«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»
статья по истории на тему

Круглова Елена Владимировна

    Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

•  

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

•   Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Практическое осуществление идей опыта  связано с прохождением следующих этапов:

·    изучение методической литературы по данной технологии;

·    выстраивание курсов истории, на основе технологии развития критического мышления;

·    проектирование  и апробирование  уроков истории, экономике и праву с использованием приемов технологии развития критического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elena_vladimirovna.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю  вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ

Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий

по теме:

 «Проектирование урока истории  в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ:    16.06 – 20.06.2014 года

                                              Выполнила: Круглова Елена Владимировна

                                                                    учитель истории и обществознания

                                              МБОУ ООШ № 138

                                                                   Промышленного района г.о. Самара

2014 г.

Актуальность

          По новым образовательным стандартам второго поколения указывается что,  в современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического,  политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. Характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах  жизни, частыми  и тесными взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникшие проблемы; активно принимать в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде.

 «Стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» указывается, что «именно гуманитарное образование…формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире…учит современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения». Эти принципы отражают новые теоретические и прикладные задачи, стоящие перед школьным гуманитарным образованием. Возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Ведь для учащихся сегодня становится всё более актуальным не просто процесс научения, не только знания, а учение и самообразование, при котором знания и умения являются средствами развития и саморазвития личности. Наряду с обновлением содержания курса истории  и обществознания требуется и поиск наиболее эффективных методик и форм работы учителя.

И тогда одним из инструментов на сегодняшний день, на мой взгляд, являются технологии. В моей практике наиболее успешной я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Технология развития критического мышления как раз предоставляет ученику возможность действовать самому, проявлять коммуникативные, когнитивные, организационные, креативные качества и умения, а так же умения самостоятельно добывать информацию, критически её осмысливать и применять на практике - это главные современные требования к выпускнику школы. Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников. 

Особенности  технологии развития   критического мышления.        

    Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

           Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. 

Дайана Халперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление следующим образом: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление». С ней соглашаются и другие современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) и под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). В своей статье «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» И.О.Загашев пишет: « Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей». 

Особенности  технологии развития   критического мышления:

  • Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
  • Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Практическое осуществление идей опыта  связано с прохождением следующих этапов:

  • изучение методической литературы по данной технологии;
  • выстраивание курсов истории, на основе технологии развития критического мышления;
  • проектирование  и апробирование  уроков истории, экономике и праву с использованием приемов технологии развития критического мышления.

  ТЕХНОЛОГИИ        РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Стадия (фаза)

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка известной информации, рассказ -
предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия осмысления (реализации).

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:
маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
– поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям-
предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

– Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
– возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
– ответы на поставленные вопросы;
– организация устных и письменных круглых столов;
– организация различных видов дискуссий;
– написание творческих работ:
пятистишия-синквейны, эссе ;
– исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

Функции фаз технологии:

Важнейшими функциями фазы вызова являются:

• Информационная. Вызов уже имеющихся у учащихся знаний, опыта по теме. Часто у учащихся нет первоначальных знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова работают: вопросы до изучения нового материала («толстые» и «тонкие» вопросы, «Ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др. Возможен вариант вызова знаний при помощи ассоциаций, предположений.

  • Мотивационная. Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы», хотим получить на них ответы, это всегда интересно ученику.
  • Систематизационная. Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в «концептуальной» и «сводной» таблицах и др.).
  • Целеполагания. Технология развития критического мышления - единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели.

Вторая стадия урока - смысловая, где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т. д.). Основными функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания. На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии.

приемы технологии развития критического мышления

Такие приемы критического мышления можно просмотреть на формирование определенных универсальных учебных действий (умений).

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

  • Кластеры.
  • Таблица «Инсерт».
  • Прием «Общее-уникальное».
  • Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».
  • Стратегия «Фишбон».
  • «Бортовой журнал».

Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:

  • «Инсерт».
  • Дневники: двухчастный и трехчастный.
  • Чтение с остановками.
  • Стратегия «Идеал».
  • Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
  • Таблица «ПМИ» или «ПМ?».
  • Таблица «Сравнение источников».
  • Стратегия «Фишбон».
  • Стратегия «Идеал». Умение работать с понятиями:
  • Прием «Выглядит, как... Звучит, как...»
  • Синквейн.
  • «Концептуальное колесо».

•  Денотатный граф.

Умение вести аргументированную дискуссию:

•  Таблица «перекрестной дискуссии».

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:

  • Синквейн.
  • Кластеры.
  • Эссе и другие приемы рефлексивного письма.
  • Прием «Общее-уникальное».
  • Сводная таблица.
  • Рамка.
  • Двухрядный круглый стол.
  • Лист взаимооценки.
  • Парная письменная взаимооценка.
  • Градация.
  • Совокупная оценка.

Умение планировать собственную учебную деятельность:

  • Таблица «Верные - неверные утверждения».
  • Вопросы «Верите ли вы?».
  • Кластеры.
  • Портфолио.

•        Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие).

Описание наиболее распространенных приемов:

  • Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием «Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
  •   Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет».  Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.  Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.  Можно заполнять:  (Верх - причины, низ - следствия и т.п.).

  • «Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется  при   организации взаимоопроса. Например: тонкий вопрос - Когда в Европе стали возникать города?, толстый вопрос - Чем отличается средневековый город от античного?
  • Знакомство с инструментом PMI (плюс, минус, интересно).   Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»

«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?».

  • «Синквейн». Эта пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Синквейны в учебно-воспитательном процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
  • Эссе – один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения.

Демонстрация содержания конкретного урока в режиме данной технологии.

Предмет: История

Класс: 8 класс

Тема урока: Роль личности Наполеона Бонапарта в истории Франции.

Цель: Определить роль личности Наполеона Бонапарта в истории Франции.

 Задачи:

образовательные:

  • Проследить этапы становления личности Наполеона.
  • Рассмотреть влияние Наполеона на ход исторических событий от падения монархии до провозглашения Франции империей.
  • Сделать вывод о роли Наполеона Бонапарта в истории Франции и России.

воспитательные: создать условия для:

- воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной  дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;

- воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;

- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

- воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;

- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

- воспитания умения управлять собой, своим поведением.

развивающие: создать условия для:

- развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;

- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;

- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);

- развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;

- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Критерии достижения цели урока: обучающийся знает  этапы становления личности Наполеона,  влияние Наполеона на ход исторических событий от падения монархии до провозглашения Франции империей,  сделали вывод о роли Наполеона Бонапарта в истории Франции и России.

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

Условия обеспечения учебной деятельности:

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Методы: приемы ТРКМ: 3 фазы урока, кластер, синквейн, «толстые вопросы», логическая цепочка.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- дидактический материал для обучающихся;

- карточки с контекстными заданиями для групповой работы;

  • анкеты (для рефлексии).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

 Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

2

Актуализация знаний(Стадия вызова).

На экране возникают портреты и имена великих исторических личностей. Задание: что на ваш взгляд, объединяет всех этих людей, с личностями некоторых вам предстоит познакомится в дальнейшем. Составить кластер.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

3

Постановка учебной задачи.

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся прочитать исторический документ.

Работа обучающихся в группах.

Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи.

4

Стадия осмысления.

Организуется работа по группам.

Учащиеся работают в группах с пакетом материалов, позволяющих изучить личность Наполеона, этапы его карьеры, влияние его на исторические события.

Представитель от каждой группы зачитывает полученную информацию обучающимся.

5

Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

Организует работу по записи результатов проделанной работы. Задание: написать синквейн на слово Наполеон Бонапарт.

Задание: Сделать вывод о роли Наполеона Бонапарта в истории Франции и России.

Записывают наиболее важные выдержки из текста, составляют синквейн. Делают вывод.

6

Рефлексия деятельности

(итог урока).

Организует рефлексию в форме анкетирования.

Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока.

7

Домашнее задание.

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости.

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.

Критерии эффективности данного урока:

  • Научились пошагово планировать свою работу, выдвигать цели и задачи урока путем составления кластера.
  • Учащиеся научились анализировать полученные результаты, делать выводы, с помощью ответов на поставленный «толстый вопрос»
  • Научились строить логические цепи, основываясь на выводы после проделанной работы.

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как история, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах: Алгоритм урока в режиме данной технологии состоит из трёх основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия. Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. 

 Для формирования навыков работы с источниками используется приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения. Синквейн часто используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. 

Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущий. Приемы работы в паре или группе позволяют включать в урок всех школьников. Не надо бояться того, что дети на уроке будут говорить, обсуждать, даже спорить, нужно просто научить их это делать так, чтобы в конечном итоге появился ими же выполненный продукт (памятка, обращение, презентация).

Список литературных источников

  1. Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
  2. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  5. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
  6. Муштавинская И. В. Рефлексивные технологии в обучении взрослых. - СПб.: СПбАППО, 2008.
  7. Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
  8. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
  9. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.
  10. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%ED.
  12. http://my-school18.ucoz.ru/publ/2-1-0-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

В данной методической разработке описан опыт моей работы по применению на уроках биологии технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....