Трактовка простых форм и специфические особенности детской фортепианной музыки В.С. Ходоша на примере сборника «Пьесы и ансамбли для детей»
методическая разработка по музыке на тему

Непомнящая Татьяна Борисовна

Методические рекомендации по исполнению пьес из сборника "Пьесы и ансамбли для детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_khodosh.docx63.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ДШИ ст. РАЕВСКОЙ

МО гор. НОВОРОССИЙСК»

Непомнящая Татьяна Борисовна.

Тема: Трактовка простых форм и специфические особенности детской фортепианной музыки В.С. Ходоша  на примере сборника

«Пьесы и ансамбли для детей»

Новороссийск 2014

 Оглавление

Введение   ………………………………………………………………… 3

Глава I.     Трактовка простых форм и специфические особенности детской          

фортепианной музыки В.С. Ходоша на примере сборника «Пьесы и      ансамбли для детей»……………………………………………………….4

Заключение  ……………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………..13

Приложение ……………………………………………………………….14

                                               

                                                  Введение

  Актуальность работы. Еще великий Иоганн Себастьян Бах своими инвенциями и пьесами из «Нотных тетрадей Анны Магдалены Бах» заложил добрую традицию создания педагогического репертуара, цель которого – освоение детьми конкретных жанровых моделей и разнообразных технических приемов. Позднее появились «Альбом для юношества» Шумана, циклы детских пьес Чайковского, Грига, Прокофьева, «Микрокосмос» Бартока, тетради Кабалевского, Гаврилина – все эти произведения давно переросли рамки интсруктивной нотной литературы, доставляя эстетическое удовольствие  людям всех возрастов.

     Обращение Виталия Семеновича Ходоша в настоящем сочинении к детскому музицированию продолжает указанную традицию. Его «Пьесы и ансамбли для детей» - оригинальный альбом пьес, с богатым образным миром и мелодическими откровениями, в которых обнаруживается яркая художественная личность автора.

     Причина исследования выбранной темы заключается в изучении современного музыкального языка, с помощью которого композиторы общаются с юными музыкантами. Детям этот язык не всегда понятен и потому советую преподавателям, прежде, чем знакомить ребенка с примерами современной музыки, делать гармонический анализ выбранных пьес. Гармонический анализ поможет правильнее и точнее донести до обучающегося смысл задуманного композитором.

      Научная новизна работы. В данной работе предложены способы трактовки простых форм в детской музыке В.С Ходоша; даны методические рекомендации по исполнению пьес сборника.

      Цель работы – выявить особенности трактовки простых форм в представленном альбоме, определить специфические черты авторского письма. Цель исследования обусловила необходимость решения ряда задач: 

     1. – определить специфические особенности детской музыки  В.С. Ходоша;

     2. – определить особенности трактовки простых форм в фортепианном  сборнике В.С. Ходоша;

     3. – дать методические рекомендации по исполнению пьес альбома.

      В работе использован метод обобщения музыковедческого материала, связанного с представлением и анализом детской музыки, а также метод целостного анализа, принятый в отечественном теоретическом музыкознании.

    Материал исследования. Для написания этой работы мы опирались на аналитические и обобщающие статьи о детской музыке, а также материалы по методике фортепианного обучения, учебные пособия по курсу «Анализ музыкальной формы» различных авторов. В качестве основной части работы мы предлагаем сборник В.С. Ходоша «Пьесы и ансамбли для детей» – детские пьесы для фортепиано в две и четыре руки. В сборник вошли двадцать пьес различной степени трудности в порядке от простого к сложному.

Структура работы. Исследование состоит из введения, одной главы и заключения, списка литературы и приложения, включающего 20 нотных примеров и 20 схем.

Глава I.Трактовка простых форм и специфические   особенности            

                    детской фортепианной музыки В.С. Ходоша

                     на   примере сборника «Пьесы и ансамбли для детей»

   Альбомы пьес для фортепиано В.С. Ходоша привлекают внимание, прежде всего, жанровым многообразием, гармоническими особенностями и ладово-интонационной основой. В его фортепианных сборниках использованы как типичные для классического детского репертуара жанры (колыбельная, марш и т.д.), так и более сложные - сонатины, вариации, концерты. Созданные композитором произведения для фортепиано уже прочно вошли в детский репертуар ДМШ, что доказывает их жизнеспособность.

     В жанровом отношении детская фортепианная музыка В. Ходоша достаточно разнообразна. Пьесы являются по своей природе жанрово-характерными. Например, светлым, жизнерадостным колоритом в рассматриваемом сборнике пьес наполнены «Первые шаги», «Догонялки», «Дятел»; в плане шутки и оживления выдержаны «Дразнилка», «Важный индюк», «Токкатина», «Танец лягушат»; богатством красок представлена лирика в «Наигрыше», «Колыбельной», «Грустной песенке», «Маленькой прелюдии».

     Полифонические элементы используются композитором практически во всех медленных пьесах анализируемого сборника. Во многих пьесах песенно-танцевального характера композитор использует остинатный принцип изложения. Остинатный аккомпанемент, используемый В.С. Ходошем в медленных пьесах, не только подчеркивает их национальный характер, но и вносит в них художественно-выразительную окраску. Таковы «Наигрыш», «Колыбельная», «В лесу», «Напев».    

     Проанализировав мелодическую линию пьес альбома, можно отметить, что тонические трезвучия, как правило, даются в мелодическом положении квинты, редко – в положении терции, единичные примеры – в положении тоники. Все это – один из способов расширить выразительные возможности пьес, уйти от дробления мелодии, ярко выраженных ее окончаний, что дает перспективу более свободного развития, являясь элементом своеобразной недосказанности, что характерно для современной музыки. В пьесах  «Первые шаги», «Наигрыш», «Дразнилка», «Колыбельная», «Маленькая прелюдия», «Догонялки», «Грустная песенка», «Токкатина» используются неполные аккорды, в которых могут отсутствовать и терция, и квинта. При звучании таких аккордов создается ощущение звуковой перспективы, ожидания опоры и устойчивости. Также следует сказать о соотношении аккордов внутри тональности: в некоторых пьесах на равных правах вводятся аккорды мажорно-минорной системы, причем, к аккорду терцовой структуры добавляются побочные тона – секста, кварта.(«Догонялки» - D7 c cекстой, «Грустная песенка», «Балет» - D7#5). Все эти приемы гармонического языка миниатюр являются выразительными средствами, дополняющими музыкальный тематизм, помогающими глубже раскрыть эмоциональное содержание каждой пьесы.

       Необходимо отметить также пьесы со сложной ладово-интонационной основой. Так, в «Напеве» тема начинается в C-dur и заканчивается вVI ст., активно используются параллельные квинты, происходит наслоение диатоники. Сложный гармонический язык и в пьесе «Дятел»: минорный лад с активным использованием хроматики. Интересна ладотональная основа «Хоровода», с точки зрения фактурного изложения «Напев» – пьеса, написанная в форме небольшой вариации на тему народного напева.

     В данном альбоме фортепианных пьес основными формами изложения композиторских замыслов являются одночастная и простая трехчастная формы. Одночастная форма применяется композитором в самостоятельном виде в самых разнообразных жанрах. Несложность содержания выражается в ясности конструктивного принципа формы. Следует заметить, что период как составная часть более сложных форм - двухчастной и трехчастной  - использован в большинстве пьес сборника.

   Всем качествам классического периода отвечает принцип построения пьесы «Колыбельная». В состав одночастной формы входят два больших предложения по 8 тактов, каждое представляющее собой цельное, единое построение от начала пьесы до ее заключительного аккорда. Так как пьеса песенного склада, то мелодия, имея непрерывную мелодическую линию, носит лирический, напевный характер. Мелодия складывается из звуков тонического трезвучия,  состоит из характерных именно для колыбельных, квартово-терцовых интонаций. Гармонический язык миниатюры – пример современного понимания гармонии; когда каждая ступень тональности может быть изменена, получается расширенная тональность. Основная тональность пьесы – a-moll, но в чистом виде тоническое трезвучие появляется лишь дважды.    

     Рассмотрим еще одну пьесу альбома фортепианных миниатюр, которая носит название «Море». Конструктивный принцип изложения формы пьесы – одночастная музыкальная форма в виде неквадратного периода, состоящая из вступления, двух предложений, коды. Если сравнивать тематический материал этой пьесы с материалом предыдущего рассматриваемого произведения, то необходимо отметить насыщенность мелодии миниатюры «Море», ее развитие, певучесть, дыхание. В данной пьесе более красочный и сочный гармонический язык (используются альтерированные II, IV,VI ступени, модуляции). Разнообразная динамика, фактурный прием изобразительного характера, контрастность регистрового соотношения – все эти средства музыкальной выразительности являются эмоциональной настройкой на восприятие художественного образа пьесы. Принцип изложения музыкального материала «Моря», наряду с изложением тематического материала, также отличен от «Колыбельной». Здесь период неквадратный(9+15); в первом предложении даётся один музыкальный материал, во втором – другой, а заключение носит в себе элементы и первого и второго предложений, что дает своеобразное завершение музыкального развития произведения. Основная тональность произведения – Des-dur. Интересна пьеса тем, что заканчивается в F-dur(происходит модуляция и сопоставление – T приравнивается к III). В первом предложении 9тактов, во втором – 15. Рассмотрим подробнее каждое.    Первое предложение состоит из двух фраз (4+5) неповторного строения. Вторая фраза интонационно более развита. Распевность мелодии в ней достигается за счет изложения четвертными и половинными длительностями, объединенными по два такта лигами. Изложение мелодии в обоих предложениях построено на диатонических ступенях лада. Но краску ей придает неустойчивая и диссонирующая гармония, построенная на движущемся басе то в хроматических, то в терцовых ходах. Так же, как и в предыдущей пьесе, композитор дает окончание предложения на Т, причем, дважды повторенной. Второе предложение как бы вырастает из первого, но все же это новый мелодический материал: изменился склад мелодии, изменился тематический материал. Во втором предложении две фразы неповторного строения. Каждая фраза имеет по 2 мотива. Оба предложения тонально замкнуты. Интересна здесь каденция – T IIповыш. IVповыш. VIdur Т, затем следует модуляция и сопоставление. Послесловие – есть сплав мелодического материала первых двух предложений, своеобразное итоговое заключение, звучащее в тональности терцового соотношения – F-dur. Первая фраза послесловия идентична первой фразе первого предложения, вторая – вариантное проведение мелодического материала второго. Мотивный состав первого предложения: a   b; второго – а c d; послесловия – a  c. Вариант строения первого предложения – 2+2 (периодичность), 2+3 (суммирование). Вариант строения второго предложения – 2+2 (периодичность), 1+1+1 (периодичность), 1+1+3 (суммирование). Рассматривая музыкальную форму данной миниатюры в обобщенном смысле, можно предположить, что пьеса «Море» - период неквадратный, модулирующий.

     Тональная драматургия альбома пьес выстроена весьма разнообразна: C-dur сменяет a-moll, G-dur сменяет e-moll, F-dur – d-moll, встречаются такие тональности как gis-moll, Des-dur, Es-dur. Если сопоставить между собой все тональности пьес, которые использовал композитор в данном сборнике, можно сделать вывод, что многие тональности находятся в терцовом соотношении плагального наклонения, что характерно для русской музыки и подчеркивает танцевально-лирический характер всего сборника фортепианных пьес.

      В пьесах «Колыбельная», «Напев», «Наигрыш» обращает на себя внимание яркий национальный колорит. На первом месте здесь – мелодика и ритмо-интонация. Произведения достаточно ясные по фактуре, с выпуклой мелодической линией. По форме эти произведения все являются периодом повторно-тематического строения, для которых характерно тематическое сходство второго предложения с первым.

       В пьесах, написанных в старинном стиле "Буррэ", "Менуэт", "Гавот" мы сталкиваемся с особенностью композиторского почерка, который выражается в том, что он отказывается от осовременивания старинного жанра вкраплениями гармонических резкостей своей нетрадиционностью выдающие почерк композитора конца ХХ века.
Эти пьесы образуют маленькую сюиту, написаны в одной тональности – до-мажор, что является объединяющим началом для самостоятельных по форме произведений цикла, и ведет истоки от старинной сюиты. Контрастируют между собой по темпу и характеру танца, по размеру. Каждому танцу характерна контрастность разделов.

      В «Менуэте» есть четкое разделение на три части, с контрастными эпизодами в середине. При этом внутри раздела наблюдаются модуляции. Крайние части в этой пьесе одинаковы, а средние, более свободные по строению, отличаются от крайних нарастанием гармонической неустойчивости, диссонантности. По строению каждая часть – это период, в зависимости от изложения мелодического материала  - повторного и неповторного строения.

     В «Бурре» привлекает внимание ладотональное строение пьесы, основанное на сопоставлении тональностей C-dur и Es-dur. По форме – простая трехчастная, под которой подразумевается симметричная форма, состоящая из первой части, середины и репризы. Первая часть представляет собой простое построение - период. Средняя часть  - период, отличающийся от крайних частей. Здесь все соответствует классической трехчастной форме: четко выраженная середина и подготовленная реприза.

      «Гавот» написан в простой трехчастной форме. Здесь явно обозначаются три основные части, содержащие чуть более широкое развитие, чем в классической простой трехчастной форме (построения, превышающие период).

                                                     Заключение

    Таким образом, исходя из целей и задач нашей работы, проанализировав данные пьесы, можно сделать следующие выводы: особенности трактовки простых форм в детской музыке В.С. Ходоша заключаются:

    в способе изложения материала, его развитии и компоновке как в целом, так и в отдельных частях; в умении создавать, поддерживать, распределять динамику развития музыкального содержания; в соотношении структуры и процесса развития тематического материала; в манере высказывания, под которой понимается творческий почерк и стиль; в наличии структурных, тональных, тематических признаках членения формы; в использовании экспозиционного и продолженного развития тематизма в пьесах малой формы.

     По данному сборнику пьес наиболее часто используемыми являются простая трехчастная форма и различные виды периода (повторно-тематический, неповторного строения, типа развертывания). Особенностью простой трехчастной формы является то, что  почти во всех пьесах МТС для А-дробление, для В- периодичность, для А – дробление; особенностью периодов являются дополнения и расширения;

     использование 12-ти ступенного хроматического звукоряда тональности, что дает возможность расширить гармонический язык;

     использование тонического трезвучия в завуалированном виде,  накладывая его на другую гармонию, чаще всего на аккорды VI ступени;

     все пьесы рассматриваемого сборника – носят определенную программу.

   Необходимо подчеркнуть оригинальность программного замысла каждого произведения. Здесь и картины природы ("В лесу", "Море", "Дятел"), характеристики обитателей животного мира ("Важный индюк", "Танец лягушат", «Дятел"). Многие пьесы рисуют различное психологическое состояние ("Первые шаги", "Грустная песенка", "Дразнилка"). Широко используются автором разнообразные прикладные музыкальные жанры (марш, вальс, полька, песенка, колыбельная). Встречаем мы в пьесах и звукоподражания – "Важный индюк", "Танец лягушат", "Петушиная полька"; ощущается влияние "театральной" музыки – "Балет", "Хоровод". Здесь можно познакомиться и со старинными жанрами – "Буррэ", "Менуэт", "Гавот".

    Специфическими чертами гармонического языка данного сборника являются:

  1. хроматические нисхождения в объеме терции («Колыбельная» - от VI к III; «Грустная песенка» - от III к I; VII-V «Хоровод» - трихорды); 2) восходящие и нисходящие гаммообразные движения («Токкатина», «Хоровод», «Дразнилка», «Наигрыш», «Балет», «Маленькая прелюдия»;

        переменный размер («Догонялки», «Токкатина»): 3)обращение к диатонике (II, III, IV);4) широко используются мажорно-минорные системы – применение хроматических тональностей (в пример – любая пьеса);5) эллипсис (черты романтизма – изобразительный характер «Петушиная полька»), кластеры; элементы сонористики - созвучий, в которых высота отдельных звуков не имеет значение;6) пониженные ступени – II,VI – романтические тенденции гармонического языка наслоились на традиции народной музыки;7) использование септаккордов, практически на всех ступенях лада («Колыбельная», «Хоровод»), нонаккордов, альтерированных ступеней, аккордов двойной доминанты;8) характерная гармония для пьес сборника – VIпониж. IIIпониж.D7IIIпониж.; наиболее часто употребляемые аккорды – D7#5, D9,S9, ув.5/3, DD, ум.VII7.

     Отметим моменты необычные в ладовом отношении: гармонический мажор, использование мажоро-минорных систем, атональность; усложнённость метро-ритмической основы: полиритмия, переменный размер; расширение красочных возможностей фортепиано. Это знакомит ученика с рядом особенностей, присущих "взрослой" музыке ХХ столетия. Василий Семенович старается вводить приёмы современного письма осторожно, с целью создания юмористического эффекта в одних случаях, показа фантастически-гротескных образов в других. Например, уже упомянутые "Танец лягушат", "Петушиная полька".
   Очевидно, что Ходош в своих сочинениях отталкивается от близкой ему чужой музыки, в этом и проявляется его индивидуальность. Художественный образ расширяется с помощью заимствования других стилей, работы по моделям. В данном сочинении активно используется допущение стилистической и жанровой модуляции в рамках одного целого. В этом и проявляется музыкальный почерк композитора. Составной частью творческого почерка рассматриваемого автора является театральность, которая проявляется и в типе программности, и в том образном строе, который воссоздаётся в произведении. "Пьесы и ансамбли для детей"- это музыкальный спектакль, состоящий из двадцати пьес. Их не назовешь циклом, хотя в последовании номеров можно усмотреть некоторую драматургическую целеустремленность: здесь противопоставлены два мира: фантастически-сказочный и реальный. Внутренняя драматургия строится на постепенном усилении театрального начала, на переориентации номеров-пьесок в номера-сценки. Особенность мелодического строения, метроритма, изящество и прозрачность фактуры, лады, новизна и оригинальность музыкального языка, тонкое использование приемов полифонии, изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания, интонационная четкость и лаконизм мелодий - сформировали особые черты стиля В.С.Ходоша. Его музыка изобразительна, красочна, доступна для детского исполнения.    

                                   

                                              Список  литературы:

  1. Абаскулиева, Н.О. Детские фортепианные циклы Муссы Мирзоева [Электрон.ресурс]. – http:// Harmony  International Music Magazine4.htm
  2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. – Л.: Наука, 1971. – 374 с.
  3. Алексеев, А.Д. Советская фортепианная музыка. 1917-1945/А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1974. – 279 с.
  4. Зенкин, К.В. Диалектика классической и аклассической формы в фортепианной миниатюре Шумана/ К.В. Зенкин//Музыка Австрии и Германии XIX века, кн.2. – М.: Музыка, 1990. – С.129
  5. Кончевский, Н.В. Новые тенденции в детской музыке/ Н.В. Кончевский// Современная музыка. – 1973. - №6. – С.106-112
  6. Мазель, Л.А. О путях развития языка современной музыки/ Л.А. Мазель. – Л.: Музыка, 1979. – 160 с.
  7. Нагорнова, П.А. Некоторые стилевые особенности музыкального языка Д.Шостаковича и их отражение в фортепианной музыке для детей: Мат. межвузовской научно-практической Интернет-конференции.
  8. Назайкинский, Е.О. Поэтика музыкальной миниатюры [Электрон.ресурс]. – http:// Harmony  International Music Magazine4.htm
  9. Портреты современных композиторов. Они пишут для детей / Сост. Т. Карышева. – М. «Искусство в школе», 1980. – 104 с.
  10. Способин, И.В. Музыкальная форма/ И.В. Способин. – М.: Музыка, 1980. – 400 с.
  11. Тюлин, Ю., Бершадская, Т. и др. Музыкальная форма/ Ю. Тюлин, Т. Бершадская и др.; Под ред. Ю.Тюлина. – М.:Музыка, 1974. – 360 с.
  12. Холопова, В.Н. [Электр. Ресурс]. - В_Н_Холопова - персональный веб-сайт.htm.// ст. в сб. Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Первой Российской научно-практической конференции 4-5- декабря 2000 г., г. Москва. //Москва-Уфа, РИЦ УГИИ, 2002. С.55-76.
  13. Шестаков, Г. Детская музыка Сергея Прокофьева/ Г. Шестаков. – М.: Музыка, 1990. – 124 с.

 

                                                 

                                                Приложение:

  1. «Первые шаги» С-dur  - пьеса-вступление ко всему сборнику. Простая по форме: вступление 4т., далее – простая трехчастная форма в миниатюре  А  В А    

                                               4  4  4    

                                              Т  Т  Т

          МТС:  I и III частях – дробление

                      II – периодичность.

          С гармонической стороны – диатоника: III6/4, II6/4, II5/3, II7.

Партия ученика проста, но все же несет в себе определенные художественные и технические задачи. Прежде всего выработку мягкого, но наполненного звука, взятого гибкой свободной кистью non legato. Необходимо предложит ученику внимательно следить за мелодическим развитием партий обеих рук, что поможет достигнуть ансамблевой слитности рук и ощущения непрерывности музыкального потока.

     2.  «Наигрыш»  С-dur   -  пьеса изобразительного характера. Слышится имитация народных инструментов – параллельные квинты в партии левой руки, незатейливая мелодия в партии правой.  Форма – период повторно-тематического строения

а      а1

4    4 + 4 –дополнение (квинтовый перебор)

VI  S   VI

МТС : дробление по 1 такту.

С гармонической стороны – плагальность:S VI  II (даже окончание на VIcт.). Органный пункт. Наслоение S в басу, II – в верхнем голосе. Избегание Т.

Пример на игру legato. Бас представляет собой простейшую, основанную на тонике и доминанте остинатную фигурацию, выдержанную в одном ритме. На этот размеренный фон накладывается узорчатая мелодия. Мелодия протяжна, охватывает диапазон терции, заполненной секундовым движением. Работать над фразировкой, добиваясь мягкого crescendo к кульминационному звуку и мягкого окончания фразы. Для точного понимания характера пьесы, думается, следует рассказать ученику об особенностях былинного жанра, основанного на напевной речитации небольшого диапазона и неторопливом движении.

  3.   «Дразнилка»  С-dur  -  название пьесы оправдано определенными средствами

выразительности: повторение тонического тона последовательно со ступенями гаммы до IV# поочередно в партии каждой руки ( I и III части). По  форме – простая трехчастная

А  В  А                                                                    

8   8   8                                      

C  G  C                                .

Середина  - период  4+4, появляется новая тема в басу, представляющая нисходящую гаммообразную линию в  G-dur на фоне повторяющихся секундовых интонаций.

МТС:  I и III  -  дробление

           II  -  4+4 периодичность.

Важная деталь в пьесе – самостоятельность всех партий. Фактура представляет собой контрастное двухголосие., воспитывающее полифоническое восприятие звучащего материала. Выразительность достигается правильной фразировкой и регистровыми контрастами, что позволяет начинающему пианисту понять выразительные свойства тембра.

4.«Колыбельная»  а-moll – выразительная по мелодическому изложению пьеса, с доминирующим  квинтовым  тоном, который то настойчиво повторяется, то опевается. Присутствует параллельное движение голосов (I-III-I). Форма – период повторно-тематического строения   а    а1

                                      8    8

                                            t 6    t 6    

МТС :  периодичность  2 + 2 + 2.

С гармонической стороны – диатоника: II, III, S, VI, VI9.  В каденциях после D идет S в мажорной форме (вместо d – Ddur). Особый колорит пьесе придают // квинты, хроматические нисхождения (от V – III).

В партии левой руки применен, характерный для этого жанра, тонический органный пункт с равномерным движением среднего голоса по аккордовым звукам. Партия правой руки представляет собой одноголосную мелодию. Она развита, охватывает широкий диапазон. Главный исполнительский штрих – legato.Колебания динамики не большие. Тщательная работа над фразировкой должна опираться на слуховое ощущение единства мелодической линии. Для этого мелодию полезно поиграть отдельно или спеть. В партии левой руки важно добиться ритмической уравновешенности, четкой метрической основы и совпадения смысловых акцентов с мелодией.

5. «Важный индюк»  fis-moll. Пьеса - картинка. Период повторно-тематического строения    а    а1

                                             8    8 + 3т. дополнение

                                             D    t

МТС: дробление, периодичность.

В гармонии – автентические обороты. В нижнем голосе –тонический органный пункт. Первая фраза имитирует гортанные крики птицы: восходящие5,нисходящие ум.5, восходящие м.6. Вторая – ее важные шаги – I-II-III на доминантовом органном пункте. Второе предложение варьировано -  t  выступает в виде м.2 кластера I VII#, динамические контрасты mp – f; в партии правой руки появляется мотив с ум.5 из первого предложения.

Воспроизводит знакомые звуки крика птицы. В построенной в виде диалога  - переклички верхнего и нижнего голосов. Это заставляет ученика внимательно слушать партию каждой руки. Интересно гармоническое сопровождение, включающее хроматизмы, альтерированные трезвучия, всякий раз по-новому окрашивающие повторяемую попевку.

6.   «Маленькая прелюдия»  С-dur.  Пьесе присущ импровизационный характер. Построение не связано со строгими закономерностями. На фоне тонического органного пункта и однообразной фактуры изложение мелодии восьмыми длительностями придают пьесе оживленность.

По форме  -  период типа развертывания. С гармонической стороны в партии левой руки -поступенное нисхождение от I к IV, восхождение от IV к I (T D6 VI7 D S D VI VII).

Ученик исполняет мелодизированную остинатную фигурацию в правой руке. Естественно возникающее при этом скрытое голосоведение полифонически насыщает фактуру, требуя от играющего усиленного слухового внимания.

7.   «Танец лягушат»  С-dur.  Изобразительная пьеса, в которой для создания музыкального образа композитор использует кластеры-созвучия.

По форме – простая двухчастная      А16     В16

МТС: периодичность  8+8

С гармонической стороны – наложение на тонику побочных альтерированных ступеней.

Пьеса интересна своим задиристым решительным характером, переданным острой ритмикой и мелодией со специфической кластеровой интонацией, в которой акцентируется верхний неустойчивый хроматический звук. На самом же деле, пьеса интонационно выразительна. Именно ее горизонтальную направленность, помимо терпкой вертикали, нужно иметь ввиду и показать при исполнении.

8. «Догонялки»   G-dur.   Простая трехчастная форма      A     B      A

                                                                                                   8     8      10

                                                                                                   G    e       G

МТС:  I и III части – дробление

            II – периодичность.

А – веселый озорной образ игры. На фоне тонического органного пункта звучит на стаккато веселая тема; в третьем такте – восходящее движение по звукам Т5/3; отклонение в II ступень (а-moll) вносит некое разнообразие.

В – середина; контрастный образ в // миноре; аккордовая фактура и лирический образ, введенный без перехода (сопоставление).

Пьеса жизнерадостного шутливого характера. Это все можно легко достичь строго соблюдая штрихи. Не следует играть пьесу в слишком подвижном темпе, хотя музыка это и подсказывает. Пьеса построена на двух контрастах. Игривому характеру первого и третьего раздела противопоставляется раздел, где создаются иллюзии затаенности.

  1. «Грустная песенка»  -  e-moll.  Период неповторного строения, неквадратный

вступление – 2такта    a      b

                                      6      4      3 такта – дополнение

                                       t       t

На фоне «баркаролльного» аккомпанемента (12/8) звучит лирическая напевная волнообразная мелодия с характерными повторениями ступеней – II, VI, V, восходящими секстовыми интонациями.

МТС: дробление. С гармонической стороны в первом предложении мелодия обновляется нисхождением от V к I c восходящими квартовыми «вздохами». В партии левой руки – нисходящая цепочка секстаккордов: t6,VII#6, VII6, VI#6, VI. В дополнении звучит последнее напоминание о теме.

Пьеса жалобная, с мелодией, родственной народным плачам (многократное обыгрывание одной попевки с последующим мелодическим нисподанием к концу фразы). Ее настроение подчеркивается хроматически сползающими созвучиями в левой руке, достаточно смелыми, с секундовыми параллелизмами. В этой пьесе преобладают легатные построения. Характерна контрастная полифония. Именно партию левой руки, ее горизонтальную направленность нужно иметь ввиду и показать при исполнении.

10.   «Токкатина» - d-moll.  Техническая пьеса, в которой есть четкое деление на разделы, повторы разделов, но не укладывающиеся в определенную классическую форму.

МТС: дробление. С гармонической стороны – t5/3, DD5/3 – является основным гармоническим зерном; диатоника III, S, VI, II. Кульминация подготавливается эллипсисом D7-e, D2-e, D7-cis и приходится на мажорную S, вместо g-Gdur.

Пьеса продолжает традиции лядовской миниатюры, но в современном преломлении. Мелодия перемещена в относительно высокий регистр, имеет игрушечный простенький характер с чертами танцевальности и сдобрена острыми секундовыми дублировками. Однако эти терпкие секунды не должны стать самоцелью, не должны заслонять мелодию, основной выразительный компонент этой пьесы.

11.  «В лесу»  -  F-dur.    Простая трехчастная форма    А  В  А

А  -  период повторно-тематического строения

а   а1                              МТС:  1+1+2  дробление с суммированием.

4   4         С гармонической стороны тонический органный пункт, // квинты, автентический оборот:

Т   Т                     Т, DD2, II2, D6/4, T.

B -  период повторно-тематического строения; новая тема, аккордовая фактура.

а    а1                          МТС: периодичность – 2+2+2+2

4    4                   С гармонической стороны – T, T7, VII6/5, DD7; есть отклонение в С (D)

D    T

А  -  реприза

а      а1

4+6  расширение

Пьеса воспроизводит знакомы звуки леса. Слышны диалоги – переклички верхнего и нижнего голосов – в пьесе применяются элементы имитационной полифонии. Это заставляет ученика внимательно слушать партию каждой руки. Мелодия, преимущественно,легатная, с ровной динамикой. Выразительность достигается правильной фразировкой и регистровыми контрастами, что позволяет ученику понять выразительные средства тембра. Вторая половина пьесы должна звучать звонче, ярче. Ее кульминационное положение подчеркивается и более напряженной колоритной гармонией с задержанием к вводному септаккорду.

12.   «Напев»  -  e-moll.  Период повторно-тематического строения

а                       а1                    С гармонической стороны – нисходящее хроматическое движение

8                       8          от  T – D(t,t2, III6/4, VII#5/3, s6 , t 6/4, D, t); отклонение в  a(s), B (Vнизкая)

D(низкая v)      t           цепочка созвучий:   6/4, III6/4,s6/4.

B-dur

Пьеса очень полезна для работы над мелодией, фразировкой, ощущением горизонтали не только в верхнем голосе, но и во всей фактуре. Тип мелодики очень близок народным лирическим напевам. Ее песенный характер требует особенно выразительного legato. Следует попросить ученика спеть мелодию. Это помогло бы лучше справиться с задачей связать звуки в напевные фразы, основанные на продолжительном мелодическом развертывании, гибком и выразительном.

13.   «Дятел»  -  a-moll. Период повторного строения     а        а1

                                                                                              8        16  с расширением

МТС:   дробление.  Пьеса изобразительного типа, в которой используются красочные (сонорные) созвучия, хроматическое нисхождение, встречное хроматическое движение.

Исполнение этой, не столь уж сложной, пьесы требует от юного пианиста известной подвинутости в слуховом и техническом отношениях, то есть умения выстроить продолжительную мелодическую линию сразу в двух голосах, убедительно показав их идентичность.

  1. «Буррэ» - C-dur.  Пьеса-пляска «вприпрыжку» («вязанка хвороста»)

Простая трехчастная форма   А В А.  

А -  период     а       а1                       В мелодии – скачки на 5,4. Полный гармонический

                         4       4                        оборот T II D T ; во втором предложении – низкая VII.                                      

                       D      T

 В – новая тема  Es- dur

     а       а1                            Автентический оборот T D6 T (Е-dur); тоника в виде Es-E

    4       4

    Т       Т

A  –  реприза             Каданс  -   S VII7пониженная D7

  а      а1

  4      4

Важно знакомство со специфическим танцевальным жанром и ритмом. Острая гармонически и ритмически пьеса, развивающая большую точность попадания в скачках при быстром темпе.

15. «Менуэт» - C-dur. По форме – простая трехчастная, в середине – 2 контрастных раздела – А В С А.

А – период неповторного строения вопросно-ответная структура (T D, D T). Автентизм.

  а       в                     МТС: периодичность. Основная тема – восходящая по звукам Т5/3 с

    4      4                        характерным мягким окончанием (пунктир).

    Т      Т

 В   -    F-dur.    Наслоение в басах новой темы и темы из первой части. В  гармонии появляется VI S III II.

МТС: период, дробление в конце.

  С    -      Es-dur.  Период повторного строения   а    а1

                                                                       8     8

                                                                                    D    T

МТС: периодичность, дробление в конце.  Аккордовая фактура. Цепочка отклонений:

D7S(As-dur),  D7D(B)

 А   -    реприза  (8 тактов).

Жанровая зарисовка танцевального характера. Исполнение требует свободной кисти и значительной выдержки, ибо фигурации продолжаются на протяжении всей ьесы. Таким образом, это хорошее упражнение на развитие кисти правой руки и свободное владение левой, на которую приходится основная смысловая нагрузка.

16.  «Гавот»  -  C-dur.  Простая трехчастная форма    А  В  А.        МТС: периодичность.

А – в простой трехчастной форме, где  А – период единого строения, не делящийся на

предложения. С гармонической стороны - сочность в начальном 4-х такте:VIпониж, IIIпониж.,D7IIIпониж.; во втором четырехтакте: D7e(III), D7G.

В – середина, новая тема e-G. Нисходящая гаммообразная линия, торжественный характер.Параллельно-переменный лад.      в       в1                                                                

                         4         4

                                            e         G

А  -   реприза динамическая (f – в нижнем регистре).

   В – середина.  8 тактов- период неповторного строения. 4такта – d-moll, 4 такта – G,C-dur.  

А  – реприза. Модуляция в G-dur.

Характер комический. Это небольшая юмореска. В среднем эпизоде следить за певучестью верхнего и нижнего голосов. Особо обратить внимание на смену тональностей, которые вносят новую окраску и настроение в пьесе.

17.  «Балет»  - Es-dur. Вальсовость. Мелодия – извилистая с применением триольных ритмов, с хроматикой – II#, IV#. Простая трехчастная форма   А В А. Вступление 4 такта: T D7#5 (D с альтерацией).

А  -  период повторно-тематического строения с расширением (отклонение через D9 в C-dur – VI).       а          а1

                       Т          Т

                    8          13 +5   переход   ум.7/VII f

В  -  С-dur.тонический органный пункт.

   в       в1

   8       24  с расширением.    Гармония:T IIпониж. ;  DD5/3, ув.5/3, S9.

А  -  реприза с расширением в конце – II7 гарм.  с VIпониж.

Контрастирует предыдущей шутливо-плясовой пьесе утонченно-изящным колоритом. Здесь так же можно говорить и об инструментальных красках, в частности, скрипичном характере первой партии: широкие ходы, объединенные лигой, создают ощущение глиссандирования. Очень выразительные смены штрихов в этом ансамбле. Разнообразен и богат ее динамический профиль.очень важна педаль, обогащающая слуховые впечатление ученика.

 18.  «Хоровод»  -  a-moll.  Простая трехчастная форма  А В А.

  А – простая трехчастная форма:                  а       а1

                                        2т. вступл.  4       4  

            МТС: периодичность, дробление – 2+2+2+1+1+1+1

   В – середина C-dur, Es-dur. Нисходящее движение по хроматической гамме.

МТС: дробление 1+1+1+1+1+1

   А1 – реприза. Фактурное варьирование.

 МТС: период, дробление – 2+2+1+1+1+1

В – середина; e-moll, D-dur. Использование мажоро-минорных систем – пониж.VI, пониж. V, пониж.IV.

МТС: дробление 2+2+1+1

 А – реприза динамическая. МТС: дробление – 2+2+1+1+1+1+1

От партнеров требуется особая сыгранность. И в этом велика роль басового голоса, как основы, акцентирующей, подобно метроному, сильные доли такта. Эту партию необходимо поручить ученику, обладающему наиболее острым ощущением метра и умением выдержать от начала до конца заданный темп.

19.  «Море» - Des-dur; пьеса изобразительного характера. По форме – период неквадратной структуры повторно-тематического строения:               а      а1

МТС: периодичность – 2+2+2                                                      2т.вст.  9      15+9 дополнениеF-dur

С гармонической стороны часто используется отклонения D7 в VI (b), в D(As),в S(Ges); альтерированные ступени II,IV.

Пьеса достаточно трудна. Представляет собой изложение с самостоятельными мелодическими линиями, довольно непривычными в интонационном плане. В мелодию включаются хроматические звуки двенадцатиступенного лада. Это сообщает мелодии современные черты. Развитие пьесы передает постепенный подъем чувств, нарастание экспрессии, взволнованный порыв, а потом возвращение к первоначальному состоянию. Музыкальная ткань многослойна с характерной для романтических лирических жанров беспокойной пульсацией гармонии.

20.  «Петушиная полька» -  G-dur. Пьеса изобразительного характера, где для передачи настроения используются кластеры, хроматизмы.

По форме:      А         В         С        D                           МТС: периодичность

                        G         e           B        f-G

                        a a1       b b1      c c1        d  d1

Легкость и грациозность музыке придают верхний регистр, стаккато. В пьесе два образа: легкий и грациозный противопоставляется мужественному и волевому. Эти два образа нужно противопоставить друг другу, создав контраст между ними. Большую роль играют регистры, придавая музыке различную окраску. Педаль должна быть весьма ограничена. Пьесу исполнять игриво, изящно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные особенности трактовки фортепианной музыки импрессионистов.

Наиболее ярким представителем импрессионизма в  музыке  принято считать К.Дебюсси. Художник - первооткрыватель – он выявил в музыке новые возможности для передачи предельно утонченных о...

Урок -презентация "Современная фортепианная музыка на примере детских альбомов российского композитора Андрея Классена «Фортепианные пьесы» для фортепиано соло и в 4 руки в 2-х частях и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах".

Важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки современных композиторов. Наш урок знакомит с биографией и творчеством композитора Андрея Классена. Пьесы из его альбомов проиллюстрировал...

Специфические особенности детского фитнеса

Рассмотрены специфические особенности детского фитнеса...

"Детская фортепианная музыка импрессионистов в практике музыкального образования"

В работе исследуются различные определения стиля как одной из важнейших категорий искусствознания. В совокупнос­ти с  понятием художественного метода она выражает единство содержании и формы в ис...

Изучение фортепианной музыки в ДШИ на примере «Детского альбома» Ч.М.Анзарокова

Изучение фортепианной музыки в ДШИ на примере «Детского  альбома» Ч.М.Анзарокова...