Доклад "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках истории "
статья по теме
Предварительный просмотр:
М. Т. Алгуджинова
учитель истории
МКОУ Кайгородская ООШ
Развитие критического мышления через чтение и письмо как системно-деятельностный подход в преподавании истории в условиях введения ФГОС.
Мир становится более сложным и демократические процессы все больше распространяется по всему миру. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет. Молодые люди более чем, когда либо, должны быть способны решать трудные проблемы, иметь альтернативные мнения. Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление - является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это - интеграция идей и творческое их осмысление на пути создания собственных концепций.
Критическое мышление – это педагогическая технология, ориентированная на развитие у обучающих навыков работы с текстом. На овладение всеми видами устной и письменной речи и навыков общения.
За психолого-педагогическую основу данного проекта взяты идеи Л.С. Выготского (о необходимости эффективного формирования и учете при работе с учащимися зоны их ближайшего развития), Ж. Пиаже (о создании «ситуации» для развития интеллекта), Д. Дьюи (об обучении «путем делания»). Авторами технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» являются опытные педагоги штата Северная Айова США, члены консорциума «За демократическое образование» Чарльз Темпл, Куртис Мередит, Джени Стил.
Отличительные особенности проекта:
- универсальный (над предметный) характер, позволяющий эффективно работать в данном проекте любому учителю-предметнику;
- педагогическая технологичность и практикоориентированность;
- возможность одновременного решения усвоения информации и развития рефлексивных и коммуникативных способностей.
Базовая модель урока состоит из трех стадий: побуждение – осмысление – размышление, которая позволяет учащимся самим определять цели обучения. Осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.
Процесс обучения – это процесс увязывания нового с уже известным. Поэтому на этапе побуждения из памяти учеников актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста, без увязки с теми знаниями, которые уже были.
На стадии осмысления учащиеся вступает в контакт с новой информацией. Главная задача второй смысловой стадии – поддержать у учащихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы побуждения. Во второй фазе обучаемый работает самостоятельно и активно, поэтому учитель должен оказывать наименьшее влияние на него.
Стадия размышления – рефлексии характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить их в новые понятия. Таким образом происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.
Я вижу большую эффективность данной технологии в процессе обучения ребят, так как она содержит такие приемы (стратегии), которые позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал. Особый акцент я хотела бы сделать на то, что благодаря данной технологии интенсивно развивается умение работать с письменным текстом.
Благодаря данной технологии у ребят повышается самооценка,
развивается рефлексия, появляется потребность в познании нового.
Технология РКМЧП выводит учителя на обучение ребенка решать
проблему, а, следовательно, происходит постепенный переход на
возможность реализации проблемного обучения.
На протяжении нескольких лет на своих уроках я часто использую различные приемы технологии РКМЧП:
Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема) Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста.
Прием "Написание синквейна" В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу.
"Написание эссе" Свободное письмо на заданную тему. Смысл приема: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю". Ценится: - самостоятельность; - оригинальность; -индивидуальность; - дискуссионность.
Толстые и тонкие вопросы Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.
Фишбон Слово "Фишбон" дословно переводится как "рыбная кость". Эта стратегия позволяет учащимся "разбить" общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.
РАФТ. Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема).Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего имени, а от имени исторического персонажа (король, крестьянин, раб и т.д.). Затем выбирает для кого будет писать, и определяем стиль создаваемого текста. Это может быть письмо, жалоба, пожелание и т.д
Рабочая таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ) Цель его – развитие рефлексивности в процессе познания. Учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
В чем же инновационность представленной технологии? Во-первых, технология критического мышления представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Подводя итоги, можно сказать, что на одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом. Эта технология разработана для ученика, чтобы он не только приблизился к процессу познания, но и получил удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.
Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...
Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории.
Презентация.Мастер-класс по технологии критического мышления...
Применение приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории
Цель данной работы:Изучив литературу по ТРКМЧП, разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии на уроках истории. Основные зада...