«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»
статья по истории на тему
Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
•Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
• Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Практическое осуществление идей опыта связано с прохождением следующих этапов:
· изучение методической литературы по данной технологии;
· выстраивание курсов истории, на основе технологии развития критического мышления;
· проектирование и апробирование уроков истории, экономике и праву с использованием приемов технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elena_vladimirovna.docx | 47.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий
по теме:
«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 16.06 – 20.06.2014 года
Выполнила: Круглова Елена Владимировна
учитель истории и обществознания
МБОУ ООШ № 138
Промышленного района г.о. Самара
2014 г.
Актуальность
По новым образовательным стандартам второго поколения указывается что, в современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. Характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частыми и тесными взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникшие проблемы; активно принимать в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде.
«Стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» указывается, что «именно гуманитарное образование…формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире…учит современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения». Эти принципы отражают новые теоретические и прикладные задачи, стоящие перед школьным гуманитарным образованием. Возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Ведь для учащихся сегодня становится всё более актуальным не просто процесс научения, не только знания, а учение и самообразование, при котором знания и умения являются средствами развития и саморазвития личности. Наряду с обновлением содержания курса истории и обществознания требуется и поиск наиболее эффективных методик и форм работы учителя.
И тогда одним из инструментов на сегодняшний день, на мой взгляд, являются технологии. В моей практике наиболее успешной я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология развития критического мышления как раз предоставляет ученику возможность действовать самому, проявлять коммуникативные, когнитивные, организационные, креативные качества и умения, а так же умения самостоятельно добывать информацию, критически её осмысливать и применять на практике - это главные современные требования к выпускнику школы. Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.
Особенности технологии развития критического мышления.
Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Дайана Халперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление следующим образом: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление». С ней соглашаются и другие современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) и под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). В своей статье «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» И.О.Загашев пишет: « Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей».
Особенности технологии развития критического мышления:
- Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
- Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Практическое осуществление идей опыта связано с прохождением следующих этапов:
- изучение методической литературы по данной технологии;
- выстраивание курсов истории, на основе технологии развития критического мышления;
- проектирование и апробирование уроков истории, экономике и праву с использованием приемов технологии развития критического мышления.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ | |||
Стадия (фаза) | Деятельность учителя. Задачи данной фазы | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
Стадия вызова | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | Составление списка известной информации, рассказ - |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами. | |||
Стадия осмысления (реализации). | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. | Методы активного чтения: |
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами. | |||
Стадия рефлексии | Вернуть учащихся к первоначальным записям- | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления | – Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; |
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах |
Функции фаз технологии:
Важнейшими функциями фазы вызова являются:
• Информационная. Вызов уже имеющихся у учащихся знаний, опыта по теме. Часто у учащихся нет первоначальных знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова работают: вопросы до изучения нового материала («толстые» и «тонкие» вопросы, «Ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др. Возможен вариант вызова знаний при помощи ассоциаций, предположений.
- Мотивационная. Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы», хотим получить на них ответы, это всегда интересно ученику.
- Систематизационная. Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в «концептуальной» и «сводной» таблицах и др.).
- Целеполагания. Технология развития критического мышления - единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели.
Вторая стадия урока - смысловая, где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т. д.). Основными функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания. На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии.
приемы технологии развития критического мышления
Такие приемы критического мышления можно просмотреть на формирование определенных универсальных учебных действий (умений).
Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:
- Кластеры.
- Таблица «Инсерт».
- Прием «Общее-уникальное».
- Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».
- Стратегия «Фишбон».
- «Бортовой журнал».
Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:
- «Инсерт».
- Дневники: двухчастный и трехчастный.
- Чтение с остановками.
- Стратегия «Идеал».
- Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
- Таблица «ПМИ» или «ПМ?».
- Таблица «Сравнение источников».
- Стратегия «Фишбон».
- Стратегия «Идеал». Умение работать с понятиями:
- Прием «Выглядит, как... Звучит, как...»
- Синквейн.
- «Концептуальное колесо».
• Денотатный граф.
Умение вести аргументированную дискуссию:
• Таблица «перекрестной дискуссии».
Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:
- Синквейн.
- Кластеры.
- Эссе и другие приемы рефлексивного письма.
- Прием «Общее-уникальное».
- Сводная таблица.
- Рамка.
- Двухрядный круглый стол.
- Лист взаимооценки.
- Парная письменная взаимооценка.
- Градация.
- Совокупная оценка.
Умение планировать собственную учебную деятельность:
- Таблица «Верные - неверные утверждения».
- Вопросы «Верите ли вы?».
- Кластеры.
- Портфолио.
• Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие).
Описание наиболее распространенных приемов:
- Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием «Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
- Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т.п.).
- «Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса. Например: тонкий вопрос - Когда в Европе стали возникать города?, толстый вопрос - Чем отличается средневековый город от античного?
- Знакомство с инструментом PMI (плюс, минус, интересно). Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?».
- «Синквейн». Эта пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Синквейны в учебно-воспитательном процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
- Эссе – один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения.
Демонстрация содержания конкретного урока в режиме данной технологии.
Предмет: История
Класс: 8 класс
Тема урока: Роль личности Наполеона Бонапарта в истории Франции.
Цель: Определить роль личности Наполеона Бонапарта в истории Франции.
Задачи:
образовательные:
- Проследить этапы становления личности Наполеона.
- Рассмотреть влияние Наполеона на ход исторических событий от падения монархии до провозглашения Франции империей.
- Сделать вывод о роли Наполеона Бонапарта в истории Франции и России.
воспитательные: создать условия для:
- воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
- воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;
- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
- воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;
- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
- воспитания умения управлять собой, своим поведением.
развивающие: создать условия для:
- развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;
- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;
- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Критерии достижения цели урока: обучающийся знает этапы становления личности Наполеона, влияние Наполеона на ход исторических событий от падения монархии до провозглашения Франции империей, сделали вывод о роли Наполеона Бонапарта в истории Франции и России.
Тип урока: урок приобретения новых знаний
Форма урока: комбинированный урок
Условия обеспечения учебной деятельности:
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы: приемы ТРКМ: 3 фазы урока, кластер, синквейн, «толстые вопросы», логическая цепочка.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;
- дидактический материал для обучающихся;
- карточки с контекстными заданиями для групповой работы;
- анкеты (для рефлексии).
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. |
2 | Актуализация знаний(Стадия вызова). | На экране возникают портреты и имена великих исторических личностей. Задание: что на ваш взгляд, объединяет всех этих людей, с личностями некоторых вам предстоит познакомится в дальнейшем. Составить кластер. | Обучающиеся отвечают на вопросы. |
3 | Постановка учебной задачи. | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся прочитать исторический документ. | Работа обучающихся в группах. Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи. |
4 | Стадия осмысления. | Организуется работа по группам. | Учащиеся работают в группах с пакетом материалов, позволяющих изучить личность Наполеона, этапы его карьеры, влияние его на исторические события. Представитель от каждой группы зачитывает полученную информацию обучающимся. |
5 | Первичное закрепление. Самостоятельная работа. | Организует работу по записи результатов проделанной работы. Задание: написать синквейн на слово Наполеон Бонапарт. Задание: Сделать вывод о роли Наполеона Бонапарта в истории Франции и России. | Записывают наиболее важные выдержки из текста, составляют синквейн. Делают вывод. |
6 | Рефлексия деятельности (итог урока). | Организует рефлексию в форме анкетирования. | Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока. |
7 | Домашнее задание. | Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости. | Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. |
Критерии эффективности данного урока:
- Научились пошагово планировать свою работу, выдвигать цели и задачи урока путем составления кластера.
- Учащиеся научились анализировать полученные результаты, делать выводы, с помощью ответов на поставленный «толстый вопрос»
- Научились строить логические цепи, основываясь на выводы после проделанной работы.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как история, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах: Алгоритм урока в режиме данной технологии состоит из трёх основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия. Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Для формирования навыков работы с источниками используется приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения. Синквейн часто используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущий. Приемы работы в паре или группе позволяют включать в урок всех школьников. Не надо бояться того, что дети на уроке будут говорить, обсуждать, даже спорить, нужно просто научить их это делать так, чтобы в конечном итоге появился ими же выполненный продукт (памятка, обращение, презентация).
Список литературных источников
- Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
- Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
- Муштавинская И. В. Рефлексивные технологии в обучении взрослых. - СПб.: СПбАППО, 2008.
- Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
- Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
- Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.
- http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%ED.
- http://my-school18.ucoz.ru/publ/2-1-0-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...
Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
В данной методической разработке описан опыт моей работы по применению на уроках биологии технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Доклад "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках истории "
Обобщение и распространение педагогического опыта...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Рассуждение в научном стиле речи...