Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Урок + презентация на тему: Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.pptx1.42 МБ
Файл urok_prezentatsiya_tihiy_don.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Слайд 2

Изображение казачества в романе

Слайд 3

Запретная любовь Григория Мелехова Весь хутор ополчился против любовных отношений Григория и Аксиньи. Аксинья замужем, да и они не скрывали своих отношений, это было возмутительно. Тогда решил Пантелей Прокофьевич женить Григория на Наталье Коршуновой, а Аксинью «поучит» как следует по казачьим законам Степан Астахов, муж Аксиньи, когда вернётся со службы. Но в Григории сказалась турецкая кровь бабки-турчанки и нрав отца: не смог он жить с «нелюбой», уходит он из дома в батраки в Ягодное к Листицким , но с любимой Аксиньей.

Слайд 4

1914 год. Призыв на службу Григорий призван на службу, совершает подвиг награждён первым Георгием, ранен, госпиталь, знакомство с Гаранжой , пулемётчиком, который ругал царя, говорил, что с властями надо бороться. В Григории всё перевернулось: в семье, в казачьей среде учили совсем другому, но убеждения Григория пошатнулись, появились сомнения.

Слайд 5

Революция 1917 года. Как её восприняли казаки, Григорий Мелехов? Для казаков трудно принять революцию 1917 года, потому что никто ней толком ничего не знал. Григорий на фронте что-то об революции узнал. Он принимает её, хотя тоже сомневался в том, что революция даст казачеству то, что необходимо, воюет на стороне красных, то есть большевиков, хотя во многом не согласен с Извариным, Подтёлковым .

Слайд 6

Гражданская война. Сомнение Григория в справедливости большевистской власти. У Григория Мелехова четыре Георгия, он хорунжий, не допускает мародёрства в своём воинском подразделении, которым командует, распоряжается брать в захваченных белыми хуторах продукты для казаков, корм для лошадей. Григорий думает неустанно о том, что его рукам не оружие держать, а работать надо на земле, жить в хуторе. А здесь ещё Аксинья не выходит из головы. Из-за повышения по службе и разности во взглядах он растерял друзей. Григорий Мелехов одинок. Не понимают его казаки.

Слайд 7

Отчаяние, ожесточение, возвращение в хутор. Григорий опять на службе у белых, командует полком, мстит за убитого красными брата Петра, никого не щадит. Он принимает решение: никого не брать в плен, уничтожать, особенно красных. Григория назначают командиром дивизии, он общается с генералами, высшими чинами белой армии. Одинаково идут успехи, поражения, но пришёл приказ о расформировании дивизии, Григория переводят в сотники. Из хутора приходит страшное известие: умерла жена Наталья. Это, считает Григорий, расплата за его жестокость. Григорий и его сотня доходят до Новороссийска, где на кораблях наши соотечественники отбывают за границу, потому что не приняли власть большевиков. Григорий остался, потому что подошли части армии Будённого, Мелехов переходит на сторону красных и воюет у Будённого.

Слайд 8

Демобилизация, возвращение в хутор. Григорий возвращается в хутор, но его зять Михаил Кошевой, председатель хуторского совета, не хочет его видеть в его отчем доме: враг советской власти, что он должен ответить за всё то, что совершил, должен предстать перед судом. Григория предупреждают об аресте, он бежит ночью из хутора.

Слайд 9

В банде Фомина. Когда Григорий бежал из хутора, он случайно попадает в банду Фомина, участники которой «боролись за свободу казаков, за справедливую жизнь», а на самом деле были обыкновенными бандитами: грабили мирное население, убивали тех, кто им не подчинялся. Когда это увидел Григорий, решил уйти из банды.

Слайд 10

В поисках обетованной земли . Финал поисков смысла жизни казака, представителя казачества, Григория Мелехова. Теперь он изгнанник, неприкаянный. У него появилась идея: найти такую землю, место, где никто не знал бы о прошлом Григория, где истосковавшиеся по земле руки будут пахать, сеять. Конечно, отправиться в новую жизнь Григорий мечтает вместе с Аксиньей. Очередная попытка найти свой путь, свою дорогу. И опять жестокая расплата: Аксинью смертельно ранит случайная пуля красноармейца.

Слайд 11

У него в хуторе сестра , сын – единственное, что осталось от семьи Мелеховых. Страшный итог исканий казачьей правды. Каждый проходит свой путь по-своему. У Григория этот путь тяжёлый, мучительный, но свой, путь казака. Григорий не согнулся под ветрами страшных времён и исторических перемен, хотя многое потерял, во многом разочаровался. Похоронив Аксинью, Григорий возвращается в родной хутор, где его корни, курень, близкая казачьему сердцу степь, он решает : принять наказание за содеянное, чтобы очистить совесть. Сколько потерь, смертей, но земля-то осталась.

Слайд 12

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила и выполнила Елькина Н.В., учитель I квалификационной категории . г. Нижневартовск, Филиал КОУ «Специальная школа №1»



Предварительный просмотр:

Тема: Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Цели:  1) донести до учащихся, что трагедия судьбы Григория Мелехова тесно связна с трагедией казачества России и государства;

2) как М.А. Шолохову удалось передать необычайность судьбы Григория Мелехова, слитное единство его с судьбой Родины, казачества;

3) каким образом автору удалось реалистично передать судьбу героя и доказать объективную необходимость его поступков;

4) отображение благородства, патриотизма Григория Мелехова, сроднённость его с землёй, хутором.

5) совершенствовать навыки анализа художественного текста;

Оборудование урока: тексты романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», раздаточный материал, экран, проектор, компьютер.

Ход урока

Урок начинается с фронтальной беседы по предыдущей теме: «Изображение казачества в романе «Тихий Дон»

  1. Каков роман «Тихий Дон» по жанровой направленности?
  2. Какова основная тема романа «Тихий Дон»?
  3. Каким изображено казачество в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Актуализация новой темы

Цель урока в том, чтобы проследить и доказать, что судьба Григория Мелехова – зеркальное отражение большей части казачества Дона, Кубани, отметить неординарность натуры героя, яркую индивидуальность Григория Мелехова; герой романа концентрирует в себе основной исторический и идейный конфликт романа, эпохи.

 Для раскрытия темы урока предлагаю учащимся создать 4 группы.

- Сегодня на уроке мы должны увидеть, как Григорий Мелехов проходит испытания жизнью, обстоятельствами: какое воспитание и установку на будущее  он получил, как  служит , что видит, что принимает, что отвергает. Революция 1917 года, восприятие революции Григорием Мелеховым и казаками, Гражданская война, как через неё прошёл Григорий Мелехов, казачество? Мучительный путь казака Григория, чем же он закончился, каков финал исканий?  

I группа – готовит ответ на вопрос: Каков уклад жизни и воспитание в семье Мелеховых?

  1. Пантелей Прокофьевич, каким он был по характеру?
  2. Каковы были порядки в семье, воспитание?
  3. Как это сказалось на детях, хозяйстве?

II  группа  (А)

Запретная любовь Григория  к Аксинье.

Книга первая, часть 1, гл. IX, X, XII.

  1. Какой была любовь Григория и Аксиньи?
  2. Почему была такая негативная реакция казачества хутора на их любовь?
  3. Какое решение в семье Мелеховых было принято?
  4. Бунт Григория Мелехова

III  группа (А)

Книга первая, часть 2, гл. XXI, часть 3, гл. V

1914 год. Призыв на службу в армию.

  1. Где находится Григорий Мелехов?
  2. Как он служит, воюет?
  3. Где и как отличился Григорий, ранение его, чем награждён?
  4. Влияние Гаранжи. Что происходит в душе и сознании Григория Мелехова?

IV группа (А)

Преодоление жизненных испытаний, мужание Григория.

    Книга первая, часть 3, гл. XXIV

  1. Что ожидало Григория Мелехова в Ягодном, когда он приехал в отпуск со службы?
  2. Что решает делать?
  3. Куда опять после отпуска отправляется, что делает?
  4. Что меняется в его жизни, убеждениях?

I группа (Б)

1917 год. Революция, как восприняли её казаки, Григорий Мелехов?

Книга I, часть 5, гл. II, книга вторая, часть 5,  гл. XIII

  1. Как и почему так реагируют на свершившуюся революцию казаки?
  2. Григорий Мелехов. Почему он принимает революцию 1917 года, хотя во многом сомневается?
  3. Изварин, Подтёлков,  их влияние на Григория Мелехова.
  4.  Каково душевное состояние Григория после такой политической мешанины, почему он переходит на сторону белых?

II группа (Б)

1918 год. Гражданская война. Сомнение в справедливости большевистской власти.

Книга III, часть IV, гл. IX

  1. Чего достиг Григорий Мелехов, служа в белой армии?
  2. Чего не допускает он в казачьей части, которой он командует?
  3. Да, Григорий достиг многого, но что постоянно крутится у него в голове, что бы он лучше делал, несмотря на свои заслуги?
  4. Почему он одинок?

III группа (Б)

Отчаяние, ожесточение, возвращение в хутор.

Книга III, часть VI, гл. X, XVI, XX

  1. Что делают красные на базу у Мелеховых?
  2. О чём Григорий узнаёт  у Аникушки на гулянке?
  3. Что он вынужден делать и почему?

IV группа (Б)

Служба у белых, резкий взлёт воинской карьеры

Книга III, часть 6, гл., XXXIV-XXXVI

  1. За кого и кому мстит Григорий?
  2. Каких воинских чинов он достиг?
  3. Какая жестокая расплата постигла его?
  4. Чем заканчивается служба в белой армии для Григория?

I группа (В)

Демобилизация, возвращение в хутор.

Книга IV, часть VIII, гл. VII

  1. Что решил делать после демобилизации Григорий?
  2. Каким он увидел хутор, свою семью, подворье?
  3. Что требует от Григория Михаил Кошевой?
  4. Что опять вынужден делать Григорий?

II группа (В)

В банде Фомина.

Книга четвёртая, часть 8, гл. XI

  1. Как попал в банду Фомина Григорий?
  2. Как себя представляют члены банды Фомина, а как обстоят дела на самом деле?
  3. Что делает Григорий Мелехов?

III группа (В)

В поисках обетованной земли.

Книга IV, часть 8, гл. XIII- XIV

  1. Изгнанник, неприкаянный, что делать, куда идти Григорию?
  2. О чём он сожалеет и мечтает в столь тяжёлое время?
  3. К чему привёл его очередной поиск своей дороги, обетованной земли?

IV  группа (В)

Финал тяжкого пути познания истины.

Книга IV, часть 8, гл. XVII

  1. Куда и зачем возвращается Григорий, что бросает в полынью Дона?
  2. На что он решился?
  3. Что он собирается сделать?
  4. Каким в финале романа мы видим Григория Мелехова?

IV Подведение итогов урока, выставление оценок.

V Домашнее задание. 

Кратко написать своё представление о Григории Мелехове


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

«Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды». 11 класс

Методическая разработка урока по теме  «Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды».  11 классЦель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии...

Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Урок с  использованием технологии проблемного обучения...

Презентация "Образ Григория Мелехова" по роману М. Шолохова "Тихий Дон"

Презентация может быть использована при изучении романа-эпопеи М. Шолохова "Тихий Дон"...

Урок по теме : Характеристика Григория Мелехова по роману М.Шолохова "Тихий Дон"

Урок по роману -эпопее"Тихий Дон" даёт подробную характеристику главному герою. Также раскрывает главные черту персонажа, его отношение к другим героям, к темисторическим событиям, свидетеле...