Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ольгановикова

Урок с  использованием технологии проблемного обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_melehov.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Класс:11

Предмет:литература

Используемые технологии: проблемное обучение,

Цели:  1) донести до учащихся, что трагедия судьбы Григория Мелехова тесно связна с трагедией казачества России и государства;

2) как М.А. Шолохову удалось передать необычайность судьбы Григория Мелехова, слитное единство его с судьбой Родины, казачества;

3) каким образом автору удалось реалистично передать судьбу героя и доказать объективную необходимость его поступков;

4) отображение благородства, патриотизма Григория Мелехова, сроднённость его с землёй, хутором.

5) совершенствовать навыки анализа художественного текста;

Оборудование урока: тексты романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», раздаточный материал, экран, проектор, компьютер.

Ход урока

Урок начинается с фронтальной беседы по предыдущей теме: «Изображение казачества в романе «Тихий Дон»

  1. Каков роман «Тихий Дон» по жанровой направленности?
  2. Какова основная тема романа «Тихий Дон»?
  3. Каким изображено казачество в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Актуализация новой темы

Цель урока в том, чтобы проследить и доказать, что судьба Григория Мелехова – зеркальное отражение большей части казачества Дона, Кубани, отметить неординарность натуры героя, яркую индивидуальность Григория Мелехова; герой романа концентрирует в себе основной исторический и идейный конфликт романа, эпохи.

 Для раскрытия темы урока предлагаю учащимся создать 4 группы.

- Сегодня на уроке мы должны увидеть, как Григорий Мелехов проходит испытания жизнью, обстоятельствами: какое воспитание и установку на будущее  он получил, как  служит , что видит, что принимает, что отвергает. Революция 1917 года, восприятие революции Григорием Мелеховым и казаками, Гражданская война, как через неё прошёл Григорий Мелехов, казачество? Мучительный путь казака Григория, чем же он закончился, каков финал исканий?  

I группа – готовит ответ на вопрос: Каков уклад жизни и воспитание в семье Мелеховых?

  1. Пантелей Прокофьевич, каким он был по характеру?
  2. Каковы были порядки в семье, воспитание?
  3. Как это сказалось на детях, хозяйстве?

II  группа  (А)

Запретная любовь Григория  к Аксинье.

Книга первая, часть 1, гл. IX, X, XII.

  1. Какой была любовь Григория и Аксиньи?
  2. Почему была такая негативная реакция казачества хутора на их любовь?
  3. Какое решение в семье Мелеховых было принято?
  4. Бунт Григория Мелехова

III  группа (А)

Книга первая, часть 2, гл. XXI, часть 3, гл. V

1914 год. Призыв на службу в армию.

  1. Где находится Григорий Мелехов?
  2. Как он служит, воюет?
  3. Где и как отличился Григорий, ранение его, чем награждён?
  4. Влияние Гаранжи. Что происходит в душе и сознании Григория Мелехова?

IV группа (А)

Преодоление жизненных испытаний, мужание Григория.

    Книга первая, часть 3, гл. XXIV

  1. Что ожидало Григория Мелехова в Ягодном, когда он приехал в отпуск со службы?
  2. Что решает делать?
  3. Куда опять после отпуска отправляется, что делает?
  4. Что меняется в его жизни, убеждениях?

I группа (Б)

1917 год. Революция, как восприняли её казаки, Григорий Мелехов?

Книга I, часть 5, гл. II, книга вторая, часть 5,  гл. XIII

  1. Как и почему так реагируют на свершившуюся революцию казаки?
  2. Григорий Мелехов. Почему он принимает революцию 1917 года, хотя во многом сомневается?
  3. Изварин, Подтёлков,  их влияние на Григория Мелехова.
  4.  Каково душевное состояние Григория после такой политической мешанины, почему он переходит на сторону белых?

II группа (Б)

1918 год. Гражданская война. Сомнение в справедливости большевистской власти.

Книга III, часть IV, гл. IX

  1. Чего достиг Григорий Мелехов, служа в белой армии?
  2. Чего не допускает он в казачьей части, которой он командует?
  3. Да, Григорий достиг многого, но что постоянно крутится у него в голове, что бы он лучше делал, несмотря на свои заслуги?
  4. Почему он одинок?

III группа (Б)

Отчаяние, ожесточение, возвращение в хутор.

Книга III, часть VI, гл. X, XVI, XX

  1. Что делают красные на базу у Мелеховых?
  2. О чём Григорий узнаёт  у Аникушки на гулянке?
  3. Что он вынужден делать и почему?

IV группа (Б)

Служба у белых, резкий взлёт воинской карьеры

Книга III, часть 6, гл., XXXIV-XXXVI

  1. За кого и кому мстит Григорий?
  2. Каких воинских чинов он достиг?
  3. Какая жестокая расплата постигла его?
  4. Чем заканчивается служба в белой армии для Григория?

I группа (В)

Демобилизация, возвращение в хутор.

Книга IV, часть VIII, гл. VII

  1. Что решил делать после демобилизации Григорий?
  2. Каким он увидел хутор, свою семью, подворье?
  3. Что требует от Григория Михаил Кошевой?
  4. Что опять вынужден делать Григорий?

II группа (В)

В банде Фомина.

Книга четвёртая, часть 8, гл. XI

  1. Как попал в банду Фомина Григорий?
  2. Как себя представляют члены банды Фомина, а как обстоят дела на самом деле?
  3. Что делает Григорий Мелехов?

III группа (В)

В поисках обетованной земли.

Книга IV, часть 8, гл. XIII- XIV

  1. Изгнанник, неприкаянный, что делать, куда идти Григорию?
  2. О чём он сожалеет и мечтает в столь тяжёлое время?
  3. К чему привёл его очередной поиск своей дороги, обетованной земли?

IV  группа (В)

Финал тяжкого пути познания истины.

Книга IV, часть 8, гл. XVII

  1. Куда и зачем возвращается Григорий, что бросает в полынью Дона?
  2. На что он решился?
  3. Что он собирается сделать?
  4. Каким в финале романа мы видим Григория Мелехова?

IV Подведение итогов урока, выставление оценок.

V Домашнее задание.

Кратко написать своё представление о Григории Мелехове


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

«Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды». 11 класс

Методическая разработка урока по теме  «Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды».  11 классЦель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии...

Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Урок + презентация на тему: Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»...

Презентация "Образ Григория Мелехова" по роману М. Шолохова "Тихий Дон"

Презентация может быть использована при изучении романа-эпопеи М. Шолохова "Тихий Дон"...

Урок по теме : Характеристика Григория Мелехова по роману М.Шолохова "Тихий Дон"

Урок по роману -эпопее"Тихий Дон" даёт подробную характеристику главному герою. Также раскрывает главные черту персонажа, его отношение к другим героям, к темисторическим событиям, свидетеле...