Современные технологии в контексте изучения музыкальной литературы на примере темы «Музыкальные инструменты
учебно-методический материал по музыке (7 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konts.musorgs.2.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Петровская детская школа искусств

Внеклассное мероприятие    на тему:

М.П.Мусоргский.

Фортепианная сюита

«Картинки с выставки».

                                                                                 

                                                                                 

                                                                               Подготовила преподаватель

                                                                                 МБОУ ДОД  «Петровской ДШИ»

                                                                                           Миркина Елена Васильевна

                                                                                         Ведущие :

                                                             Учащиеся 6 класса фортепианного отделения

                                                                  Корнеева Валерия и Шуленина Дарья

                                                             

                                                       

                                                               Тамбовская область

                                                                    с.Петровское  

                                                                             2014г.

Цель мероприятия:

  • Познакомить с биографией и творчеством русского композитора М.П.Мусоргского.
  • Познакомить с фортепианной сюитой М.П.Мусоргского «Картинки с выставки».
  • Приобщить детей к лучшим образцам русской музыкальной культуры.

Задачи:

  • Художественно-эстетическое и патриотическое воспитание школьников.
  • Духовно-нравственное развитие детей и молодежи.
  • Культурно-просветительская функция.
  • Пробудить у учащихся интерес к личности М.П. Мусоргского и его музыке.
  • Воспитание  чувства гордости за отечественную музыку.

В мероприятии использовались  презентации учащихся:

1. Биография и творчество М.П.Мусоргского.

( подготовила  учащаяся  3 класса хореографического отделения

           Матвейкина  Людмила).

2. М.П.Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки» .

( подготовила учащаяся  7 класса фортепианного отделения  

Кривошеина  Алена)

1ведущий:    Наш классный час сегодня посвящен 175-летию со дня рождения великого русского композитора Модеста  Петровича  Мусоргского.

2 ведущий:    Модест Петрович Мусоргский родился 9(21) марта 1839г. в селе Карево Псковской губернии . Как когда то писал  в своей «Автобиографической записке»,он сын старинной русской семьи. Родословная Мусоргских восходит к 15 веку. Отец , Петр Алексеевич , коллежский секретарь , был состоятельным помещиком. Мать, Юлия Ивановна ,из рода Чириковых , была женщиной  одаренной , начитанной ,писала стихи, играла на рояле.

1вед.:  По традиции рода Мусоргских Модесту и его старшему брату Филарету предназначалась военная карьера, и в 1849 году отец повез своих сыновей в Петербург. Сначала  Модест учился в Петропавловской школе. Затем был принят в Школу гвардейских подпрапорщиков.

2в:  Здесь он изучал немецкий язык и латынь , серьезно интересовался литературой. Его учителем музыки был известный петербургский пианист и педагог Антон Герке, у которого Мусоргский приобрел пианистическую технику.

1 в:    Хотя пению Модест Петрович  и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был неплохим исполнителем вокальной музыки.

2в:    « Личность Мусоргского произвела на нас обеих  неизгладимое  впечатление, - вспоминала впоследствии Надежда Пургольд … Пение его нас восхитило. Небольшой, но приятный баритон, выразительность, тонкое понимание всех оттенков душевных движений и при этом простота,  искренность…  Впоследствии я убедилась, как разносторонен был его исполнительский талант: у него одинаково выходили как лирические и драматические, так комические и юмористические вещи. Кроме того он был прекрасным пианистом, в его игре был блеск, сила, шик, соединенные  с юмором и задором. Такие вещи как «Козел», «Классик» и проч. он пел с неподражаемым юмором.»

1в:    Вскоре в жизни Мусоргского произошло важное событие: его пригласили на вечер в дом А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО. Там в 1857 году он знакомится со своими будущими музыкальными друзьями и соратниками – Ц. А. КЮИ и М. А. БАЛАКИРЕВЫМ.

2в:    В 1856 году Мусоргский окончил Школу  гвардейских подпрапорщиков и стал офицером  лейб- гвардии Преображенского полка ; перед ним открывалась блестящая военная карьера.

1в:    По счастливой случайности, соединившей во время дежурства в военном госпитале двух не знакомых друг другу молодых людей – врача А.П. БОРОДИНА и офицера Мусоргского, мы оказались  обладателями словесного портрета Мусоргского написанного Александром Порфирьевичем Бородиным :

2в:  «Мусоргский в то время был совсем ещё мальчонкой, очень изящным, точно нарисованным  офицериком; мундирчик с иголочки, в обтяжку, ножки вывороченные, волосы приглажены, припомажены, ногти точно выточенные руки выхолены… Манеры изящные, аристократические; разговор такой же, немного сквозь зубы, пересыпанный французскими  фразами…Вежливость и благовоспитанность – необычайные»  .

1в:  В 1858 году уйдя в отставку ,Мусоргский серьезно размышляет об устройстве своей судьбы, занимается самообразованием ,изучает русскую и европейскую литературу ,а также произведения Глинки ,Моцарта, Бетховена  и др. композиторов.

 2в:   Его интересуют философские и религиозные проблемы, а также вопросы психологии , естествознания и геологии.

1в:   В начале 1860 –х годов Мусоргский часто и долго живет в деревне в имении своего отца. Именно в эти годы он, пристально всматривается в  жизнь  крестьян. 

2в:   Простой крестьянский люд вызывал у Мусоргского не только искреннее сочувствие, но и глубокое уважение . В общении с крестьянами  он не ограничивался  музыкальными наблюдениями, его интересовали разносторонние проявления народной жизни, народные типы и характеры.

1в:   «Подмечаю баб характерных и мужиков типичных – могут пригодиться и те и другие», - писал он  Л. Шестаковой.  Или в письме к Ц. Кюи: «Наблюдал за бабами и мужиками – извлек  аппетитные  экземпляры … У меня всегда так: я вот запримечу кой-каких народов, а потом, при случае, и тисну.»

2в:   Эти наблюдения  характеров,  интонации народной речи и песен затем воплотились в лучших произведениях композитора.

1в:  В этот период Мусоргский работает  над музыкой к трагедии  Софокла «Царь Эдип». В 1861 году написал характерное "Intermezzo Symphonique in modo classico", в 1863 году - романс "Сауль". Наиболее крупным его опытом в этот период была опера "Саламбо" (1864 - 65), на собственное либретто по роману Флобера. Для нее написаны им три картины, музыка которых в переработанном виде вошла почти вся в оперу "Борис Годунов».

2в:Также композитор продолжает сочинять камерные вокальные произведения. Это «народные картинки», пронизанные состраданием к обездоленным людям, песни « Калистрат », «Колыбельная Еремушке»( сл.Н.Некрасова), «Светик Савишна» . «Сиротка», «Озорник» (на сл. Мусоргского); сатирические песни «Семинарист» . «Козел», «Классик».

Одним из ярких произведений  этого периода стала оркестровая картина «Ночь на Лысой горе». 

1в:   В начале 1860-х годов сформировался состав Балакиревского кружка, определились перспективы его разносторонней – творческой, музыкально -общественной, просветительской деятельности. И в течении 6 – 7 лет эта деятельность приобрела  большой размах. Маленький кружок  вырос в «Могучую кучку». Помимо М.А.Балакирева, возглавлявшего кружок, в него вошли Ц.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин.

2в:   Музыканты считали себя продолжателями дела Глинки и Даргомыжского и свою цель видели в обновлении и развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа. Композиторы собирали русские и украинские народные песни, а также увлекались музыкой восточных народов Кавказа и Средней Азии. Члены кружка оказали  огромное  влияние на творчество Мусоргского.

1в:  Осенью 1868 г.Мусоргский приступил к работе над оперой «Борис Годунов»-вершина его творчества 60-х годов. В 1872г.переработал ее. Вторая редакция оперы содержала 9 картин; появились две польские сцены и  сцена под Кромами.

2в:     За время работы над «Борисом Годуновым» композитор сблизился с В.В.Стасовым, часто бывал  в его петербургской квартире    и летом на даче. Искреннюю любовь он испытывал к детям брата Стасова.

1в:   Теплое и нежное отношение  к ним ,к миру детских чувств    Мусоргский выразил в вокальном цикле «Детская».

2в:   В.В. Стасов стал вдохновителем и ближайшим помощником Мусоргского в создании следующей оперы – «Хованщина», над которой он работал с 1872-го года почти до конца жизни. Композитора вновь привлекали судьбы русского народа в переломный период российской истории.

1в:    Добродушный юмор, умение подметить и подать смешное  выявились в работе над комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю).

2в:    В 1870-х гг были созданы баллада «Забытый» по картине В. Верещагина, циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» на слова А.Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874).

1в:    Выдающееся произведение Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году (всего за три недели) как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана.

2в:    Владимир Александрович Гартман –талантливый художник и архитектор, с которым Мусоргский был связан узами сердечной дружбы.

1в:   С  февраля  по март  1874 г. в Императорской академии художеств была проведена посмертная  выставка 400 его работ ,созданных за  15 лет  рисунков,  акварелей,  архитектурных  проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий.

2в:  В целом замысел сложился летом (со 2 по 22 июня) . «Гартман кипит, как кипел «Борис» -писал он в те дни Стасову.

1в:    Сюита состоит из 10 пьес с интермедиями, прообразом которых стали различные произведения Гартмана: его акварели («Катакомбы»), рисунки («Избушка на курьих ножках»), архитектурные проекты («Богатырские ворота»), эскизы игрушек («Гном»), и костюмов к балетному спектаклю («Балет невылупившихся птенцов»), и наконец живописные портреты («Два еврея – богатый и бедный») и жанровые зарисовки («Тюильрийский сад»).

2в:   Все пьесы цикла связаны  темой «Прогулки»(«Promenade»).,которая стала своеобразным автопортретом самого автора , переходящего от одного экспоната выставки к другому .«Моя физиономия в интермедиях видна»-говорил он.

Тема прелюдии – широкая, в русском народном духе.

Звучит Прелюдия.

1в:   Первая картинка «Гном»- это фантастический этюд. Фигурка неуклюжего, кривоного гнома , изображенная Гартманом (на рисунке это эскиз забавной игрушки для щелканья орехов) , оживает в музыке . Сказочный образ обитателя горных недр.

Звучит пьеса «Гном».

2в:   « Прогулка» ведет нас к следующей картинке «Старый замок» . Это музыкальное воплощение акварели Гартмана , овеянное романтикой рыцарских времен .Перед старинным замком в вечерней тишине трубадур поет меланхоличную серенаду. Музыка «Старого замка» проникнута нежным лирическим настроением.

Звучит «Старый замок»(фрагмент).

1в:   Третья картинка называется «Тюильрийский сад» .На картине Гартмана живописная зарисовка аллеи Тюильрийского сада с пестрой толпой детей и нянек . У Мусоргского – это юмористическое скерцо , в котором слышен гомон озорной ребячьей возни («ссора детей после игры» ) и добродушный разговор нянюшек (в среднем эпизоде).

Звучит «Тюильрийский сад».

2в:   Четвертая картинка «Быдло» «дана прямо в лоб», как  выразился Мусоргский, т.е. резким контрастом .

Рисунок Гартмана изображающий  нескладную польскую крестьянскую телегу на огромных колесах , запряженную волами, послужил поводом для создания суровой печальной картинки из народной жизни.

1в:  Медленно тащится по дороге убогая колымага бедняка .На фоне однообразного движения грузно переступающих аккордов звучит протяжная крестьянская песня исполненная глухой тоски и угрюмой силы.

Звучит пьеса «Быдло».

2в:    И вот снова неожиданность – волшебное скерцино ( шутка) «Балет невылупившихся птенцов» - пятая звуковая картинка ,возникшая под впечатлением одной из акварелей Гартмана к постановке балета «Трильби».

1в:    Блеск остроумия , мастерство изобразительности соединились в обаятельной музыке миниатюрного «балета».      

Звучит « Балет невылупившихся птенцов».

2в:   За грациозным скерцино птенцов следует – опять резким контрастом – бытовая сценка в музыкальной прозе : «Два еврея – богатый и бедный»- картинка шестая.

1в:    Эти персонажи – богатый Самуэль Гольденберг и бедный Шмуйле – зарисованы были Гартманом с натуры в 1868г. Талантливые зарисовки так понравились Мусоргскому , что Гартман тогда же подарил их ему.

2в:        Мусоргский гениально развил мысль художника : создав поразительно меткие музыкальные характеристики важного , толстого Самуэля и щупленького, робкого , заискивающего Шмуйле. Композитор сопоставил их в живом , выразительном диалоге . Точно схваченный национальный колорит сценки усугубляет социальный контраст обрисовки ее персонажей.

Звучит пьеса « Два еврея – богатый и бедный».

1в:     Перед нами седьмая картинка «Лиможский рынок» - блестящее каприччио ,показывающее шумную суету рыночной площади. У  Мусоргского перед пьесой была небольшая «пояснительная» программка: «Большая новость: Господин Пьюсанжу только что нашел свою корову «Беглянку» . Но кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что госпожа Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы ,между тем как у господина Панта-Панталеона мешающий ему нос отается все время красным как пион».

2в:   Эта программка  соответствует гротескной музыкальной картинке , представляющей  толпу лиможских кумушек , азартно обсуждающих «большую новость».

Звучит пьеса «Лиможский рынок».

1в:   «Катакомбы» . Гартман в подземелье осматривает при свете фонаря остатки древней римской гробницы. Образы этой картинки отозвались у Мусоргского размышлением о смерти и острым воспоминанием о погибшем друге-художнике.

2в:    Катакомбы показаны в музыке как мрачное обиталище теней прошлого. Композитор в рукописи написал примечание: «С мертвыми на мертвом языке».

Звучит пьеса «Катакомбы»( фрагмент).

1в:     Следующая девятая картинка уносит воображение композитора в волшебный мир русской сказки. «Избушка на курьих ножках»- в акварели Гартмана – изящное обрамление бронзовых часов . В восприятии Мусоргского –фантастический образ Бабы-Яги. Она и является героиней музыкальной пьесы.

2в:    Это чудесное русское скерцо в народном духе ,картинно воспроизводит  сердитое постукивание «костяной ноги» и лихой полет злой волшебницы в ступе с помелом ,и загадочность темного дремучего леса.

  Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках».

1в:    Заканчивается фортепианный цикл эпическим финалом «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».Прообразом этой музыкальной картинки  послужил рисунок , представляюший архитектурный проект Киевских городских ворот в древнерусском стиле- с массивной аркой , украшенной славянским шлемом, и сторожевой башней с уходящим ввысь куполом-колокольней.

2в:     Идея русского богатырства воплотилась в торжественной музыке былинного склада. Завершая сюиту вновь звучит тема прелюдии. Она расширяется в мощном звучании соединяясь со знаменным распевом («Елицы во Христа креститеся») и возносится ввысь , сливаясь с праздничным  колокольным перезвоном (т-ть Es-dur –«тональность городов и крепостей).

Звучит пьеса «Богатырские ворота».

1в:   «Картинки с выставки» были подготовлены к печати летом 1874г., но увидели свет лишь через пять лет после смерти композитора.

2в:    В 1922г. франц. композ. Морис Равель сделал симфоническую транскрипцию «Картинок», что способствовало их мировой  популярности.

Звучит фрагмент симфонических «Картинок» М.Равеля.

1в:    В 1874г. Из под пера Мусоргского вышла  еще одна «картинка с выставки» . Весной в Петербурге открылась выставка работ художника В.Верещагина , на которой была представлена знаменитая «туркестанская серия» полотен : «Забытый», «Окружили - преследуют», «Вошли», воплотившие  суровую правду войны .

2в:    Одна из картин – «Забытый» -особенно поразила Мусоргского: павший в бою русский солдат лежит, распростертый , на пустынном поле битвы, забытый всеми… а над ним зловеще кружит черная стая стервятников. Под впечатлением этой картины у Мусоргского родился замысел вокальной пьесы на стихи Голенищева-  Кутузова.

1в:  Эти картины вызвали резкое неудовольствие военного начальства  и художник В.Верещагин уничтожил их. Для истории сохранились только фотокопии картин. Но одна из них живет в музыкальном воплощении  Мусоргского.

Звучит драматическая баллада «Забытый».

В заключении хочется процитировать слова известного франц.  композитора  Клода Дебюсси , которые он проницательно сказал о Мусоргском: « Никто еще не обращался к лучшему в нас , к более нежным и глубоким чувствам… Никогда  еще более утонченная чувствительность не была передаваема столь простыми средствами».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки».

 Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с.

 2. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка, 1986г. 157 с.

 3. Вершинина Г.Б. «...Вольна о музыке глаголить» -

 М.:»Новая школа» 1996 г. с.192

 4. Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110

 5. Фейнберг С.Е. «Пианизм, как искусство» - М.:Музыка,

 1965 г. с.185

 6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба».

 М.:Музыка. 1975 г., с. 335

В мероприятии использованы записи CD дисков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Современные технологии укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в казачьих классах МОУ «СОШ № 43» г. Саратова, 27.03..2018

Статья содержит описание опыта по укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в традициях казачьей педагогики...

Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".

laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....

Педагогический проект «Использование современного метаязыка на уроках литературы (на примере технологии мемов)»

В процессе интернет-коммуникации слова, выражения, особые грамматические конструкции, креолизованные тексты и т.п., появляющиеся в Сети, становятся настолько популярными, что из виртуальной среды пере...