разные

цели. С помощью комментированного чтения проясняются непонятные моменты текста. А чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, позволяет каждому, даже слабому, ученику самостоятельно разобраться в тексте любого уровня сложности.

Сначала читаем один абзац. Отвечаем на вопрос: « О чем говорится в данном абзаце( факты, явления, события)? На этом же этапе находим и проясняем непонятные слова. Находим ключевые слова, формулируем главную мысль абзаца. Учимся прогнозировать, осваиваем логику построения текста., отвечая на вопрос: «О чем предположительно пойдет речь в следующем абзаце?» При соблюдении необходимых условий чтение по абзацам ведет к положительному результату независимо от того-в какой школе,какими учителями оно применяется.

9. Еще один прием - это использование Эйдос-конспектов.

Эйдос -конспект - это размышление, рожденное образностью текста, сопровождаемое     созданием    собственных    образов    на    основе    цитат произведения. Может показать глубину понимания текста, чем и интересен. Знакомство   с   Эйдос  конспектом  можно  начинать  с  пятого  класса.   Он помогает делать зримыми метафору, олицетворение или сравнение.

Например,  главный  герой рассказа К.Г.Паустовского  «Кот-ворюга» похож на огонь. Благодаря эпитету-метафоре огненно-рыжий.

В стихотворении  Сергея Есенина «Нивы  сжаты, рощи голы» дети увидели уже несколько художественных средств: солнце в виде колеса -метафора - действие.

Дорога показана как человек с закрытыми глазами, а рядом с ней её мечты: олицетворение оживляет природу. Звонкая чаща - лес из которого вылетают ноты; седая зима - это лицо с седыми волосами, это эпитеты.

В шестом классе Эйдос-конспекты усложняются. В стихотворении А.С. Пушкина «Узник» учащиеся видели антитезу. Темницу-решетку рисовали как темное начало, а гору, море, ветер изображали как символы свободы.

Методы и приемы - разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным, пробудить интерес к книге, научить вдумчивому чтению.

«Художник   учится   смешивать   краски   и   наносить   их   на   холст. Музыкант   учится   этюдам.   Журналист   и   писатель   осваивают   приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы - толь это педагогические краски, этюды, приемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание талантливого читателя

Формы работы по привлечению учащихся к чтению художественной литературы...

Эссе на тему "Воспитание "талантливого читателя" в процессе изучения литературы"

Размышления учителя русского языка и литературы о том, как вызвать интерес учащихся к чтению, сделать его более профессиональным, глубоким....

Вдумчивый читатель

Статья о необходимости внимательного, вдумчивого чтения....

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателя

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателяАвтор: Гаврилова Н.Е., учитель русского языка и литературы ГБОУ ...

Киноматериалы как способ воспитания вдумчивого читателя

В пособии представлены материалы уроков литературы по проблеме использования кино для изучения литературных произведений.Методическое пособие адресовано учителям литературы в качестве помощи по самооб...

Письменные работы на уроках литературы как путь воспитания вдумчивого читателя

В презентации представлены формы работы по развитию интереса учащихся к чтению. Материал носит практический характер и оринторован на педагогов....

Воспитываем внимательного и вдумчивого читателя…

Сравнительный анализ чешской народной и авторской сказки  Шарля Перро о Золушке...