«ТОУУ – технология оценивания учебных успехов»
учебно-методическое пособие по литературе (5 класс) по теме

  • Необходимость перехода к новой системе оценивания учебных достижений школьников.

         Если до недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, то в инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ТОУУ – технология оценивания учебных успехов»

Цель: 
- систематизировать знания учителей о системе оценивания (в соответствии с ФГОС);
- познакомить с целями, задачами и приёмами использования ТОУУ – технологии  оценивания учебных успехов.
Оборудование (у учителя):

  • Интерактивная доска со страницами плана-конспекта урока ОГ.
  • ПАМЯТКА «ТОУУ: инструменты оценочной деятельности». 
  • Электронные приложения: № 1 – Правила оценочной деятельности, № 2 – Рефлексия: виды и способы, № 3 – Оценочная самостоятельность, Рабочий журнал учителя, конспект мастер-класса,
  • Памятка «ТОУУ: инструменты оценочной деятельности», Полезные ссылки.

Оборудование (у присутствующих):

  • ПАМЯТКА  «ТОУУ: инструменты оценочной деятельности».
  • Необходимость перехода к новой системе оценивания учебных достижений школьников.

        Если до недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, то в инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников. 
        В помощь существующей системе оценивания приходит новая ТООУ. Традиционная школа предлагает всего два однозначно положительных балла, и ученики часто не понимают оценки учителя, говоря: «Вы мне тройку несправедливо поставили», «Почему у него пять, а у меня четыре?». Таким образом, этап контроля порождает львиную долю тех стрессообразующих факторов, которые необходимо снять в соответствии с принципом психологической комфортности.
        В традиционной практике определение оценок и отметок – монополия учителя. Будучи заложником этой традиции, учитель даже на очень хорошем проблемно-диалогическом уроке на этапе контроля прерывает равноправный диалог и сбивается на монолог наставника. Понятно, что в таком случае ученик не овладеет самооценкой никогда. Это противоречит принципу обучения деятельности, так как умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки – неотъемлемый этап любой деятельности. Без них невозможно осознать, достигнут результат или нет и что нужно изменить, чтобы его достичь. Современный педагог должен учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.

  • Проблемы при введении новой системы  оценки учебных достижений школьников: 

– неготовность учителей к изменению (разрушению) привычной оценочной практики;
- многие учителя не владеют методиками оценки; психологически не готовы к переменам;
– есть опасение возникновения значительных перегрузок учителей и учащихся при изучении «новой» системы оценки, что может вызвать ряд негативных последствий (увеличение времени на оценочные процедуры может повлечь уменьшение активного времени обучения);
– дефицит методического обеспечения.

  • Презентация технологии оценивания (ТОУУ):

1.Знакомство с целью, задачами и особенностями  данной технологии. 
Новая  система оценки  ставит  перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку? 
Технология оценивания учебных успехов (образовательных достижений) - ТОУУ отвечает на эти вопросы. 
Технология оценки учебных успехов (достижений)  была разработана в рамках эксперимента Российской Академии образования в 2004-2007 годах под научным руководством академика РАО, доктора психологических наук Д.И.Фельдштейна,  и утверждена заключением РАО. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной системы.

 Основные задачи новой технологии:
Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования.
Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Технология оценивания образовательных достижений направлена,  прежде всего, на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий:  за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.
Авторы технологии предлагают учителям 
алгоритмы деятельности учащихся, алгоритмы формирования умений самооценки учащихся для удобства разбитые по этапам. Очень важно, что внедрение модели оценивания возможно с любого этапа обучения. Время перехода от этапа к этапу выбирает сам учитель в зависимости от уровня продвижения именно этого класса. Педагогу дается возможность, введя базовую модель ТОУУ, расширить её алгоритмами, формирующими и развивающими навыки самооценки и самоорганизации учащихся, вводя расширенную конфигурацию технологии.
2. Изучение ключевых элементов технологии.  
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действий  для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
3.  ТОУУ  в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок.  В пятом классе учитель вправе выбрать этап (индивидуально)


1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение. 
Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: 
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка 
- обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.) 
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике поставить себе отметку.

        Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это, прежде всего, риски перегрузки детей и преподавателей, ошибки при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки.  Перечислим эти границы. 
1. Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого  - к сложному. 
2. Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться  по ходу её внедрения в жизнь, будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений. 
3. Сокращение до минимума числа отчётных документов и сроков их обязательного заполнения учителем. Для того чтобы не загрузить педагога дополнительной непосильной бумажной работой, необходимо использовать два средства: 
– обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при консультации и выборочном контроле учителя;  
– внедрение   новых  форм  отчёта только  одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя  начальной школы к  компьютеру, сканеру, принтеру. 
4. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы  и  способы, которые превращали бы систему оценки в кнут

5. Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика  можно  сравнивать   только  с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. 
6. Ещё раз подчеркнём, что личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, а только по классу в целом. 
Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил  от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, незачёт по патриотизму» и т.п.
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, сможет, как  минимум позволить:
– осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь; 
– использовать эту связь как форму поощрения, но не наказания; стимулировать умение сосредоточиться в большей степени на известном, чем на неизвестном учащимся; 
– отмечать с её помощью даже незначительные успехи, позволяя школьникам продвигаться в собственном темпе; 
– ориентировать ученика на успех; 
– опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учеников (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.

 

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

ПАМЯТКА-ПРАКТИКУМ

«Освоение технологии оценивания учебных успехов»

Изучите правила 1—2 и попрактикуйтесь, а затем изучите правила 3, 4, 6.

1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое действие (предметное, метапредметное, личностное). Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).

Составьте (подберите) письменное задание по применению знаний на материале двух предметов.

Предмет:______________________

Проверяемое предметное знание

Проверяемое предметное умение

Формулировка задания

Форма для записи его выполнения (строки, таблица, рисунок, тест с выбором, соотнесением и т.п.)

2-е правило. «Кто оценивает?»  

На уроке ученик сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда представляет выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право скорректировать эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена.

Чтобы научить своих учеников отвечать на вопросы алгоритма самооценивания, попрактикуйтесь сами: обменяйтесь подготовленными заданиями, выполните их в роли учеников (с ошибками, недочётами), а потом представьте друг другу результаты и проведите самооценку — один в роли учителя будет задавать вопросы алгоритма (см. ниже),  а другой в роли ученика отвечать на них.

Вопросы алгоритма самооценивания

(в процессе обучения задаёт учитель)

Ответы в роли ученика, не владеющего алгоритмом

Реакция учителя на ответы ученика

1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено ли решение?  

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью? (Далее  начиная со 2-го класса.)

5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)? Здесь либо уровни успешности (правило 6), либо традиционные критерии: 5 — всё правильно, 4 — недочёты, одна-две ошибки, 3 —выполнено чуть более половины требуемого, 2 — менее половины требуемого. 

6-й шаг. Какую поставишь себе отметку?

3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, определяется и  по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. «Где фиксировать отметки и оценки?». Предметные отметки (минимально ― только за контрольные работы) выставляются в таблицу результатов в графу того умения, которое было основным в ходе выполнения задания.

6-е правило. «По каким критериям различать отметки?». Отметка определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки.

Необходимый (базовый) уровень ― типовая, многократно отработанная задача. Полностью справился с ней ― «хорошо» («4»); частично справился (с недочётом, с помощью) ― «норма, удовлетворительно» («3»).  

Повышенный (программный) уровень ― нестандартная задача, непривычная ситуация. Полностью справился  ― «отлично» («5»), частично ― «приближается к отлично» («4+»).

Максимальный (необязательный) уровень ― «сверхзадача», материал не изучали, не отрабатывали. Полностью справился ― «превосходно» («5 и 5»), частично ― «5+».

_________________________________________МАКСИМУМ__________________________________________

5-е правило. «Когда ставить отметки?».  За задачи, решённые при изучении новой темы, по желанию ученика (право на ошибку). За каждое задание контрольной работы отметка ставится всем, но с правом пересдачи.

7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговая оценка — характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка ― среднее арифметическое всех выставленных отметок.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

ПАМЯТКА по внедрению правила САМООЦЕНКИ технологии оценивания

1)  Совместная выработка порядка оценивания (этот пункт оправдан, только если внедрение технологии осуществляется не в 1-м классе)

1-й шаг. Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики. Как лучше — чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?», «С чего начнём оценивать свою работу?», «Что сделаем после этого?»  и т.д.

2 шаг. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки из 4-х основных и 2-х дополнительных пунктов: 1) В чём заключалось задание? 2) Удалось ли получить результат? 3) Задание выполнено   правильно или с ошибкой? 4) Задание выполнено   самостоятельно или с чьей-либо  помощью?  (далее — кроме 1-го класса) 5) По каким признакам мы различаем отметки? 6) Какую ты сам выставляешь себе отметку?

2)  Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание 

1-й  шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое обычно на максимум материала, использовать на выработку у учеников умения самооценивания.

2-й  шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного, изучение нового) для использования алгоритма самооценивания.

3-й  шаг. Выбрать простое задание, после предъявления решения которого одним из учеников  ему будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценивания (опорный сигнал).

3)  Действия при выработке у учеников умения самооценки 

1-й  шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном действии).

2-й  шаг. После предъявления решения задания учеником (устный ответ, запись на доске решения из тетради  и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что вначале в этом будет помогать учитель, задавая ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик даёт ответы, учитель  поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.

3-й  шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса (достаточно одного-двух эпизодов на урок, но  главное, чтобы они происходили на каждом уроке).

4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов  учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.

5-й  шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооцеки сформировано.

4)  Действия при сформированном умении самооценки  

1-й  шаг. Планируя урок, учитель перестаёт урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.

2-й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается; после предложения учителя: «оцени свой ответ»  следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было»,  или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» — хорошо».

Если мнение ученика и учителя совпадают,      можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил     или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции.

3-й шаг. После проверки письменных работ  ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя алгоритм самооценивания.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.  

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. ВНИМАНИЕ! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя — нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уровневая дифференциация обучения-технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС.

Современные требования к построению учебного процесса выделяют такие важнейшие аспекты образования, как продуктивность учебной деятельности, учебная мотивация, учет психофизиологических и индиви...

Использование современных технологий оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся.

Современные образовательные технологии требуют иного подхода к оцениванию достижений обучающихся.  Сегодня в школе оценка должна ориентировать на достижение предметных, метапредметных и...

Технология оценивания учебных достижений(краткий обзор)

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает...

Применение технологии оценивания учебных и внеучебных достижений обучаемых

Как определить ЗБР (зону ближайшего развития ребенка) и ЗАР (зону актуального развития)...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Современные технологии оценивания учебных достижений обучающихся на уроках английского языка

Актуальность разработки методических рекомендаций оценки учебных результатов учащихся в период их отсутствия в школе заключается в том, что во многих регионах России, к их числу относится и ХМАО-Югра,...