Приемы целеполагания на уроках литературы
статья по литературе на тему

Сидоренкова Ирина Владимировна

Приемы целеполагания на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_tselepolaganiya_na_urokah_literatury.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы целеполагания на уроках литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт относит к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.

В связи с этим ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

Цели должны быть:

  • диагностируемые
  • конкретные
  • понятные
  • осознанные
  • реальные
  • описывающие желаемый результат
  • побудительные (побуждать к действию)
  • точные

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется  домашнее задание.

Обязательными условиями использования   приемов целеполагания является:

  • учет уровня знаний и опыта детей,
  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность
  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания:

Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемные ситуации
  • Группировка

Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока

Рассмотрим на примерах использование приемов целеполагания на уроках литературы.

Прием «Тема-вопрос»

        Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. Например, для темы урока "Что такое род и жанр литературы?" построили план действий: 1.Дать понятие о родах и жанрах литературы. 2.Определить, какой жанр литературы относится к какому роду литературы. 3.Определить закономерность соотношений, сделать вывод. Это сформулированы конкретные учебные цели.

Прием «Работа над понятием»

Учащимся предлагают для зрительного восприятия название темы урока и просят, объяснить значение каждого слова или отыскать его в «Толковом словаре». Например, тема урока «Средства выразительности речи». Задание учителя:

- Объясните значение понятия, вынесенного в тему урока, с помощью синонимов. (Выразительность – от «выражать»,  т.е. передавать чувства, мысли. Средства – способ достижения цели. Речь – общение, устное и письменное. Средства выразительности в языке и речи – способы передачи своих мыслей  и чувств устно и письменно). Исходя из названия темы, определите цель и задачи урока.

Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в слове словосоставляющих основ. Например, «Двусложные  и трехсложные размеры стихосложения»  

Прием «Подводящий диалог»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

Например, урок по теме «Творческий путь А.А. Фета». Учитель предлагает рассмотреть ряд портретов поэтов, среди которых портрет А.А. Фета выделен цветом.

Вопрос учителя: «Среди представленных портретов, что вы заметили?»

Ответ учащихся: «Портрет №3 выделен цветом».

Вопрос учителя: «Что общего у этих портретов?»

Ответ учащихся: «Все они являются поэтами».

Вопрос учителя: «А кто знает, как зовут этого поэта?» Дети либо ответят, либо нет. Учитель знакомит с названием объекта.

Вопрос учителя: «Как вы думаете, какова тема урока?»

Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.

Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные  

версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Так, например, на уроке литературы в 5 классе в процессе изучения сказки «Иван-крестьянкий сын и чудо-юдо» учащимся был задан проблемный вопрос: почему сказка относится не только к волшебным, но и к героическим? Поиск ответа на этот вопрос определяет цель деятельности на уроке. На уроке литературы в 10 классе, на котором изучается роман И.А. Гончарова «Обломов», проблемная ситуация создается с помощью проблемного вопроса: какова роль халата в раскрытии образа главного героя романа?

Прием «Группировка»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например: тему урока "Основные направления Серебряного века» можно рассмотреть на классификации слов: будущее, мистицизм, ясность, эпатаж, музыкальность, точность, иносказание, бунтарство, словотворчество. Урок можно начать с предложения: «Разделите на три группы слова».

Прием «Исключение»

         Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Биография Блока". Даются портреты поэтов 19 века и среди них портрет А.А.Блока.

– Прослушайте и запомните ряд слов: "Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Блок, Кольцов, Тютчев".
– Что общего во всех словах? (Названы поэты)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Прием «Домысливания»

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Например, «Каковы нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб?», цель урока - осмыслить нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». «Почему «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя историческая повесть?», «Современна ли поэзия Владимира Маяковского?

2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.

Прием «Проблемная ситуация» (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

На уроке литературы в 7 классе в процессе изучения рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» проблемная ситуация возникает при сопоставлении двух разных суждений, высказанных учащимися. Один ученик считает, что, описывая быт лесника, автор с большим мастерством изобразил в рассказе крестьянский быт XIX века, показал, в какой нищете и в каком убожестве жил народ, разоблачил жестокость и жадность помещиков. Другой ученик утверждает, что, изображая обездоленный и угнетенный народ, И.С. Тургенев показывает его живую душу, сердечность, способность сопереживать чужой беде. Самым главным является сохранение человечности в тяжелых жизненных условиях.

После представления двух разных мнений учащимся задаются вопросы: Как вы считаете, кто из ребят в большей степени прав? Может быть, вы поняли иные смыслы рассказа? Мнения учащихся класса тоже, как правило, разделяются. Наличие разных точек зрения свидетельствует о сложности вопроса, поиск ответа на него и определяет содержание учебной цели на уроке.

Прием «Проблема предыдущего урока» 

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Прием «Удивляй!». Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Например, это могут быть факты из биографии писателей.

Прием «Отсроченная отгадка». Этот прием можно использовать при изучении биографии писателя или поэта. В конце одного из уроков дать высказывание о том или ином авторе и задать вопрос: «О каком писателе (поэте) идет речь»? Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

Прием «Фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями  перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

Прием «Лови ошибку!» Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

Прием «Практичность теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 5 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Прием «Выявление неполноты знаний учащихся»

В начале урока нас этапе актуализации знаний ведётся беседа, которая выявляет определённую неполноту знаний учащихся.

Прием «Подводящий диалог»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Следует отметить, что овладение целеполаганием, как правило, осуществляется постепенно в процессе движения школьника от более низкого уровня к более высокому, что является свидетельством успешного развития умения постановки цели в учебной деятельности. Систематическая деятельность целеполагания на уроке способствует осознанию учащимся учебных целей как личностно значимых, готовит выпускника школы к самостоятельной регуляции своей деятельности во взрослой жизни, помогает принятию решения в проблемной жизненной ситуации, содействует жизненному самоопределению молодого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы

Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы...

Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС.

 Главное практическое затруднение педагогов при проектировании урока определяется недостатком умений учителей в области постановки целей при проектировании урока. Немаловажен  пе...

Реализация приемов стратегии CL уроках литературы

В методическом пособии раскрывается специфика реализации приемов  стратегии Cooperative Learning  на уроках литературы ...

Приемы рефлексии на уроках литературы

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, обязательным этапом урока является рефлексия.  Рефлексия – это самооценка, самоанализ, «взгляд внутрь себя». На уроке рефле...

Памятка "Современные приемы работы для уроков литературы"

В памятке кратко представлены приемы, которые помогают сделать урок литературы современным и интересным....

Целеполагание на уроках литературы

Целеполагание- залог успешного урока!...