Специфические особенности эпоса
методическая разработка по литературе на тему

        

В эпических произведениях глубоко значимо присутствие повествователя. Это — весьма специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ooo.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

                Специфические особенности эпоса

        Эпос представляет собой повествовательный род, в котором рассказывается о жизненном пути человека, обрисовываются события, в которых он участвует, поступки, которые он совершает, раскрываются взаимоотношения людей между собой. Следовательно, эпические произведения художественной литературы обязательно воспроизводят отдельные человеческие индивидуальности, отдельных людей с их личными свойствами и показывают их существование (их деятельность, их отношения) в объективно свойственных этому существованию пространственных и временных формах.

        В художественных произведениях в отличие от реальной жизни имена персонажей имеют не только опознавательное, но и характеризующее их, а иногда и эмоционально -оценивающее значение. Однако эпическая литература изображает отдельные индивидуальности не ради их самих — иначе они оказались бы фактографией, а не искусством, — но для того, чтобы в индивидуальном познать и раскрыть с эстетическим совершенством особенности социальной жизни. Она изображает отдельных лиц, чтобы типизировать в них характерность этой жизни.

        Во внешней деятельности, поступках, отношениях проявляется сущность социального бытия персонажей, а сами они обнаруживают себя тем самым в своей характерности, выступают как социальные характеры.         Поступки персонажей всегда бывают разными и при этом обычно одни из них вызывают и порождают собой другие, ответные. Тем самым все вместе они вступают между собой в причинно-временные связи и обнаруживают соответствующую временную последовательность. Поэтому в эпических произведениях всегда что-то происходит, а все происходящее очень часто смыкается в некоторое единство — в происшествие. Бывают происшествия частной жизни, социально-бытовой,  семейно-бытовой или даже личной. Они также очень часто становятся тематической, точнее предметной основой эпических произведений. В эпических произведениях всегда что-то происходит, а все происходящее очень часто смыкается в некоторое единство — в пространство. Эпические произведения всегда заключают в себя происшествия. Отсюда эпос всегда повествователен.

        Важная сторона эпических произведений — воспроизведение социальной сущности жизни в бытии персонажей, раскрытие характерности этого бытия в пространственно — временных отношениях и деятельности персонажей. Отсюда основная особенность формы эпических произведений — их сюжетность и повествовательность (А. Абрамович, Поспелов, Тимофеев).

        Основной особенностью малой эпической формой является то, что она говорит об отдельном событии в жизни человека. Среднюю эпическую форму, чаще всего, называют повестью. Повесть, как средняя эпическая форма, отличается от рассказа тем, что дает ряд эпизодов, объединенных вокруг основного персонажа, составляющих разные периоды его жизни. Большую форму чаще всего называют романом. Роман охватывает широкий круг жизненных явлений, объединяет большое количество персонажей. В нем используется различные предметно-изобразительные детали — монологи, живопись, портретная характеристика, пейзаж и т. д.

        Пушкин,  гениально проявивший себя лириком, эпиком и драматургом, подчеркивал и в художественных произведениях, и в теоретических заметках специфику и закономерности каждого поэтического рода, даже если в произведении имело место проникновение их друг в друга. Так, например, в стихотворение «Осень», необычно пространное для лирики, входит, кажется, все безграничное разнообразие объективного мира, характерное для эпоса. Однако впечатления внешнего мира, «привычки бытия» схватывает и перерабатывает «своенравная мечта» поэта, которая господствует в лирическом стихотворении, определяя его поэтическое содержание, пафос, движение лирической интонации. Выражая и постигая свой внутренний мир, лирический поэт только через себя выражает жизнь всеобщую, человека и время.

        Иная закономерность господствует в произведении эпическом. В романе «Евгений Онегин», при всем своеобразии его жанра (роман  в стихах) с отчетливо ощутимым лирическим началом, поэт-лирик уже не может безраздельно господствовать в эпическом повествовании. По мере развития «романа героев», их самостоятельной, как бы «не зависящей» от автора жизни, Пушкин осознает необходимость подчинить творческую фантазию поэта самодвижению эпической музы:

Благослови мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

И, верный посох мне вручив,

Не дай блуждать мне вкось и вкривь.

        По предмету художественного исследования эпос как будто приближается к драме.  Однако многокрасочность эпоса, конечно, существенно отличается от как бы одноцветного рисунка драмы. В драме схватывается центральное, основное устремление человеческого характера

        Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив (от «Илиады» до современной прозы) и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника. Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную определенность эпического рода. Определенность эта (для литературы всех времен и творчества всех писателей) - в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении  всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было.

        Эпос дает возможность раскрывать жизненные явления в их причинно-следственных связях, взаимоотражениях, сцеплениях единичного с общим.

        В результате обстоятельно развертывающегося повествования (характерного для любого эпического жанра) каждое конкретное событие предстает как отдельное проявление многостороннего, целого бытия.

        Поскольку специфика эпоса связана с его повествовательным характером, возникает необходимость уточнить и осмыслить роль повествователя в структуре эпического произведения. Казалось бы, в эпосе повествователь поглощается самим потоком жизни, заполняющим произведение; тем не менее именно он ведет повествование, вовлекая читателя в сложный мир человеческих отношений, «заставляя» его следовать за собой в его, повествователя, размышлениях, переживаниях, сомнениях. При этом его, порой, бывает трудно выделить в качестве отдельного компонента повествовательного текста (если только он не выступает в виде персонифицированного рассказчика). Из всех форм повествования, пожалуй, самой распространенной является повествование в третьем лице, так называемое авторское повествование.

        Видимо, любой отрывок эпического текста в форме повествования от третьего лица способен выявить закономерные именно для эпоса способы художественного освоения жизни, отличающие его от драмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств

Концертмейстер в Детской школе искусств – кто он: помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то еще? В чем особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельно...

Специфические особенности контроля обученности учащихся в процессе преподавания иностранного языка.

Выступление на заседании методического объединения учителей иностранного языка....

Специфические особенности детского фитнеса

Рассмотрены специфические особенности детского фитнеса...

Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации

  В выступлении рассматриваются типы дизонтогенеза, психопатии, неврозы. Рекомендации педагогам по работе с детьми....

Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...

"Специфические особенности нарушения развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации".

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва...