Компетентностно-ориентированные задания по литературе.
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 9 класс) на тему

Мелехина Татьяна Серафимовна
Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению литературы.
Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме.
Компетентностно – ориентированные задания можно использовать в виде раздаточного дидактического материала (самостоятельная, проверочная или контрольная работа) или показать через проектор на уроках изучения или закрепления данной темы для групповой или индивидуальной работы.
Структура компетентностно – ориентированного задания четко определена: стимул (погружение в текст задания и мотивация для его выполнения), задачная формулировка (точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания), источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания), бланк для выполнения задания (задает структуру предъявления учащимся результата деятельности), инструмент оценивания (аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдений).
Каждое КОЗ имеет собственную технологию оценивания. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koz.doc410 КБ

Предварительный просмотр:

Мелехина Татьяна Серафимовна,

Учитель русского языка и литературы.

Муниципальное бюджетное специальное

учебно-воспитательное учреждение открытого типа

«Специальная общеобразовательная школа № 14

«Подросток»,

г. Чусовой, Пермский край

КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ

Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению литературы.

Во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; во-вторых,  компетентностно – ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого  материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления учащихся, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.

Работая с КОЗ, учащиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.

Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме.

Компетентностно – ориентированные задания можно использовать   в виде раздаточного дидактического материала (самостоятельная, проверочная или контрольная работа) или показать через проектор на уроках изучения или закрепления данной темы для групповой или индивидуальной работы.

Структура компетентностно – ориентированного задания четко определена: стимул (погружение в текст задания и мотивация для его выполнения), задачная формулировка (точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания), источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания), бланк для выполнения задания (задает структуру предъявления учащимся результата деятельности), инструмент оценивания (аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдений).

Каждое КОЗ имеет собственную технологию оценивания.

Характеристика заданий.

5 класс.

Тема:  М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

Компетенция:  читательская,  коммуникативная, информационная.

Стимул: Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года. Бородинскому сражению посвящено значительное место в произведениях литературы и искусства. Одно из них – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Задачная формулировка: Предложите свои размышления над цитатами из стихотворения, которые записаны в первой колонке таблицы, запишите их во вторую колонку таблицы.

Таблица

Цитата

Размышления над цитатой

«Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!"

«Да, были люди в наше время…»

«Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...»

«Уж постоим мы головою

За родину свою!»

«Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...»

«И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой».

«Вам не видать таких сражений!»

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!»

Инструмент оценивания:  критерии.

6 класс.

Тема: А.А. Грин. Феерия «Алые паруса».

Компетенция:  читательская,  коммуникативная.

Стимул: «Из этой книги я узнал одну истину…» - счастье можно сделать своими руками; - нужно верить в любовь и идти к своей судьбе». Останутся ли алые паруса  символом сбывшейся мечты навсегда?

Задачная формулировка:  подберите строки из произведения, которые могли бы стать названиями к этой иллюстрации, и объясните свой выбор.

 

Инструмент оценивания: критерии.

Критерии оценивания: понимание темы; знание художественного текста.


9 класс.

Тема: Поэма «Мёртвые души»

Компетенция:  учебно-познавательная, информационная (понимание и осмысление информации).

Стимул: портреты и характеры  героев Н.В.Гоголя  «Мёртвые души» словно нарисованы или, лучше сказать, вылеплены.  Можно ли сказать, что все фамилии говорящие, и  только одна  дается в переносном значении?

Задачная формулировка:  сделайте правильное соотношение – кому из героев поэмы соответствуют приведенные характеристики (заполните  2 столбец таблицы на соответствие).

Таблица на соответствие

портрет помещика

соотношение цифры с

характеристика

буквой

1

1 –

А.   «Баба, кажется, крепколобая,... дубинноголовая...».

2

2 –

Б.   «то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком; маленькие,  еще не потухшие глазки, бегающие как мыши».

3

3 –

В.   "Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя... для довершения сходства   фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он  ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

4

4 –

Г. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с   белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами».

5

5 –

Д.  "Помещик... еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар".

Инструмент оценивания: ключ.

9 класс.

Тема:  Грибоедов А.С. «Горе от ума».

Компетенция:  читательская,  коммуникативная.

Стимул: Тема «лишнего человека» была особенно актуальна во времена Чацкого. Дело не только в общественном положение, но и во внутреннем убеждении героя. Почему они не могут найти своего места в обществе?

Задачная формулировка: Выполните  творческую  работу, напишите стихотворение. Образ Чацкого. 

Правила:

  1. Первая строка – имя героя.
  2. Вторая строка – отличительные, существенные свойства (три-четыре прилагательных или причастия).
  3. Третья строка – выражение индивидуальности героя через его действия, поступки, отношение к окружающим  (три-четыре глагола или деепричастия).  
  4. Четвертая строка – целостная фраза, которая является определением самой сути личности героя.
  5. Последняя строка – перифраза имени героя (одного слово или словосочетание).

Инструмент оценивания: модельный ответ

Модельный ответ:

Чацкий.

Честный, умный.

Любит, страдает, борется.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Лишний человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы

Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе для 5-9 классов.

В презентации представлены компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе, нацеленные на достижение метапредметных результатов.Представлены задания , целями которых является фо...

"Компетентностно - ориентированные задания на уроках литературы как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся"

Данное пособие предназначено для учителей литературы. Это подборка разных заданий по идеям коллег, добработаная и готовая к использованию на уроках литературы в 9 классе по учебникам Г.И. Беленького....

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...