Но душа своя мне дороже всего света
план-конспект урока (10 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_dusha_svoya_mne_dorozhe_vsego_sveta.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«…Но душа своя  мне дороже всего света сего…»

( Творческий практикум:»Поучение» Владимира Мономаха и произведения Владимира Крупина).

(Урок комплексного применения знаний)

Цель: в процесе творческого практикума выяснить:

- современно ли сегодня «Поучение…» Мономаха с точки зрения темы сегодняшнего урока;

- как перекликаются идеи Поучения и современной детской литературы

Развивать: -  творческие способности учащихся в практической работе с текстом;

- умение видеть в литературном произведении личность автора, его устремления и задачи писателя.

Воспитывать:

- желание  «иметь душу чистую и непорочную», чуткость к человеку, стремление к высоким помыслам.

Знать: содержание «Поучения» Владимира Мономаха и рассказов Владимира Крупина;

- истинные ценности древнерусской литературы и ее влияния на традиции русской

литературы;

- художественные средства в произведении и их роль в раскрытии идейного замысла

произведения;

- способы постижения мира и человека в древнерусской и современной литературе

теоретические понятия : деталь, контраст, антитеза;  

- значение литературы на все времена

Уметь:

- пересказывать и комментировать эпизоды, небольшие рассказы;

- вести учебный диалог доказывать свою позицию, оценивать поступки героев;

- сопоставлять произведения разных эпох, находить в них общие идеи;

- обобщать этические и эстетические ценности произведений любой эпохи, связывать их со своими устремлениями;

- делать выводы на основе изученного.

Оборудование: иллюстрации к «Поучению и рассказам Крупина, портрет Крупина, древнерусские афоризмы.

Словарная работа: «Седя на санех» - в конце жизни,  на пороге смерти;

                                 Зъло – очень.

                                «Духовная» - завещание

                                                               

         Глаза держать книзу, а душу ввысь.

                                                                                                    Из  «Поучения»

Ход урока.

Ι. Организация класса.

Сегодня у нас ребята очень серьезная тема и я хотела бы , чтобы вы сумели ее осмыслить и,  как сказал Мономах, « ели не все примите, то хоть половину».

ΙΙ. Актуализация ЗУН, необходимых для применения знаний.

( Вступление к теме)

«Глаза держать книзу, а душу ввысь» - эти слова русского князя Владимира Мономаха современники, наверное, восприняли с удивлением. Ибо вся жизни князя – это ратный подвиг.

- Сколько походов провел он?

Верно: «80 и 3 великих, а остальных  и не упомню»…

Как тут думать  о душе , о человеке, о будущих поколениях? Владимир Мономах нашел время и «седя на санех», в «Поучении» выразил свой взгляд на человека будущего, на душу человеческую.

         Время создало много литературных шедевров , но , пожалуй, ни одно не превзошло «Поучение» по концентрированности языка, поэтичности и мудрости.

         В конце  20  и в начале 21 века детская литература  взяла  гарипотеровское направление – для детей писать стало невыгодно( мало читают) и трудно (дети так быстро взрослеют)…

          В русской литературе есть писатель, который продолжил традиции древнерусской литературы. Это вятич Владимир Крупин. Его судьба сложена по Отеческим потребностям. «У него слово не вязнет, строка не тянется…и когда – нибудь по его рассказам будут судить о температуре жизни в эпоху конца столетия, и как эта температура постепенно переходила из физического страдания в духовное твердение, - говорит о нём В. Распутин.

          Писатель, публицист, общественный деятель, В. Крупин не выпячивается, а наоборот, понимает, что современному писателю сегодня что-то новое сказать очень трудно., тем более после наших великих классиков: Чехова, Шмелёва, Шолохова.

 

   III. Актуализация опорных знаний.

«Поучение» Мономаха в начале 21 века звучит особенно актуально.

 Как перекликаются рассказы В. Крупина с «Поучением», попробуем сегодня разобраться на творческом практикуме,  тема которого «…но душа своя мне дороже всего света  сего»..

- Давайте подумаем, что мы должны сегодня узнать, что понять, чему научиться…

( совместная работа по определению целей и задач урока)

- какой эпиграф моно подобрать к нашей теме?

( находим эпиграф, записываем в тетради).

     IV. Усвоение образца комплексного применения знаний.

«Поучение» - это завещание потомкам, правила  жизни.

- Какое первое правило можно взять у великого князя?

- «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло»..

- Нужно ли что-то здесь комментировать?

- Как эта мысль отозвалась в произведениях В. Крупина?

   РАБОТА С РАССКАЗОМ « А ты улыбайся!»

Беседа: - что вложил автор в название рассказа?

 - Как градация помогает увидеть превращение игры в драку?

 - Какой приём использует автор, показывая превращение игры в драку?

        ( антитеза, которая помогает увидеть  отцу своих детей )

  - Какими глазами смотрит отец на своих детей в конце рассказа?

     Над чем заставляет нас задуматься автор?

 (Детская жестокость страшна, радость общения сменилась страхом за своих детей, расстреливающих из снежков вылепленных из снега маму , папу, и себя, и своих родных…)

  * НЕ  БУДЬТЕ  ЖЕСТОКИ  ДРУГ  К  ДРУГУ !

     

 V. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

- Какой совет даёт Мономах?

- (Иметь помыслы чистые, побуждая себя на новые дела»)

- Созвучны ли мысли Мономаха и Крупина?

 В.Крупин пытается понять, какой враг сидит в нас, А ведь об этих врагах ещё писал В. Мономах.

 - Найдите эту мысль.

   «ОСВОБОДИ МЕНЯ ОТ ВРАГОВ МОИХ …ИБО УЖЕ УЛОВИЛИ ДУШУ МОЮ,,»

- Как, чем можно уловить душу?

 

Карточка 1.

Цель: выяснить, как соприкасаются взгляды Мономаха и В. Крупина.

Задание: В чем состоит задача писателя?  О чём болит душа писателя?

Работа в ППС.

Сообщение учащихся:

          В журнале «Роман- журнал 21 век» ( 2, 2001 г.) напечатана маленькая повесть В, Крупина «Ловцы человеков». В основе сюжета- поездка группы писателей на рыбалку к Ледовитому океану, на Печору. Вдали от суетной Москвы  идут разговоры о классической и новой литературе, о ситуации в стране, где скоро 5% будут жить в  капиталистическом раю, о языке.. (зачитать с. 93).

           Так называемая командировка- рыбалка снабжена провизией настолько, что её собираются отдать в детский дом, вертолёт, уютная ,современнная гостиница  .. Но всё это как-то не способствует радости, которую несёт рыбалка.. Ловцы человевеческих душ повсюду: они сманивают человека    

            Речь заходит о русской национальной идее   (  зачит, с. 96 )

              Болит душа у писателей - обо всём и не  переговоришь. В. Крупин пишет: « Писатели, русские писатели должны заниматься только одним- воцерковлением людей, и тут же спрашивает: « Но как же  они будут воцерковлять, сами не воцерковлённые?»

              Оказывается, задача писателя очень важная: порой невыполнимая,но и молчать он не может.

- Ребята, а ведь В. Мономах ещё в 12 в. ответил на этот вопрос…                                                      

   

- А у Мономаха был ответ а этот вопрос …

 

         ГЛАЗА ДЕРЖАТЬ КНИЗУ, А ДУШУ ВВЫСЬ ..

            ( - иметь душу чистую и непорочную..;  Но душа моя мне дороже всего света  сего..)    

- не правда ли, слова  высокие и трудно  к ним что-либо добавить …      

Карточка 2 .

Цель: представить образ Мономаха как общественного деятеля и правителя

Задание: Прчитайте отрывок из «Поучения» от слов: « ежели вам придется крест целовать…»   до слов: «… не погубить души своей…)

Информация к ответу.

В. Мономах был миролюбцем он приглашал князей, заставлял их мириться. В 1096 году в Любече правители решили: хватит делить земли на «отчич». Надо сохранить Русскую Землю. Князья целовали крест – то есть давали кляту: жить в мире и согласии. но после чудовищного злодеяния – ослепления Василька- распри продолжались. Тогда Мономах  созвал новый съезд. Он понимал, что «целование креста» должно стать прежде всего нравственным законом, а уж потом юридическим.

Работа в малой группе.

Вывод учащихся: В. Мономах- образованнейший человек своего времени, мудрый политик, гуманист, думающий не только о своих детях, но и о потомках, о судьбе Земли Русской.  

- Какой  рассказ В. Крупина словно отражает эту мысль? (обратить внимание на эпиграф)

Работа над рассказом « Первая исповедь».

- Попробуйте передать этот рассказ в форме аннотации

       (ГЕРОЙ РАССКАЗА - МАЛЬЧИК, который  готовится к исповеди, но в последний момент он ……..

       Помните у В. Тушновой:

  Душа всходить на исповедь должна

Явленье духа благостно и редко .. .

          И ещё рассказ «Сбрось мешок!» - похож ли он на стихотворение в прозе?

         Зачитать начало рассказа до слов: « А вот от него переняла..»

          За  повседневными заботами люди перестали замечать красоту мира . и как некогда люди не переставали удивляться радуге,. солнцу, земляничной поляне , так и сейчас это трогает душу, заставляет задуматься о красоте …У В. Шефнера есть замечательное стихотворение:

               Не привыкайте к чудесам, дивитесь им , дивитесь.

               Не привыкайте к небесам – глазами к ним тянитесь….

- Не пропустить главного в жизни, не пропустить   момента красоты,

а В. Мономах учит ещё не пропустить человека («зач . до слов: « ..и добро слово ему молвите…»)

- Сегодня это особенно актуально. Проведите параллель с рассказами В Крупина.

Рассказ « Передаю !»  

- Нарисуйте сцену в жанре киносценария…

         Улица …. Все кругом куда-то спешат.. Крупным планом мужчина, затем его глаза.., в них какая-то просьба. Но все бегут, делая вид, что не видят его. Один прохожий не успевает отвести взгляд и ему приходится выслушать  бывшего солдата... (зачитать от слов «305 полк»…)

  спина прохожего, быстро удаляющаяся . глаза фронтовика,  полные растерянности…

- так что же хотел передать нам бывший солдат?

         (Рассказ написан к 35-летию Победы.

- посчитайте, в каком году?  (80-м)  и сегодня о чём мы должны помнить? Ответьте словами Мономаха

- Не пропустите человека, доброе слово ему молвите…

ЧЕЛОВЕК.. сегодня мы перестали относиться к нему с благоговением но трудно пройти мимо лирического отступления в « Поучении» (зачит. с. 66)

- Какие чувства вложены в эти слова? (восторг,  удивление, хвала…)

           звучат слова:      ЧЕЛОВЕК,,,

                                      КАК БЫ УМА ЛИШАЮСЬ

                                             ОТ УДИВЛЕНИЯ

                                    И НЕ МОГУ ПОНЯТЬ

                                      ОТКУДА В ТАКОМ МАЛОМ ТЕЛЕ

                                    СТОЛЬ ВЫСОКАЯ МЫСЛЬ

                                   СПЛСОБНАЯ ОБОЙТИ ВСЮ ЗЕМЛЮ

                             И ВЫШЕ НЕБЕС ВЗОЙТИ…

           Из «Шестиднева» Иоанна, экзазха Болгарского IX.

VI. Контроль и самоконтроль.

- Мономах много цитирует Священное Писание», а что от себя завещает он нам? (ребята зачитывают выписанные дома цитаты)

- Какие бы  правила вы можете взять у В. Крупина?

 Не будьте жестоки друг к другу.

 Берегите свою душу от соблазнов.

 Душа всходить на исповедь должна…

 «Сбрось мешок!»

 «Передай!»- помни о ветеранах.                    

VII. ИТОГИ.

- Что главное в древнерусской литературе, что до сих пор волнует и писателей, и нас в XXI веке (обратиться к теме и эпиграфу).

         Я не знаю, достигли мы поставленных целей, но если эти правила станут правилами вашей жизни, это будут замечательно!

VIII. Дом. зад. -  написать правила жизни для своих младших братьев.