Проектирование образовательной деятельности с использованием технологии проектного обучения
статья по теме

Васнев Станислав Николаевич

Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС ориентируют, прежде всего, на  овладение обучающимися универсальными способами учебной деятельности и деятельностный  характер обучения. Поэтому  возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.  Другими словами – то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование образовательной деятельности с использованием технологии  проектного обучения

Васнев С.Н., преподаватель–организатор ОБЖ,

МБОУ МОШ №1,  г. Мичуринск

Васнева Е.В., учитель информатики и биологии, МБОУ СОШ №1,              г. Мичуринск

Образован не тот, кто много знает,

А тот, кто хочет много знать,

и умеет  добывать эти знания.

В.П. Вахтеров

Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства[7].

ФГОС ориентируют, прежде всего, на  овладение обучающимися универсальными способами учебной деятельности и деятельностный  характер обучения. Поэтому  возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.  Другими словами – то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно[2].

Каковы же требования, предъявляемые к современному преподаванию? Современный урок должен быть проблемным и развивающим:

  • учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – обучающиеся;
  • учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи.

Для эффективного применения технологии проектного обучения на уроках необходимо соблюдать следующие условия: 

1.Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.Практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная или групповая) деятельность обучающихся.

4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов работы и результатов).

5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, выбор методов исследования, разработка проекта, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы.

Для рациональной организации работы следует отдавать себе отчет в том, что проекты бывают разные. Обычно при классификации учитываются следующие типологические признаки[3]:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

2.     Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3.  Характер координации проекта:

  • С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
  • Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты). В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).

4.  Характер контактов: проекты делятся  на внутренние и международные.

  • Внутренние, или региональные (т.е. в пределах одной страны). Такие проекты  организуются либо внутри одной школы – междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.
  • Международные проекты.

Такие проекты организуются с  представителями  разных стран.

5.   Количество участников проекта: 

  • Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
  • Парные (между парами участников).
  • Групповые (между группами участников).

6.   Продолжительность проекта. 

  • Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более

крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

  • Средней продолжительности (от недели до месяца).
  • Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

В практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность,  количество участников.

Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Тематика проектов должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы, должна быть актуальной для практической жизни. В начале учебного года учитель знакомит обучающихся с темами проектов и предлагает их для реализации.

Выполнение проектов предполагает планирование деятельности, как учителем, так и обучающимися. Для этого можно использовать технологические карты, которые помогают структурировать проектную деятельность, сделать ее целенаправленной [1].

К организации работы над проектами  существуют различные подходы. Но большинство авторов считают важным описать деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе организации проектной деятельности.

I. Планирование.

Предлагается начать работу с обсуждения темы будущего проекта. При этом, как уже отмечалось выше, происходит обмен мнениями между участниками проектной деятельности, выдвигаются первые гипотезы, и только после этого предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.).

Для успешной организации этого этапа учителю рекомендуется: подготовить проблемную задачу, которая бы подтолкнула ребят к обсуждению; рассмотреть возможные способы и средства для поддержания мотивации учащихся (задачи практического характера, наглядные пособия и т.д.), продумать вопросы, которые подтолкнули бы ребят к новой идее, необходимой для осуществления проекта. Также учитель должен познакомить обучающихся с условиями работы над проектом (количество человек в группах, сроки выполнения проекта); если в работе над проектом принимает участие большое количество человек, то необходимо продумать и организовать несколько направлений работы, при этом обязательно обозначив область рассмотрения каждого из них.

II. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию, учитывая:

  • собственный опыт;
  • результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;
  • сведения,  полученные из  специальной литературы,   Интернета и т.д.

А также анализирует и интерпретирует полученные данные.

Предлагается следующая последовательность работы над проектами:

1. Уточнение и формулировка задач.

2. Поиск и сбор информации. Здесь учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти.

На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

  • личных наблюдений и экспериментирования;
  • общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);
  • работы с литературой и средствами массовой информации.

3. Обработка полученной информации.

Именно этот этап наиболее труден для обучающихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

III. Этап обобщения информации.

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).

IV. Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Степень активности и самостоятельности учащихся можно представить в виде схемы (рис.1).

 

Рис. 1. Степень активности и самостоятельности учащихся при осуществлении проектной деятельности

На последних этапах проектирования и обучающийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности.

При использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Вторая составляющая оценки результата – это сам проект. Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов И.Д. Чечель советует использовать рейтинговую оценку [5].

Оценивание в технологии проектной деятельности не сводится к оценке предметных знаний учащихся или полученных ими продуктов проектной деятельности. Оно разворачивается как сквозной процесс, позволяющий проследить за личностным ростом учащихся, их активностью, познавательной деятельностью, ходом работы над проектом.

В технологии проектного обучения используются два вида оценивания – текущее и итоговое. Текущее оценивание разворачивается на основе технологии формирующего оценивания [4]. Этот вид оценивания известен под названием «активная оценка».    

Итоговое оценивание используется на заключительном этапе работы над проектом и позволяет учащимся продемонстрировать знание и понимание изученного материала и полученные в ходе проектной деятельности умения.

Каковы средства (инструменты) оценивания проектной деятельности?

Чаще всего используются такие инструменты, как:

  • контрольные листы – список предполагаемых действий и отметка о выполнении (да – нет);
  • проверочный лист – список критериев (умений, действий, требований к продукту деятельности) и степень выраженности критерия (согласен – частично согласен – не согласен);
  • маршрутный лист – используется для оценки своего продвижения в проекте, а также для самооценки его участников;
  • средства визуализации информации (ментальная карта, графический планировщик, диаграмма) и т.д.

Как разработать критерии оценивания?

Основное назначение критериев оценивания – определение ключевых направлений совершенствования личностных качеств и умений ребенка на основе комплексного и разностороннего анализа[6].

Критерии оценивания определяются поставленными целями и нуждами педагога и учащихся. При разработке критериев педагог переводит поставленные цели в измеряемые результаты (показатели) и уровни их достижения (индикаторы).

Критерии оценивания должны быть известны учащимся до выполнения проекта.

Чаще всего в проектной деятельности используются для предъявления критериев таблицы оценивания (проверочные листы), которые содержат показатели (левая колонка) и их индикаторы (колонки справа), описывающие уровень достижения.

Какова же результативность  проектной деятельности обучающихся в школе?

Для ответа на этот вопрос совместно с психологом  проводилось анкетирование    обучающихся     в 5-8 классах   МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска и диагностика     уровня развития   интереса к   проектной    деятельности    (по М.В. Матюхиной), а также наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе реализации проектов.

1.Анкетирование обучающихся 5-8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мичуринска.

По данным анкетирования  среди    обучающихся   5-8 классов МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска, занимавшихся проектной деятельностью на уроках:

  • 62 % учащихся отмечают, что работа над проектами  была интересна именно потому, что выполнялась самостоятельно.
  • по итогам выполнения проекта 74 %  обучающихся стали выше оценивать свои возможности и способности;
  • 26% - говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее.

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» обучающиеся давали  следующие ответы.

  • распределять правильно время.
  • анализировать собственные действия.
  • презентовать результаты своего труда.
  • доделывать все до конца.
  • достигать поставленной цели.
  • рассматривать тему с разных точек зрения.

Ответы учеников на  вопрос «В какой форме лучше всего проводить презентацию проектов?» распределились следующим образом:

  • 44 % - в свободной форме;
  • 36 % - в форме мультимедиа презентации;
  • 15 % - в форме продолжительной защиты;
  • 3 % - в форме деловой игры;
  • 2 % - разные ответы.

2. Определение интереса к проектной деятельности у обучающихся 5-8 классов.

По результатам диагностики  уровня развития интереса к проектной деятельности  (модифицированная методика по М.В. Матюхиной) до начала исследования для  обучающихся наиболее привлекательными являлись занимательность и процесс действий.

Итоги повторной  диагностики уровня развития интереса к проектной деятельности  после  работы  над проектами показывают, что обучающимся стал свойственен не только занимательный и репродуктивный характер интереса к проектной работе, но и произошел  рост интереса к поисково-исследовательской деятельности.

3. Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе реализации проектов.

Продолжить проектную  деятельность школьники могут в научном обществе учащихся. В нашей школе НОУ «Филенок» существует уже давно, а количество обучающихся  желающих развивать свои исследовательские навыки растет. Члены НОУ традиционно выступают со своими  работами  на школьной научно-практической конференции «Вверх по лестнице успеха». На пленарном заседании  конференции  представляются лучшие  проекты.

Показателем эффективной организации  проектной и исследовательской деятельности  обучающихся  в школе является  их успешное участие  в конкурсах исследовательских проектов, научно-практических конференциях  различного уровня, где наши ученики становятся победителями и лауреатами.  

Таким образом, технология проектного обучения позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса. Она дает возможность проектировать учебный процесс по предмету с позиции деятельностного подхода, создает условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, высокой социальной мобильности.

Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной деятельности.

Поэтому проектная и исследовательская деятельность школьников в условиях реализации ФГОС является одним из основных методов обучения в современной школе.

Список ресурсов

1.Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

2.Кузнецов, А.А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, внедрение // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 6. – С. 5-9.

3.Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса.  Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47

4.Фишман, И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 244 с.

5.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов: Журнал «Директор школы», №4, 1998

6.Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: учеб. пособие [Электронный ресурс] — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2011. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iteach.ru/edu/new_main_course.php – Дата доступа: 10.04.2015.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. –М. : Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности образовательной деятельности через использование интерактивных информационных технологий на уроках физики и информатики

Данный материал представляет собой методическую статью по теме, который можно использовать при проведении семинара или мастер-класса....

конспект непосредственно - образовательной деятельности с использованием ИКТ "Животный мир Австралии"

подробный конспект итогового занятия на тему "Животный мир Австралии" с использованием ИКТ...

План тьюторской деятельности по сопровождению образовательной деятельности ученика старшей ступени обучения

План  тьюторской деятельности     по сопровождению    образовательной деятельности ученика старшей ступени обучения...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по русскому языку для 7-го класса СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства обра...