Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС.
методическая разработка по физике ( класс) на тему

   Главное практическое затруднение педагогов при проектировании урока определяется недостатком умений учителей в области постановки целей при проектировании урока. Немаловажен  педагогический навык целеполагания на уроке, вовлечение учащихся в определение личностно-значимых цели и задач урока, осознания перспектив своей учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Приемы целеполагания  на уроке в рамках ФГОС.

                                 

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен   быть реальным, конкретным.

   Главное практическое затруднение педагогов при проектировании урока определяется недостатком умений учителей в области постановки целей при проектировании урока. Поэтому, часто цели носят декларативный характер, недиагностичны и не имеют инструментария для определения степени их достижения на каждом уроке. Если цель учитель дописывает после написания всего плана,  формулирует ее в общем  виде, не в связи с конкретным содержанием и спецификой педагогической ситуации, то такие цели  и не  могут выполнять организующей и управляющей функции всего урока. Можно встретить цели глобального характера, например «Воспитывать любовь к родной природе», «Формировать эстетический вкус» что, как известно, не достижимо на одном уроке. Постановка целей должна удовлетворять следующим параметрам:  соответствие типу урока и требованиям учебной программы, диагностичность, оптимальность, направленность задач урока на обучение, воспитание и развитие учащихся.

Чем конкретнее поставлена цель, тем очевиднее ее достижение и тем более упорядоченным становится сам процесс организации урока. Когнитивные (учебные) цели  на уроке определяются, главным образом, концептуальными, программными требованиями изучаемого предмета и содержанием учебника, а задачи личностного развития реализуются в удачно подобранных методах обучения и формах организации учебной деятельности учащихся. Вместе с тем, учитель должен уметь  управлять педагогическим процессом, варьировать формы и методы проведения урока в зависимости от конкретной образовательной ситуации. Образовательные цели урока могут быть ограничены усвоением конкретного предметного содержания на уровне терминов, понятий, формул, определений. Могут предполагать выход на конструктивный и творческий уровень применения полученных знаний в практической деятельности, а могут выходить на более высокий уровень обобщения полученных знаний на основе ведущих предметных теорий и идей, или на уровень межпредметной, мировоззренческой осознанности изучаемого материала. Все это определяется целями урока и обуславливает его построение, содержание, организацию. Отсюда следует, что в зависимости от поставленной  образовательной цели можно получить большое количество вариантов проведения урока и многие из них будут эффективными, так как результативность урока определяется, главным образом, степенью достижения поставленных целей. Определяя конкретные задачи личностного развития  своих учащихся на данном уроке, педагог подбирает соответствующие формы организации их деятельности, методы изложения нового материала. Изменяя воспитательные и развивающие цели данного урока,  мы практикуем другие формы и методы работы с учащимися. Т.о., эффективность урока, т.е. степень достижения его целей и задач определяется педагогическим умением постановки этих целей и задач. Рекомендуем в работе с педагогами добиться прочного усвоения связи: актуальные в данной образовательной ситуации  цели – оптимально подобранные способы, приемы, методы, формы работы – выход на запраграммированный результат, который подтверждается конкретным диагностическим инструментарием.  Немаловажен и педагогический навык целеполагания на уроке, вовлечение учащихся в определение личностно-значимых цели и задач урока, осознания перспектив своей учебной деятельности.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в Законе об образовании. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Цели должны быть:

Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.

 Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.  Не следует употреблять  такие расплывчатые   выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».  

Обучающие цели.

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

 Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

 Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,

 – доступность, т.е. разрешимая степень трудности,

 – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

 – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

  • Повторим
  • Изучим
  • Узнаем
  • Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС.

Слайд 2

Цель в образовании есть предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Слайд 3

Главное практическое затруднение при проектировании урока определяется недостатком умений в области постановки целей при проектировании урока. Поэтому, часто цели носят декларативный характер, недиагностичны и не имеют инструментария для определения степени их достижения на каждом уроке.

Слайд 4

Постановка целей должна удовлетворять следующим параметрам: соответствие типу урока и требованиям учебной программы, диагностичность, оптимальность, направленность задач урока на обучение, воспитание и развитие учащихся.

Слайд 5

В зависимости от поставленной образовательной цели можно получить большое количество вариантов проведения урока и многие из них будут эффективными, так как результативность урока определяется, главным образом, степенью достижения поставленных целей. Определяя конкретные задачи личностного развития своих учащихся на данном уроке, педагог подбирает соответствующие формы организации их деятельности, методы изложения нового материала.

Слайд 6

2. Аудиальные: Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока. Все приемы целеполагания классифицирую на: 1. Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка.

Слайд 7

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Слайд 8

Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Слайд 9

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее).

Слайд 10

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является: – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Слайд 11

Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект - субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Слайд 12

Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Слайд 13

Домысливание. 1. Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Слайд 14

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Слайд 15

Спасибо!



Подписи к слайдам:

Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС.
Цель в образовании есть предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Главное практическое затруднение при проектировании урока определяется недостатком умений в области постановки целей при проектировании урока. Поэтому, часто цели носят декларативный характер, недиагностичны и не имеют инструментария для определения степени их достижения на каждом уроке.
Постановка целей должна удовлетворять следующим параметрам: соответствие типу урока и требованиям учебной программы, диагностичность, оптимальность, направленность задач урока на обучение, воспитание и развитие учащихся.
В зависимости от поставленной образовательной цели можно получить большое количество вариантов проведения урока и многие из них будут эффективными, так как результативность урока определяется, главным образом, степенью достижения поставленных целей. Определяя конкретные задачи личностного развития своих учащихся на данном уроке, педагог подбирает соответствующие формы организации их деятельности, методы изложения нового материала.
2. Аудиальные: Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока.
Все приемы целеполагания классифицирую на:1. Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее).
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:– учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Тема-вопрос.Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект - субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Подводящий диалог.На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Домысливание.1. Предлагается тема урока и слова "помощники": ПовторимИзучимУзнаемПроверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в рамках ФГОС для учащихся 5 класса по теме : \'\'Victory Day"

Разработка урока в рамках ФГОС для учащихся 5 класса по теме : \'\'Victory Day ""...

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...

Конструирование урока в рамках ФГОС II поколения

    Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Современный урок в рамках ФГОС  призван фор...

Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.

На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ В РАМКАХ ФГОС

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В настоящее время в силу влияния большого числа факторов, ...

Приемы и методы формирования мотивации на уроках в рамках ФГОС

Приемы и методы  формирования мотивации  на уроках в рамках ФГОС...

Приемы и методы формирования мотивации на уроках в рамках ФГОС

Приемы и методы  формирования мотивации  на уроках в рамках ФГОС...