Проектирование урока литературы в режиме технологии проектного обучения
материал по литературе на тему

Ямбаева Светлана Владимировна

Среди  широкого спектра современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе для повышения результативности педагогической деятельности, можно выделить  технологию проектного обучения. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.

В работе освещаются  требования к использованию метода проектов, формируемые образовательные результаты, приводится пример применения метода на уроке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektnogo_obucheniya.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА

на тему: «Проектирование урока литературы  в режиме технологии проектного обучения».

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: 20.01.2014 - 24.01.2014г. «Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»

Выполнила:

Ямбаева Светлана Владимировна

Учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ с. Сиделькино

м.р. Челно-Вершинский

Самара 2014

Введение.

В последнее время появляется много различных высказываний в средствах массовой информации о качестве современного российского образования. Под качеством современного образования понимается соответствие образовательного результата запросам государства, общества и личности. В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (то есть информационного общества). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, которые

- имеют высокое развитие познавательных потребностей;

- нацелены на саморазвитие и самореализацию;

- способны оперировать полученными знаниями и ориентироваться в современном информационном пространстве;

- способны продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения;

- являются конкурентоспособными на рынке труда.

Сегодня вряд ли удастся найти страну, в которой не наблюдался бы постоянный рост самых разных социальных проблем, связанных с недостатками работы системы образования. К числу таких наиболее острых проблем относятся:
- низкий уровень грамотности и культуры;
- низкий уровень социализации детей и молодежи;
- рост негативных явлений в детской и молодежной среде (антисоциальное поведение, преступность, наркомания, проституция, курение, алкоголизм, экстримизм);
- низкий функциональный уровень здоровья;
- нежелание учиться и трудиться;
- чрезмерное увлечение развлечениями и праздным времяпровождением;
- подавляющее преобладание материальных интересов и потребностей над духовными, пренебрежение к моральным и нравственным нормам жизни.
Список подобных проблем далеко не исчерпан. К порождающим эти проблемы основным недостаткам традиционной системы образования можно отнести:
- преобладание догматического, объяснительно-иллюстративного, словесного метода обучения;
- доминирование авторитарного стиля общения преподавателя с учащимися, принуждение к учению, отсутствие атмосферы сотрудничества и взаимоуважения;
- преобладание обучающей деятельности преподавателя, когда учащийся является лишь пассивным объектом педагогического воздействия;
- отсутствие творческого уровня учебной деятельности и ориентации на развитие творческой личности;
- преподаватели не готовы развивать творческие способности и нравственные качества учащихся;
- плохое знание педагогами психологических особенностей развития учащихся на каждом возрастном этапе;
- плохая организация самостоятельных учебных действий учащихся, направленность на механическое заучивание, запоминание и воспроизведение;
- зависимость оценки знаний учащихся от субъективных представлений преподавателя и отсутствие навыков самоконтроля и самооценки;
- расслоение учащихся по успеваемости, отсутствие у большинства учащихся навыков взаимодействия и взаимопомощи;
- неуверенность в своих познавательных возможностях, познавательные затруднения учащихся, разочарование учащихся в учебной деятельности.

К общим недостаткам существующей дидактической модели образования можно отнести:
- отсутствие четких и хорошо диагностируемых целей системы образования;
- отсутствие единой современной концептуальной, научно-теоретической, методологической и технологической базы образования;
-отсутствие инновационной модели образования для замены старой;
- отсутствие передовых и высокоэффективных технологий обучения;
- ослабление воспитательных функций системы образования и крайне низкий уровень нравственного воспитания и социализации учащихся;

Актуальность темы

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных современных образовательных технологий, направленных на развитие образовательного процесса. В настоящее время представлен широкий спектр современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе для повышения результативности педагогической деятельности.

Одной из таких технологий является технология проектного обучения.

Работа в проекте должна быть актуальна в первую очередь для самих учащихся. Например, исследования, помогающие решать проблемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку и подготовки к сочинению по литературе.

Желательно, чтобы название проекта было броским и кратким, так оно будет привлекательнее выглядеть и пробуждать интерес учащихся. Название может отражать непосредственную связь с темой учебной программы (например, «Тема Родины в стихах С. Есенина»).

Проект может иметь помимо основного еще и творческое название. Например, «Россия! Сердцу милый край» (Тема Родины в стихах С. Есенина).

Основная часть.

Технология метода проектов.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Остановимся на основных требованиях к использованию метода  проектов: 

  1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов.

Метод проектов может применяться в изучении всех предметов, но как и любой метод он имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны метода  проектов:

· направленность на индивидуализацию обучения;

· активизацию учения;

· стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Конечно же, современный аналитический взгляд на педагогику метода проектов выявляет и слабые стороны этого метода:

· недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;

· сведение роли учителя только к консультационной;

· невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Образовательный результат, сформированный у учащихся в режиме технологии проектного обучения.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

1.        Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

2.        Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

        -умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3 Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнёром;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

- навыки делового партнёрского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

4.        Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности.

5.        Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса;

6.        Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Перечень критериев оценки эффективности занятия в режиме выбранной образовательной технологии.

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
  • Корректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатов.
  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
  • Коллективный характер принимаемых решений.
  • Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
  • Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
  • Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
  • Эстетика оформления результатов проекта.
  • Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Эффективной организации познавательной деятельности учащихся способствует использование проектно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности. В создании и организации проектов могут участвовать сами ученики начальной школы и их родители.

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с руководителем (опытным, грамотным учителем).

Я, считаю, что эта технология может быть использована в процессе изучения следующей темы «Родина в творчестве Сергея Есенина».

«Чувство Родины- в моём творчестве»

1

19.11

Тема Родины в творчестве Есенина.

Уметь видеть особенности изображения Родины в русской лирике 19 века.

Изобразительно-выразительные средства.

Чтение наизусть. Беседа.

Аналитическое чтение стихотворений.

Выборочный опрос. Чтение наизусть.

Портрет.

Сборник стихов.

Учебник.

Технологическая карта

Этапы работы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный этап.

Определение темы и целей проекта  на основе учебной ситуации.

   Общеучебные универсальные действия: постановка и формулирование проблемы.

Планирование

Коллективное обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов; распределение ролей.

            Регулятивные и коммуникативные

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
  • Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана;
  • Принимать разные точки зрения и отстаивать свою

Информационно- аналитический этап

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Применение на практике методов исследования (наблюдения, сравнения  и т.д.).

           Познавательные

  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • развиваются умения: находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи

Выполнение проекта

Обработка полученной информации, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи.

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Моделирование -преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Защита   проекта

Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о                                 проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Коммуникативные

  • Навыки монологической речи
  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Артистические умения
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы

Рефлексивный

анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.  

Личностные и регулятивные

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
  • Усвоение нравственных норм
  • Понимание своего духовного роста

Проектная деятельность формирует универсальные учебные действия разных  групп, но на каждом этапе доминируют определённые УУД.

        Я предлагаю модель урока  по данной теме.

Тема урока: «Родина в творчестве Сергея Есенина»

Оборудование урока:

  1. Видеопроектор для показа.
  2. Доступ в Интернет.
  3. Дидактический раздаточный материал
  4. Выставка творческих работ учащихся.

Цель урока:

Подведение учащихся к постановке проблемного вопроса, необходимого для введения в проект. Формулирование гипотезы, частных вопросов и тем исследований.

Необходимая предварительная подготовка к уроку

  1. Доклады учащихся об основных периодах творчества С.Есенина.
  2. Песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»
  3. Выучить наизусть стихи С.Есенина «Я покинул родимый дом», «Береза»
  4. «Гой ты, Русь, моя родная», «Край любимый! Сердцу снятся...», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый», «Мы теперь уходим понемногу», «До свиданья, друг мой, до свиданья».

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный.

2. Постановка целей урока, вступительное слово учителя.

Слово учителя о теме урока

С чего начинается Родина для великого поэта?

Восприятие темы урока, осмысление .

3. Доклады учащихся о С.Есенине

Контроль выступлений, анализ сообщений.

Слушание докладов, подготовленных учащимися, заполнение тетради на печатной основе.

4. Эвристическая беседа с опорой на прослушанные сообщения.

Опорные вопросы:

 - Когда состоялось ваше знакомство с поэтом?

 - Почему первый гонорар Сергей отдал отцу?

- Каково отношение поэта к имажинизму?

- Что заинтересовало вас в его биографии?

 - Почему мы читаем его стихи?

 - Можем ли мы прожить без его стихов?

 - Как всегда, будем предельно откровенны: так ли уж необходимы вам Есенин и созданное им?

- Что особенно близко и дорого?

- Хочется ли перечитывать стихи Есенина?

 - Может быть, вы хотите еще что-то интересное рассказать о поэте?

Участие в беседе о жизни и творчестве поэта.

5. Работа с высказываниями известных людей о творчестве С. Есенина.

Чтение высказываний.

Современник Есенина, поэт Николай Тихонов, утверждал: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня... Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

Известный писатель Ю. Бондарев считает, что «никому не уйти из-под очаровывающей власти его таланта».

Вы согласны?

Обсуждение высказываний.

6. Постановка ПВ, формулирование гипотезы.

Осуществляет помощь в формулировке проблемного вопроса, награждает календарем «С.Есенин» за лучший вопрос.

Комментарий:

Учитель предлагает подумать, какой из предложенных вопрос больше понравился, объяснив, что часть этих вопросов не являются проблемными, они – частные, и на них будут даны ответы в ходе исследований.

Если учащиеся испытывают затруднение в формулировании проблемного вопроса, то можно предложить сравнить два стихотворения с одним названием «Русь» А.Блока и С.Есенина. Можно предложить фрагменты из стихотворений С.Есенина.

ПВ: «Современны ли стихи поэта?»

Гипотеза: «Если стихи поэта вызывают у нас высокие чувства любви к природе, Родине,… то они актуальны, нужны нам, современны». Если эта гипотеза верна, то возникают конкретные (вспомогательные, частные) вопросы:…

Учащиеся задают варианты ПВ, один из учеников записывает их на листочке, а затем читает все вопросы:

Как отразилась тема Родины в творчестве поэта?

Как повлияли трагические события начала XX века на его творчество?

Какие философские мотивы присутствуют в стихах?

Каковы главные составляющие художественного мира?

Современны ли стихи поэта?

Какие выразительные средства использует поэт?

Как повлияло детство поэта на его творчество?

Формулируют гипотезу.

7.Формулирование тем исследований

Помогает формулировать вопросы.

Если класс слабый, сложно составить частные вопросы, то можно спроецировать на экране фрагменты стихотворений С. Есенина.

Учащиеся формулируют темы исследований:

1. Есенин и Блок.

2. Тема Родины в творчестве поэта.

3. Диалектизмы в стихах С.Есенина. («Родимые пятна» рязанского говора).

4. Какие цвета преобладают в стихах. (Цветообозначающая лексика).

5. Ключевые образы в стихах.

6. Фольклор в поэзии Есенина.

Темы записываются одним из учащихся на доске.

8. Формирование групп и определение формы представления результатов

Выдает закладки с портретами С.Есенина и четверостишиями из его стихотворений. Стихотворений 10, столько же и получается групп.

Комментарий.

Если темы исследований совпадут, то учащимся можно предложить выбрать другие стихотворения для анализа.

Делятся на группы. Обсуждают в группах тему исследования, план действий (в ходе работы его можно и надо корректировать),

способы взаимодействия, общения, оперативной помощи друг другу.

Виды заданий, включающих деятельность учащихся на конечный результат .

  1. Видео:
  • документальный фильм о Сергее Есенине.
  1. Аудио:
  • чтение стихотворений С. Есенина известными актерами;
  • песни на стихи С. Есенина..
  1. Статичный иллюстративный материал:
  • портреты С. Есенина в разные периоды его жизни;
  • иллюстрации к произведениям;
  • фотографии мест, где он был;
  • фотографии друзей и т.д.
  1. Интерактивные материалы: 
  • тренажеры;
  • мультимедиапанорамы, можно проследить литературный процесс.
  1. Текстовый материал:
  • стихи и поэмы;
  • воспоминания современников;

Эти задания дают  возможность учителю создать проблемную ситуацию, организовать исследование учащихся и реализовать проект в течение недели.

На контрольном уроке  состоялись защита и обсуждение результатов исследования, формулировка выводов, анализ рабочих материалов. Итоговые результаты их труда обсуждались таким образом, чтобы из фрагментов материала, оформленного учащимися, сложился ответ на проблемный вопрос проекта. Кроме того, на этом же уроке оценивалась индивидуальная и групповая работа учащихся.

Эффективность проектной деятельности

В результате работы над проектами у учащихся формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

      Если подвести итог, то в процессе работы над проектом:

  • Все ученики, выполнившие проектную работу, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка; вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать и «отсеивать» информацию.
  • В  реализации предлагаемых  проектов  заинтересованы  все: ученик  занят работой  и развитием  своего  творческого потенциала (применением знаний  в новых  ситуациях) с перспективой  получить  несколько  оценок  и  благополучной  аттестации  по предмету, наконец,  с  перспективой  пополнения   Портфолио;  учитель  заинтересован  в  повышении знаний  и интеллекта  учащихся, их  занятости  творчеством;  родители  - в благополучной  успеваемости  их  ребёнка,  в  перспективе  вырастить  ребёнка  с  умной  головой, а  ещё  и  с  «золотыми»  руками.
  • Методическая база школы пополняется большим количеством мультимедийных приложений, которые широко используются на различных уроках.

Лист оценивания учителем  работы учащихся в группе.

Наблюдая со стороны обсуждения в группе, учитель  заполняет лист оценивания:

Фамилия, имя

Поиск  информации

Предоставление информации

Обсуждение

Постановка вопроса

Участие в практической деятельности

Участие в итоговой дискуссии

Создание презентации

Рефлексия

В целях совершенствования нашей работы и для установления сотрудничества мы просим вас заполнить эту анкету.

Вопросы

11 класс

Работать в группе легче?

Да

Нет

Не знаю

12

3

2

Сколько раз вы участвовали в проектах? 

Один

Два

Больше

2

5

10

Где вы искали информацию? (несколько вариантов ответа)

В библиотеке

В Интернете

В «КМ-Школе»

Везде

4

5

4

8

Понравился ли вам проект?

Да

Нет

Не знаю

14

0

3

Где вы выполняли проект?

Дома

В школе

У друзей

11

12

2

Нужны ли вам консультации? 

Да

Нет

Не знаю

11

2

4

Хотели бы вы продолжить такую работу?

Да

Нет

Не знаю

13

1

3

Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?

Да

Нет

Не знаю

0

16

1

Список используемой литературы

  1. Бухтиярова И.Н.. Метод проектов и индивидуальные программы в  продуктивном обучении. Школьные технологии. №2, 2001.
  2. Гузеев В.В.  «Метод проектов» как частный случай технологического обучения// Директор школы, 1995. №6.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.-
  4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе ученических работ. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. – Казань, 1995.
  6. Как оценивать обучение на основе метода проектов [Электронный ресурс]. www.idecorp.com/assessrubric.pdf.
  7. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование урока истории в режиме технологии проблемного обучения».

Примером работы учителя истории в режиме технологии проблемного обучения может быть модель урока по изучению темы «Земледельцы Аттики теряют свободу» с составлением технологической карты. ...

Проектирование урока химии в режиме технологии личностно-ориентированного обучения

Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образова...

Проектирование урока математики в режиме технологии модульного обучения

На протяжении нескольких лет целью образовательного процесса считался выпускник, овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе бол...

«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

  Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.•...

Проектирование урока литературы в режиме технологии проектного обучения

Среди  широкого спектра современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе для повышения результативности педагогической деятельности, можно выделить  технологию ...

«Проектирование урока математики в режиме технологии дифференцированного обучения»

Если в условиях города у  родителей есть выбор образовательного учреждения, и они стараются реализовать образовательные потребности ребенка через подбор образовательного учреждения или класса с у...

Проектирование образовательной деятельности с использованием технологии проектного обучения

Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных...