презентация к уроку М.Горького "На дне"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Рубанова Зоя Сергеевна

Представлен вводный урок по пьесе М. Горького "На дне". Знакомство с героями. Конфликт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_u_uroku_po_gorkomu_na_dne.ppt2.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Максим Горький Вводный урок по пьесе«На дне» Знакомство с героями. Конфликт. Проблематика. Анализ 1-го действия. Учитель МНАОУ «Шуховский лицей» Рубанова З.С.

Слайд 2

М Горький Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе «На дне», - это что лучше: истина или сострадание?

Слайд 3

Л. Андреев о пьесе «На дне» Горький нагромоздил гору величайших страданий... и объединил жгучим стремлением к правде и справедливости.

Слайд 4

Драма (греч.-действие) - род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене (по словарю Ожегова). В драме особая нагрузка ложится на конфликт.

Слайд 5

«На дне» Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.

Слайд 6

Обратимся к афише . Чем могло привлечь зрителей название пьесы? - "Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт , несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.

Слайд 7

Ночлежка 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне». Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.

Слайд 8

Вопрос: Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?

Слайд 9

Вывод Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке. Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа) . Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Слайд 10

Прототипы героев . Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип: артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера; Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя; В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки. Сатин также писался с конкретного человека. Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.

Слайд 11

Поговорим об именах, фамилиях. Лука - один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".) - Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи"). - В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.

Слайд 12

Сатин в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

Слайд 13

- О чём говорит род занятий действующих лиц? Клещ - слесарь, Квашня - торговка пельменями, Алёшка - сапожник, Кривой Зоб и Татарин - ключники.

Слайд 14

- Каков возраст ночлежников? О чём это говорит? Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего. - Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

Слайд 15

Знакомство с героями. Клещ . Всего полгода находится в ночлежке. Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда. Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность. В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой. Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»

Слайд 16

Актёр В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив. Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.

Слайд 17

Актёр - пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись". У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Слайд 18

Бубнов - дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью. Груб, циничен. Безразличен к судьбе товарищей. Когда-то имел мастерскую...пропил. «Ленив я. Страсть как работать не люблю». С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.

Слайд 19

Барон - потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. Он ещё молод, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.

Слайд 20

Васька Пепел - богатырь по своей силе и душевной щедрости; - полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором; - ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна; - всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.

Слайд 21

Настя в 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.) Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.

Слайд 22

Сатин - в прошлом интеллигентный человек; - оказался здесь потому, что убил негодяя; Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты; - в его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.

Слайд 23

Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.

Слайд 24

Лука странник. Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири. Вкрадчивый и уклончивый. В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор. Обнадёживает и утешает.

Слайд 25

Выводы по 1-му действию В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, - о своём. Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. ( Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.

Слайд 26

Домашнее задание. что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Слайд 27

Рефлексия Составить синквейн по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...